ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А68-5196/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 16.05.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 23.05.2017
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Акимовой Ю.И., при участии в судебном заседании представителей от заявителя: ФИО1 (доверенность от 09.01.2017, паспорт), ФИО2 (доверенность от 09.01.2017 № 41, паспорт), от заинтересованного лица: ФИО3 (доверенность от 16.03.2017 № 40-01-11/552, удостоверение), в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Тулагоргаз» на решение Арбитражного суда Тульской области от 15.12.2016 по делу № А68-5196/2016, принятое по заявлению акционерного общества «Тулагоргаз» (г. Тула, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Комитету Тульской области по тарифам (г. Тула, ОГРН <***>, ИНН <***>), третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Гестор» (г. Тула), Федеральная антимонопольная служба (г. Москва), о признании недействительным постановления от 09.06.2016 № 19/1 об установлении платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения (пункт 1), установил следующее.
Акционерное общество «Тулагоргаз» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Комитета Тульской области по тарифам от 09.06.2016 № 19/1 об установлении платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения АО «Тулагоргаз» по индивидуальному проекту: «Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями по ул. Н. Неман в г. Туле» (пункт 1 постановления).
Решением Арбитражного суда Тульской области заявленные требования были оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судом решением, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что считает решение неправомерным и необоснованным, поскольку оно принято с нарушением норм материального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Апеллянт указывает, что установление уполномоченным органом заниженной и экономически необоснованной платы за технологическое присоединение повлечет неоправданное несение обществом имущественных потерь и убытков, что напрямую затрагивает его имущественные права. Настаивает, что правила установления стандартизированных тарифных ставок для данного дела правового значения не имеют. Обращает внимание апелляционного суда на то, что Методические указания (в части расчета стандартизированных тарифных ставок), утв. приказом Федеральной службы по тарифам № 101-Э/З от 28.04.2014, судом первой инстанции применены неправильно.
Комитет Тульской области по тарифам (далее – комитет) по доводам жалобы возражал, просил оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции, изложенные ранее.
Представители общества с ограниченной ответственностью «Гестор» и Федеральной антимонопольной службы возражений по жалобе не представили в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле, в связи с чем дело рассмотрено в порядке статей 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 05.12.2014 между обществом (исполнитель) и ООО «Гестор» заключен договор о подключении объекта капитального строительства №41364/55956. В соответствии с указанным договором общество приняло на себя обязательства осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства ООО «Гестор» к принадлежащей обществу на законном праве сети газораспределения с учетом максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в Технических условиях, а ООО «Гестор» обязался оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению) (п. 2.1 договора).
В соответствии с пунктом 4.1 договора предварительный размер платы за подключение (технологическое присоединение) составляет 749 030 руб.
Согласно пункту 4.2 договора окончательный размер платы за подключение (технологическое присоединение) устанавливается Комитетом Тульской области по тарифам в соответствии с законом № 35-ФЗ от 05.04.2013 «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты».
Общество 29.04.2016 обратилось в комитет по вопросу утверждения платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства по проекту: «Многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по ул. Н. Неман в г. Туле» к системе газораспределения АО «Тулагоргаз» в размере 2 029,29 тыс. руб. (без НДС).
В ходе рассмотрения заявления экспертной группой комитета проведена экспертиза представленных материалов; из заявленных предприятием расходов по разделу «Выполнение технических условий» экспертной группой скорректированы, в том числе, расходы на оплату труда: заработная плата пересчитана в соответствии с расчетными индексами пересчета сметной стоимости Тульской области за 4 квартал 2015, утвержденными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Департамента строительства Правительства Тульской области.
Постановлением комитета Тульской области по тарифам от 09.06.2016 № 19/1 «Об установлении платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения АО «Тулагоргаз» утверждена плата за технологическое присоединение по индивидуальному проекту «Многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по ул. Н. Неман в г. Туле» в размере 1 448,43 тыс. руб. (без НДС) (пункт 1 постановления).
Общество, считая данный пункт постановления незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу приведенных правовых норм, удовлетворение требований об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными возможно лишь при совокупности двух условий, а именно: несоответствия оспариваемых актов, решения, действий (бездействия) нормам закона и нарушение ими прав заявителя.
Согласно статье 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину. Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В силу положений Закона № 69-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» (вместе с «Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Комитет Тульской области по тарифам в соответствии с Постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 № 17 является органом исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов (цен) (пункт 1 Положения); утверждает размер платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину (подпункт 70 пункта 3 Положения).
В соответствии с частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила № 1314).
Согласно пункту 1 Правил № 1314 под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения. Заявителем при этом является юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения.
Под исполнителем понимается газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
Точкой подключения определено считать место соединения сети газораспределения исполнителя с сетью газопотребления объекта капитального строительства; под фактическим присоединением - комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов исполнителя и объектов заявителя с осуществлением пуска газа на объекты заявителя.
В соответствии с пунктом 59 Правил № 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении. Согласно пункту 83 Правил № 1314 договор о подключении должен содержать перечисленные существенные условия, в том числе размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения.
В соответствии с пунктом 96 Правил № 1314 размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Таким образом, подключение объекта капитального строительства к сетям газораспределения осуществляется на основании договора о подключении, одним из существенных условий которого является плата за подключение, устанавливаемая уполномоченным органом.
Пунктом 105 Правил № 1314 предусмотрено, что после окончания разработки проекта газоснабжения и проведения его экспертизы исполнитель в течение 5 рабочих дней направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (далее - заявление об установлении платы).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления подключения (технологического присоединения) по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы (пункт 107 Правил № 1314).
Согласно пункту 17 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину", утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.04.2014 N 101-э/3, плата за технологическое присоединение в случаях, для которых она определяется по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на основании представленных ГРО выданных технических условий, а также проектной документации.
Пунктом 105 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 установлено, что после окончания разработки проектной документации сети газораспределения и проведения ее экспертизы, если она подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации, исполнитель в течение 5 рабочих дней направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (далее - заявление об установлении платы). К заявлению об установлении платы прилагаются следующие материалы:
а) заключенный договор о подключении;
б) технические условия (если выдавались);
в) положительное заключение экспертизы проектной документации сети газораспределения, если она подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) расчет необходимой валовой выручки по подключению (технологическому присоединению) с выделением стоимости каждого мероприятия, необходимого для осуществления газораспределительной организацией подключения (технологического присоединения) по индивидуальному проекту с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), выполненный в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Таким образом, плата за технологическое присоединение по индивидуальному проекту утверждается на основании технических условий и проектной документации.
Проектная документация разрабатывается с использованием Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 29.12.2009 №620.
В соответствии с пунктом 2.2.4 Методических указаний базовая цена проектной документации, а также стоимость строительства определяется на основании территориальных (федеральных) единичных расценок в ценах 2001 года. Цены 2001 года приводятся к действующим ценам с использованием коэффициентов сметной стоимости. Коэффициенты сметной стоимости учитывают, в том числе инфляцию за период с 2001 года по настоящее время.
Стоимость строительства определяется в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1.
Согласно пункту 2.13 указанной Методики сборники единичных расценок (ЕР) на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы по уровню применения подразделяются на федеральные (ФЕР), территориальные (далее - ТЕР) и отраслевые (далее - ОЕР).
Сборники ФЕР содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемым на территории Российской Федерации, и разрабатываются в основном уровне цен для 1-го базового района (Московской области). Сборники ФЕР вместе с государственными элементными сметными нормами образуют единую государственную сметно-нормативную базу для разработки системы укрупненных сметных нормативов.
В территориальные сборники ЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона).
Отраслевые сборники ЕР разрабатываются для специализированных видов строительства (энергетическое, транспортное, водохозяйственное, горнокапитальное, газопроводы, связь, отдельные виды промышленных объектов и т.п.).
В соответствии с пунктом 2.16. указанной Методики Единичные расценки сведены в таблицы и содержат на принятый в них измеритель конструкций или работ следующие показатели:
- затраты на оплату труда рабочих (кроме затрат труда, учитываемых в стоимости эксплуатации строительных машин) по состоянию на 01.01.2000;
- стоимость эксплуатации строительных машин, в том числе оплату труда рабочих, обслуживающих машины, по состоянию на 01.01.2000;
- стоимость материалов, изделий и конструкций (кроме материалов, конструкций и изделий, стоимость которых не учитывается в единичной расценке) по состоянию на 01.01.2000;
- нормы расхода материалов (в натуральных показателях), стоимость которых не учитывается в единичной расценке;
- наименования и нормы расхода материалов, изделий и конструкций, характеристика которых принимается при составлении смет по проектным данным.
Таким образом, расходы на строительство, рассчитанные на основании проектной документации (согласно ТЕР-2001) учитывают не только стоимость материалов на строительство, но и расходы на оплату труда.
Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021, предусматривают расчет тарифов (платы) с учетом экономической обоснованности расходов.
Учитывая, что расходы на оплату труда учтены в ТЕР, то учет расходов на основании фактических данных по заработной плате организаций, по сути, приведет к двойному учету одних и тех же расходов.
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание, что Методическими указаниями (приказ № 101-э/З) не предусмотрен расчет на основании фактических данных организации, то есть не в соответствии с ТЕР 2001.
Суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить, что услуги по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, как в случае применения стандартизированных тарифных ставок, так и в случае работ по индивидуальному проекту, носят аналогичный характер, и, соответственно, расчет стоимости подключения для всех групп абонентов должен осуществляться на основе единообразных подходов. В противном случае, абоненты, стоимость подключения которых рассчитывается из стандартизированных тарифных ставок, будут поставлены в преимущественное положение по отношению к абонентам, осуществляющим технологическое присоединение по индивидуальному проекту. На необходимость применения территориальных единичных расценок при расчёте величины стандартизированных ставок прямо указано в Методических указаниях, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам № 101-Э/З от 28.04.2014, на что совершенно обоснованно указал суд первой инстанции.
При таких обстоятельствах, регулирующий орган учел расходы на оплату труда в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения требований общества у суда первой инстанции не имелось.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено. При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина в большем размере, чем это предусмотрено законом, подлежит возврату.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина была уплачена в размере 3 000 руб., излишне уплаченные 1 500 руб. подлежат возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 15.12.2016 по делу № А68-5196/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу «Тулагоргаз» из федерального бюджета 1 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Е.В. Мордасов
Н.В. Еремичева
Е.В. Рыжова