ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
город Тула Дело № А23-2446/06А-18-187
«11» декабря 2006 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2006 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2006 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего Игнашиной Г.Д.
судей Тиминской О.А., Тимашковой Е.Н.
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.
при ведении протокола судебного заседания судьей Игнашиной Г.Д.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу УФНС России
по Калужской области
на решение Арбитражного суда Калужской области от 03.10.2006 г.
по делу № А23-2446/06А-18-187 судьи Г.В. Ефимовой
по заявлению ООО «Венталл»
к УФНС России по Калужской области
о признании недействительным решения от 25.07.06 г. № 5
при участии в заседании:
от ООО «Венталл» - ФИО1 по доверенности, ФИО2 по доверенности
от УФНС России по Калужской области – ФИО3 по доверенности, ФИО4,
ФИО5 – по доверенности
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Венталл» обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы России по Калужской области о признании недействительным решения от 25.07.2006 г. № 5 о привлечении к налоговой ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного п.1 ст. 122 НК РФ.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 03 октября 2006 г. заявленные требования были удовлетворены.
Удовлетворяя требования ООО «Венталл» суд исходил из того, что ООО «Венталл» являлось подрядчиком в рамках Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия от 17.06.1992 г. (далее – Соглашение), на него распространяются нормы ст. Х данного Соглашения.
Не согласившись с решением суда и ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, УФСН России по Калужской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Калужской области от 03.10.2006 г. и принять по делу новый судебный акт.
Как указывает заявитель, нормы статьи Х Соглашения распространяются на США, в том числе (дипломатические представительства США и государственные органы США), их персонал, подрядчиков США и их персонал, которые освобождаются от обязанностей по уплате всех налогов на территории Российской Федерации в связи с реализацией проектов в рамках соглашения, при этом статьей Х Соглашения не предусмотрены какие-либо налоговые льготы в отношении субподрядчиков.
Положения подпункта 6 пункта 1 статьи 251 НК РФ распространяются только на непосредственных получателей технической помощи (содействия), имеющих удостоверение, подтверждающее принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи, то есть на Министерство обороны Российской Федерации (в/ч 31600), и не распространяются на ООО «Венталл».
Кроме того, в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций оставшиеся в распоряжении ООО «Венталл» неиспользованные целевые поступления должны включаться и по другим правовым основаниям – в соответствии с п. 14. ст. 250 НК РФ, как внереализационные доходы.
ООО «Венталл» не согласилось с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва не нее, заслушав объяснения представителей, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, между ООО «Венталл» (подрядчик) и компанией «БЛЭК ЭНД ВИЧ ИНТЕРНЭШНЛ» (генеральный подрядчик, США) были заключены договоры от 04.09.2002 г. № 02-072-98613 на сумму 307000 долларов США на изготовление прототипа типового объекта АСУКИ, период действия с 04.09.2002 г. по 01.02.2003 г. и от 14.03.2003 г. № 03-013-98613 на сумму 1982734 долларов США на изготовление модульных зданий ПУ АСУКИ, период действия с 14.03.2003 г. по 05.07.2004 г. (с учетом изменений и дополнений от 17.06.2003 г.).
Данные договоры были заключены в целях предоставления товаров, работ и услуг в рамках «Программы относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия», разработанной в соответствии с Межправительственным Соглашением между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки от 17 июня 1992 г. (протокол о его продлении от 15 июня 1999 г.).
В соответствии с указанной Программой Комиссия по вопросам международной технической помощи при Правительстве РФ (протокол от 21.01.2001 г. № 17) выдала Удостоверением № 584 о признании средств, товаров, работ и услуг технической помощью. Получателем технической помощи является Министерство обороны Российской Федерации (в/ч 31600), а ООО «Венталл» - организацией – поставщиком. Донором международной технической помощи являлось Министерство обороны Соединенных Штатов Америки, через компанию «БЛЭК ЭНД ВИЧ ИНТЕРНЭШНЛ», являвшуюся корпорацией, созданной в соответствии с законами Штата Миссури США, осуществлявшей свою деятельность на территории Российской Федерации через свое постоянное представительство в г. Москве.
Управлением ФНС России по Калужской области была проведена повторная выездная налоговая проверка ООО «Венталл» по вопросу правильности исчисления и уплаты налога на прибыль. По результатам проверки составлен акт от 27.06.2006 г. № 3, а 25.07.2006 г. руководителем УФНС России по Калужской области было принято решение №5 о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ООО «Венталл» привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (за неполную уплату налога на прибыль), предусмотренного п.1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 244671 руб., а также предложено уплатить налог на прибыль за 2003 г. в сумме 1223353 руб., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 288816 руб.
В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В силу ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
На основании ст.11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 101-ФЗ от 15.07.95 "О международных договорах РФ" под международным договором Российской Федерации понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
В ходе рассмотрения спора судом установлено, что между Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией заключено соглашение относительно безопасных и надежных перевозок, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия от 17.06.1992 г.
Согласно п. 1 ст. X Соглашения США, их персонал, подрядчики и персонал подрядчиков не обязаны платить каких-либо налогов или аналогичных сборов Российской Федерации или любых ее органов в отношении деятельности, осуществляемой в соответствии с данным Соглашением.
В соответствии со ст. XI Соглашения приобретаемые при осуществлении данного Соглашения товары и услуги не облагаются в Российской Федерации какими-либо налогами, таможенными пошлинами, сборами или аналогичными сборами.
Как следует из материалов дела, между ООО «Венталл» (подрядчик) и компанией «БЛЭК ЭНД ВИЧ ИНТЕРНЭШНЛ» (генеральный подрядчик, США) были заключены договоры от 04.09.2002 г. № 02-072-98613 на сумму 307000 долларов США на изготовление прототипа типового объекта АСУКИ, период действия с 04.09.2002 г. по 01.02.2003 г. и от 14.03.2003 г. № 03-013-98613 на сумму 1982734 долларов США на изготовление модульных зданий ПУ АСУКИ, период действия с 14.03.2003 г. по 05.07.2004 г. (с учетом изменений и дополнений от 17.06.2003г.).
В соответствии с условиями контракта ООО «Венталл» выступает подрядчиком. Компания «БЛЭК ЭНД ВИЧ ИНТЕРНЭШНЛ» является официальным представителем донора и генеральным координатором услуг подрядчика.
Указанные договоры были заключены в целях предоставления товаров, работ и услуг в рамках «Программы относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия», разработанной в соответствии с Межправительственным Соглашением между Российской Федерации и Соединенными Штатами Америки от 17.06.1992 г. (протокол о его продлении от 15.06.1999 г.).
В приложении к удостоверению N 584 о признании средств, товаров и услуг технической помощью, выданному Комиссией по вопросам международной технической помощи при Правительстве Российской Федерации (протокол от 25.01.2001 N 17) ООО «Венталл» отмечено в перечне организаций, участвующих в выполнении работ по предоставлению товаров, работ и услуг по «Программе относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия».
При этом донором в удостоверении названо Министерство обороны США через компанию «БЛЭК ЭНД ВИЧ ИНТЕРНЭШНЛ», получателем технической помощи - Министерство обороны РФ, а ООО «Венталл» определено как организация, участвующая в выполнении работ по предоставлению безвозмездной технической помощи.
Подтверждением того, что именно ООО «Венталл» является участником "Программы относительно безопасных и надежных перевозки, хранения, уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия" служит также письмо Посольства США от 04.08.2005 г. № 010-05К.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО «Венталл» действует в рамках Соглашения между Российской Федерацией и США, являясь подрядчиком США и участником программы, а выполняемые работы относятся к технической помощи (содействию) и, в силу ст. Х Соглашения, денежные средства, полученные ООО «Венталл» по контракту № 03-013-98613 от 14.03.2003 г. не подлежат обложению налогами.
На основании изложенного, доводы заявителя о том, что действие ст. Х Соглашения распространяется только на организации США, судом не принимается.
По поводу ссылки ООО Венталл» на то, что общество имеет право не включать доходы, полученные по контракту № 03-013-98613 на основании пп. 6 п.1 ст. 251 НК РФ суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно ст. ст. 247, 248 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг). В силу ст. 249 НК РФ в целях настоящей главы доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных.
Согласно подпункту 6 пункта 1 ст. 251 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 95-ФЗ безвозмездная помощь (содействие) - это средства, товары, предоставляемые Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, а также физическими лицами (за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи), на которые имеются удостоверения (документы), подтверждающие принадлежность указанных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию).
Технической помощью (содействием) называется вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой в целях оказания поддержки в осуществлении экономической, социальной реформ и осуществления разоружения путем проведения конверсии, утилизации вооружения и военной техники, проведения радиационно-экологических мероприятий по обращению с радиоактивными отходами, отработанным ядерным топливом и другими ядерными материалами, ранее накопленными и (или) образующимися при эксплуатации и выводе из нее объектов мирного и военного использования атомной энергии, а также путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, поставок оборудования и других материально-технических средств по проектам и программам, которые зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи подтверждается удостоверением, выдаваемом в порядке, определенном Правительством РФ.
Как следует из Удостоверения № 584, выданного Комиссией по вопросам международной технической помощи при Правительстве РФ (протокол от 25.01.2001 № 17), получателем технической помощи (содействия) продукции, выполненных работ по контракту DTRA-01-00-С-002 от 26.05.2000 г. является Министерство обороны Российской Федерации (в/ч 31600), ООО «Венталл» выступало подрядчиком по договору с официальным представителем донора, работы оплачены донором.
На основании изложенного, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что одновременное признание технической помощью средств, полученных ООО «Венталл» от донора и полученных в/ч 31600 средств, работ, товаров и услуг противоречит нормам Федерального закона № 95-ФЗ и подпункта 6 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций оставшиеся в распоряжении ООО «Венталл» неиспользованные целевые поступления должны включаться и по другим правовым основаниям – в соответствии с п. 14. ст. 250 НК РФ, как внереализационные доходы, судом не принимается по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст. 250 НК РФ в целях главы 25 НК РФ внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 Кодекса.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств.
Как следует из материалов дела, ООО «Венталл» выполняло работы по гражданско-правовому договору, за которое получило вознаграждение, оплаченное из средств технической помощи.
К средствам целевого финансирования относится лишь ограниченный перечень получаемого налогоплательщиком имущества, перечисленного в п.14 ст. 250 НК РФ.
Налоговый кодекс РФ, в том числе его п.14 ст.250, не устанавливает, что оплата по гражданско-правовому договору является целевым финансированием.
На основании изложенного, положения п.14 ст.250 НК РФ не могут быть применены к денежным средствам, полученным ООО «Венталл» по контракту от № 03-013-98613 от 14.03.2003.
Кроме того, ни в решении № 5 от 25.07.2006 г., ни в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции Управление не ссылалось на положения п.14 ст. 250 НК РФ, вследствие чего этот довод апелляционной жалобы не может относиться к предмету спора.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение суда первой инстанции от 03.10.2006 г. по делу № А23-2446/06А-18-187 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Е.Н. Тимашкова