ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-3511/2022 от 05.07.2022 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

1166/2022-24100(5)



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула Дело № А62-9770/2020   20АП-3511/2022  Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2022 года. 

Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2022 года. 

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Мордасова Е.В., судей Большакова Д.В., Стахановой В.Н., при ведении протокола  судебного заседания секретарем судебного заседания Староверовой Е.А., рассмотрев в  открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федерального  казначейства по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области  от 31.03.2022 по делу № А62-9770/2020 (судья Ерохин А.М.), принятое по заявлению  Смоленского областного государственного учреждения «Управление областных  автомобильных дорог» (г. Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>) к  управлению Федерального казначейства по Смоленской области (г. Смоленск, 

ОГРН <***>, ИНН <***>), третье лицо, не заявляющее самостоятельных  требований департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству 

(г. Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительными  п. 1 и 5 представления от 02.10.2020 № 63-110- 12/120-3591;  

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 11.04.2022); 

иные лица в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, о времени  и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом; 

УСТАНОВИЛ:

областное государственное казенное учреждение «Управление капитального  строительства Смоленской области» (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд  Смоленской области с заявлением к управлению Федерального казначейства по 


[A1] Смоленской области (далее - казначейство) о признании недействительными п. 1 и 5  представления от 02.10.2020 № 63-110-12/120-3591 (с учетом уточнения). 

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 31.03.2021, оставленным без  изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2021,  в удовлетворении требования учреждению отказано. 

Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 23.11.2021 решение  Арбитражного суда Смоленской области от 31.03.2021 и постановление Двадцатого  арбитражного апелляционного суда от 20.07.2021 по делу № А62-9770/2020 отменены,  дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области. 

При новом рассмотрении дела учреждение уточнило первоначально заявленные  требования и просит признать недействительными п. 1 представления казначейства от  02.10.2020 № 63-110-12/120-3591 с требованием о возмещении средств в доход  федерального бюджета в сумме 79 408 025 руб. 28 коп. и принятием мер по устранению  причин и условий данного нарушения. 

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 28.03.2022 требования  учреждения удовлетворены. 

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление обратилось в  Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда  первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в  удовлетворении заявленных требований. 

В обоснование своей позиции апеллянт выражает несогласие с выводом суда  области о том, что, принимая во внимание условия соглашения о предоставлении иного  межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение и буквальное содержание  КБК, по которому предоставлены средства из федерального бюджета, расходы  учреждения, понесенные при выполнении работ по национальному проекту,  соответствовали КБК и, соответственно, учреждением не допущено нарушений  бюджетного законодательства. 

Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда  первой инстанции без изменения, а жалобу – без удовлетворения. 

Проверив в порядке, установленном ст. 258, 266, 268 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность  обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к  выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим. 

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой  инстанции обоснованно руководствовался следующим. 


[A2] В силу ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ и п. 6 постановления Пленума Верховного  Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части  первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о  признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и  действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления  необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному  правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. 

В соответствии с п. 1 ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -  БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях  обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных  нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. 

Пунктом 2 ст. 269.2 БК РФ установлено, что при осуществлении полномочий по  внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами  внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся  проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения,  представления и (или) предписания. 

Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 5 Правил осуществления  Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 

 № 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по  контролю в финансово-бюджетной сфере» (далее - Правила № 1092), на основании  приказа казначейства от 10.08.2020 № 214 «О назначении внеплановой выездной проверки  Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Управление  областных автомобильных дорог»» в соответствии с требованием Генеральной  прокуратуры Российской Федерации от 03.06.2020 № 73/1-820-2020, поручением  Федерального казначейства от 22.07.2020 № С7-04-05/18-14363 казначейством в период с  17.08.2020 по 28.08.2020 была проведена выездная проверка предоставления и  использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на  реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»,  по результатам которой был составлен акт от 28.08.2020 № 1.20-19/13 об использовании  учреждением в нарушение п. 1 ст. 78.1 БК РФ средств субсидии на капитальный ремонт  автомобильных дорог, которые фактически предоставлены на ремонт автомобильных  дорог по государственному заданию на 2019 год, в обшей сумме 79 408 025 руб. 28 коп. 

На основании статей 269.2., 270.2. БК РФ, п. 68 Правил № 1092 управление 


[A3] 02.10.2020 направило учреждению представление (исх. № 63-1.10-12/1.20-3591), в  котором вышеуказанное нарушение отражено в п. 1, с требованием устранить нарушения  путем принятия мер, предусмотренных действующим законодательством, по возмещению  средств федерального бюджета и принять меры по устранению причин и условий данных  нарушений, а также проинформировать управление о результатах его исполнения в срок  до 01.04.2021 (или не позднее 3 дней с даты исполнения представления). 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 № 1596  утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной  системы». В подпрограмме «Дорожное хозяйство» предусмотрен федеральный проект  «Дорожная сеть». 

Протоколом от 24.12.2018 № 15 Президиума Совета при Президенте Российской  Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден паспорт  национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В структуре  этого проекта утвержден федеральный проект «Дорожная сеть». 

Областным государственным предприятием «Развитие дорожно-транспортного  комплекса Смоленской области» в рамках реализации национального проекта  «Безопасные и качественные автомобильные дороги» разработано основное мероприятие  «Региональный проект «Дорожная сеть», исполнителем которого определено учреждение  «Смоленскавтодор». Планом реализации указанного регионального проекта является  мероприятие «Приведение автомобильных дорог общего пользования регионального и  межмуниципального значения Смоленской области в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние». Исполнителями этого мероприятия определены  департамент транспорта и учреждение. 

Между департаментом транспорта и учреждением «Смоленскавтодор» 15.01.2019  было заключено соглашение № 01/19-гз, предметом которого являлось предоставление  учреждению из областного бюджета в 2019 году субсидии в размере 2 540 069 400 руб.  (п. 2.2) на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание  государственных услуг - на содержание, ремонт, капитальный ремонт автомобильных  дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, а также на  обеспечение и повышение безопасности дорожного движения. 

Между Федеральным дорожным агентством и администрацией Смоленской  области в лице департамента транспорта 27.03.2019 заключено соглашение 

 № 108-17-2019-068 о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего  целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Смоленской области. Предметом  данного соглашения являлось предоставление из федерального бюджета бюджету 


[A4] Смоленской области иного межбюджетного трансферта в целях софинансирования  расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при реализации мероприятий,  направленных на достижение результатов региональных проектов, обеспечивающих  достижение результатов федерального проекта «Дорожная сеть» в рамках реализации  национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в рамках  федерального проекта Государственной программы РФ «Развитие транспортной  системы». 

В силу п. 2.1 соглашения общий объем бюджетных ассигнований в бюджет  Смоленской области в 2019 году составляет 1 758 600 900 руб. 

Между департаментом транспорта и учреждением 10.04.2019 заключено  дополнительное соглашение № 01д/19-гз к соглашению № 01/19-гз от 15.01.2019, которым  п. 2.2 дополнен абзацем, предусматривающим выделение в 2019 году 1 230 600 900 руб.  по КБК 808_0409_09 ЯR153932_611, а также соглашение дополнено графиком  перечисления указанной субсидии на ремонт автомобильных дорог общего пользования  регионального и межмуниципального значения и дорожных сооружений, являющихся их  технологической частью (искусственных дорожных сооружений), в рамках реализации  национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». 

Между департаментом транспорта и учреждением 20.12.2019 заключено  дополнительное соглашение № 05/19-гд к соглашению № 01/19-гз от 15.01.2019, которым  п. 2.2 дополнен абзацем, которым зафиксировано, что общий объем финансирования по  коду БК 808_0409_09 ЯR153932_611 по фактически выполненным работам составляет 

Согласно отчету учреждения «Смоленскавтодор» от 20.01.2020 о выполнении  государственного задания за 2019 год выполнен ремонт автомобильных дорог общего  пользования регионального и межмуниципального значения и дорожных сооружений,  являющихся их технологической частью (искусственных дорожных сооружений),  протяженностью 144 км; капитальный ремонт автомобильных дорог не выполнялся. 

В соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской  Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на  финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в  том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа  на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с  учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг  физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание  государственного (муниципального) имущества. 


[A5] Как справедливо отметил суд области, в письме Минфина России от 25.04.2017

 № 02-09-08/24851 подтверждается, что понятие «неправомерное расходование бюджетных  средств» БК РФ не определено. Также Минфин указывает, что при отнесении действий  (бездействия) участников бюджетного процесса к неправомерному расходованию  бюджетных средств следует исходить из общепринятого в юридической практике  признания неправомерными действий (бездействия), в случае если они противоречат  требованиям правовых норм. На основании изложенного Минфин России относит к  неправомерному расходованию бюджетных средств действия (бездействие),  противоречащие требованиям бюджетного законодательства РФ и иным нормативным  правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения. 

В государственном задании, утвержденном приказами департамента Смоленской  области по транспорту и дорожному хозяйству от 30.01.2019 № 13 «Об утверждении  Государственного задания на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов  Смоленскому областному государственному бюджетному учреждению «Управление  областных автомобильных дорог», от 24.12.2019 № 181 «О внесении изменения в  Государственное задание на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов Смоленскому  областному государственному бюджетному учреждению «Управление областных  автомобильных дорог», показатель по капитальному ремонту автомобильных дорог  составил 0 км., по ремонту автомобильных дорог - 140,6 км. 

Согласно отчету учреждения о выполнении государственного задания за 2019 год  работы по капитальному ремонту не выполнялись, однако фактически были выполнены с  неправомерным расходованием на их оплату средств субсидии, что отражено в акте  проверки. 

В оспариваемом представлении управление сослалось на нарушение учреждением  положений п. 1 ст. 78.1 БК РФ, согласно которому предоставление предусмотренных  настоящим пунктом субсидий осуществляется в соответствии с соглашениями о  предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти  (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия  учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями. Соглашения о  предоставлении предусмотренных настоящим пунктом субсидий федеральным  бюджетным или автономным учреждениям заключаются в соответствии с типовой  формой, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации (далее -  Минфин России). 

Приказом Минфина России от 31.10.2016 № 198н утверждена типовая форма  соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета федеральному 


[A6] бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения  государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), в  котором указывается код классификации расходов федерального бюджета, приложениями  к которому являются график перечисления субсидии и отчет об использовании субсидии. 

Как следует из материалов дела, 79 408 025 руб. 28 коп. выделенных средств  израсходовано учреждением не на ремонт автомобильных дорог, а на капитальный ремонт  автомобильных дорог; работы на указанную сумму выполнены, приняты и оплачены.  Нецелевое использование бюджетных средств учреждению не вменяется. 

Принимая во внимание условия соглашения № 108-17-2019-068 от 27.03.2019,  заключенного между Федеральным дорожным агентством и администрацией Смоленской  области, дополнительного соглашения № 01д/19-гз к соглашению № 01/19-гз от  15.01.2019, а также буквальное содержание КБК 808_0409_09 ЯR153932_611, учреждение  небезосновательно полагало, что средства дополнительной субсидии могли быть  направлены на выполнение любых работ в рамках дорожной деятельности. Все расходы  учреждения, понесенные при выполнении работ по национальному проекту, включая  работы, относящиеся к капитальному ремонту автомобильных дорог, соответствовали  вышеуказанному КБК. 

С учетом изложенного, вопреки доводу апеллянта, суд первой инстанции  обоснованно не усмотрел в действиях учреждения нарушений бюджетного  законодательства, влекущих обязанность по возмещению средств в доход федерального  бюджета. 

Таким образом, выводы суда первой инстанции сделаны в пределах допустимого  судейского усмотрения, не свидетельствуют о нарушении норм процессуального права,  основаны на нормах законодательства и обстоятельствах дела. Материалы дела  исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами  доказательствам дана надлежащая правовая оценка. 

Доводы апеллянта не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая  выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом  обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены  судебного акта. 

Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в  соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого  судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. 

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд 


[A7] ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 31.03.2022 по делу № А62-9770/2020 

оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в  течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции. 

Председательствующий судья Е.В. Мордасов 

Судьи Д.В. Большаков  В.Н. Стаханова