1166/2022-24100(5)
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А62-9770/2020 20АП-3511/2022 Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2022 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Большакова Д.В., Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Староверовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федерального казначейства по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 31.03.2022 по делу № А62-9770/2020 (судья Ерохин А.М.), принятое по заявлению Смоленского областного государственного учреждения «Управление областных автомобильных дорог» (г. Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>) к управлению Федерального казначейства по Смоленской области (г. Смоленск,
ОГРН <***>, ИНН <***>), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству
(г. Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительными п. 1 и 5 представления от 02.10.2020 № 63-110- 12/120-3591;
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 11.04.2022);
иные лица в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
областное государственное казенное учреждение «Управление капитального строительства Смоленской области» (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к управлению Федерального казначейства по
[A1] Смоленской области (далее - казначейство) о признании недействительными п. 1 и 5 представления от 02.10.2020 № 63-110-12/120-3591 (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 31.03.2021, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2021, в удовлетворении требования учреждению отказано.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 23.11.2021 решение Арбитражного суда Смоленской области от 31.03.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2021 по делу № А62-9770/2020 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
При новом рассмотрении дела учреждение уточнило первоначально заявленные требования и просит признать недействительными п. 1 представления казначейства от 02.10.2020 № 63-110-12/120-3591 с требованием о возмещении средств в доход федерального бюджета в сумме 79 408 025 руб. 28 коп. и принятием мер по устранению причин и условий данного нарушения.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 28.03.2022 требования учреждения удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции апеллянт выражает несогласие с выводом суда области о том, что, принимая во внимание условия соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение и буквальное содержание КБК, по которому предоставлены средства из федерального бюджета, расходы учреждения, понесенные при выполнении работ по национальному проекту, соответствовали КБК и, соответственно, учреждением не допущено нарушений бюджетного законодательства.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
[A2] В силу ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ и п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с п. 1 ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Пунктом 2 ст. 269.2 БК РФ установлено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 5 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013
№ 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» (далее - Правила № 1092), на основании приказа казначейства от 10.08.2020 № 214 «О назначении внеплановой выездной проверки Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Управление областных автомобильных дорог»» в соответствии с требованием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 03.06.2020 № 73/1-820-2020, поручением Федерального казначейства от 22.07.2020 № С7-04-05/18-14363 казначейством в период с 17.08.2020 по 28.08.2020 была проведена выездная проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», по результатам которой был составлен акт от 28.08.2020 № 1.20-19/13 об использовании учреждением в нарушение п. 1 ст. 78.1 БК РФ средств субсидии на капитальный ремонт автомобильных дорог, которые фактически предоставлены на ремонт автомобильных дорог по государственному заданию на 2019 год, в обшей сумме 79 408 025 руб. 28 коп.
На основании статей 269.2., 270.2. БК РФ, п. 68 Правил № 1092 управление
[A3] 02.10.2020 направило учреждению представление (исх. № 63-1.10-12/1.20-3591), в котором вышеуказанное нарушение отражено в п. 1, с требованием устранить нарушения путем принятия мер, предусмотренных действующим законодательством, по возмещению средств федерального бюджета и принять меры по устранению причин и условий данных нарушений, а также проинформировать управление о результатах его исполнения в срок до 01.04.2021 (или не позднее 3 дней с даты исполнения представления).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 № 1596 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы». В подпрограмме «Дорожное хозяйство» предусмотрен федеральный проект «Дорожная сеть».
Протоколом от 24.12.2018 № 15 Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден паспорт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В структуре этого проекта утвержден федеральный проект «Дорожная сеть».
Областным государственным предприятием «Развитие дорожно-транспортного комплекса Смоленской области» в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» разработано основное мероприятие «Региональный проект «Дорожная сеть», исполнителем которого определено учреждение «Смоленскавтодор». Планом реализации указанного регионального проекта является мероприятие «Приведение автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Смоленской области в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние». Исполнителями этого мероприятия определены департамент транспорта и учреждение.
Между департаментом транспорта и учреждением «Смоленскавтодор» 15.01.2019 было заключено соглашение № 01/19-гз, предметом которого являлось предоставление учреждению из областного бюджета в 2019 году субсидии в размере 2 540 069 400 руб. (п. 2.2) на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг - на содержание, ремонт, капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, а также на обеспечение и повышение безопасности дорожного движения.
Между Федеральным дорожным агентством и администрацией Смоленской области в лице департамента транспорта 27.03.2019 заключено соглашение
№ 108-17-2019-068 о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Смоленской области. Предметом данного соглашения являлось предоставление из федерального бюджета бюджету
[A4] Смоленской области иного межбюджетного трансферта в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при реализации мероприятий, направленных на достижение результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение результатов федерального проекта «Дорожная сеть» в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в рамках федерального проекта Государственной программы РФ «Развитие транспортной системы».
В силу п. 2.1 соглашения общий объем бюджетных ассигнований в бюджет Смоленской области в 2019 году составляет 1 758 600 900 руб.
Между департаментом транспорта и учреждением 10.04.2019 заключено дополнительное соглашение № 01д/19-гз к соглашению № 01/19-гз от 15.01.2019, которым п. 2.2 дополнен абзацем, предусматривающим выделение в 2019 году 1 230 600 900 руб. по КБК 808_0409_09 ЯR153932_611, а также соглашение дополнено графиком перечисления указанной субсидии на ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью (искусственных дорожных сооружений), в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Между департаментом транспорта и учреждением 20.12.2019 заключено дополнительное соглашение № 05/19-гд к соглашению № 01/19-гз от 15.01.2019, которым п. 2.2 дополнен абзацем, которым зафиксировано, что общий объем финансирования по коду БК 808_0409_09 ЯR153932_611 по фактически выполненным работам составляет
Согласно отчету учреждения «Смоленскавтодор» от 20.01.2020 о выполнении государственного задания за 2019 год выполнен ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью (искусственных дорожных сооружений), протяженностью 144 км; капитальный ремонт автомобильных дорог не выполнялся.
В соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
[A5] Как справедливо отметил суд области, в письме Минфина России от 25.04.2017
№ 02-09-08/24851 подтверждается, что понятие «неправомерное расходование бюджетных средств» БК РФ не определено. Также Минфин указывает, что при отнесении действий (бездействия) участников бюджетного процесса к неправомерному расходованию бюджетных средств следует исходить из общепринятого в юридической практике признания неправомерными действий (бездействия), в случае если они противоречат требованиям правовых норм. На основании изложенного Минфин России относит к неправомерному расходованию бюджетных средств действия (бездействие), противоречащие требованиям бюджетного законодательства РФ и иным нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения.
В государственном задании, утвержденном приказами департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству от 30.01.2019 № 13 «Об утверждении Государственного задания на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов Смоленскому областному государственному бюджетному учреждению «Управление областных автомобильных дорог», от 24.12.2019 № 181 «О внесении изменения в Государственное задание на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов Смоленскому областному государственному бюджетному учреждению «Управление областных автомобильных дорог», показатель по капитальному ремонту автомобильных дорог составил 0 км., по ремонту автомобильных дорог - 140,6 км.
Согласно отчету учреждения о выполнении государственного задания за 2019 год работы по капитальному ремонту не выполнялись, однако фактически были выполнены с неправомерным расходованием на их оплату средств субсидии, что отражено в акте проверки.
В оспариваемом представлении управление сослалось на нарушение учреждением положений п. 1 ст. 78.1 БК РФ, согласно которому предоставление предусмотренных настоящим пунктом субсидий осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями. Соглашения о предоставлении предусмотренных настоящим пунктом субсидий федеральным бюджетным или автономным учреждениям заключаются в соответствии с типовой формой, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации (далее - Минфин России).
Приказом Минфина России от 31.10.2016 № 198н утверждена типовая форма соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета федеральному
[A6] бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), в котором указывается код классификации расходов федерального бюджета, приложениями к которому являются график перечисления субсидии и отчет об использовании субсидии.
Как следует из материалов дела, 79 408 025 руб. 28 коп. выделенных средств израсходовано учреждением не на ремонт автомобильных дорог, а на капитальный ремонт автомобильных дорог; работы на указанную сумму выполнены, приняты и оплачены. Нецелевое использование бюджетных средств учреждению не вменяется.
Принимая во внимание условия соглашения № 108-17-2019-068 от 27.03.2019, заключенного между Федеральным дорожным агентством и администрацией Смоленской области, дополнительного соглашения № 01д/19-гз к соглашению № 01/19-гз от 15.01.2019, а также буквальное содержание КБК 808_0409_09 ЯR153932_611, учреждение небезосновательно полагало, что средства дополнительной субсидии могли быть направлены на выполнение любых работ в рамках дорожной деятельности. Все расходы учреждения, понесенные при выполнении работ по национальному проекту, включая работы, относящиеся к капитальному ремонту автомобильных дорог, соответствовали вышеуказанному КБК.
С учетом изложенного, вопреки доводу апеллянта, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел в действиях учреждения нарушений бюджетного законодательства, влекущих обязанность по возмещению средств в доход федерального бюджета.
Таким образом, выводы суда первой инстанции сделаны в пределах допустимого судейского усмотрения, не свидетельствуют о нарушении норм процессуального права, основаны на нормах законодательства и обстоятельствах дела. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апеллянта не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
[A7] ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 31.03.2022 по делу № А62-9770/2020
оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья Е.В. Мордасов
Судьи Д.В. Большаков В.Н. Стаханова