03 августа 2016 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail:info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А09-9011/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 27.07.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 03.08.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Дайнеко М.М., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ращепкиной О.А., при участии от истца – ФИО1 (приказ от 02.12.2014), от ответчика – ФИО2 (доверенность от 12.10.2015), в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео- конференцсвязи при содействии арбитражного суда Брянской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Евро строй» на решение Арбитражного суда Брянской области от 18.04.2016 по делу № А09-9011/2015 (судья Лемешко Г.Е.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Евро строй» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Газпром газораспределение Брянск» (далее – ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства от 08.05.2015 № 311-2015/з в части условий о цене и сроках исполнения договора (с учетом уточнения).
Определением суда от 27.07.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент строительства и архитектуры Брянской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области..
Определением суда от 10.02.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное автономное учреждение Брянской области «Региональный центр ценообразования в строительстве Брянской области», Управление государственного регулирования тарифов Брянской области.
Решением арбитражного суда исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что на основании заявки ООО «Евро строй» о технологическом присоединении многоквартирных жилых домов, строительство которых осуществляется истцом, расположенных по адресам: <...>, ответчиком в адрес истца был направлен с сопроводительным письмом проект договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства от 08.05.2015 № 311-2015/з.
Рассмотрев представленный ответчиком проект договора, ООО «Евро строй» подписало и направило 22.05.2015 в адрес ОАО «Газпром газораспределение Брянск» протокол разногласий, в котором изложило п. 3.1, п. 4.1 и Приложение № 2 к указанному договору в части цены и сроком проведения работ в новой редакции.
ОАО «Газпром газораспределение Брянск» в ответ направило истцу письмо от 02.06.2015 № ГС-14/2166, в котором обосновало размер стоимости работ и сроки их проведения.
ОАО «Газпром газораспределение Брянск» 19.06.2015 направило в адрес истца письмо № ГС-14/2488, в котором сообщило о том, что протокол разногласий к договору о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства от 08.05.2015 № 311-2015/з в редакции истца отклонен.
Поскольку сторонами разногласия, возникшие при заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства от 08.05.201 5№ 311-2015/з, урегулированы не были, ООО «Евро строй» обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском (с учетом уточнения).
Вынося обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключениями случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно п. 2 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с указанным Кодексом и иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае отношения по подключению объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», а также соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно п. 2, п. 4 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей. При заключении и исполнении публичных договоров для сторон являются обязательными правила, издаваемые Правительством Российской Федерации, а также уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Исходя из принципа свободы договора, арбитражный суд при урегулировании разногласий, возникших при заключении публичного договора, не вправе включать в договор несогласованное сторонами условие, если содержание этого условия не предусмотрено законом или иным правовым актом.
Согласно п. 8 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение (технологическое присоединение) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение (технологическое присоединение), предоставленными правообладателю земельного участка.
В соответствии с п. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила № 1314).
Согласно пункту 1 Правил № 1314 под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения. Заявителем при этом является юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения. Под исполнителем понимается газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства. Точкой подключения определено считать место соединения сети газораспределения исполнителя с сетью газопотребления объекта капитального строительства; фактическим присоединением считается комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов исполнителя и объектов заявителя с осуществлением пуска газа на объекты заявителя (п. 2 Правил № 1314).
При получении исполнителем заявки о подключении (технологическом присоединении) без предварительной выдачи технических условий от заявителя с максимальным часовым расходом газа, не превышающим 300 куб. м, которым ранее не выдавались технические условия, исполнителем в порядке, установленном разделом 2 указанных Правил, выдаются технические условия, содержащие информацию, указанную в пунктах 28 и 37 данных Правил, и направляется в порядке, установленном разделом 4 Правил, проект договора о подключении (п. 38 Правил № 1314).
В соответствии с п. 59 Правил № 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Заявка о подключении (технологическом присоединении) подается заявителем в частности в случае необходимости подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства (п. 61 Правил № 1314).
Согласно п. 62 Правил № 1314 договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных Правилами.
Договор о подключении должен содержать следующие существенные условия, в том числе срок осуществления мероприятий по подключению; размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения (п. 83 Правил № 1314).
В направленном ООО «Евро строй» проекте договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства № 311-2015/з от 08.05.2015 спорные пункты изложены ОАО «Газпром газораспределение Брянск» в следующей редакции: пункт 3.1: «Предварительный размер платы за подключение (технологическое присоединение) определен на основании приложения № 2 к настоящему договору и составляет 2 533 134 руб. 03 коп., в том числе НДС 18 % 386 410 руб. 28 коп.»; пункт 4.1: «Срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в соответствии с настоящим договором устанавливается не более 1,5 лет с момента заключения договора»; Приложение № 2 к указанному договору в части «итого: 2 533 134 руб. 03 коп.».
В соответствии с п. 85 Правил № 1314 срок для осуществления мероприятий по подключению не может превышать 1,5 года для заявителей, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которых составляет менее 500 куб. м и (или) проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе – менее 0,6 МПа включительно, в случаях, когда протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения до точки подключения, измеряемая по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 500 метров в сельской местности и не более 300 метров в границах городских поселений и (или) указанная сеть газораспределения пролегает по территории не более чем одного муниципального образования, кроме случая, когда плата за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному проекту, если иные сроки (но не более 3 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон.
Указанный пункт 4.1 истец просит изложить в следующей редакции: «Срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в соответствии с настоящим договором устанавливается не более 3 месяцев с момента заключения договора».
В обоснование заявленных исковых требований в указанной части истец ссылается на то, что Законом Брянской области от 09.06.2015 № 42-З «О внесении изменения в ст.13 Закона Брянской области от 15.03.2007 № 28-З «О градостроительной деятельности в Брянской области», установлен перечень случаев, когда выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе строительства распределительных газопроводов, газопроводов-вводов (вводных газопроводов), а также что в соответствии с протоколом совещания от 05.08.2015, утвержденным Департаментом строительства и архитектуры по Брянской области упрощена процедура оформления разрешительной документации для строительства распределительных газопроводов, газопроводов-вводов, реконструкции существующих газопроводов в рамках реализации Закона Брянской области от 15.03.2007 № 28-З «О градостроительной деятельности в Брянской области». В связи с этим истец считает, что максимальный срок на подготовку всей необходимой для прокладки газопровода документации составляет 83 дня.
В апелляционной жалобе истец поддерживает вышеуказанную позицию по данному вопросу, ссылается на Закон Брянской области от 15.03.2007 № 28-3 «О градостроительной деятельности в Брянской области», Протокол совещания от 05.08.2015, утвержденный Департаментом строительства и архитектуры Брянской области.
Доводы жалобы о неправомерности установления в договоре 1,5 годичного максимального срока осуществления мероприятий по подключению объекта капитального строительства отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.
Согласно вышеуказанным положениям Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314, а также учитывая перечень мероприятий необходимых для подключения объектов капитального строительства истца к сети газораспределения ответчика, указанных в п. 1.4, 1.5, 1.6 данного договора, и примерные сроки ни их выполнение, установленные согласно Порядку подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, разработанному ОАО «Газпром газораспределение Брянск» в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314, установленный ответчиком в договоре срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) не более 1,5 лет с момента заключения договора, не противоречит действующему законодательству.
Ссылка на выводы, изложенные в протоколе совещания от 05.08.2015, является несостоятельной, поскольку они носят рекомендательный характер. При этом данный срок устанавливает максимальную границу, то есть в случае, как указывает истец упрощения процедуры оформления разрешительной документации, ответчиком работы по данному договору могут быть выполнены и сданы в более короткие сроки, что не нарушает права сторон, а также предусмотрено в п. 4.3 договора, а именно, исполнитель вправе осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) ранее срока, установленного в п.4.1 договора.
Достаточных документальных доказательств, подтверждающих, что весь объем мероприятий необходимых для подключения объектов капитального строительства истца к сети газораспределения ответчика, указанных в п. 1.4, 1.5, 1.6 данного договора, фактически возможно выполнить в срок не более 3 месяцев с момента заключения договора, в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не представлено.
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации вопросы, касающиеся федеральных энергетических систем, правовых основ единого рынка, основ ценовой политики, безопасности Российской Федерации, относятся к предметам ведения Российской Федерации. Следовательно, региональным законодательством не могут быть установлены иные положения, чем нормативно-правовыми актами федерального уровня.
Учитывая вышеуказанные нормы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что предложенная ответчиком редакция договора соответствует нормам действующего законодательства, правомерно изложил п. 4.1 договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства от 08.05.2015 № 311-2015/з в редакции ответчика.
Пункт 3.1 вышеуказанного договора и Приложение № 2 к данному договору в части размера платы за подключение истец просил изложить в следующей редакции: «Предварительный размер платы за подключение (технологическое присоединение) определен на основании приложения № 2 к настоящему договору и составляет 662 164 руб. 90 коп., в том числе НДС 18 % 101 008 руб. 20 коп.»; и соответственно «итого: 662 164 руб. 90 коп.».
Согласно ст. 23.2 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее – технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину. Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Пунктом 12 «Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021, установлено, что расчет регулируемых цен (тарифов) осуществляется на основании методических указаний, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, раздельно по каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, исходя из раздельного учета продукции (услуг) и затрат на ее производство.
Приказом ФСТ России от 28.04.2014 № 101-э/3 утверждены Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину.
В соответствии с ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021, от 30.12.2013 № 1314, Приказом ФСТ России от 28.04.2014 № 101-э/3, Положением об управления государственного регулирования тарифов Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 28.01.2013 № 45, приказом Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 18.12.2014 № 54/50-г (в редакции от 19.03.2015) «Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ОАО «Газпром газораспределение Брянск» и стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину на 2015 год», с 01.01.2015 установлены стандартизированные тарифные ставки, используемые для определения размера платы за технологическое присоединение для случаев технологического присоединения газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа 500 куб. м газа в час и менее и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе 0,6 МПа и менее, согласно приложению № 1, а также установлены формулы определения платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ОАО «Газпром газораспределение Брянск» по установленным стандартизированным тарифным ставкам согласно приложению № 2.
Таким образом, при заключении договора по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, цена которого относится к категории регулируемых, условие договора о цене должно соответствовать нормативно-правовому акту, устанавливающему цены (тарифы, расценки, ставки) на услуги данного вида.
Стороны договора не вправе согласовывать цену, отличную от указанной в обязательном нормативно-правовом акте, что следует из п. 1 ст. 422, п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно показателям объектов истца (многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: <...>) максимальный часовой расход газа составляет 403,2 куб. м газа в час, проектное максимальное давление в присоединяемом газопроводе 0,6 МПа, предварительная протяженность газопровода 110 м (Приложение № 2 к указанному договору, технические условия от 14.04.2015 № 207).
В соответствии с Приложение № 2 к приказу Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 18.12.2014 № 54/50-г (в редакции от 19.03.2015) величина платы за технологическое присоединение на основании утвержденных стандартизированных тарифных ставок для случаев, когда протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения, измеряемая по прямой линии от границы земельного участка до сети газораспределения ГРО, составляет 150 метров и менее, определяется по формуле.
Ответчиком в Приложении № 2 к договору о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства от 08.05.2015 № 311-2015/з, указано, что величина платы за технологическое присоединение по договору определяется по указанной формуле, и составляет: 1043,86 х 403,2 + (571,73 х 403,2) х 7,44 + 10759,17 х 1 = 2146723,75 (без учета НДС), НДС 18 % составляет 386 410,28 руб., итого 2 533 134 руб. 03 коп., где в соответствии с Приложением № 1 к Приказу Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 18.12.2014 № 54/50-г (в редакции от 19.03.2015):
С2 - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов ГРО, связанных с разработкой проектной документации для случаев, когда протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения составляет 150 м и менее, составляет 1043,86 руб./куб. м час;
С5 - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов ГРО, связанных со строительством (реконструкцией) газопроводов, для случаев, когда протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения, измеряемая по прямой линии от границы земельного участка до сети газораспределения ГРО, составляет 150 метров и менее, составляет 571,73 руб./куб. м в час;
С8ik - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов ГРО, связанных с проверкой выполнения заявителем технических условий и осуществлением фактического подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения, составляет 10759,17 руб.;
- индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ для субъекта Российской Федерации на месяц, предшествующий месяцу, данные по которым используются для расчета, к территориальным единичным расценкам 2001 года, рекомендуемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, составляет 7,44;
- количество фактических подключений (технологических присоединений) в соответствии с техническими условиями, составляет 1;
- максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования заявителя в соответствии с техническими условиями, составляет 403,2 куб.м/час.
Как установлено судом, на момент обращения истца к ответчику с заявлением о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства (многоквартирных жилых домов) в установленном законом порядке утверждена плата за подключение.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции стороны пояснили, что разногласия возникли в части необходимости применения в расчетной формуле индекса изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ для субъекта Российской Федерации на месяц, предшествующий месяцу, данные по которым используются для расчета, к территориальным единичным расценкам 2001 года, рекомендуемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности.
Согласно письменным пояснениям третьего лица - Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 06.04.2016 № 04-05/578, величина платы за технологическое присоединение на основании утвержденных стандартизированных тарифных ставок для случаев, когда протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения, измеряемая по прямой линии от границы земельного участка до сети газораспределения ОАО «Газпром газораспределение Брянск», составляет 150 м и менее, определяется по вышеуказанной формуле, утвержденной Приказом Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 18.12.2014 № 54/50-г (в редакции от 19.03.2015), где С2, С8ik – стандартизированные тарифные ставки, утвержденные в текущих ценах, а С5, С6n, С7 – стандартизированные тарифные ставки в ценах 2001 года.
Таким образом, поскольку при расчете величины платы за технологическое присоединение по договору о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства от 08.05.2015 № 311-2015/з, индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ применен ответчиком только к стандартизированной тарифной ставке на покрытие расходов ГРО, связанных со строительством (реконструкцией) газопроводов (С5), которая согласно разъяснениям Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 06.04.2016 № 04-05/578 утверждена в ценах 2001 года, указанный расчет, представленный ответчиком, правомерно признан судом первой инстанции обоснованным.
Согласно письменным пояснениям третьего лица ГАУ БО «Региональный центр ценообразования в строительстве Брянской области» индексы изменения сметной стоимости СМР разрабатываются ГАУ БО «Региональный центр ценообразования в строительстве Брянской области», утверждаются в установленном порядке на территории Брянской области, в связи с этим возможно применение данных индексов при расчете стоимости технологического присоединения объекта капитального строительства к сетям газораспределения. Для объектов, строительство которых осуществляется за счет внебюджетных источников, индексы носят рекомендательный характер.
Кроме того, в заключении ООО «Брянский региональный экспертный центр сметного ценообразования» от 31.03.2016 № 137, представленном в материалы дела ответчиком, в результате проведенного исследования также установлено, что индекс перерасчета стоимости СМР от базисной стоимости цен уровня 2001 в уровень текущих цен применен только к стандартизированной тарифной ставке на покрытие расходов ГРО, связанных со строительством (реконструкцией) газопроводов (С5). В данном случае, ответчиком применен индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ в уровне цен марта 2015 в размере 7,44 на основании Сборника ГАУ БО «Региональный центр ценообразования в строительстве Брянской области» «Расчетные индексы перерасчета сметной стоимости СМР для Брянской области» март 2015. Данный средний индекс утвержден и рекомендован к применению решением МВК по ценообразованию в строительстве Брянской области (протокол от 19.03.2015). Территориальные единичные расценки в соответствии с положениями Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) относятся к территориальным сметным нормативам и предназначены для использования организациями, осуществляющими строительство на территории Российской Федерации независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ. В связи с распространением положений МДС 81-35.2004 на все предприятия строительного комплекса Российской Федерации вне зависимости от источников финансирования объектов капитального строительства, применение индекса перерасчета сметной стоимости СМР, выполняемых на территории Брянской области, у уровню сметно-нормативной базы ТЕР-2001 в цены, установленного расчетного периода (март 2015) в размере 7,44 при заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства от 08.05.2015 № 311-2015/з, правомерно. Иного индекса для пересчета стоимости СМР к территориальным расценкам ТЕР-2001 для Брянской области в уровень цен по состоянию на март 2015, рекомендованного уполномоченным органом ГАУ БО «Региональный центр ценообразования в строительстве Брянской области» не предусмотрено.
Суд правомерно отклонил ссылку истца на то, что согласно сметам, составленным по запросу истца ООО СтройТеплоСервис» стоимость работ по строительству газопровода протяженностью 110 м составляет 154 096 руб. 58 коп., поскольку, как указывает ООО СтройТеплоСервис» в письме от 28.03.2016 № 14, в указанной смете не учитывались затраты ГРО по согласованию проекта, а также не производились расчеты потерь газа, поскольку в соответствии с п. 9 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных Приказом ФСТ России № 101-э/3 от 28.04.2014, согласование проекта выполняется на стадии проектирования и учитывается в стандартизированной тарифной ставке С2, а стоимость потерь газа при выполнении работ по присоединению. учитывается в стандартизированной тарифной ставке С8.
Таким образом, учитывая пояснения представителей сторон и третьего лица ГАУ БО «Региональный центр ценообразования в строительстве Брянской области», а также письменные и устные пояснения представителя третьего лица Управления государственного регулирования тарифов Брянской области, представленные в дело доказательства, положения постановления об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, суд первой инстанции пришел к верному к выводу о необоснованности требований истца заключить договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства от 08.05.2015 № 311-2015/з с установлением платы за подключение в размере 662 164 руб. 90 коп., в связи с этим пункт 3.1 и Приложение № 2 к указанному договору в части размера платы за подключение (технологическое присоединение) правомерно изложены судом в редакции ответчика.
Апеллянт полагает, что возложение на заявителя расходов исполнителя для осуществления своих обязательств по договору до границ земельного участка заявителя не соответствует закону. Указанный довод отклоняется апелляционным судом как противоречащий действующему законодательству, поскольку пунктом 26(18) Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» предусмотрено, что при определении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям учитываются средства для компенсации расходов газораспределительной организации на строительство объектов газораспределительных сетей от существующих объектов газораспределительных сетей до присоединяемых объектов.
Довод жалобы о том, что спорный договор не содержит существенных условий, отклоняется апелляционным судом как безосновательный.
В силу абз. 2 ч. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Существенные условия договора о подключении указаны в п. 83 Правил № 1314, к ним относятся: а) перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, выполняемых заявителем и исполнителем, а также обязательства сторон по выполнению этих мероприятий; б) срок осуществления мероприятий по подключению; в) порядок разграничения балансовой принадлежности сети газораспределения, сети газопотребления и эксплуатационной ответственности сторон; г) размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения; д) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение; е) стоимость разработки проекта газоснабжения и проведения его экспертизы (в случае, когда плата за технологическое присоединение определяется по индивидуальному проекту); ж) положение об ответственности сторон за несоблюдение сроков исполнения обязательств, установленных договором о подключении и Правилами; з) технические условия, включающие в том числе информацию, указанную в пункте 37 Правил; и) дополнительное соглашение о размере платы за подключение, в том числе обязанность каждой стороны при нарушении ею сроков исполнения обязательств уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней со дня наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на день заключения договора о подключении, и платы за технологическое присоединение по договору о подключении за каждый день просрочки, если договором о подключении не предусмотрен больший размер неустойки; к) право заявителя в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора о подключении при нарушении исполнителем сроков исполнения обязательств, указанных в договоре о подключении; л) обязанность исполнителя выполнить условия договора о подключении при необходимости осуществления строительства сетей газораспределения по землям, находящимся в частной собственности у третьих лиц, с обязательным получением письменного согласия собственника земельного участка, па котором планируется строительство сетей газораспределения, о возможности строительства.
Суд отмечает, что предложенный истцу к заключению проект договора о подключении содержит все названные условия.
Цена договора о подключении является регулируемой. Размер платы за технологическое присоединение объекта капитального строительства истца определен на основании Приказа Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 18.12.2014 № 54/50-г (в ред. Приказов Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 30.12.2014 № 57/2-г, от 19.03.2015 № 6/1-г).
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, уже были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции, оснований для переоценки не имеется.
Доводы жалобы не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 18.04.2016 по делу № А09-9011/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий О.Г. Тучкова
Судьи М.М. Дайнеко
Е.Н. Тимашкова