ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-3575/20 от 31.08.2020 АС Рязанской области

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А54-11298/2019

20АП-3575/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2020 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2020 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Стахановой В.Н., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., рассматривает в открытом судебном заседании проводимом путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Рязанской области, апелляционную жалобу управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям на решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.05.2020 по делу № А54-11298/2019 (судья Соломатина О.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (Рязанская область, Сараевский район, с. Борец, ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям (г. Рязань, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконными действий по изданию приказа № 288 от 08.08.2019 «Об установлении карантинной фитосанитарной зоны и карантинного фитосанитарного режима»,

при участии в судебном заседании представителей:

от управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям:ФИО2 (доверенность от 02.09.2019),

от индивидуального предпринимателя ФИО1: ФИО3 (доверенность от 23.06.2018),

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 (далее – заявитель) обратился в Сараевский районный суд Рязанской области с административным иском к управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям (далее – управление) о признании действий должностного лица по изданию приказа № 288 от 08.08.2019 незаконными.

Решением Сараевского районного суда Рязанской области от 12.09.2019 приказ управления № 288 от 08.08.2019 «Об установлении карантинной фитосанитарной зоны и карантинного фитосанитарного режима» отменен ввиду его незаконности.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 27.11.2019 решение Сараевского районного суда Рязанской области от 12.09.2019 отменено, дело передано на рассмотрение по подсудности в Арбитражный суд Рязанской области.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 23.05.2020 требования заявителя удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт.

В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что очаги карантинного сорняка и буферные зоны управлением были указаны достаточно конкретно по их местоположению, размерам и видам полей; полагает, что законодательно не установлено требование определять очаги карантинного объекта и буферную зону непременно по кадастровому номеру земельного участка.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения в силу следующего.

Как следует из материалов дела, на основании приказа № 281 от 05.08.2019 управления «Об утверждении планового (рейдового) задания» должностным лицами управления проводился плановый (рейдовый) осмотр земельных участков, расположенных в Сараевском районе Рязанской области, К№ 62:17:0010320:142, 62:17:0000000:310, 62:17:0010320:196, 62:17:0010320:186, 62:17:0010319:135, 62:17:0010319:135, 62:17:0010204:23, 62:17:0010213:20, 62:17:0010301:721, 62:17:0030107:796, 62:17:0030107:796, 62:17:0030109:114, 62:17:0030108:174, 62:17:0030109:233 - на предмет выявления карантинных вредных организмов.

По результатам планового (рейдового) осмотра управлением 22.08.2019 составлен акт № 281 планового (рейдового) осмотра, из которого следует, что проведен плановый (рейдовый) осмотр земельных участков заявителя для выращивания с/х культур в Сараевском районе Рязанской области, в ходе которого установлено, что в образцах вегетирующих растений выявлен КВО - повилика - заключение ФГБУ «Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория» № 62-3920, 62-3921, 62-3922 от 08.08.2019.

Управлением в связи с выявлением карантинного сорняка в целях недопущения его дальнейшего распространения по территории Рязанской области и за ее пределы, 08.08.2019 на основании п. 1 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» (далее – Закон № 206-ФЗ), издан приказ № 288 «Об установлении карантинной фитосанитарной зоны и карантинного фитосанитарного режима», из которого следует, что установлены карантинные фитосанитарные зоны по повилике на земельных участках заявитедя в Сараевском районе Рязанской области (место регистрации: <...>), расположенных в кадастровом квартале 62:17:0010320.

Приложением к приказу № 288 от 08.08.2019 утверждена программа локализации очага и ликвидации популяции повилики на земельных участках общей площадью 1030 га в кадастровом квартале 62:17:0010320, вблизи сел Назарьево и Высокое Сараевского района Рязанской области, согласно которой заявителю постоянно, не менее трех лет запрещается вывоз почвы и грунта за пределы границ очага, вывозить отходы на свалки, выбрасывать в пруды, реки и т.д., а также он обязан не менее трех лет проводить определенные данной программой карантинные фитосанитарные мероприятия в очаге повилики. Кроме того, данной программой установлен план проведения проверок, расположенных в границах карантинной фитосанитарной зоны. Сроки проведения проверок с 01.07.2020 по 31.07.2020, 01.07.2021 по 31.07.2021, 01.07.2022 по 31.07.2022.

Не согласившись с приказом управлению № 288 от 08.08.2019 «Об установлении карантинной фитосанитарной зоны и карантинного фитосанитарного режима», заявитель обратился в Арбитражный суд Рязанской области.

Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии со ст. 1 Закон № 206-ФЗ его целями являются обеспечение охраны растений и территории Российской Федерации от проникновения на нее и распространения по ней карантинных объектов, предотвращение ущерба от распространения карантинных объектов.

Государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) осуществляется путем проведения должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе мероприятий, включающих в себя:

1) досмотр, осмотр подкарантинной продукции с отбором проб и (или) образцов подкарантинной продукции для проведения лабораторных исследований в области карантина растений в целях определения соответствия ее состояния карантинным фитосанитарным требованиям;

2) организацию проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, а также транспортных средств, прибывающих на территорию Российской Федерации с территорий иностранных государств и из карантинных фитосанитарных зон;

3) проведение карантинных фитосанитарных обследований подкарантинных объектов.

По результатам осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) оформляется акт государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений.

Предписания по вопросам, относящимся к компетенции должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, обязательны для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, гражданами, юридическими лицами.

Действия или бездействие должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, могут быть обжалованы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2013 № 69 утверждено Положение о федеральном государственном карантинном фитосанитарном надзоре (далее – Положение № 69), согласно п. 3 которого предусмотрено, что государственный надзор осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами.

Как указано в п. 8 Положения № 69, проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть плановыми или внеплановыми, выездными и (или) документарными.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», могут проводиться плановые (рейдовые) осмотры.

Предметом плановых (рейдовых) осмотров является выявление признаков нарушения законодательства Российской Федерации, в том числе карантинных для Российской Федерации объектов, согласно перечню карантинных объектов, утвержденному приказом Минсельхоза России от 15.12.2014 № 501 (п. 2 Приказа № 475).

Пунктом 6 Порядка № 475 предусмотрено, что плановые (рейдовые) задания утверждаются приказом руководителя (заместителя руководителя) Россельхознадзора или территориального органа Россельхознадзора.

Согласно п. 4 приказа № 475, проведение плановых (рейдовых) осмотров обследований осуществляется в соответствии с заданием по утвержденным маршрутам.

Управлением издан приказ № 281 от 05.08.2019 «Об утверждении планового (рейдового) задания» на проведение планового (рейдового) осмотра земельных участков, расположенных в Сараевском районе Рязанской области, кадастровые номера 62:17:0010320:142, 62:17:0000000:310, 62:17:0010320:196, 62:17:0010320:186, 62:17:0010319:135, 62:17:0010319:135, 62:17:0010204:23, 62:17:0010213:20, 62:17:0010301:721, 62:17:0030107:796, 62:17:0030107:796, 62:17:0030109:114, 62:17:0030108:174, 62:17:0030109:233 - на предмет выявления карантинных вредных организмов.  То есть, в задании перечислены конкретные земельные участки, в отношении которых должен быть проведен плановый (рейдовый) осмотр.

В оспариваемом же приказе карантинная фитосанитарная зона установлена в кадастровом квартале 62:17:0010320 на земельных участках заявителя без указания конкретных кадастровых номеров данных участков.

Как следует из материалов дела, заявителю на основании договора № А-23-06 от 15.05.2006 (т. 3 л. 7 - 12) предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 62:17:000 00 00:0021 общей площадью 804,96 га, не указанный в приказе № 281 от 05.08.2019.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что управление при проведении проверки вышло за рамки и объемы проверки, что является нарушением приказа Минсельхоза России от 16.10.2015 № 475.

Кроме того, суд первой инстанции правомерно счел, что материалами дела не подтверждено, что отбор проб происходил именно на тех полях, которые используются заявителем, так как в сведениях об образце № 1, 2, 3 от 07.08.2019, № 1, 2 от 07.08.2019, заключениях карантинной фитосанитарной экспертизы № 62-3920, 62-3921 и 62-3922 от 08.08.2019, № 62-3923 и 62-3924 от 22.08.2019, приказе № 288 от 08.08.2019 и акте планового (рейдового) осмотра № 281 от 22.08.2019 не конкретизированы места отбора образцов вегетирующих растений повилики и подсолнечника, а также очагов заражения повиликой, не указано, на земельных участках с какими конкретно кадастровыми номерами отобраны образцы и обнаружены очаги повилики, указан только кадастровый квартал 62:17:0010320.

В тоже время из материалов дела следует, что в кадастровом квартале 62:17:0010320 расположено несколько земельных участков, принадлежащих другим собственникам, однако, в отношении них карантинная фитосанитарная зона и карантинный фитосанитарный режим не устанавливался.

Довод апеллянта о том, что очаги карантинного сорняка и буферные зоны управлением были указаны достаточно конкретно по их местоположению, размерам и видам полей; а также, что законодательно не установлено требование определять очаги карантинного объекта и буферную зону непременно по кадастровому номеру земельного участка, отклоняется апелляционной коллегией, так как согласно правовой позиции, неоднократно находившей отражение в определениях Верховного Суда Российской Федерации (определение Верховного Суда РФ от 30.06.2020 № 305-ЭС20-8845 по делу   № А41-90590/2018, определение Верховного Суда РФ от 25.04.2019 № 305-ЭС19-5199 по делу № А40-72331/2018), именно кадастровый номер однозначно идентифицирует конкретный земельный участок; кадастровый номер объекта недвижимости является единственным его идентифицирующим признаком.

С учетом изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правомерно удовлетворено требование заявителя.

Доводы апеллянта, содержащиеся в жалобе, не влияют на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой суда установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.

Нарушения норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не выявлено.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  Рязанской области от 23.05.2020 по делу № А54-11298/2019     оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.                                  В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

Е.В. Мордасов

В.Н. Стаханова

Е.Н. Тимашкова