ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-3637/14 от 10.07.2014 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

11 июля 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула Дело № А62-908/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 10.07.2014

Постановление изготовлено в полном объеме 11.07.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Федина К.А., судей Заикиной Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., при участии представителей истца – Департамента экономического развития Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 16.06.2014), ФИО2 (доверенность от 14.04.2014), ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Рестотель-С» (г. Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО3 (доверенность от 08.07.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Рестотель-С» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 07.05.2014 по делу № А62-908/2014 (судья Алмаев Р.Н.), принятое в порядке упрощенного производства установил следующее.

Департамент экономического развития Смоленской области (далее по тексту – истец, департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Рестотель-С» (далее по тексту – ответчик, общество, ООО «Рестотель-С») о взыскании в бюджет Смоленской области суммы субсидий в размере 600 000 рублей.

Решением от 07.05.2014 Арбитражный суд Смоленской области требования департамента удовлетворил.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывают, что в уведомлении о расторжении договора отсутствуют сведения и обоснования о том, отклонение каких экономических показателей в сторону уменьшения более чем на 50 процентов реализации бизнес - проекта от экономических показателей, что означает полное отсутствие доказательств обоснованности расторжения договора. Департамент незаконно посчитал договор расторгнутым на основании уведомления, не имеющим юридической силы по вышеизложенным основаниям, следовательно, законных оснований для возврата денежных средств в отсутствие расторгнутого договора не имеется. То обстоятельство, что департамент в исковом заявлении указывает на имевшие место, по его мнению, нарушения условий договора со стороны ООО «Рестотель-С» не имеет правового значения, так как таки обоснования не были предоставлены обществу в уведомлении о расторжении договора. Кроме того Приказом от 15.12.2012 № 1 утверждено штатное расписание с численным составом в количестве 40 (сорока) штатных единиц, месячный фонд оплаты труда равен 233400 рублей (из имеющихся документов видно, что 22 работника было принято на работу и создано 22 рабочих места).

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьями 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителя заявителя, полагает необходимым оставить обжалуемый акт без изменения, основываясь на следующем.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Смоленской области» на 2009 – 2012 годы», между Департаментом и ООО «Рестотель-С» 17.11.2010 был заключен договор о предоставлении субъекту малого предпринимательства субсидии на создание собственного бизнеса № 238/2 (далее – договор).

По условиям пункта 2.1. договора департамент предоставляет ООО «Рестотель-С» – субъекту малого предпринимательства, осуществляющему свою деятельность менее одного года, субсидии на возмещение расходов по регистрации юридического лица, а также расходов, связанных с созданием и развитием собственного бизнеса, реализацией бизнес-проекта, победившего в конкурсе по отбору субъектов малого предпринимательства, осуществляющих свою деятельность менее одного года.

Ответчик – получатель субсидии в соответствии с пунктом 3.3 договора обязался осуществлять реализацию бизнес-проекта в срок и на условиях, установленных в бизнес-проекте, обеспечить выполнение экономических показателей.

Кроме того, согласно пункту 3.3.5 договора получатель обязался с момента выдачи субсидии, в течение срока реализации бизнес-проекта предоставлять отчетность по установленной форме в Департамент один раз в год по окончании отчетного периода, но не позднее 1 мая года, следующего за отчетным периодом, а именно: отчет о ходе реализации бизнес проекта по форме приложения № 2 к договору и документы, подтверждающие показатели, указанные в отчете (налоговая декларация, бухгалтерская отчетность и т.п.).

Во исполнение п. 3.1.1. п. 3.1. указанного договора истцом на расчетный счет получателя субсидии платежными поручениями № 1215 от 22.11.2010, № 54 от 23.11.2010 года перечислены денежные средства в форме субсидии на возмещение затрат по приобретению оборудования и мебели в размере 600 000 рублей (из них 300 000 рублей из областного бюджета, 300 000 рублей из федерального бюджета).

Как следует из материалов дела, согласно представленным отчетам ООО «Рестотель-С» от 21.05.2012, от 24.07.2013, получателем не выполнены условия договора, указанные в п. 3.3, а именно: отчетность представлена в Департамент с нарушением установленных сроков ее предоставления, не обеспечено выполнение экономических показателей реализации бизнес-проекта (приложение № 1 к договору), в том числе имеют место отклонения планируемых экономических показателей в сторону уменьшения более чем на 50 процентов. Данный факт отражен в справке об анализе соответствия экономических показателей представленному отчету по ООО «Рестотель-С».

Так, по показателю «Выручка от продаж» отчетный показатель по представленным подтверждающим документам - бухгалтерской отчетности составил 2 978 000 рублей, что является отклонением в сторону уменьшения на 91% от запланированного показателя 30 400 000 рублей.

По показателю «Сохраненные и дополнительно созданные рабочие места» отчетный показатель по представленным подтверждающим документам – форме РСВ-1 ПФР составил 2 рабочих места, что является отклонением в сторону уменьшения на 95% от запланированного показателя 40 рабочих мест.

Согласно пункту 8.3 договора Департамент в одностороннем порядке вправе расторгнуть договор, если получателем не выполнены условия договора, указанные в п.п. 3.3 договора, в том числе имеют место отклонения планируемых экономических показателей в сторону уменьшения более чем на 50 процентов, не представлена документация для анализа хозяйственно-финансовой деятельности получателя.

В соответствии с пунктом 8.4 договора, договор считается расторгнутым по истечении 7 (семи) календарных дней с даты получения получателем письменного уведомления Департамента о расторжении договора. При этом обязательства получателя возвратить полученные средства в бюджет Смоленской области сохраняются после расторжения договора и действуют до их исполнения получателем.

Описанные обстоятельства послужили основанием для направления Департаментом в адрес ответчика – ООО «Рестотель-С» исх. № 3279/06-01 от 12.09.2013 уведомления о расторжении Договора о предоставлении субъекту малого и среднего предпринимательства субсидии на создание собственного бизнеса в одностороннем порядке и возврате полученной субсидии.

Уведомление о расторжении договора и возврате предоставленной субсидии в областной бюджет, направленное истцом в адрес ответчика, получено последним 07.10.2013 и оставлено без ответа и удовлетворения.

ООО «Рестотель-С» полная сумма предоставленной субсидии в размере 600 000 рублей в течение 10 рабочих дней со дня расторжения договора в бюджет Смоленской области не возвращена.

Пунктом 7 постановления Администрации Смоленской области от 24.08.2009 № 496 установлено, что возврат субсидии в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении, производится субъектами малого предпринимательства добровольно. При отказе от добровольного возврата субсидий их возврат производится в судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством.

Неисполнение ООО «Рестотель-С» принятых на себя обязательств по своевременному возврату предоставленной субсидии в бюджет Смоленской области, явилось основанием для обращения Департамента в арбитражный суд Смоленской области с настоящим исковым заявлением.

Согласно положениям пунктов 1, 2, 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по их возврату.

Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии (подпункта 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Так, в силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3).

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) из местного бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц – производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Постановлением Администрации Смоленской области от 24.08.2009 № 496 утверждено Положение о целях и условиях предоставления и расходования субсидий на создание собственного бизнеса, предоставляемых субъектам малого предпринимательства, осуществляющим свою деятельность менее одного года, категориях субъектов малого предпринимательства, имеющих право на получение указанных субсидий (далее по тексту – Положение).

Согласно Положению право на получение субсидии имеют юридические лица, индивидуальные предприниматели, относящиеся к категории юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, победивших в конкурсе по отбору субъектов малого предпринимательства, осуществляющих свою деятельность менее одного года, для предоставления субсидий на создание собственного бизнеса в порядке, определенном нормативным правовым актом Администрации Смоленской области (пункт 2 Положения).

Целью предоставления субсидии является возмещение субъектам малого предпринимательства расходов по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также расходов, связанных с созданием и развитием собственного бизнеса, реализацией бизнес-проекта (пункт 3 Положения).

В соответствии с пунктом 4 Положения условиями предоставления субсидий являются:

- соблюдение субъектом малого предпринимательства бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

- наличие у субъекта малого предпринимательства заключенного с Департаментом Смоленской области по развитию потребительского рынка и предпринимательства (далее - уполномоченный орган) договора о предоставлении субъекту малого предпринимательства субсидии;

- вложение субъектом малого предпринимательства в создание и развитие собственного бизнеса, реализацию бизнес-проекта собственных средств в размере не менее двадцати процентов от стоимости выполнения бизнес-проекта;

- прохождение субъектом малого предпринимательства обучения предпринимательской деятельности.

Размер субсидии равен размеру документально подтвержденных расходов (с учетом налога на добавленную стоимость) субъекта малого предпринимательства на цели, указанные в абзаце первом пункта 3 настоящего Положения, и не должен превышать 300 000 рублей на одного субъекта малого предпринимательства - получателя субсидии. В случае, когда учредителями субъекта малого предпринимательства - получателя субсидии являются несколько физических лиц, относящихся к целевым группам учредителей юридического лица, индивидуальных предпринимателей, имеющим приоритет при предоставлении субсидий на создание собственного бизнеса, указанному субъекту малого предпринимательства сумма субсидии не должна превышать произведения числа указанных учредителей на 300 000 рублей, при этом доля в уставном капитале каждого из учредителей, относящихся к приоритетной группе, должна составлять не менее 30%. Субсидия предоставляется субъекту малого предпринимательства только один раз на конкурсной основе (пункт 5 Положения).

Уполномоченный орган проверяет соблюдение субъектами малого предпринимательства условий предоставления субсидий, указанных в пункте 4 настоящего Положения, и составляет на каждый отчетный период сводный реестр субъектов малого предпринимательства – получателей субсидий по форме согласно приложению к настоящему Положению (пункт 5.1. Положения).

Субъект малого предпринимательства представляет в уполномоченный орган отчетность о расходовании субсидии. Форма, порядок и сроки представления указанной отчетности, а также формы контроля за целевым использованием субсидии устанавливаются уполномоченным органом (пункт 6 Положения).

Возврат субсидии в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении, производится субъектами малого предпринимательства добровольно. При отказе от добровольного возврата субсидий их возврат производится в судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством (пункт 7 Положения).

Как следует из заключенного между истцом и ответчиком договора о предоставлении субсидии общество приняло на себя обязательства осуществлять реализацию бизнес-проекта в срок и на условиях, установленных в бизнес-проекте, обеспечить выполнение экономических показателей реализации бизнес-проекта (пункт 3.3.1 договора); в срок с октября 2010 года по апрель 2012 года обеспечить выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных бизнес-проектом, а также соблюдение экономических показателей (пункт 3.3.3 договора).

Исходя из представленным отчетам ООО «Рестотель-С» от 21.05.2012, от 24.07.2013, получателем не выполнены условия договора, указанные в пункте 3.3, а именно: отчетность представлена в Департамент с нарушением установленных сроков ее предоставления, не обеспечено выполнение экономических показателей реализации бизнес-проекта (приложение № 1 к договору), в том числе имеют место отклонения планируемых экономических показателей в сторону уменьшения более чем на 50 процентов. Данный факт отражен в справке об анализе соответствия экономических показателей представленному отчету по ООО «Рестотель-С».

Так, по показателю «Выручка от продаж» отчетный показатель по представленным подтверждающим документам - бухгалтерской отчетности составил 2 978 000 рублей, что является отклонением в сторону уменьшения на 91% от запланированного показателя 30 400 000 рублей.

По показателю «Сохраненные и дополнительно созданные рабочие места» отчетный показатель по представленным подтверждающим документам – форме РСВ-1 ПФР составил 2 рабочих места, что является отклонением в сторону уменьшения на 95% от запланированного показателя 40 рабочих мест.

Ссылка общества на Приказ № 1 от 15.12.2012 об утверждении штатного расписания с численным составом в количестве 40 (сорока) штатных единиц подлежит отклонению, поскольку указанное штатное расписание начинает действовать с 01.01.2013 года, т.е. после установленного срока выполнения комплекса мероприятий, предусмотренного бизнес-проектом, а также соблюдение экономических показателей (пункт 3.3.3 договора).

В силу пункта 8.3 договора департамент в одностороннем порядке вправе расторгнуть договор, если получателем не выполнены условия договора, указанные в п.п. 3.3 договора, в том числе имеют место отклонения планируемых экономических показателей в сторону уменьшения более чем на 50 процентов, не представлена документация для анализа хозяйственно-финансовой деятельности получателя.

Отсутствие в уведомлении о расторжении договора сведений об отклонение, каких именно экономических показателей в сторону уменьшения более чем на 50 процентов реализации бизнес – проекта от экономических показателей не имеют правового значения для разрешения рассматриваемого спора.

Статья 289 Бюджетного кодекса РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимает их использование на цели, не соответствующие условиям получения. Нарушение требований о целевом использовании средств бюджета влечет, в частности, изъятие бюджетных средств, которые использованы юридическим лицом (получателем) не по целевому назначению.

Договором от 17.11.2010 № 238/2 (пункт 8.3) предусмотрена возможность одностороннего расторжения в случае нарушения условий договора.

Данное обстоятельство имело место быть, поэтому у истца возникло право на одностороннее расторжение названного договора и возврат субсидии.

Поскольку в силу статей 309 – 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться в соответствии с условиями договора и требованиями закона и односторонний отказ от исполнения обязательств или их изменение не допустимы, и доказательств возврата истцу денежных средств ответчиком не представлено, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что требование истца о взыскании 300 000 рублей перечисленной бюджетной субсидии законно, доказано и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу к выводу о том, что неисполнение ответчиком условий использования субсидии, предоставленной из бюджета Смоленской области и из федерального бюджета, обоснованно расценено департаментом как основание для истребования указанной субсидии, при этом объективность (необъективность) причин нарушения сроков реализации бизнес-проекта в данном случае значения не имеет, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.

Исследовав материалы дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь приведенными правовыми нормами, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.

Суд находит несостоятельным довод общества о том, что субсидия была выдана в большем размере, чем это предусмотрено постановлением Администрации Смоленской области от 24.08.2009 № 496, так как основаны на неправильном толковании пункта 5 вышеуказанного постановления, поскольку данным пунктом предусмотрено, что размер субсидии равен размеру документально подтвержденных расходов субъекта малого предпринимательства на цели, указанные в абзаце первом пункта 3 настоящего Положения, и не должен превышать 300 000 рублей на одного субъекта малого предпринимательства – получателя субсидии. В случае когда учредителями субъекта малого предпринимательства - получателя субсидии являются несколько физических лиц, относящихся к целевым группам учредителей юридического лица, индивидуальных предпринимателей, имеющим приоритет при предоставлении субсидий на создание собственного бизнеса, указанному субъекту малого предпринимательства сумма субсидии не должна превышать произведения числа указанных учредителей на 300000 рублей. Субсидия предоставляется субъекту малого предпринимательства только один раз на конкурсной основе» (в редакции постановлений Администрации Смоленской области от 01.04.2010 № 169).

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, при полном выяснении фактических обстоятельств дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 07.05.2014 по делу № А62-908/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Рестотель-С» (г. Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 03.06.2014 № 95.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

К.А. Федин

Судьи

Н.В. Заикина

В.Н. Стаханова