ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-3646/2021 от 22.07.2021 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А54-6291/2020

20АП-3646/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 22.07.2021

Постановление изготовлено в полном объеме 29.07.2021

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Сентюриной И.Г., судей Бычковой Т.В. и Егураевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фокиной О.С., при участии в судебном заседании представителя муниципального унитарного предприятия города Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» - ФИО1 (доверенность № 68-21 от 02.03.2021), в отсутствие в судебном заседании иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости «Уютный дом» на решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.04.2021 по делу № А54-6291/2020 (судья Афанасьева И.В.), принятое по иску муниципального унитарного предприятия города Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» (г. Рязань, ИНН <***>, ОГРН <***>) к товариществу собственников недвижимости «Уютный дом» (г. Рязань, ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании задолженности за период с марта 2019 года по апрель 2020 года по договору теплоснабжения №105 С-П от 16.04.2012 в сумме 400 035 руб. 87 коп. и пеней за период с 20.04.2019 по 05.04.2020 в сумме 13 025 руб. 94 коп.,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное унитарное предприятие города Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» (далее – МУП «РМПТС») обратилось в арбитражный суд Рязанской области с иском к товариществу собственников недвижимости «Уютный дом» (далее – ТСН «Уютный дом») о взыскании задолженности за период с марта 2019 года по апрель 2020 года по договору теплоснабжения № 105 С-П от 16.04.2012 в сумме 400 035 руб. 87 коп. и пеней за период с 20.04.2019 по 05.04.2020 в сумме 13 025 руб. 94 коп.

Определением суда от 02.09.2020 исковое заявление было принято судом к производству для рассмотрения по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в порядке упрощенного производства.

Определением суда от 26.10.2020 судом вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства и назначении предварительного судебного заседания.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 19.04.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме; распределены судебные расходы.

Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой о его отмене. В обоснование поданной апелляционной жалобы указывает, что суд первой инстанции необоснованно отклонил ходатайство о назначении судебной экспертизы. По мнению заявителя, поскольку в спорный период ответчик фактически не принимал тепловую энергию через сеть центрального теплоснабжения из-за отключения труб с видимым разрывом на границе балансовой принадлежности, зафиксированным Истцом, факт поставки тепловой энергии не доказан истцом и не исследован судом первой инстанции надлежащим образом. Считает, что  вывод суда о том, что ответчик обязательства в части оплаты тепловой энергии  на сумму 400 035 рублей 87 коп. не исполнил, ошибочен, поскольку ответчик уведомлял истца об одностороннем расторжении договора в порядке, установленном самим договором. Также заявитель полагает, что выбранная МУП «РМПТС» формула для расчёта тепловой энергии противоречит действующему законодательству.

МУП «РМПТС» представило отзыв, в котором возражало против доводов апелляционной жалобы, просило оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании председательствующий доложил, что от МУП «РМПТС» поступили письменные пояснения, а также ходатайство ТСН «Уютный дом» о назначении судебной строительно-технической экспертизы, проведение которой просил поручить ИП Мартынов Е.Е. На разрешение эксперта поставить следующие вопросы:

1) Имелась ли техническая возможность отключения от сетей центрального теплоснабжения следующих помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>: паркинг на 1-2 этаже; лестничные клетки; нежилое помещение по договору теплоснабжения № 105 С-П от 16.04.2012?

2) Отвечает ли проведенное отключение от сетей центрального теплоснабжения, зафиксированного Актом осмотра тепловых энергоустановок от 01.03.2019, требованиям действующего законодательства?

Представитель МУП «РМПТС» возражал против заявленного ходатайства.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев ходатайство о проведении экспертизы, отклоняет его на основании статей 82, 268 АПК РФ по следующим основаниям.

Судебные экспертизы проводятся арбитражным судом в случаях, порядке и по основаниям, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Согласно материалам дела заявителем в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции заявлено ходатайство о назначении судебной строительно-технической экспертизы (том 1, л. д. 126).

Согласно части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.

Таким образом, судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания, а, следовательно, требование одной из сторон спора о назначении судебной экспертизы не создает у суда обязанности ее назначить.

В свою очередь, вопрос о необходимости проведения экспертизы согласно статье 82 АПК РФ относится к компетенции суда, разрешающего дело по существу, удовлетворение ходатайства о проведении экспертизы является правом, а не обязанностью суда, которое он может реализовать в случае, если с учетом всех обстоятельств дела придет к выводу о необходимости осуществления такого процессуального действия для правильного разрешения спора.

На основании части 2 статьи 64, части 3 статьи 86 АПК РФ заключения экспертов являются одним из доказательств по делу и оцениваются наряду с другими доказательствами.

Таким образом, судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания, следовательно, требование одной из сторон о назначении судебной экспертизы не создает обязанности суда ее назначить. Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.03.2011 № 13765/10 по делу № А63-17407/2009.

Вместе с тем, вопрос № 2, который ответчик предлагает поставить перед экспертом является правовым и относится к исключительной компетенции суда, а проведение экспертизы по вопросу № 1 не имеет правового значения, поскольку факт непосредственного отключения труб теплоснабжения с видимым разрывом трубопроводов, подтвержденный актом от 11.11.2019 сторонами не оспаривается.

Следовательно, основания для удовлетворения ходатайства о назначении экспертиз, установленные статьей 82 АПК РФ, отсутствуют.

Представитель истца просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей для участия в судебном заседании не направили.

Дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.

Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.

Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между муниципальным унитарным предприятием города Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» (энергоснабжающая организация) и товариществом собственников недвижимости «Уютный дом» (абонент) заключен договор теплоснабжения № 105 С-П от 16.04.2012, предметом которого является продажа тепловой энергии от сети энергоснабжающей организации и ее потребление абонентом через присоединенную сеть на ее границе, соблюдение режима потребления тепловой энергии, обеспечение безопасности используемых энергетических сетей, оборудования и приборов, обязанности и права сторон, порядок учета тепловой энергии и финансовых расчетов за ее потребление (пункт 1.1 договора).

В соответствии с пунктами 3.1, 4.1.1 договора энергоснабжающая организация отпускает абоненту тепловую энергию в горячей воде на объекты теплопотребления (согласно приложению № 1), а абонент принимать и оплачивать тепловую энергию (пункт 4.2.11 договора).

Согласно пункту 1.2 границы раздела балансовой принадлежности и ответственности по эксплуатационному обслуживанию тепловых сетей устанавливаются актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей (оборудования, приборов) и эксплуатационной ответственности (приложение № 1).

Разделом 7 договора сторонами определен порядок расчетов за потребленную тепловую энергию.

Согласно пункту 7.1 договора расчеты за потребленную тепловую энергию производятся по тарифу, установленному Региональной энергетической комиссией Рязанской области.

В соответствии с пунктом 7.3 договора периодом платежа или расчетным периодом по договору является один календарный месяц.

Пунктом 8.11 договора предусмотрено, что сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательство по договору, несёт ответственность в соответствии с договором и действующим законодательством РФ.

Во исполнение условий договора в период с марта 2019 года по апрель 2020 года истец поставил ответчику тепловую энергию в количестве 184,54 Гкал, в подтверждение чего суду представлены универсальные передаточные документы, счета, отчеты за месячное потребление тепловой энергии. Общая стоимость поданной тепловой энергии (включая потери, утечки и расход воды) составила 400 035 руб. 87 коп.

Стоимость поставленной тепловой энергии рассчитана истцом по тарифам, утвержденным Постановлениями ГУ «Региональной энергетической комиссии» Рязанской области № 422 от 19.12.2018, № 423 от 19.12.2018, № 424 от 19.12.2018.

Ответчик свои обязательства в части оплаты тепловой энергии не исполнил, задолженность составила сумму 400 035 руб. 87 коп.

В досудебном порядке истец направил ответчику претензионное письмо № 03/2-3000 от 18.05.2020г. с требованием оплатить имеющуюся задолженность, что подтверждается реестром отработанной корреспонденции от 20.05.2020 (л. д. 17 – 20 т. 1).

Претензия оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В рассматриваемом случае обязательства сторон возникли из договора теплоснабжения № 105 С-П от 16.04.2012, который регулируется нормами главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из пункта 1 статьи 548 ГК РФ следует, что правила, предусмотренные ст. ст. 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Пунктом 2 этой статьи предусмотрено, что договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Исходя из указанных выше положений Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по оплате фактически принятой электрической энергии лежит на абоненте (потребителе).

Истец обязательства по передаче тепловой энергии в период с марта 2019 года по апрель 2020 года в количестве 184,54 Гкал стоимостью 400 035 руб. 87 коп. исполнил надлежащим образом, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

Ответчик доказательства оплаты тепловой энергии не исполнил.

Довод ответчика о недоказанности истцом размера задолженности был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонен им, поскольку материалами дела, расчетом истца, подтверждается обратное.

Истец обязательства по передаче тепловой энергии в период с марта 2019 года по апрель 2020 года в количестве 184,54 Гкал стоимостью 400 035 руб. 87 коп. исполнил надлежащим образом, что подтверждается представленными в материалы дела документальными доказательствами: универсальными передаточными документами, счетами, ведомостями учета параметров потребления тепла (том 1, л. д. 38 – 44).

Ответчик документов опровергающие доказательства истца не представил.

Ответчик в своих возражениях ссылается на незаконность начисления платы за теплоснабжение в связи расторжением договора в одностороннем порядке, предусмотренном пунктом 5.2.8 договора, с 01.03.2020 в связи со снятием тепловой нагрузки на отопление и вентиляцию и отсутствием фактического потребления тепловой энергии с 01.03.2019 (паркинг, лестничные клетки и кладовые помещения).

Возражения ответчика были рассмотрены судом первой инстанции и правомерно отклонены на основании следующего.

Между сторонами заключен договор теплоснабжения № 105 С-П от 16.04.2012.

Согласно пункту 4.1.1 истец принял на себя обязательства подавать ответчику тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления, вентиляции и горячего водоснабжения до границы раздела согласно акту (приложение № 1), а ответчик обязался своевременно и в полном объеме, согласно платежных документов, производить оплату потребленной тепловой энергии и горячей воды в срок, определенный договором (п. 4.2.2), а также соблюдать режим энергопотребления в соответствии с условиями п.3.2. и актом балансовой принадлежности тепловых сетей с перечнем абонентов.

Согласно пункту 1.2 договора теплоснабжения границы раздела балансовой принадлежности и ответственности по эксплуатационному обслуживанию тепловых сетей устанавливаются актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей (оборудования, приборов) и эксплуатационной ответственности (приложение № 1), являющимся неотъемлемой частью договора теплоснабжения.

Согласно соответствующему акту балансовой принадлежности тепловых сетей с перечнем абонентов - приложением № 1 к договору № 105 С-П от 16.04.2012 и схеме балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности абонента-потребителя, границами разделения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности по отношению к МУП "РМПТС" является: наружная стена ТК-12(10). Сети от ТК-12(10) внутренняя система отопления, вентиляции и ГВС обслуживаются потребителем.

Согласно пункту 3.1 договора истец отпускает ответчику тепловую энергию в горячей воде в количестве 1 131,92 Гкал с максимумом тепловой нагрузки 0,418670 Гкал/час, из них:

а) на отопление 0,0161470 Гкал/час;

б) на вентиляцию 0,187200 Гкал/час;

в) на горячее водоснабжение 0,07000 Гкал/час;

Аналогичные значения тепловых нагрузок согласованы сторонами в акте балансовой принадлежности тепловых сетей с перечнем абонентов - приложении № 1 к договору № 105 С-П от 16.04.2012, а также указаны в заявлении ТСН «Уютный дом» № 2-538 от 10.04.2012 на заключении договора теплоснабжения.

Договор является действующим, в пункте 11.1 сторонами согласовано условие о его ежегодной пролонгации.

Пунктом 5.2.8 договора предусмотрено досрочное расторжение договора или отказ от части нагрузки при технической возможности отключения нагрузки. При этом ответчик производит отключение своих сетей на границе балансовой принадлежности с видимым разрывом трубопроводов и одновременным составление акта об отключении с уполномоченным представителем истца.

Ответчик посчитав, что, в связи с отсоединением труб от системы центрального теплоснабжения с видимым разрывом, величина тепловой нагрузки не соответствует фактической согласованной сторонами в договоре, направил в адрес истца письмо № 34 от 23.04.2019 о произведении перерасчета по договору. Письмом № 03/2-2846 от 20.05.2019 истец отказал в перерасчете, поскольку отключение лестничных проемов, кладовок и паркинга дает экономию теплопотребления для всех объектов, находящихся под единым прибором учета, и уменьшение начисления платы собственникам, пользователям жилых и нежилых помещений за отопление мест общего пользования.

В повторном письме № 47 от 25.10.2019 ответчик просил истца расторгнуть договор и пересмотреть тепловые нагрузки на отопление в размере 0,034847 Гкал/час, на вентиляцию - 0,178200 Гкал/час, приложив акт осмотра тепловых энергоустановок от 11.10.2019 теплового узла.

Истец в письме № 03/2-6604 от 06.11.2019 отказал в расторжении договора, ссылаясь на невозможность изменения строительных нагрузок на отопление и вентиляцию установленных проектной документацией на многоквартирный дом, в связи с отсутствием надлежащим образом оформленного документа изменения проектных нагрузок, выданного организацией, имеющей лицензию на проведение такого вида работ.

В силу пункта 1 статьи 451 ГК РФ основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

В пункте 2 статьи 13 Федерального закона от 04.06.2011 № 123-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - закон о теплоснабжении) предусмотрено, что потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.

Договор теплоснабжения должен определять величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии (пункт 8 статьи 15 Закона о теплоснабжении).

Согласно статье 2 закона о теплоснабжении под тепловой нагрузкой понимается количество тепловой энергии, которое может быть принято потребителем тепловой энергии за единицу времени, а под тепловой мощностью понимается количество тепловой энергии, которое может быть произведено и (или) передано по тепловым сетям за единицу времени.

Отношения между энергоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии (мощности), возникающие при установлении и изменении (пересмотре) величин тепловых нагрузок, используемых при расчете стоимости использования тепловой мощности по договору энергоснабжения, регулируются Правилами установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок, утвержденными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 610 (далее - Правила № 610).

В силу пункта 4 Правил № 610 установление или изменение (пересмотр) тепловых нагрузок осуществляется путем закрепления соответствующих величин в договоре энергоснабжения на основании заявки потребителя, поданной им в энергоснабжающую организацию в порядке, установленном настоящими Правилами.

Тепловые нагрузки устанавливаются по объекту теплопотребления в целом. В случае, если помещения в объекте теплопотребления принадлежат на праве собственности или ином законном основании разным лицам, распределение тепловых нагрузок объекта теплопотребления по договорам энергоснабжения осуществляется путем применения методов определения нагрузки, указанных в пункте 11 настоящих Правил, с учетом долей в праве собственности на общее имущество (пункт 5 Правил № 610).

Согласно пункту 23 Правил № 610 изменение (пересмотр) тепловых нагрузок осуществляется на основании заявки потребителя на установление тепловой нагрузки, которая должна быть направлена в энергоснабжающую организацию не позднее 1 марта текущего года.

Основания для изменений тепловых нагрузок по инициативе потребителя установлены в пункте 21 Правил № 610, при этом пунктом 22 названных Правил предусмотрено, что снижение тепловых нагрузок возможно при выполнении одновременно всех следующих условий:

1) если учет потребления тепловой энергии в отношении объекта теплопотребления, по которому снижается нагрузка, осуществляется по показаниям приборов коммерческого учета тепловой энергии (мощности) на протяжении не менее одного отопительного периода до подачи потребителем заявки на изменение (пересмотр) тепловых нагрузок в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил;

2) подтверждения снижения максимальной тепловой нагрузки документами, указанными в пункте 25 настоящих Правил;

3) подтверждения фактического выполнения мероприятий по снижению тепловой нагрузки;

4) неущемления интересов иных собственников или владельцев помещений в объекте теплопотребления;

5) обеспечения надлежащего качества коммунальных услуг и соблюдения санитарных норм и правил;

6) согласия потребителя на проведение в отношении объектов теплопотребления мероприятий но мониторингу (контролю) сниженных тепловых нагрузок.

На основании пункта 31 Правил № 610 изменение величин тепловых нагрузок вступает в силу с 1 января года, следующего за годом, в котором подана заявка.

Данное правило является императивным и подлежит применению сторонами в отношениях по поставке тепловой энергии. Положения данного пункта связаны с порядком государственного установления тарифов на тепловую энергию и распределения тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии, а также обязательствами теплоснабжающей организации по поддержанию резервной тепловой мощности.

В силу пункта 25 Правил № 610 заявление потребителя о снижении тепловой нагрузки в случаях, предусмотренных пунктами 21.1 и 21.2 настоящих Правил, направляется в энергоснабжающую организацию с приложением документов, подтверждающих изменение максимальной тепловой нагрузки теплопотребляющих установок и сохранение сниженной нагрузки при условии сохранения результатов проведенных потребителем мероприятий. Такими документами могут являться:

- проектная документация на реконструкцию или капитальный ремонт, в отношении которой проведена государственная экспертиза, если данная проектная документация подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и в ней указана величина снижения тепловой нагрузки;

- проектная документация на реконструкцию или капитальный ремонт, в отношении которой проведена негосударственная экспертиза, если в ней указывается величина снижения тепловой нагрузки;

- акты уполномоченных органов о приемке завершенных переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, подтверждающие проведение мероприятий по снижению максимальной тепловой нагрузки;

- заключения организаций, имеющих лицензию на осуществление архитектурно-строительного проектирования, или являющихся членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, обосновывающие снижение тепловой нагрузки;

- согласованные сторонами данные приборов коммерческого или технического учета тепловой энергии не менее чем за 12 месяцев, предшествующих подаче заявки на изменение (пересмотр) тепловой нагрузки, свидетельствующие о фактическом снижении тепловой нагрузки, удовлетворяющие пунктам 11-16 настоящих Правил.

К заявке должны прилагаться документы, подтверждающие фактическое выполнение мероприятий по снижению тепловой нагрузки (разрешение на ввод в эксплуатацию, акты приемки выполненных работ и т.п.) (пункт 27 Правил № 610).

Согласно пункту 30 Правил № 610 энергоснабжающая организация вправе отказать в изменении тепловых нагрузок в случаях:

1) непредставления потребителем сведений или документов, указанных в пунктах 24 - 25 настоящих Правил;

2) несоответствия предоставленных потребителем сведений или документов требованиям пунктов 24 - 25 настоящих Правил;

3) подачи заявки с нарушением сроков, установленных пунктом 23 настоящих Правил;

4) если между потребителем и теплоснабжающей организацией заключен долгосрочный договор энергоснабжения (на срок не менее 5 лет), для обеспечения тепловой нагрузки по которому теплоснабжающей организацией и (или) смежными организациями коммунального комплекса проведены мероприятия по увеличению мощности источника тепловой энергии и (или) реконструкции тепловых сетей;

5) несоблюдения условий изменения тепловых нагрузок, установленных пунктом 22 настоящих Правил.

Таким образом, письма ответчика № 34 от 23.04.2019, № 47 от 25.10.2019 и уведомление ответчика о расторжении договора от 28.02.2020 в связи со снятием тепловой нагрузки не соответствуют требованиям действующего нормативного регулирования, предъявляемых к заявке потребителя на изменения (пересмотр) тепловых нагрузок.

Ответчик не представил доказательств наличия обстоятельств, предусмотренных пунктом 21 Правил № 610 в качестве оснований для изменения (пересмотра) тепловых нагрузок, в том числе осуществления выполнения мероприятий по снижению тепловой нагрузки, не представило документы, исчерпывающий перечень которых содержится в пункте 25 Правил № 610. Ответчик не представил документы, подтверждающие фактическое выполнение мероприятий по снижению тепловой нагрузки (разрешение на ввод в эксплуатацию, акты приемки выполненных работ и т.п.).

Представленный ответчиком акт осмотра тепловых энергоустановок от 11.10.2019 не может являться достаточным доказательством выполнения таких мероприятий и наличия обстоятельств, предусмотренных пунктом 21 Правил № 610. Кроме того, указанный акт не соответствует условиям пункта 5.2.8 договора, так как отсоединение сетей ответчика от централизованной системы отопления произведено не на границе балансовой принадлежности, установленной сторонами в акте балансовой принадлежности тепловых сетей с перечнем абонентов - приложении № 1 к договору № 105 С-П от 16.04.2012.

Таким образом, ответчик нарушил условия договора, а также требования действующего законодательства, предусматривающего порядок установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок. При таких обстоятельствах изменение существенных условий договора, а также его расторжение в одностороннем порядке является незаконным.

Доводы ответчика об отсутствии фактического отопления паркинга, лестничных клеток, кладовых помещений и мест общего пользования правомерно признаны судом области несостоятельными в связи со следующим.

Правоотношения в сфере оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются нормами Жилищного кодексом Российской Федерации, а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).

В соответствии с частью 4 статьи 154 и с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за отопление рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правилами № 354 установлен единый порядок расчета размера платы за отопление для собственников всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (с применением соответствующих расчетных формул), в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Спорный многоквартирный дом № 35 по ул. Свободы (далее - МКД) оснащен общедомовым прибором учета отопления, учитывающим совместное теплопотребление объектов: нежилых помещений, подземного паркинга и помещений, являющихся местами общего пользования.

Согласно абзацу второму пункта 42(1) Правил № 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а именно: Pi = Уд х Si/So6 х Тт, где Уд - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом; Si - общая площадь i-ro жилого или нежилого помещения; So6 - общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома; Тт - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Спорный МКД оборудован индивидуальным тепловым пунктом, в связи с чем, коммунальная услуга по отоплению предоставляется в соответствии с пунктом 42 (1) Правил № 354. Расчет по названной формуле производится исходя из So6 - общей площади всех жилых и нежилых помещений в МКД. Такой порядок расчета определяет размер платы за коммунальные услуги каждого собственника помещения в МКД.

Объем тепловой энергии, используемый в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, согласно информации, представленной ответчиком определен с учетом площади отапливаемых от системы центрального отопления нежилых помещений (1 458,50 кв. м.), не принадлежащих ответчику, и площади отапливаемых от системы центрального отопления помещений, являющихся общедомовым имуществом (паркинг, лестницы, кладовки и др. места общего пользования), а также с учетом площади офисного помещения, принадлежащего ответчику (9 171,30 кв. м.).

Согласно «ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения», утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 № 543-ст, МКД - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.

В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в МКД и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491), с помощью которой в МКД поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.

Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений МКД, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри МКД, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота («ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования», введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 № 823-ст).

Указание на необходимость использования данных технического паспорта при расчете платы содержится и в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 № 29433-ВК/19.

Согласно правовой позиции, высказанной в пункте 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), по общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в МКД от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, не допускается. Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).

Истец с учетом сведений, предоставленных ответчиком правомерно начислял плату за поставленную тепловую энергию, в том числе с учетом площади подземного паркинга - автостоянки для машиномест, а также площади вспомогательных помещений - мест общего пользования, расположенных в спорном МКД, кладовок, лестниц, нежилого помещения, используемого ТСН в качестве офиса.

Общая презумпция о недопустимости полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение). Иначе на собственника неотапливаемого помещения возлагается обязанность по оплате коммунальной услуги по отоплению такого помещения.

С учетом положений статей 25, 26, 27, 36, 44, 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 539, 540, 546, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и того факта, что спорный жилой дом является многоквартирным, тепловая энергия подаётся в дом через присоединенную сеть, распределяется по всему дому по внутридомовой системе отопления, при этом внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, отключение помещений в многоквартирном жилом доме от центральной системы отопления, сопровождающегося реконструкцией, переустройством или перепланировкой данного помещения, и связанное с изменением параметров общего имущества многоквартирного жилого дома и режима пользования этим имуществом, приводит к уменьшению состава общего имущества в виде внутридомовой системы отопления (в т.ч. путем реконструкции системы отопления посредством переноса, демонтажа стояков, радиаторов и т.п.) и предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, что в соответствии с ч. 2 ст. 40, ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации требует согласия всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме, между тем доказательств, подтверждающих проведение переоборудования (переустройства) нежилого помещения ответчиком в установленном законом порядке с получением необходимых документов при завершении переустройства в материалы дела не представлено, в связи с чем, расторжение договора неправомерно.

Факт направления ответчиком уведомления о прекращении договорных отношений не может служить основанием для расторжения договора теплоснабжения в силу пункта 1 статьи 546 ГК РФ, поскольку отключение помещений в многоквартирном доме от централизованной системы отопления произведено в нарушение установленного статьями 26 - 28 Жилищного кодекса Российской Федерации порядка. Доказательств, подтверждающих переход на автономное отопление с соблюдением установленного порядка переустройства системы отопления, действующего на момент проведения такого рода работ, ответчиком не представлено.

Ответчиком в материалы дела представлены сведения о площадях помещений ТСН «Уютный дом» (<...>), отапливаемых от системы центрального отопления (далее - сведения о площадях).

Вместе с тем, в материалах содержатся сведения о площадях помещений ТСН «Уютный дом» (ул. Свободы, д. 35), отапливаемых от системы централизованного отопления в спорном периоде за подписью председателя ТСН «Уютный дом» Проскуряковой Г.А., скрепленной печатью организации, поступившие в МУП «РМПТС» 25.10.2019 и зарегистрированные входящим номером 8192 (л. д. 59 т. 1).

Представленные ответчиком в материалы дела сведения о площадях не относятся к спорному периоду, в связи с чем, правомерно отклонены судом первой инстанции. Сведения о площадях, представленные в материалы дела ТСН «Уютный дом», не являются достоверным доказательством, поскольку не содержат информацию о нежилом помещении Н115 площадью 118,90 кв.м. с кадастровым номером 62:29:0080066:817, собственником которого является ФИО2, с которым у истца заключен договор теплоснабжения № 288 СПА/18 от 08.11.2018 в спором период и действует по настоящее время.

Спорный многоквартирный дом № 35 по ул. Свободы (далее - МКД) оснащен общедомовым прибором учета отопления, учитывающим совместное теплопотребление объектов: нежилых помещений, подземного паркинга и помещений, являющихся местами общего пользования.

Спорный МКД оборудован индивидуальным тепловым пунктом, в связи с чем, коммунальная услуга по отоплению предоставляется в соответствии с пунктом 42 (1) Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354). Расчет по названной формуле производится исходя из So6 - общей площади всех жилых и нежилых помещений в МКД. Такой порядок расчета определяет размер платы за коммунальные услуги каждого собственника помещения в МКД.

Объем тепловой энергии, используемый в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, согласно информации, представленной ответчиком - сведений о площадях помещений ТСН «Уютный дом» (ул. Свободы, д. 35), отапливаемых от системы централизованного отопления в спорном периоде за подписью председателя ТСН «Уютный дом» Проскуряковой Г.А., скрепленной печатью организации, поступившие в МУП «РМПТС» 25.10.2019 и зарегистрированные входящим номером 8192 (л. д. 59 т. 1) определен с учетом площади отапливаемых от системы центрального отопления нежилых помещений (1 458,50 кв.м.), не принадлежащих ТСН «Уютный дом», и площади отапливаемых от системы центрального отопления помещений, являющихся общедомовым имуществом (паркинг, лестницы, кладовки и др. места общего пользования) (9 171,30 кв. м.).

Согласно статьям 164, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в МКД участвует товарищество собственников недвижимости как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору теплоснабжения и как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы является товарищество собственников недвижимости, а также предоставлять коммунальные услуги конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.

Товарищество собственников недвижимости, как исполнитель коммунальных услуг обязано оплатить задолженность за весь объем поставленных в спорный период Ресурсоснабжающей организацией коммунальных ресурсов.

Поскольку истец в спорный период поставлял тепловую энергию в управляемый ответчиком многоквартирный дом, к правоотношениям сторон применимы нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила № 354, Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124.

Согласно пунктам 13 и 54 Правил № 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией (товариществом) посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее - постановление № 1498), с 01.01.2017 вступили в силу изменения в Правила № 354, а также в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее - Правила № 124).

В силу пункта 6 Правил № 354 (в новой редакции) поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (абзац 3 пункта 6).

Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной потребительский кооператив предоставляет ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляет уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (абзац 4 пункта 6 Правил № 354).

Учитывая то, что пунктом 6 Правил № 354 на товарищество собственников недвижимости возложена обязанность представить ресурсоснабжающим организациям сведения о собственниках нежилых помещений в этом доме, а также направить уведомления собственникам нежилых помещений о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями, неисполнение товариществом собственников недвижимости указанных обязанностей позволяет в переходный период сохранить ранее существовавший порядок оплаты коммунального ресурса до момента совершения указанных действий управляющей организацией. Таким образом, для исключения объема поставленного коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме из общего объема тепловой энергии, полученной товариществом собственников недвижимости, последнее обязано доказать выполнение обязанности по предоставлению сведений ресурсоснабжающей организации о собственниках нежилых помещений и направлении последним уведомления о необходимости заключения договоров энергоснабжения.

Поскольку постановление № 1498 не содержит никаких правил относительно сроков заключения договоров между собственниками нежилых помещений в МКД и ресурсоснабжающими организациями в письменной форме, а также не устанавливает сроков передачи управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, жилищно-строительным кооперативом или иным потребительским кооперативом, сведений о собственниках нежилых помещений в Ресурсоснабжающую организацию, до прекращения заключенного с товариществом собственников недвижимости договора о предоставлении коммунальных услуг собственник нежилого помещения может вносить плату управляющей компании.

Между истцом и ответчиком сложились отношения по энергоснабжению в целях оказания коммунальных услуг в отношении многоквартирного жилого дома. Из содержания расчета объема потребленных энергоресурсов следует, что в указанную сумму долга входят произведенные теплоснабжающей организацией начисления объемов и стоимости услуг отопления как в отношении отапливаемых от системы центрального отопления нежилых помещений (1 458,50 кв. м.) и помещений, являющихся общедомовым имуществом (9 171,30 кв. м.), находящихся в управлении ответчика.

С учетом указанных обстоятельств, отсутствие прямого договора собственника нежилых помещений с ресурсоснабжающей организацией в спорный период не освобождает товарищество собственников недвижимости от обязанности оплатить в полном объеме поставленный в многоквартирный дом коммунальный ресурс.

Требование абзаца 4 пункта 6 Правил № 354 выполнено Ответчиком в части 10 нежилых помещений, Сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме представлены в отношении 10 нежилых помещений вх. № 8192 от 25.10.2019, с которыми истец заключил договоры теплоснабжения.

Уведомление в теплоснабжающую организацию с просьбой исключить из начислений расходы по нежилым помещениям в отношении иных собственников нежилых помещений в ресурсоснабжающую организацию не направлялось. Доказательства отправки уведомления о прекращении обязательств в части предоставления коммунальных услуг собственникам иных нежилых помещений также не представлены. В связи с указанными обстоятельствами истец не имел возможности произвести начисления непосредственно собственникам нежилых помещений за спорный период, по которым информация ТСН «Уютный дом» не передавалась, в связи с чем, ответчик обязан оплатить данные услуги ресурсоснабжающей организации.

Согласно пункту 6 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).

Поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.

В рассматриваемом деле отсутствуют доказательства заключения собственниками иных нежилых помещений прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией, за исключением следующих нежилых помещений:

Сведения об абонентах - собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме № 35 по ул. Свободы, отапливаемых от центрального теплоснабжения

№ п/п

Литер

Площадь,

м2

Кадастровый номер

Собственник

Договор теплоснабжения

1

Н5

102,1

62:29:0080066:775

ФИО3

№ 316 СПА/18 от 03.09.2018

2

Н6

100,3

62:29:0080066:776

ФИО4

№ 116 ОПАЛ8 ОТ 07.11.2018

3

Н7

123,4

62:29:0080066:777

ФИО5

№ 320 СПА/18 от 04.09.2018

4

Н8

90,2

62:29:0080066:778

ФИО6

№ 147 СПА/18 от 19.07.2018

5

Н9

418,1

62:29:0080066:779

ФИО7

№ 249 СПАЛ 9 от 09.07.2019

6

Н10

189,4

62:29:0080066:780

ФИО8

№ 328 СПА/18 от 09.10.2018

7

Н11

117,3

62:29:0080066:781

ФИО9

№ 318 СПА/18 от 04.09.2018

8

Н12

90,2

62:29:0080066:792

ФИО10

№ 112 СПА/18 от 19.07.2018

9

Н14

108,6

62:29:0080066:789

ФИО11

№ 319 СПА/18 от 04.09.2018

10

Н115

118,9

62:29:0080066:817

ФИО12

№288 СПА/18 от 08.11.2018

1458,5

Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

В силу пункта 30 Правил № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный в письменной форме, вступает в силу и является обязательным для сторон со дня его подписания обеими сторонами. Условиями такого договора может быть предусмотрено, что права и обязанности сторон возникают с более поздней даты после даты вступления этого договора в силу.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14,15,16и 17 настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, действует до даты (включительно) прекращения предоставления коммунальных услуг соответствующим исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный в письменной форме, может быть расторгнут досрочно по основаниям, предусмотренным гражданским и жилищным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг между управляющими организациями, товариществами или кооперативами и собственниками (пользователями) нежилых помещений в многоквартирном доме, заключенные в письменной форме либо путем совершения потребителем конклюдентных действий до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 (до 01.01.2017), действуют до наступления наиболее ранней из следующих дат: даты истечения срока действия таких договоров, даты их расторжения по соглашению сторон или вследствие одностороннего отказа одной из сторон от договора либо даты прекращения предоставления коммунальных услуг соответствующей управляющей организацией, товариществом или кооперативом, указанной в пунктах 14, 15,16 и 17 Правил № 354.

В связи с отсутствием в постановлении № 1498 указания на распространение его действия на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, к отношениям, возникшим из таких договоров, заключенных до 01.01.2017, до момента истечения срока их действия или расторжения по соглашению сторон или вследствие одностороннего отказа одной из сторон от договора, либо прекращения предоставления коммунальных услуг соответствующим исполнителем коммунальных услуг, по основаниям, указанным в пунктах 14, 15, 16 и 17 Правил № 354, применяется ранее действовавшая редакция Правил № 354.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что ответчиком не представлено доказательств расторжения либо прекращения договоров с собственниками нежилых помещений в спорный период, то отсутствие прямых договоров собственников нежилых помещений с ресурсоснабжающей организацией, не освобождает товарищество собственников недвижимости от обязанности оплатить в полном объеме поставленный в МКД коммунальный ресурс, зафиксированный общедомовым прибором учета, в том числе, на общедомовые нужды.

В связи с чес, суд области пришел к обоснованному выводу о том, что управляющая организация в силу закона обязана оплатить теплоснабжающей организации фактически поставленную в спорный период тепловую энергию в многоквартирные дома, в связи с чем удовлетворил исковые требования о взыскании задолженности за период с марта 2019 года по апрель 2020 года по договору теплоснабжения №105 С-П от 16.04.2012 в сумме 400 035 руб. 87 коп.

Одновременно истцом заявлено требование о взыскании с ответчика пени за период с 20.04.2019 по 05.04.2020 в сумме 13 025 руб. 94 коп.

В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Пунктом 9.2 статьи 15 Федерального закона «О теплоснабжении» определено, что товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Факт нарушения ответчиком сроков внесения платы за тепловую энергию подтверждается материалами дела.

Истцом на основании пункта 9.2 статьи 15 Федерального закона «О теплоснабжении» был произведен расчет пеней по договору. Расчет неустойки судом проверен и признан арифметически верным, ответчиком не оспорен.

Оснований для применения к спорным правоотношениям сторон положений статьи 333 ГК РФ и снижения размера взыскиваемой суммы пени в виду ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств суд первой инстанции не установил.

Расчет неустойки проверен судом и признан верным. Ответчик контррасчет не представил.

Установив факт нарушения ответчиком сроков оплаты, суд области правомерно удовлетворил требование истца о взыскании неустойки в предъявленном размере.

08.07.2021 Ответчик в судебном заседании дополнил доводы Апелляционной жалобы, правовой позицией со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ от 27.04.2021 №  16-П «По делу о проверке конституционности абзаца третьего пункта 42(1), пунктов 44 и 45 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также формулы 3 приложения № 2 к данным Правилам в связи с жалобой гражданки ФИО13» (далее - Постановление КС РФ от 27.04.2021 № 16-П).

В обоснование своей позиции Ответчик указывает на необходимость применения к отношениям сторон выводов Конституционного суда РФ, содержащихся в Постановлении КС РФ от 27.04.2021 № 16-П.

Доводы Ответчика, изложенные в дополнении к Апелляционной жалобе не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Конституционный суд РФ в Постановлении от 27.04.2021 № 16-П признал оспариваемые нормативные положения не соответствующими Конституции в той мере, в какой эти нормативные положения обязывают собственников и пользователей жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, который подключен к централизованным сетям теплоснабжения и оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и переведенных на отопление посредством индивидуальных источников тепловой энергии, вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества помещений общего пользования в которых изначально отсутствовали каких-либо теплопотребляющие элементы внутридомовой системы отопления многоквартирного дома.

Так, в пункте 6 Постановления КС РФ от 27.04.2021 № 16-П Конституционным судом указывается на особенность конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения отдельных многоквартирных домов, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения, в которых схемой теплоснабжения многоквартирного дома предусмотрено изначальное отсутствие непосредственно в расположенных в них помещениях общего пользования каких-либо теплопотребляющих элементов внутридомовой системы отопления (отопительных приборов, трубопроводов, стояков отопления и т.п.), что подтверждается проектно-технической документацией на соответствующий дом, актами управляющих организаций, экспертными заключениями и т.п.

В своих доводах ТСН «Уютный дом» ссылаясь на текст рассматриваемого постановления, указывается на необходимость учета изначального отсутствия непосредственно в расположенных в них помещениях общего пользования каких-либо теплопотребляющих элементов внутридомовой системы отопления (абзац 2 Письменных пояснений ТСН «Уютный дом» от 08.07.2021).

В пункте 3 резолютивной части Постановления от 27.04.2021 № 16-П Конституционный суд РФ в постановил Правительству Российской Федерации надлежит -  внести изменения в действующий порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению.

В месте с тем, в силу пункта 8 Постановления Конституционного суда РФ от 27.04.2021 № 16-П до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений сохраняется прежний порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в таком многоквартирном доме, поскольку при определенных обстоятельствах (например, если в конкретном доме число жилых и нежилых помещений, оснащенных индивидуальными источниками тепловой энергии, соотносимо с числом жилых и нежилых помещений, отапливаемых централизованно, а тем более превышает его) освобождение собственников и пользователей помещений, отапливаемых автономно, от обязанности по оплате коммунальной услуги по отоплению в части потребления тепловой энергии, поступающей в указанный дом по централизованным сетям теплоснабжения, в целях содержания его общего имущества – в отсутствие специальных правил расчета соответствующей платы - могло бы привести к существенному росту платежей за отопление для собственников и пользователей остальных помещений данного дома, что не согласовывалось бы с конституционными предписаниями об экономической и социальной солидарности граждан (статья 75.1 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, Конституционного суда РФ в пункте 8 рассматриваемого Постановления указал на сохранение прежнего порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений. При этом, вопрос о наличии (отсутствии) оснований для взыскания с товарищества собственников недвижимости в пользу теплоснабжающей организации платы за отопление решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств.

Кроме того, к рассматриваемым в настоящем споре правоотношениям выводы, содержащиеся в Постановлении Конституционного суда РФ от 27.04.2021 № 16-П не применимы, поскольку в настоящем случае в помещениях общего пользования спорного многоквартирного дома изначально предусмотрены и установлены теплопотребляющие элементы внутридомовой системы отопления.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Ответчиком в материалы дела не представлены доказательства согласования с уполномоченными органами, а также с Истцом, в установленном порядке демонтажа ранее существующей системы отопления помещений и обеспечения безопасности ее эксплуатации во избежание причинения ущерба зданию в целом и его отдельным конструктивным элементам, не представил доказательств ненадлежащих показателей температуры, то есть доводы Ответчика в изложенные в Апелляционной жалобе не подтверждены.

В пункте 2 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) предусмотрено, что потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.

Договор теплоснабжения должен определять величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии (пункт 8 статьи 15 Закона о теплоснабжении).

Между МУП «РМПТС» и ТСН «Уютный дом» заключен договор теплоснабжения № 105 С-П от 16.04.2012 (далее - Договор).

Согласно пункту 3.1 Договора Энергоснабжающая организация отпускает Абоненту тепловую энергию в горячей воде в количестве 1 131,92 Гкал с максимумом тепловой нагрузки 0,418670 Гкал/час, из них:

а)         на отопление 0,0161470 Гкал/час;

б)         на вентиляцию 0,187200 Гкал/час;

в)         на горячее водоснабжение 0,07000 Гкал/час;

Аналогичные значения тепловых нагрузок согласованы сторонами в Акте балансовой принадлежности тепловых сетей с перечнем Абонентов - приложении № 1 к Договору № 105 С- П от 16.04.2012, а также указаны в Заявлении ТСН «Уютный дом» № 2-538 от 10.04.2012 на заключении договора теплоснабжения.

Как указывалось выше, согласно статье 2 Закона о теплоснабжении под тепловой нагрузкой понимается количество тепловой энергии, которое может быть принято потребителем тепловой энергии за единицу времени, а под тепловой мощностью понимается количество тепловой энергии, которое может быть произведено и (или) передано по тепловым сетям за единицу времени.

Отношения между энергоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии (мощности), возникающие при установлении и изменении (пересмотре) величин тепловых нагрузок, используемых при расчете стоимости использования тепловой мощности по договору энергоснабжения, регулируются Правилами установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок, утвержденными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 610 (пункт 1 Правил № 610).

В силу пункта 4 Правил № 610 установление или изменение (пересмотр) тепловых нагрузок осуществляется путем закрепления соответствующих величин в договоре энергоснабжения на основании заявки потребителя, поданной им в энергоснабжающую организацию в порядке, установленном настоящими Правилами.

Тепловые нагрузки устанавливаются по объекту теплопотребления в целом. В случае, если помещения в объекте теплопотребления принадлежат на праве собственности или ином законном основании разным лицам, распределение тепловых нагрузок объекта теплопотребления по договорам энергоснабжения осуществляется путем применения методов определения нагрузки, указанных в пункте 11 настоящих Правил, с учетом долей в праве собственности на общее имущество (пункт 5 Правил № 610).

Согласно пункту 23 Правил № 610 изменение (пересмотр) тепловых нагрузок осуществляется на основании заявки потребителя на установление тепловой нагрузки, которая должна быть направлена в энергоснабжающую организацию не позднее 1 марта текущего года.

Основания для изменений тепловых нагрузок по инициативе потребителя установлены в пункте 21 Правил № 610, при этом пунктом 22 названных Правил предусмотрено, что снижение тепловых нагрузок возможно при выполнении одновременно всех перечисленных в рассматриваемом пункте условий.

В силу пункта 25 Правил № 610 заявление потребителя о снижении тепловой  нагрузки в случаях, предусмотренных пунктами 21.1 и 21.2 настоящих Правил, направляется в энергоснабжающую организацию с приложением документов, подтверждающих изменение максимальной тепловой нагрузки теплопотребляющих установок и сохранение сниженной нагрузки при условии сохранения результатов проведенных потребителем мероприятий.

Такими документами могут являться: проектная документация на реконструкцию или капитальный ремонт, в отношении которой проведена государственная экспертиза, если данная проектная документация подлежит
государственной экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной
деятельности и в ней указана величина снижения тепловой нагрузки; проектная документация на реконструкцию или капитальный ремонт, в отношении
которой проведена негосударственная экспертиза, если в ней указывается величина снижения тепловой нагрузки; акты уполномоченных органов о приемке завершенных переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, подтверждающие проведение мероприятий по снижению максимальной тепловой нагрузки; заключения организаций, имеющих лицензию на осуществление архитектурно- строительного проектирования, или являющихся членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, обосновывающие снижение тепловой нагрузки; согласованные сторонами данные приборов коммерческого или технического учета тепловой энергии не менее чем за 12 месяцев, предшествующих подаче заявки на изменение (пересмотр) тепловой нагрузки, свидетельствующие о фактическом снижении тепловой нагрузки, удовлетворяющие пунктам 11 - 16 настоящих Правил.

К заявке должны прилагаться документы, подтверждающие фактическое выполнение мероприятий по снижению тепловой нагрузки (разрешение на ввод в эксплуатацию, акты приемки выполненных работ и т.п.) (пункт 27 Правил № 610).

Таким образом, ТСН «Уютный дом» нарушило условия Договора, а также требования действующего законодательства, предусматривающего порядок установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок, в нарушение статьи 65 АПК РФ Ответчиком в материалы дела не представлены доказательства
соблюдения Порядка изменение (пересмотр) тепловых нагрузок.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что изменение существенных условий Договора, а также его расторжение в одностороннем порядке является незаконным.

С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы, исследованные судом апелляционной инстанции, фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были предметом исследования и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная правовая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.

Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда области, и позволяющих сделать вывод о незаконности судебного акта, в апелляционной инстанции не заявлено.

Неправильного применения и толкования норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции также не установлено.

При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.04.2021 по делу № А54-6291/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.                                  В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

И.Г. Сентюрина

Т.В. Бычкова

Н.В. Егураева