ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-3777/2012 от 25.09.2012 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г.Тула, 300041, тел.: (4872)36-32-71, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула Дело № А09-3045/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 25.09.2012

Постановление изготовлено в полном объеме 01.10.2012

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Дорошковой А.Г., Игнашиной Г.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Верулидзе Н.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 13 июня 2012 года по делу № А09-3045/2012, принятое по заявлению Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (г. Брянск, ИНН <***>), третье лицо: Прокуратура Брянской области, г. Брянск, о признании недействительным ненормативного правового акта, при участии представителей ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области – ФИО1 (доверенность от 18.04.2012 № 15-48/3113) и третьего лица – ФИО2 (удостоверение), в отсутствие представителя заявителя, установил следующее.

Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлениями к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее – ответчик, Управление Росреестра) о признании недействительными отказов в государственной регистрации постановки на учет, как бесхозяйных объектов:

– тепловой сети протяженностью 23 м от ТК 8 до жилого дома № 23 по улице Олега Кошевого города Брянска, от 20.02.2012 № 01/095/2011-516;

– дворовой канализации протяженностью 29 м к жилому дому № 10 по улице Пролетарской в п.г.т. Белые Берега Фокинского района г. Брянска, от 21.02.2012 № 01/095/2011-521;

– водопровода протяженностью 15,1 м до жилого дома № 9 по улице Красной Гвардии города Брянска, от 30.01.2012 № 01/095/2011-283;

– кабельной линии, протяженностью 100 м от ТП 124 до жилого дома № 8 по улице Вяземского в городе Брянске, от 16.03.2012 № 01/011/2012-372.

Принятым судом к своему производству делам были присвоены номера № А09-3045/2012, А09-3046/2012, А09-3047/2012, А09-3369/2012.

Определением Арбитражного суда Брянской области от 29.05.2012 данные дела были объединены в одно производство для совместного рассмотрения. Объединенному делу присвоен номер № А09-3045/2012.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных

требований на предмет спора, была привлечена прокуратура Брянской области (далее – Прокуратура).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 13.06.2012 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что все каждый в отдельности спорный объект входит в общий технологический процесс и используется по общему назначению, в связи с чем государственная регистрация спорных объектов возможна только в составе сложной вещи, а не по отдельности.

Заявитель и третье лицо представили письменные возражения на апелляционную жалобу, изложенные в отзыве. Просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заявитель в судебное заседание своих представителей не направил, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 06.12.2011, 22.12.2011, 17.01.2012 Управление обратилось в Управление Росреестра с заявлениями о постановке на учет как бесхозяйных следующих объектов: тепловой сети протяженностью 23 м от ТК 8 до жилого дома № 23 по улице Олега Кошевого города Брянска; дворовой канализации протяженностью 29 м к жилому дому № 10 по улице Пролетарской в п.г.т. Белые Берега Фокинского района г. Брянска; водопровода протяженностью 15,1 м до жилого дома № 9 по улице Красной Гвардии города Брянска; кабельной линии протяженностью 100 м от ТП 124 до жилого дома № 8 по улице Вяземского в городе Брянске.

Уведомлениями от 20.01.2012 № 01/095/2011-516, от 21.01.2012 № 01/095/2011-521, от 30.12.2011 № 01/095/2011-293 и от 16.02.2012 № 01/011/2012-40 Управлению было сообщено о приостановлении государственной регистрации постановки на учет бесхозяйных недвижимых объектов сроком на один месяц.

30.01.2012, 20.02.2012, 21.02.2012 и 16.03.2012 Управление Росреестра отказало в требуемой государственной регистрации, сославшись на то, что все объекты входят в состав сложных вещей, образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, и государственная регистрация возможна только в составе сложных вещей.

Полагая, что решения об отказе в государственной регистрации не соответствуют гражданскому законодательству и нарушают его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая дело по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные объекты являются самостоятельными объектами недвижимости, в связи с чем отказ в их государственной регистрации является неправомерным.

Проверив в порядке апелляционного производства оспариваемый судебный акт, правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов Арбитражного суда Брянской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, апелляционная инстанция соглашается с таким выводом по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим КодексомЗаконом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Порядок представления документов на государственную регистрацию прав урегулирован ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

На основании ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.

Согласно ст. 17 указанного Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в п. 1 настоящей статьи.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП (п. 1 ст. 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Пункт 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно пункту 3 данной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к компетенции органа по государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, бесхозяйных недвижимых вещей.

Пункт 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580, предусматривает, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

При этом статья 20 вышеуказанного Закона устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав.

Как усматривается из материалов дела, 06.12.2011, 22.12.2011, 17.01.2012 Управление обратилось в Управление Росреестра с заявлениями о постановке на учет как бесхозяйных самостоятельных объектов недвижимого имущества: тепловой сети протяженностью 23 м от ТК 8 до жилого дома № 23 по улице Олега Кошевого города Брянска; дворовой канализации протяженностью 29 м к жилому дому № 10 по улице Пролетарской в п.г.т. Белые Берега Фокинского района г. Брянска; водопровода протяженностью 15,1 м до жилого дома № 9 по улице Красной Гвардии города Брянска; кабельной линии протяженностью 100 м от ТП 124 до жилого дома № 8 по улице Вяземского в городе Брянске.

К указанным заявлениям Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации приложило все необходимые для регистрации бесхозяйных объектов недвижимости документы.

30.01.2012, 20.02.2012, 21.02.2012 и 16.03.2012 Управление Росреестра отказало в требуемой государственной регистрации, сославшись на то, что все объекты входят в состав сложных вещей, образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, и государственная регистрация возможна только в составе сложных вещей.

Между тем согласно представленным заявителем кадастровым паспортам данные объекты состоят на кадастровом учете как отдельные объекты недвижимости.

Доказательств обратного ответчиком в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено.

При таких обстоятельствах оснований для отказа в постановке на учет как бесхозяйных спорных объектов недвижимого имущества у регистрирующего органа не имелось.

Довод апелляционной жалобы о том, что каждый из заявленных к постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества объектов – дворовая канализация, тепловая сеть, водопровод, кабельная линия – представляет из себя сложную вещь, то есть состоит из разрозненных вещей, образующих единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Объекты недвижимости подлежат государственному кадастровому учету.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее – кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее – уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно Порядку ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 № 42, объектами кадастрового учета являются объекты недвижимости, в том числе здания, сооружения и помещения, при этом в отношении каждого объекта недвижимости в кадастр недвижимости вносятся сведения, перечисленные в п. 8 указанного Порядка.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости.

Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные названным Федеральным законом сведения об объекте недвижимости (ч. 4 ст. 14 указанного Закона).

Органы технической инвентаризации вправе составлять единый технический и кадастровый паспорт только в отношении тех объектов, которые связаны единой правовой судьбой.

Как предусмотрено пунктом 3 Инструкции по технической инвентаризации основных фондов водопроводно-канализационных предприятий, утвержденной приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 09.09.1975 № 378, технической инвентаризации подлежат:

а)жилые, административные, производственные здания и сооружения, а также земельные участки, на которых они расположены;

б) водоводы, коллекторы, распределительные (магистральные, дворовые) трубопроводы водопровода и канализации и сооружения на них.

На основании пункта 4 указанной Инструкции единицей учета является инвентарный объект. За инвентарный объект принимается:

а) жилое, административное, производственное здание или группа зданий и
сооружений, расположенных на одном земельном участке;

б) комплекс сооружений: водозабора, очистки, хранения и подачи (насосные
станции и напорные сооружения) воды с территорией, на которой они расположены;

в) комплекс очистных сооружений канализации с их территорией;

г) водовод-трубопровод, транспортирующий воду до распределительных
сетей;

д) магистральный (с попутным расходом воды) трубопровод,
распределительный трубопровод, проложенный к потребителям воды,
распределительная сеть водопровода до врезки в городскую сеть, состоящая на
балансе соответствующего ведомства;

е)коллектор, главный коллектор (к которому подсоединено два и более коллекторов бассейнов канализования);

ж) собирающая и отводящая сети трубопроводов каждого отдельного бассейна канализования (бассейн канализования – часть канализованной территории, ограниченная водоразделом);

з) канализационная сеть до врезки в городскую сеть, состоящая на балансе
соответствующего ведомства.

Единство сложного объекта означает не только функционально-технологическое единство спорных объектов, что, по мнению Управления Росреестра, является достаточным основанием для составления в отношении него единого технического и кадастрового паспорта, но и единую правовую судьбу составляющих его элементов.

Таким образом, исходя из положений указанных норм права кадастровый паспорт оформляется в отношении самостоятельного объекта недвижимости, обладающего уникальными идентификационными характеристиками, при этом в государственный кадастр также вносятся сведения о вещных правах на соответствующий объект недвижимости.

В данном случае спорные объекты поставлены на кадастровый учет как самостоятельные объекты недвижимости, что подтверждается кадастровыми паспортами.

Остальные доводы подателя жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.

Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 13.06.2012 по делу № А09-3045/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 АПК РФ кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Е.Н. Тимашкова

Судьи А.Г. Дорошкова

Г.Д. Игнашина