ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-3777/2021 от 06.07.2021 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                     Дело № А09-8694/2020

Резолютивная часть постановления объявлена  06.07.2021

Постановление изготовлено в полном объеме   13.07.2021

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Дайнеко М.М. и Селивончика А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии представителей: истца – управления имущественных отношений Брянской области (г. Брянск, ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 11.01.2021 № 01-14305), ответчика – Брянской городской администрации (г. Брянск, ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО2 (доверенность от 29.12.2020 № 1/06-2625и), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – государственного бюджетного учреждения «Брянскоблтехинвентаризация» (г. Брянск, ИНН <***>, ОГРН <***>), государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Брянский базовый медицинский колледж» (г. Брянск, ИНН <***>, ОГРН <***>), Департамента здравоохранения Брянской области (г. Брянск,                    ИНН <***>, ОГРН <***>), извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 12.04.2021 по делу № А09-8694/2020 (судья Дюбо Ю.И.),

УСТАНОВИЛ:

управление имущественных отношений Брянской области (далее – истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Брянской области к Брянской городской администрации (далее – ответчик, администрация) об обязании безвозмездно принять в муниципальную собственность г. Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в законную силу объект недвижимости – общежитие общей площадью 1 595,6 кв.м, кадастровый номер 32:28:0011004:10, расположенное по адресу: <...>.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) привлечены государственное бюджетное учреждение «Брянскоблтехинвентаризация» (далее – ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация»), государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Брянский базовый медицинский колледж» (далее – ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»), Департамент здравоохранения Брянской области.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 12.04.2021 иск удовлетворен в полном объеме.

Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Ответчик полагает, что судом первой инстанции не учтен факт того, что управление не имеет правовых оснований для обращения в суд с иском об отчуждении имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж». Как указывает администрация, из анализа планов этажей,  экспликаций технического паспорта объекта недвижимости следует, что ни одно помещение в спорном здании не соответствует ни определению жилого помещения, ни площади жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма. Кроме того, администрация ссылается на то, что спорное имущество никогда не использовалось органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями.

Управление и Департамент здравоохранения Брянской области в отзывах на апелляционную жалобу просили оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статей 266, 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителей сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, спорный объект недвижимости – общежитие, общей площадью 1595,6 кв.м, кадастровый номер 32:28:0011004:10, расположенный по адресу: <...>, находится в собственности Брянской области, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись регистрации 32-32-01/079/2013-1046 от 13.11.2013. Указанный объект недвижимого имущества был принят из федеральной собственности в государственную собственность Брянской области в 2004 году в составе государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 7».

Помещения второго этажа общежития используют для проживания граждане, заселенные в период нахождения объекта в федеральной собственности.

ГОУ НПО «Профессиональное училище № 7» в 2008 году реорганизовано. Неиспользуемое здание общежития, учитывая обращения ГОУ СПО «Брянский базовый медицинский колледж» и Департамента здравоохранения Брянской области, приказом управления имущественных отношений Брянской области от 13.10.2008 № 3635 было закреплено на праве оперативного управления за ГАУ СПО «Брянский базовый медицинский колледж», о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись регистрации 32:28:0011004:10-32/001/2020-1 от 13.03.2020.

Учитывая обращения ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж» управлением имущественных отношений Брянской области проводилась работа по передаче здания общежития в муниципальную собственность города Брянска.

Однако администрацией в приеме данного имущества в муниципальную собственность отказано, что послужило основанием для обращения управления в арбитражный  суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

В соответствии со статьей 212 ГК РФ, имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 5 статьи 214 ГК РФ определено отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Частью 5 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ) предусмотрено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами местного самоуправления для целей, установленных статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).

В силу прямого указания закона (статья 50 Закона № 131-ФЗ) содержит перечни имущества, которое должно находиться в собственности муниципальных образований. В собственности муниципальных образований должно находиться: имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ); имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона; (п. 2 в ред. Федерального закона от 18.10.2007                                № 230-ФЗ); имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения; (п. 4 введен Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ).; имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона (п. 5 введен Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ).

В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», приложением 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 к муниципальной собственности относятся следующие объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения; объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов: учреждения и объекты здравоохранения, народного образования и др.

Таким образом, при наличии предусмотренных указанной нормой оснований, имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.

Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее –постановление № 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

В силу пункта 1 приложения 3 к постановлению № 3020-1 жилищный и нежилой фонды отнесены к объектам муниципальной собственности.

Пунктом 1 приложения № 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» весь жилищный фонд, жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местной администрации, в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, отнесен к муниципальной собственности в силу прямого указания закона.

В соответствии со статьей 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями; организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда; создание условий для жилищного строительства; осуществление муниципального жилищного контроля; иные полномочия в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированный жилищный фонд включает в себя, в том числе жилые помещения в общежитиях.

В пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» разъяснено, что объекты жилого фонда являются объектами муниципальной собственности и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.

Как следует из материалов дела, здание «общежитие», расположенное по адресу: <...>, в соответствии с приказами управления имущественных отношений Брянской области Департаментом здравоохранения Брянской области» в 2008 году передано ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж с прописанными и проживающими в нем жильцами в количестве 20 человек (8 семей), не имеющими отношения к образовательной организации (т. 2, л.д. 4).

При этом здание образовательным учреждением никогда не использовалось; спорный объект «общежитие», не используется ни для целей здравоохранения и ни для целей образования; в настоящее время в общежитии прописаны и проживают 19 человек в восьми комнатах.

Согласно представленному в материалы дела акту обследования от 01.08.2014 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области» в здании общежития по адресу: ул. Нахимова, д. 124, проведено обследование соблюдения СП «Устройства оборудования и содержания общежитий для рабочих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профессиональных технических училищ»,                               СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». В результате обследования установлено, что здание общежития расположено на огороженной территории, удалено от автомобильной дороги, тротуарные дорожки к зданию общежития заасфальтированы. Общежитие не используется для проживания учащихся, студентов базового медицинского колледжа. Оборудована площадка для мусорного контейнера. Общежитие представляет собой двухэтажное кирпичное отдельно стоящее здание, имеющее два отдельных входа и аварийные выходы. Жилые комнаты в количестве 8 штук распложены на втором этаже левого крыла здания, размещены по коридорному типу (на момент обследования жильцы отсутствовали, пустующие комнаты опечатаны). Помещения первого этажа под жилые классы не используются. На втором этаже для общего пользования проживающих в общежитии имеется санитарное помещение (умывальник), совмещенное с приспособленной на данной площади постирочной, на части помещения оборудована душевая, имеется санузел. Здание имеет центральное отопление, канализирование, водоснабжение (холодное, горячее). Согласно документам, представленным в материалы дела, заселение жильцов в комнаты общежития производилось в 2000 – 2003 годы.

Исходя из оценки представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что фактически общежитие используется для обеспечения нуждающихся в жилье жителей муниципального образования «г. Брянск».

Управление имущественных отношений Брянской области обращалось в Брянскую городскую администрацию с просьбой подписать акты приема-передачи имущества – земельного участка с кадастровым номером 32:28:0011004:406, площадью 1245 кв.м и общежития, площадью 1595,6 кв. м, расположенных по адресу: <...>. Однако в ответе исх. № 2/29-8247 от 09.09.2020 в подписании актов приема-передачи было отказано.

Как правильно установил суд первой инстанции, указанные администрацией причины отказа в принятии здания в муниципальную собственность несостоятельны и подлежат отклонению, поскольку администрация не представила объективных, достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих несоответствие спорного объекта, предъявляемым требованиям, его нахождение в ненадлежащем состоянии, непригодности для целевого использования в качестве общежития. При этом администрация не учитывает, что общежитие фактически используется в жилых целях, в нем проживают 8 семей и в силу закона спорный объект не может находиться в оперативном управлении образовательной организации, так как не соответствует ее целевому назначению.

В нарушение требований части 1 статьи 65 АПК РФ администрация не представила решения о признании спорного объекта аварийным и непригодным для проживания в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

В соответствии с положениями Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления должны формировать местный бюджет таким образом, чтобы обеспечивать решение всех вопросов местного значения, в том числе предусмотреть выделение бюджетных средств на проведение мероприятий, связанных с принятием указанного объекта в муниципальную собственность, его содержание и ремонт.

В компетенции муниципальных образований находится и решение вопроса перепрофилирования (изменение целевого назначения) имущества (статья 50 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит перечни имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований», в ред. Федеральных законов от 25.06.2012 № 91-ФЗ, от 27.05.2014 № 136-ФЗ).

К полномочиям Брянской городской администрации относится также принятие решения о переводе жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое на территории города Брянска в соответствии с постановлением Брянской городской администрации от 05.05.2017 № 1530-п, в соответствии со статьей 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвержденным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Принятие решения о переводе жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое на территории города Брянска».

В нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств в обоснование довода о наличии обстоятельств, объективно препятствующих органу местного самоуправления исполнить установленную законом обязанность принять в муниципальную собственность имущество, доказательств непригодности для выполнения своего функционального назначения спорного объекта, невозможности использования спорного нежилого помещения ответчиком в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая положения статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив фактические обстоятельства дела, принимая во внимание, что отказ органа местного самоуправления от согласования и принятия имущества не может быть произвольным, а также то, что спорный объект находится на территории муниципального образования «город Брянск», фактически используется для проживания граждан (прописаны и проживают восемь семей), не использовался  и не используется для проживания учащихся, суд первой инстанций пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.

Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.

При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены  принятого законного и обоснованного решения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 12.04.2021 по делу № А09-8694/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

                  Н.В. Заикина 

                  М.М. Дайнеко

                   А.Г. Селивончик