ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-3804/16 от 05.09.2016 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула Дело № А62-9069/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 05.09.2016

Постановление в полном объеме изготовлено 12.09.2016

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Григорьевой М.А. и Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии в судебном заседании представителей заявителя - Серебро Е.Л. (доверенность от 04.02.2016, паспорт), заинтересованного лиц - ФИО1 (доверенность от 15.06.2016 № 1714, паспорт), ФИО2 (доверенность от 29.08.2016 № 2704, паспорт), рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ИнкомТех» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 06.05.2016 по делу № А62-9069/2015, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ИнкомТех» (г. Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>) к департаменту инвестиционного развития Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным отказа в допуске к участию в конкурсе, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "ИнкомТех" (далее – заявитель, Общество, ООО «ИнкомТех») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа от 24.11.2015 № 1875 Департамента инвестиционного развития Смоленской области (далее – ответчик, Департамент) в допуске к участию в конкурсе на предоставление субсидий на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров; обязании Департамента предоставить заявителю субсидию в размере 5 740 836 руб. на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях развития и модернизации производства товаров в рамках оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, предусмотренной областной государственной программой «Экономическое развитие Смоленской области, включая создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата» на 2014-2020 годы, утвержденной Постановлением Администрации Смоленской области от 08.11.2013 №894.

Решением Арбитражного суда Смоленской области требования общества были оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой указывает на то, что основной вид деятельности общества был определён формально, только исходя из содержания выписки из ЕГРЮЛ, без учёта фактической деятельности и без анализа структуры доходов организации.

Рассмотрев доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 данной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов) (подпункт 1); из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2).

Пунктом 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий.

В Смоленской области утверждена областная государственная программа "Экономическое развитие Смоленской области, включая создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата" на 2014- 2020 годы постановление Администрации Смоленской области от 08.11.2013 № 894).

В целях ее реализации определен механизм предоставления субсидий из бюджета Смоленской области на возмещение спорных затрат: постановлением от 25.09.2015 №609 Администрации Смоленской области утверждено Положение о порядке проведения конкурса на предоставление субсидий на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (далее – Положение).

Положением в частности, установлены категории и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Согласно части 2 пункта 5 Положения к участию в конкурсе допускаются субъекты малого и среднего имеющие основным видом экономической деятельности производство продукции (кроме услуг) по одному из подклассов следующих классификационных группировок видов экономической деятельности:

- раздел А «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство»;

- раздел В «Рыболовство, рыбоводство»;

-раздел D «Обрабатывающие производства»;

- вид 40.30.14 раздела Е (подпункт 5.4 Положения).

К участию в конкурсе допускаются субъекты малого и среднего предпринимательства, заключившие договоры на приобретение соответствующего оборудования не ранее 1 июля года, предшествующего году, в котором подается заявка (подпункт 5.8 Положения).

Уполномоченным органом исполнительной власти в сфере государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Смоленской области определен Департамент (пункт 1.2 постановления Администрации Смоленской области от 19.01.2015 № 5).

Пунктом 6 Положения определен перечень документов, которые субъект малого и среднего предпринимательства должен представить в уполномоченный орган для участия в конкурсе. Победителями конкурса признаются все субъекты малого и среднего предпринимательства, допущенные к участию в конкурсе (пункт 18 Положения).

Как следует из материалов дела, 27.10.2015 Общество подало в уполномоченный орган заявку на участие в конкурсе с предлагающимися к нему документами. При этом соответствие заявителя требованиям Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" сторонами не оспаривается; данные о несоответствии перечня представленных Обществом документов пункту 6 Положения суду не представлены.

24.11.2015 было принято оспариваемое решение об отказе в допуске Общества к участию в конкурсе на основании абзаца второго пункта 15 Положения, а именно в связи с несоответствием требованиям пункта 5 (подпункту 5.4) Положения. Основной вид деятельности заявителя был определён 51.12.35 «Деятельность агентов по оптовой торговле синтетическим каучуком и резиной в первичных формах» подгруппы 51.12.3 «Деятельность агентов по оптовой торговле химическими веществами» группы 51.12 «Деятельность агентов по оптовой торговле топливом, рудами, металлами и химическими веществами» подкласса 51.1 «Оптовая торговля через агентов (за вознаграждение или на договорной основе)» класса 51 «Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами» раздела (за вознаграждение или на договорной основе)» раздела G «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования».

Заявитель, ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 № 713 «Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска» (пункт 9) и Приказ Росстата от 01.10.2007 150 «О Методических указаниях по расчету основного вида деятельности хозяйствующих субъектов на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) для формирования сводной официальной статистической информации» (пункты 1, 2.1), полагает, что основной вид экономической деятельности тот, что фактически создает наибольшую валовую добавленную стоимость, а, следовательно, ответчиком неправомерно определен основной вид деятельности заявителя исходя из данных ЕГРЮЛ и представленной Обществом финансовой отчетности за 2013-2014 годы.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Согласно пункту 11 Положения всю ответственность за достоверность представленных на конкурс документов и информации несет субъект малого и среднего предпринимательства.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) от 16.10.2015 основным видом деятельности Общества является вид 51.12.35. Этот же вид деятельности в качестве основного указан также в формах РСВ-1 ПФР за 2013-2014 годы и за 9 месяцев 2015 года.

Согласно подпункту 5.8 Порядка заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР), утвержденного постановлением Правления ПФ РФ от 16.01.2014 № 2п, в поле «Код по ОКВЭД» указывается код по основному виду деятельности плательщика.

В формах бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2013-2014 годы в поле «Код вида экономической деятельности по ОКВЭД» также указан код 51.12.35.

Обязанность сдачи форм РСВ-1 ПФР и форм бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствующие государственные органы исполнительной власти и фонды установлена Федеральными законами от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». При заполнении этих форм должны быть обеспечена достоверность и полнота сведений, отраженных в них.

Заявитель и в суде первой, и в суде апелляционной инстанций утверждал, что для целей участия в конкурсе в анкете, в расчете размера субсидии, а также в справке-подтверждении основного вида экономической деятельности за 9 месяцев 2015 года Обществом указан код 25.22 – производство пластмассовых изделий для упаковывания товаров – 90,24% от общего объема, что соответствует требованиям конкурсной документации.

Данный довод был обоснованно отклонён судом первой инстанции, поскольку указанные документы самостоятельно заполняются субъектом малого и среднего предпринимательства на основании официальных документов, приложенных к заявке. Информация, указанная в анкете, расчете субсидии и в справке - подтверждении, должна сопоставляться уполномоченным органом с официальными документами, приложенными к заявке на участие в конкурсе. При сравнении ответчиком были выявлены обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения об отказе в допуске к участию в конкурсе. Выборочный анализ документов участников конкурса, проведенный в процессе рассмотрения дела в суде, показал, что такой подход был применен Департаментом в равной мере ко всем поданным заявкам, что соответствует целям и задачам конкурса.

Судом апелляционной инстанции по ходатайству заявителя была исследована конкурсная документация, в ходе чего вывод суда первой инстанции об одинаковости подхода ко всем заявителям нашёл своё подтверждение.

Кроме того, как верно отмечено судом области, разделом 6 Инструкции к конкурсу предусмотрено право субъекта малого и среднего предпринимательства обратится к организатору конкурса за разъяснениями положений документации путем письменного запроса, по телефону, посредством личного контакта, электронной почты, при проведении информационных дней. Вместе с тем, данные о каких-либо обращениях заявителя с запросом о даче соответствующих разъяснений, а также о представлении дополнительных документов по спорному вопросу суду не представлены.

Иные доводы апелляционной жалобы уже были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

С учетом изложенного обжалуемый отказ соответствует действующему законодательству, а требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно статье 270 Кодекса безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 06.05.2016 по делу № А62-9069/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Е.В. Мордасов

М.А. Григорьева

Н.В. Еремичева