ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула
Дело № А09-7518/2023
20АП-394/20244
Резолютивная часть постановления объявлена 22.02.2024
Постановление в полном объеме изготовлено 11.03.2024
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А. судей Мордасова Е.В. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Брагиной Ю.В., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу арбитражного управляющего ФИО1 на решение Арбитражного суда Брянской области от 11.12.2023 по делу № А09-7518/2023 (судья Частикова О.В.), принятое по заявлению арбитражного управляющего ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области о признании незаконными действий, третьи лица: 1) Ассоциация «Саморегулируемая Организация арбитражных управляющих Центрального Федерального Округа», 2) ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
арбитражный управляющий ФИО1 (далее – ФИО1, арбитражный управляющий, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее – Управление, заинтересованное лицо) по принятию жалобы физического лица, поименованного ФИО3, за вх.№ ОГ-461/23 от 25.07.2023; по направлению в адрес арбитражного управляющего ФИО1 запроса о предоставлении информации за исх. №2.1- 37/5319-23 от 27.07.2023 по жалобе ФИО2
В ходе судебного разбирательства заявитель неоднократно заявлял ходатайства об уточнении требований, в окончательной редакции заявленных требований просил суд суд первой инстанции признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области по проведению проверки по жалобе с входящим № ОГ-461/23 от 25.07.2023 от ФИО3 и по объединению жалоб ФИО3 и ФИО2 за единым входящим № ОГ-461/23 от 25.07.2023.
Судом первой инстанции в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Ассоциация «Саморегулируемая Организация арбитражных управляющих Центрального Федерального Округа», ФИО2.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 11.12.2023 по делу № А09-7518/2023 заявление арбитражного управляющего ФИО1 о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области по проведению проверки по жалобе с входящим № ОГ-461/23 от 25.07.2023 от ФИО3 и по объединению жалоб ФИО3 и ФИО2 за единым входящим № ОГ-461/23 от 25.07.2023. оставлено без удовлетворения. Арбитражному управляющему ФИО1 из федерального бюджета возвращено 3900 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФИО1 обратилась с апелляционной жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта, просила решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить исковые требования арбитражного управляющего ФИО1
По мнению заявителя жалобы, поданные жалобы не подлежали объединению, зарегистрированы Управлением с нарушением Инструкции об организации работы с обращениями и личного приема граждан в Управлении Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
Заявитель жалобы указывает на то, что жалоба, которая, явилась основанием для проведения проверки арбитражного управляющего ФИО1, подана ФИО2 27.07.2023, который не является участником дела о банкротстве.
Также полагает, что отсутствуют основания для привлечения ФИО2 к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования в отношении предмета спора.
Управление Росреестра по Брянской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражало против доводов апелляционной жалобы, просило оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
ФИО1 в ходатайстве просила рассмотреть апелляционную жалобу в её отсутствие.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса, их представителей, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ в пределах доводов жалобы.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 25.07.2023 ФИО2 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области с жалобой, содержащей информацию о нарушении арбитражным управляющим ФИО1 требований законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Указанная жалоба, направленная в форме письменного обращения посредством ящика для приема корреспонденции, была зарегистрирована в структурном подразделении Управления с присвоением регистрационного номера ОГ-461.
По результатам проверки на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Закон № 59-ФЗ) указанной жалобы и прилагаемых документов, ФИО2 было сообщено о наличии недостатков в части указания сведений о заявителе, так как лицом, подписавшим жалобу, указан ФИО3, при этом отсутствовала расшифровка имени и отчества заявителя жалобы, а также не был указан адрес электронной почты, по которому должен быть направлен ответ.
27.07.2023 в адрес Управления нарочным способом представлена жалоба, составленная в соответствии с требованиями Закона № 59-ФЗ, которая была подписана ФИО2.
С учетом того, что текстовое содержание вышеуказанных жалоб являлось идентичным, заявителем добавлен почтовый адрес и адрес электронной почты, исправлена допущенная опечатка в инициалах, а именно: «ФИО3» исправлено на «ФИО2», указанные жалобы объединены для совместного рассмотрения по существу с присвоением регистрационного номера ОГ-461.
27.07.2023 в адрес арбитражного управляющего ФИО1 от Управления поступил запрос информации за исх. №2.1-37/5319-23 от 27.07.2023. В указанном запросе приведена ссылка на поступившую в адрес Управления жалобу от ФИО2 на действия (бездействие) арбитражного управляющего ФИО1, а также прилагалась копии жалобы от 25.07.2023 № ОГ-461/23 и приложений к ней.
Полагая незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области по принятию жалобы физического лица, поименованного как «ФИО3» от 25.07.2023 № ОГ-461/23, арбитражный управляющий ФИО1 обратилась в арбитражный суд Брянской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, вместе с тем, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (части 2, 3 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Рассмотрение дел по правилам главы 24 АПК РФ осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (статьи 8, 9 и часть 1 статьи 189, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Как указано в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом (принцип законности) (статья 6 и часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе, если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ).
Установленный Законом № 59-ФЗ порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (часть 2 статьи 1 Закона № 59-ФЗ).
Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами (часть 4 статьи 1 Закона № 59-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 4 Закона № 59-ФЗ обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал), предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Согласно статье 7 Закона № 59-ФЗ гражданин в своем обращении в письменной форме в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет обращение в письменной форме, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к обращению в письменной форме документы и материалы либо их копии. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), а также указывает адрес электронной почты либо использует адрес (уникальный идентификатор) личного кабинета на Едином портале, по которым должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Частью 2 статьи 8 Закона № 59-ФЗ установлено, что письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона № 59-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Согласно части 1 статьи 11 Закона № 59-ФЗ в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В целях установления в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области единого порядка рассмотрения обращений граждан, приказом от 31.03.2022 № 62 утверждена Инструкция об организации работы с обращениями и личного приема граждан в Управлении Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Инструкция).
В соответствии с п. 6 Инструкции поступление в Управление обращений граждан осуществляется: в письменном виде по почте; по электронной почте Управления; факсимильной связью; путем заполнения специальной электронной формы на официальном сайте Росреестра; посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций); при передаче письменного обращения в ходе личного приема; при передаче письменного обращения посредством ящика для приема корреспонденции.
Основанием для регистрации обращения является поступление в Управление письменного обращения гражданина или обращения, поступившего в форме электронного документа, а также устное обращение в ходе личного приема (п. 8 Инструкции).
Обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех рабочих дней с даты поступления в Управление (п. 12 Инструкции).
При поступлении обращение регистрируется в СЭД Управления с присвоением ему регистрационного номера.
При поступлении обращения на бумажном носителе гражданский служащий структурного подразделения Управления, ответственного за организацию работы с входящей корреспонденцией, регистрирует обращение путем создания регистрационной карточки в системе электронного документооборота Управления (далее - СЭД Управления) (п. 14 Инструкции)
Согласно п.16 Инструкции, в письменном обращении должны быть указаны либо наименование федерального органа исполнительной власти - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (Управление Росреестра по Брянской области), либо фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) должностного лица Управления, либо должность соответствующего лица, которому адресовано обращение, а также фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина или наименование юридического лица и фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) его представителя, почтовый или электронный адрес, по которому должны быть направлены ответ либо уведомление о переадресации обращения, изложена суть обращения, поставлены личная подпись гражданина и дата. К обращению могут быть приложены документы или материалы либо их копии.
Пунктом 19 Инструкции установлено, что на стадии предварительной обработки поступивших обращений структурным подразделением Управления, ответственным за организацию работы с обращениями граждан, отбираются обращения, в отношении которых определен особый порядок рассмотрения:
обращения, в которых не указаны фамилия, имя гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которому должен быть направлен ответ, регистрируются в установленном порядке с указанием в примечании «Анонимное». Если в анонимном обращении содержится информация, относящаяся к компетенции Управления и требующая принятия мер реагирования, по согласованию с руководителем Управления, данное обращение направляется в соответствующее структурное подразделение Управления для рассмотрения и возможного принятия необходимых мер. При этом начальник (или уполномоченное им должностное лицо) структурного подразделения Управления, в котором находилось на рассмотрении анонимное обращение, в резолюции делает соответствующую пометку об оставлении обращения без ответа по существу.
Решение об оставлении обращения без ответа по существу принимается начальником структурного подразделения Управления, в котором обращение находилось на рассмотрении, или уполномоченным им лицом (п. 20 Инструкции).
Согласно п. 21 Инструкции, если гражданином устранены причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан ранее, вновь направленное обращение гражданина рассматривается Управлением в порядке, установленном Инструкцией.
Обращение, в котором не указаны фамилия, имя гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, или адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ, и в котором содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, в течение семи дней подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией (п. 22 Инструкции).
Согласно п. 26 Инструкции, обращение гражданина, поступившее в Управление, подлежит обязательному рассмотрению.
Обращение, поступившее на исполнение в структурное подразделение Управления, в этот же день или на следующий рабочий день начальником структурного подразделения Управления назначается исполнитель по рассмотрению обращения гражданина (п. 22 Инструкции).
В соответствии с п. 40 Инструкции, по результатам предварительного рассмотрения обращения принимаются следующие решения:
- о принятии обращения к рассмотрению по существу поставленных в нем вопросов и подготовке ответа гражданину;
- оставлении обращения без ответа по существу поставленных в нем вопросов в соответствии с пунктом 40 Инструкции;
- направлении на рассмотрение по существу поставленных в обращении вопросов в другой государственный орган, орган местного самоуправления в соответствии с его компетенцией;
- оставлении обращения, содержащего вопросы, по которым переписка с гражданином прекращена, без ответа по существу и уведомлении об этом заявителя;
- приобщении к ранее поступившему обращению его копии, полностью воспроизводящей информацию основного обращения и все его внешние признаки, либо повторного экземпляра, полностью воспроизводящего информацию основного обращения и все его внешние признаки, поступившего из другого государственного органа, органа местного самоуправления или от другого должностного лица;
- возвращении гражданину обращения, в котором обжалуется судебное решение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;
- возвращении обращения гражданину в соответствии с пунктом 31 Инструкции.
При одновременном поступлении основного обращения и его дубликата (повторного экземпляра или копии одного и того же обращения одного и того же заявителя) либо поступлении дубликата до окончания рассмотрения основного обращения дается единый ответ.
Если дубликат поступил после рассмотрения основного обращения, то заявителю не позднее 10-дневного срока с момента регистрации дубликата ответ на него направляется со ссылкой на дату и исходящий номер отправленного ответа на основное обращение. Копия ответа направляется в случае прямого указания гражданина о его неполучении.
Дубликаты обращений в установленном порядке приобщаются к соответствующему номенклатурному делу (п. 58 Инструкции).
Как следует из материалов дела, ФИО2 нарочным способом направил в структурное подразделение Управления, ответственное за регистрацию входящей корреспонденции, письменное обращение – жалобу на действия (бездействия) арбитражного управляющего ФИО1.
Указанное обращение зарегистрировано в структурном подразделении Управления 25.07.2023 с присвоением № ОГ-461, при этом, лицом, осуществляющим предварительную проверку и регистрацию обращения, выявлено наличие неполноты сведений о заявителе жалобы: так, заявителем была допущена опечатка в инициалах (вместо «В.А.» указано «В.В.»), а также не указан адрес электронной почты, по которому должен быть направлен ответ. Вместе с тем, заявителем при подаче жалобы была составлена опись прилагаемых документов, подписанная ФИО3. Среди представленных заявителем документов имеется также отчет об отслеживании почтовых отправлений, согласно которому отправителем жалобы в адрес арбитражного управляющего ФИО1 является ФИО2
27.07.2023 ФИО2 нарочным способом представил в адрес управления экземпляр письменного обращения, имеющего идентичное текстовое содержание, при этом заявителем были устранены выявленные при проверке обращения от 25.07.2023 недостатки – подписантом заявления указан ФИО2, указаны почтовый и электронный адрес заявителя для направления ответа на обращение.
Согласно представленной в материалы дела докладной записке заместителя начальника отдела правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Н.В. Горкуши на имя начальника отдела правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций ФИО4 от 27.07.2023 № 2.2-04/23, с учетом того, что текстовое содержание вышеуказанных жалоб являлось идентичным, указанные обращения объединены для совместного рассмотрения по существу с присвоением регистрационного номера ОГ-461.
В обоснование заявленных требований, как и в апелляционной жалобе, арбитражный управляющий приводит доводы об отсутствии правовых оснований для проведения в отношении арбитражного управляющего ФИО5 проверки на основании жалобы от 25.07.2023 за подписью ФИО3, последующая регистрация жалобы от ФИО2, поступившей в Управление 27.07.2023 и объединение указанных жалоб для совместного рассмотрения, поскольку, по ее мнению, это является нарушением правил по делопроизводству. По мнению заявителя, признание действий Управления по проведению проверки по жалобе ФИО3 от 25.07.2023 незаконным, подтвердит отсутствие повода к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
Вопреки доводам арбитражного управляющего, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, дав оценку действиям заинтересованного лица на предмет их соответствия регулирующим спорные правоотношения нормативно-правовым актам, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии нарушений Управлением порядка рассмотрения обращения гражданина ФИО2
Также судом первой инстанции не установлен факт нарушения действиями заинтересованного лица по принятию и рассмотрению обращения ФИО2, объединению для совместного рассмотрения жалоб от 25.07.2023 и 27.07.2023 за единым номером ОГ-461, прав и законных интересов арбитражного управляющего.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований арбитражного управляющего ФИО1.
Довод жалобы о том, что лицо, подавшее жалобу не является участником по делу о банкротстве, отклоняются на основании следующего.
В силу части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).
Частью 1.1 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13 и 14.23 настоящего Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника - юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (часть 2 статьи 28.1 КоАП РФ).
В силу части 3 статьи 28.1 Закона о банкротстве дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, частью 1.1 статьи 28.1 КоАП РФ к поводам к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.13 КоАП РФ отнесены не только заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника - юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, но и поводы, указанные в пункте 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса (равно как и поводы, указанные в пункте 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса).
В силу пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Исключение предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ только в отношении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 КоАП РФ, о чем в данном случае речи не идет.
Таким образом, сообщения и заявления физических и юридических лиц, не участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника, могут являться поводами к возбуждению дела об административном правонарушении по статье 14.13 КоАП РФ.
Требования к письменным обращениям граждан установлены статьей 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ).
Частью 1 статьи 7 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ определено, что гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Следовательно, рассмотрение обращений граждан в установленном порядке является не только правом, но и обязанностью управления.
Исключения из этого правила предусмотрены частью 1 статьи 11 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ и частью 3 статьи 10 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, согласно которым не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора).
Как установил суд первой инстанции, в рассматриваемом случае основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужила жалоба ФИО2, соответствующая части 1 статьи 7 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, в которой указаны фамилия, имя, отчество заявителя, его почтовый и электронный адрес, по которым должен быть направлен ответ, а также поставлена личная подпись.
Суд первой инстанции верно указал на то, что данная жалоба не может считаться анонимной и направленной неустановленным лицом.
Кроме того, жалоба ФИО2 содержала данные, указывающие на событие административного правонарушения в действиях (бездействии) арбитражного управляющего ФИО1 Жалоба поступила в Управление Росреестра, которое является компетентным государственным органом в данном случае.
В связи с чем, Управление Росреестра обязано было проверить эту жалобу и приведенные в ней обстоятельства по вопросу о совершении арбитражным управляющим противоправного деяния. Совершение действий по проверке статуса подавшего ее лица и по установлению целей и мотивов такого лица, не входило в обязанности Управления Росреестра.
Таким образом, Управлением Росреестра правомерно была принята к рассмотрению жалоба ФИО2 и возбуждено дело об административном правонарушении.
Также необоснованным является довод заявителя о незаконности привлечения ФИО2 в качестве третьего лица.
На основании ч. 1 ст. 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы, приведенные заявителем в ее обоснование, не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Оснований для отмены определения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 11.12.2023 по делу № А09-7518/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Судьи
Ю.А. Волкова
О.Г. Тучкова
Е.В. Мордасов