12 марта 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail:info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А62-4744/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 05.03.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 12.03.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Агропромышленный комплекс Смоленск» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 28.11.2014 по делу № А62-4744/2014 (судья Красильникова В.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Агропромышленный комплекс Смоленск» (далее – заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области (далее – ответчик, администрация), выразившегося в неутверждении и невыдаче схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; понуждении ответчика утвердить и направить схему расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, согласно заявлению ООО «Агропромышленный комплекс Смоленск» от 20.02.2013.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области и Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания.
Решением суда заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Общество с ограниченной ответственностью «Агропромышленный комплекс Смоленск» в жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Полагает, что суд первой инстанции не установил оснований для отказа заявителю в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории. Возражает против пояснений ФИО1, считает их ненадлежащими доказательствами. Утверждает, что ООО «ГЕО» не действовало в интересах ООО «АПК». Ссылается на пояснения Департамента лесного хозяйства о том, что испрашиваемые заявителем земельные участки не состоят на учете в государственном лесном фонде. Возражает против выводов суда о пропуске заявителем срока для обращения в суда за защитой нарушенного права.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, общество письмом от 20.02.2013 № 2450 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в долгосрочную аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения ориентировочной площадью 1600 га, расположенных по адресу: Смоленская область, Смоленский район, Катынское с/п в границах бывшего АО «Катынь», для ведения сельскохозяйственного производства (т. 1, л. д. 65).
Общество обратилось также в ООО «ГЕО» для составления плана предполагаемых к межеванию земельных участков, что подтверждается договором от 04.02.2013 № 006-2013 на выполнение топографо-геодезических работ по межеванию земельных участков.
Департамент письмом от 13.03.2013 № 01-10-0514 сообщил ООО «ГЕО», действовавшему в интересах заявителя, что испрашиваемые земельные участки не относятся к землям государственного лесного фонда (т. 1, л. д. 76).
Администрация в письме от 29.04.2013 сообщила, что для дальнейшего рассмотрения заявления направлен запрос лесничему Смоленского лесничества Филиала ОГУ «Смолупрлес» ФИО1 в целях исключения попадания лесных участков в границы испрашиваемых обществом земельных участков (т. 1, л. д. 58).
Впоследствии в письме от 07.06.2013 администрация сообщила, что согласно материалам территориального планирования и планировки территории Катынского сельского поселения на испрашиваемых обществом земельных массивах расположены лесные участки (т. 1, л. д. 59).
Администрация 02.07.2013 направила в адрес ТУ Росимущества по Смоленской области запрос о предоставлении заключения о наличии или отсутствии в границах запрашиваемых обществом земельных массивов лесных участков и отнесения этих лесных участков к землям государственного лесного фонда (т. 1, л. д. 74).
ТУ Росимущества сообщило, что исходя из представленной схемы запрашиваемые земельные участки расположены на территории государственного лесного фонда; для уточнения границ территории лесного фонда направлен запрос в Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (письмо от 29.07.2013 – л.д. 85).
В письме в адрес ООО «ГЕО» от 18.02.2014 администрация, сославшись на карту территориального планирования Смоленского района Смоленской области, утвержденную Решением Смоленской районной Думы от 24.07.2009, указала, что согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории не представляется возможным, так как испрашиваемый земельный участок для сельскохозяйственного использования находится на землях, занятых лесными массивами (т. 1, л. д. 47).
ООО «Агропромышленный комплекс Смоленск» 09.04.2014 № 4451 вновь обратилось в администрацию с заявлением (т. 1, л. д. 60), в котором указало, что его предыдущее заявление от 20.02.2013 не было рассмотрено должным образом, просило пересмотреть заявление и принять решение о выделе испрашиваемых земельных участков либо представить обоснованный отказ.
Администрация в письме от 06.05.2014 № 004451 указала, что ранее поданные обществом обращения рассмотрены, ответы направлены заявителю почтой и получены лично на руки. Также администрация повторно сообщила, что решением Смоленской районной Думы от 24 июля 2009 года № 90 утверждена Схема территориального планирования Смоленского района Смоленской области, согласно которой испрашиваемые обществом земельные участки однозначно заняты лесными массивами. В связи с этим согласование схем расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) для сельскохозяйственного использования не представляется возможным. Ответ, содержащий данное решение, подготовлен специалистом комитета по строительству, архитектуре и транспорту администрации муниципального образования Смоленский район» Смоленской области 18.02.2014 № 000278 и получен представителем ООО «ГЕО» 25.02.2014. Сославшись на положения статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, пункт 29 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, пункт 30 статьи 6 Устава муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, Администрация указала на свои полномочия по осуществлению муниципального лесного контроля (т. 1, л. д. 61).
Заявитель, полагая, что вышеуказанное письмо от 06.05.2014 № 004451 фактически содержит отказ в удовлетворении заявления общества о предоставлении в аренду земельных участков, обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в неутверждении и невыдаче схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Вынося обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, одной из которых является «земли сельскохозяйственного назначения».
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, что следует из ст. 77 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Статьей 34 ЗК РФ определен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, а именно: органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Таким образом, с учетом положений пункта 4 статьи 34 ЗК РФ законодательством предусмотрено, что именно орган местного самоуправления (администрация района) определяет возможность формирования земельного участка для испрашиваемых целей.
Из указанных норм также следует, что орган местного самоуправления в течение 30 дней с момента поступления заявления о предоставлении земельного участка обязан утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в администрацию с заявлением 20.02.2013, по истечении месячного срока утвержденная схема заявителю выдана не была, однако заявитель данное бездействие в установленный 3-месячный срок в суд не обжаловал, обратился в суд лишь 21.07.2014, то есть за пределами установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока.
Согласно тексту заявления и пояснениям представителя общества, ввиду невыдачи утвержденной схемы администрацией, обществу по сути отказано в предоставлении в аренду земельного участка, поскольку без прохождения данной стадии остальные действия не могут быть совершены.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока обществом не заявлялось. Пропуск срока на обжалование является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции отклоняет довод жалобы о том, что пропуск срока для обращения в суд за защитой нарушенного права со стороны ООО «АПК» не подтвержден администрацией. Ссылка апеллянта на 06.05.2014 – дату получения письма от 06.05.2014 № 0004451, как на дату, когда заявитель узнал о нарушении права, является несостоятельной.
Из письма от 06.05.2014 № 4451 следует, что администрация не может предоставить обществу земельные участки для сельскохозяйственного использования ввиду того, что они заняты лесными массивами.
Из представленных в материалы дела документов (схемы территориального планирования, карты-схемы Смоленского лесничества и пр.), с учетом пояснений представителя Департамента лесничего Смоленского лесничества ФИО1, следует, что испрашиваемые заявителем земельные участки не относятся к землям государственного лесного фонда и не налагаются на них.
Следовательно, правом на распоряжение данными земельными участками обладает администрация МО «Смоленский район» Смоленской области.
Также из материалов дела усматривается, что испрашиваемые земельные участки заняты лесным массивом.
Лесничий Смоленского лесничества ФИО1 пояснил, что, несмотря на то, что испрашиваемые земельные участки не относятся к землям лесного фонда, на них фактически произрастает лес (высокоствольные деревья), преобладающей породой является сосна возрастом не менее 80 лет.
Доводы заявителя жалобы о несостоятельности пояснений ФИО1 отклоняются апелляционным судом как необоснованные. Ссылка апеллянта на пояснения Департамента лесного хозяйства о том, что испрашиваемые заявителем земельные участки не состоят на учете в государственном лесном фонде, также в силу изложенного не имеет доказательственного значения.
Обращаясь в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, заявитель должен был указать срок аренды, цель использования земельного участка и обосновать испрашиваемую площадь. Вместе с тем, срок аренды в заявлении определен не был. В качестве цели общество указало, что участок предполагается использовать для сельскохозяйственного производства. Однако конкретный вид деятельности, под которую планируется использовать испрашиваемый земельный участок, в заявлении обществом не указан.
Суд отмечает, что обществом испрашивается значительная по площади территория 1600 га, при этом соответствующего обоснования такой площади не представлено.
При этом при рассмотрении спора представитель общества не представил пояснений, каким видом сельскохозяйственной деятельности фактически занимается общество и для каких целей планируется использовать испрашиваемый земельный участок, учитывая его значительную площадь 1600 га.
Кроме того, исходя из заявления, обществом испрашивается один земельный участок, при этом исходя из плана предполагаемых к межеванию земельных участков, изготовленного ООО «ГЕО», испрашиваемый обществом земельный участок фактически состоит из нескольких земельных участков, не имеющих общих границ, в связи с этим не представляется возможным их рассматривать как один единый земельный участок. Суд первой инстанции справедливо исходил из того, что фактически обществом в одном заявлении испрашивалось 4 отдельных земельных участка, что недопустимо.
Статьей 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в том числе осуществление муниципального лесного контроля (пункт 29).
В силу ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 – 84 Лесного кодекса Российской Федерации, или использующими леса в соответствии с указанным Кодексом лицами.
В соответствии со ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.
Согласно пояснениям представителя администрации предоставление в аренду для сельскохозяйственных нужд такого земельного участка нецелесообразно, кроме того, вырубка высокоствольных деревьев негативно скажется на окружающей среде. Учитывая вышеизложенные обстоятельства и тот факт, что в данном случае именно орган местного самоуправления определяет возможность (целесообразность) формирования земельного участка для испрашиваемых целей, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что администрация обоснованно отказала обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка (участков).
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 28.11.2014 по делу № А62-4744/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий О.Г. Тучкова
Судьи Л.А. Капустина
Е.В. Рыжова