ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-4075/19 от 31.07.2019 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А62-11757/2018

20АП-4075/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2019 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчинниковой И.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.04.2019 по делу № А62-11757/2018 (судья Харчиков Д.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Олтика Рус»           (г. Москва, ОГРН <***>; ИНН <***>), общества с ограниченной ответственностью ТК «Руста-брокер» (г. Москва, ОГРН <***>;                        ИНН <***>) к Смоленской таможне (г. Смоленск, ОГРН <***>;                     ИНН <***>) о признании недействительным решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, о признании недействительными уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 10.12.2018 № 10113000/УВ2018/0002112 и                            № 10113000/УВ2018/0002111;

лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции от Смоленской таможни поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя;

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ОЛТИКА РУС» (далее - общество) и общество с ограниченной ответственностью ТК «Руста-Брокер» (далее - ООО ТК «Руста-Брокер») обратились в арбитражный суд с заявлением к Смоленской таможне (далее - ответчик) о признании недействительными: решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 19.10.2018, принятого в отношении декларации на товары № 10113110/261217/0178475; уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 10.12.2018                  № 10113000/УВ2018/0002112 и № 10113000/УВ2018/0002111.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 25.04.2019 требования общества удовлетворены.

Не согласившись с данным решением, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, не соответствуют обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

Ответчик не согласен с выводами суда первой инстанции о том, что нарушения заполнения граф 1, 12, 13 Сертификата о происхождении товара, по сути таковыми не являются, и, следовательно, обществу необоснованно отказано в предоставлении тарифных преференций по этому основанию.

Общество и ООО ТК «Руста-Брокер» в отзыве на апелляционную жалобу возражали против ее доводов, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив в порядке, установленном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как следует из материалов дела,обществом 08.12.2017 был заключен с «Oltikatraded.o.o(Сербия) контракт купли-продажи № INO1/2017 на поставку продуктов питания и других товаров широкого потребления.

На основании договора № 968/к-ТК/17 об оказании услуг в области таможенного дела от 18.12.2017, заключенного между обществом (клиент) и ООО ТК «Руста-Брокер» (представитель), последний подал на Стабнинский таможенный пост ответчика 12.04.2018 декларацию № 10113110/261217/0178475 на ввезенные обществом товары - домашний айвар из сладкого перца гриль с баклажанами плодово-ягодные джемы с добавлением фруктозы, жареный сладкий перец очищенный, огурцы и корнишоны, маринованная свекла, острые перчики пепперони, сок томатный с содержанием сахара, смеси соков с яблоком, кукуруза сахарная консервированная, горошек зеленый консервированный, поставленные по контракту купли-продажи № INO1/2017 от 08.12.2017.

В качестве оснований для предоставления тарифных преференций в отношении указанного товара с заявленной страной происхождения Республика Сербия, на бумажном носителе ответчику был предоставлен оригинал сертификата о происхождении товаров формы СТ -2 от 21.12.2017 № 2Г024/С1/19433/2017 1238584.

Выпуск товаров осуществлен в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (с применением тарифных преференций).

После выпуска товаров с 02.08.2018 на основании ст.ст. 310, 311, 324 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) ответчиком в отношении общества, ООО ТК «Руста-Брокер», проведена проверка документов и сведений, предоставленных при совершении таможенных операций, по ДТ                                          № 10113110/261217/0178475.

По результатам проверки ответчиком 12.10.2018 составлен акт проверки документов и сведений № 10113000/015/121018/А0156, в соответствии с которым предоставленный сертификат не может служить основанием для предоставления тарифных преференций и сделан вывод о необходимости отказа в предоставлении тарифных преференции обществу. Указанный акт получен обществом и ООО ТК «Руста-Брокер» 22.10.2018.

Обществом было получено от ответчика решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 19.10.2018 в отношении ДТ № 10113110/261217/0178475. Согласно указанному решению в декларацию на товар  № 10113110/261217/0178475 вносятся изменения, свидетельствующие об отказе в предоставлении тарифной преференции по стране происхождения товара. Также в адрес общества сопроводительным письмом от 03.12.2018 № 38-10/02536 направлен экземпляр корректировки декларации на товары № 10113110/261217/0178475 от 03.12.2018.

В адрес ООО ТК «Руста-Брокер»18.12.2018 поступило уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 10.12.2018                  № 10113000/Ув2018/0002112 на сумму 278 625 руб. 54 коп.

Аналогичное уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 10.12.2018 № 10113000/Ув2018/0002111 на сумму       278 625 руб. 54 коп. было направлено в адрес общества.

Общество и ООО ТК «Руста-Брокер» не согласились с вынесенными решением о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, уведомлениями о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 10.12.2018 № 10113000/УВ2018/0002112 и № 10113000/УВ2018/0002111, в связи с чем обратились в суд с настоящим заявлением.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов, решений и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 1 ст. 36 Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» установлено, что Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами РФ. Для целей данной статьи под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.

Согласно п. 1 ст. 29 ТК ЕАЭС происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.

В целях проверки соблюдения законодательства государства-члена, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, таможенные органы государства-члена вправе требовать в случаях и порядке, определенных законодательством этого государства-члена, подтверждение происхождения товаров, за исключением товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) по таможенной территории Союза в другое государство-член.

Документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

В соответствии с п. 1 ст. 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.

Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 утвержден Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза. В данный Перечень включена, в том числе и Республика Сербия.

Между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии заключено Соглашение о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией, к которому 22.07.2011 Правительствами РФ и Республики Сербии подписан Протокол «Об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 года» (далее - Протокол).

Статьей 3 Протокола предусмотрено, что происхождение товаров определяется на основе Правил определения страны происхождения товаров, содержащихся в приложении № 3 к данному Протоколу, которое является его неотъемлемой частью.

Пунктом 1 приказа ФТС России от 31.10.2011 № 2223 «О применении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из Республики Сербии», определено не применение с 22.07.2011 ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, происходящих из Республики Сербии и ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения, за исключением товаров, указанных в     п.п. 2, 3 приказа.

Из п. 5 приказа следует, что для контроля правильности определения страны происхождения товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения, следует использовать Правила определения страны происхождения товаров, содержащиеся в приложении № 3 к Протоколу (далее - Правила).

Статьей 8 Правил определены условия предоставления режима свободной торговли, в соответствии с которыми товар пользуется режимом свободной торговли на территориях государств Сторон, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, а также если:

1) товар вывозится (ввозится) на основании договора (контракта) между резидентом государства одной Стороны и резидентом государства другой Стороны;

2) в таможенные органы страны ввоза представлен сертификат происхождения товаров формы СТ-2, заполненный (оформленный) в соответствии с требованиями к его заполнению (оформлению), приведенными в ст. 12 Правил. Бланк сертификата представлен в приложениях № 1 и 2, являющихся неотъемлемой частью Правил;

3) соблюдается условие прямой поставки товаров, подтвержденное документами;

4) государством Стороны соблюдены требования по административному сотрудничеству, предусмотренные ст. 11 Правил.

Таким образом, предоставление в таможенный орган страны ввоза надлежаще оформленного сертификата происхождения товаров (документа, свидетельствующего о стране происхождения товара и выданного органом (организацией), уполномоченным государством одной из Сторон в соответствии с его законодательством) является обязательным условием предоставления тарифных преференций.

Статьей 11 Правил, регламентирован порядок административного сотрудничества уполномоченных органов Российской Федерации и Правительства Республики Сербии.

Согласно п.п. 3, 4 ст. 11 Правил уполномоченные органы государств Сторон осуществляют последующую проверку (верификацию) сертификатов и деклараций о происхождении товаров на выборочной основе или в случае, если у таможенных органов страны ввоза есть обоснованные сомнения относительно подлинности этих документов или достоверности содержащихся в них сведений.

При этом в случаях, указанных в п. 3 настоящей статьи, таможенный орган страны ввоза товара вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к органам, уполномоченным осуществлять верификацию сертификатов и деклараций о происхождении товаров, с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата (декларации о происхождении товара) и (или) достоверность содержащихся в них сведений или представить дополнительные либо уточняющие сведения, в том числе о выполнении критерия происхождения товаров, и (или) копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат.

К запросу о последующей верификации прикладывается копия проверяемого сертификата (декларации о происхождении товара).

В запросе указываются причины его направления и (или) другая дополнительная информация, указывающая на то, какие сведения в сертификате (декларации о происхождении товара) могут быть недостоверными, за исключением случаев проведения последующей проверки (верификации) на основе выборочности.

Из ст. 13 Правил следует, что в случае, если в течение 6 месяцев с даты направления указанного запроса не получен ответ относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара, таможенный орган отказывает декларанту в предоставлении режима свободной торговли.

Из материалов дела усматривается, что одним из оснований отказа в предоставлении преференций послужил факт указания в графе 1 Сертификата наименования экспортера товара («OLTIKATRADEdoo») отличного от заявленного в свидетельстве о его государственной регистрации («OLTIKATRADEDDOOBEOGRAD»).

В соответствии с п. 5 ст. 13 Правил графа 1 Сертификата заполняется в соответствии со следующими требованиями: «Грузоотправитель/экспортер (наименование и адрес)» («Consignor/exporter (nameandaddress)»). При заполнении графы допускается указывать наименование грузоотправителя (экспортера) согласно свидетельству о его государственной регистрации либо документу, подтверждающему фактическое место нахождения грузоотправителя (экспортера).

При этом в случае, если грузоотправитель и экспортер являются разными юридическими лицами, следует указывать, что грузоотправитель (наименование и адрес) действует «по поручению» («toorder») экспортера (наименование и адрес). Указываются такие же наименования и адреса грузоотправителя (экспортера) и грузополучателя (импортера) соответственно, которые содержатся в других товаросопроводительных документах, связанных с отгрузкой товара (внешнеторговый договор/сделка, счет-фактура, таможенная декларация и др.).

Аналогичные положения установлены п. 4.6 Положения о порядке оформления, удостоверения и выдачи сертификатов происхождения товаров, а также других документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности (приложение к постановлению Правления ТПП РФ от 23.12.2015 № 172-14), разработанным в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров, утвержденными Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, подписанным Российской Федерацией и Республикой Сербия 22.07.2011 Протоколом об изъятиях из режима свободной торговли и Правил определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000.

Таким образом, согласно вышеуказанным положением суд первой инстанции справедливо указал на то, что наименование экспортера может (но не обязано) указываться в соответствии со свидетельством о государственной регистрации. При этом должны указываться такие же наименования и адреса грузоотправителя (экспортера) и грузополучателя (импортера) соответственно, которые содержатся в других товаросопроводительных документах, связанных с отгрузкой товара (внешнеторговый договор/сделка, счет-фактура, таможенная декларация и др.).

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал данный довод таможенного органа необоснованным.

Апеллянт также указал на то, что графа 12 Сертификата заполнена с нарушением требований, установленных пп. 12 п. 5 ст. 12 Правил: содержится наименование органа Республики Сербии, уполномоченного в соответствии с законодательством удостоверять происхождение товаров, несовпадающее с Перечнем таможенных постов Республики Сербия, доведенным до таможенного органа письмом ФТС России от 09.08.2017              № 06-89/43761дсп.

При этом согласно Правилам определения страны происхождения товаров графа 12 – «Удостоверение» («Certification») заполняется уполномоченной ТПП и содержит ее наименование, адрес, печать и дату выдачи сертификата (дубликата), а также подпись, фамилию и инициалы лица, уполномоченного заверять сертификат (дубликат). В исключительных случаях допускается внесение даты, а также фамилии и инициалов уполномоченного лица от руки или проставление штампом.

Согласно письму ФТС России от 09.08.2017 № 06-89/43761дсп в адрес Смоленской таможни направлен для учета и использования в работе список таможенных постов Республики Сербии с шифрами печатей, уполномоченных выдавать сертификаты о происхождении товаров формы СТ-2.

В свою очередь, согласно сопроводительному письму Посольства Республики Сербии (вх. № 36962 от 02.08.2017) Посольство Республики Сербии также направляет в адрес в качестве перечня органов, уполномоченных выдавать сертификаты, список таможенных постов с шифрами печатей, которыми будут пользоваться для заверения сертификатов форм СТ-2.

Следовательно, в качестве органов, уполномоченных выдавать сертификаты о происхождении товаров по форме СТ-2, Посольством Республики Сербии определены таможенные посты и в адрес ФТС России направлены наименования указанных таможенных постов и сведения об оттисках печатей этих таможенных постов.

Пунктом 1 ст. 11 Правил установлено, что уполномоченные органы сторон обмениваются образцами бланков сертификатов, оттисков печатей органов, уполномоченных в соответствии с законодательством государств сторон удостоверять и (или) выдавать сертификаты происхождения товаров, информацией о наименованиях и адресах таких уполномоченных органов, а также органов, уполномоченных верифицировать сертификаты и декларации о происхождении товаров.

Таким образом, только в случае отсутствия в графе 12 сертификата информации, указанной в ст. 12 Правил, или указания информации, отличной от представленной при обмене между уполномоченными органами сторон, сертификат не может служить основанием для предоставления тарифных преференций.

Как установлено судом, в Сертификате, представленном при декларировании товаров, содержится наименование таможенного поста Республики Сербия - CPBACKAPALANKA, которое соответствует наименованию таможенного поста, содержащемся в доведенном до ФТС России Перечне. Код таможенного поста, шифр в печати таможенного поста (СИ) также соответствуют коду и шифру, указанному в доведенном до ФТС России Перечне.

При этом наименование таможенного поста Республики Сербии и печать этого таможенного поста, указанные в Сертификате СТ-2, соответствуют наименованию таможенного поста и шифру печати в Перечне, предоставленном Посольством Республики Сербии. Представленный сертификат содержит четкий оттиск печати с наименованием уполномоченного органа (таможенного поста) и населенного пункта.

С учетом изложенного, орган, выдавший спорные сертификаты происхождения (таможенный пост CPBACKAPALANKA), является компетентным органом, уполномоченным выдавать и удостоверять сертификаты о происхождении товаров формы СТ-2, что подтверждается письмом ФТС России от 09.08.2017 № 06-89/43761дсп.

Апеллянтом также указано на нарушения заполнения графы 13 спорных сертификатов, в частности: заявитель (экспортер) не указал свою фамилию и инициалы.

В п. 5 ст. 12 Правил определения страны происхождения товаров отражено, что в графе 13 – «Декларация заявителя» («Declaration by the applicant») указываются страна, в которой товар был полностью произведен либо подвергся достаточной обработке (переработке), дата декларирования сведений о стране происхождения товара и проставляются печать заявителя, подпись, фамилия и инициалы заявителя. Допускается внесение даты, а также фамилии и инициалов заявителя от руки или проставление штампом.

Судом установлено, что графе 13 «Декларация заявителя» спорного сертификата отсутствует фамилия и инициалы заявителя.

Из ст. 13 Правил следует, что таможенный орган отказывает в предоставлении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государства стороны, в случае нарушения условий предоставления режима свободной торговли, указанных в ст. 8 Правил.

Согласно п. 1 ст. 8 Правил товар пользуется режимом свободной торговли на территориях государств сторон, если он соответствует критериям происхождения, установленным правилами, в том числе, если в таможенные органы страны ввоза представлен сертификат происхождения товаров формы СТ-2, заполненный (оформленный) в соответствии с требованиями к его заполнению (оформлению), приведенными в ст. 12 Правил.

Целью таможенного контроля является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран - пользователей схемой преференций.

При этом, принятие таможенным органом решения об отказе в рассмотрении сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций возможно только в случае наличия таких нарушений в оформлении и заполнении сертификата о происхождении товара, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения товара.

Предоставленный при декларировании товаров сертификат происхождения по форме СТ-2 обеспечивают возможность идентификации страны происхождения товара - Сербия.

В соответствии с п. 13 ст. 12 Правил в графе 13 Сертификата содержится подпись грузоотправителя, дата декларирования, сведения о стране происхождения товара, наименование грузоотправителя и печать. Таким образом, информация не является противоречивой или недостоверной, соответствует заключенному внешнеторговому контракту и товаросопроводительным документам.

При этом ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о незаконности, недостоверности либо фальсификации указанного сертификата, равно как и не представлено доказательств, свидетельствующих о его существенных пороках, которые бы исключали сертификат из числа доказательств, являющихся основаниями для предоставления тарифных преференций.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отказа в предоставлении режима свободной торговли, предусмотренные ст. 13 Правил, недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, не выявлена, подлинность сертификата ответчиком под сомнение не ставилась. Обстоятельство не указания в графе 13 Сертификата расшифровки подписи экспортера, не свидетельствует о недостоверности сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемые решение и уведомление ответчика не соответствуют положениям таможенного законодательства и нарушают права и законные интересы общества и ООО ТК «Руста-Брокер», в связи с чем обоснованно признал их недействительными.

Кроме того, следует обратить внимание, что в соответствии со ст. 11 Правил определения страны происхождения товаров, в случае наличия у таможенных органов страны ввоза товара обоснованных сомнений относительно подлинности сертификата, достоверности указанных в нем сведений, таможенный орган вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу, выдавшему сертификат происхождения товара по форме СТ-2.

Данным правом ответчик не воспользовался, с запросом к уполномоченному органу, выдавшему сертификаты происхождения товара по форме СТ-2, о дополнительной и уточняющей информации, не обращался. О необходимости принятия таких мер, направленных на устранение сомнений в безупречности сертификатов о происхождении ввезенного товара и содержащихся в них сведений, указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 30.11.2010 № 9172/10 по делу № А41-4534/08, а также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.02.2017 по делу № 303-КГ 16-20044.

Заявленные в апелляционной жалобе доводы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку являлись обоснованием позиции по делу, не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.

Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по указанным доводам не имеется.

Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.04.2019 по делу № А62-11757/2018     оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.                                  В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.В. Мордасов

Судьи

Н.В. Еремичева

 Е.Н. Тимашкова