ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А23-7636/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 20.07.2022
Постановление изготовлено в полном объеме 26.07.2022
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Акуловой О.Д., в отсутствие заявителя – открытого акционерного общества «Ордена трудового красного знамени специализированный строительно-монтажный трест по электрификации Московского железнодорожного узла имени В.Ю. Абдурахманова» (г. Москва, ОГРН <***>, ИНН <***>), заинтересованного лица – управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (г. Калуга, ОГРН <***>, ИНН <***>), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Ордена трудового красного знамени специализированный строительно-монтажный трест по электрификации Московского железнодорожного узла имени В.Ю. Абдурахманова» на решение Арбитражного суда Калужской области от 24.04.2022 по делу № А23-7636/2021 (судья Чехачева И.В.),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Ордена трудового красного знамени специализированный строительно-монтажный трест по электрификации Московского железнодорожного узла имени В.Ю. Абдурахманова» (далее – ОАО «Трест МосЭлектроТягстрой», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (далее – управление Росреестра по Калужской области, управление) о признании незаконным уведомления от 04.06.2021 № КУВД-001/2021-5830819/2 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и обязании в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения по настоящему делу произвести снятие с кадастрового учета недвижимого имущества с кадастровым номером 40:08:040301:114, расположенного по адресу: Калужская область, р-н Износковский, д. Раево, д. б/н, и прекратить право собственности.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 24.04.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Считает обжалуемый отказ управления Росреестра по Калужской области незаконным, поскольку впункте 14 заявления от 17.02.2021 № PVD-0151/2021-1060-1 о снятии с кадастрового учета и прекращении права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 40:08:040301:114 сделано примечание о том, что основной пакет документов находится в деле от 12.03.2020 № 50-50/066-50-066-005-2020-2726 (50-0-1-214/3002/2020-288), в которое была представлена, в том числе, копия акта обследования от 03.03.2020, составленного кадастровым инженером, и оптический диск с электронной версией этого акта. Отмечает, что приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30.09.2014 № П/456 «Об организации работ по предоставлению в орган кадастрового учета документа, необходимого для снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества, в виде акта обследования, подтверждающего прекращение существования объекта недвижимости, в форме электронного документа», на который ссылается суд в обоснование принятого решения, не содержит требований о необходимости при каждой повторной подаче заявления прикладывать акт обследования на электронном носителе.
Управление возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 12.03.2020 обществом в управление Росреестра по Калужской области подано заявление № 50-50/066-50/066/005/2020-2726 (50-0-1-214/3002/2020-288) о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав по прекращению права собственности, снятии с учета объекта недвижимости с кадастровым номером 40:08:040301:114. В качестве документа-основания в пакете документов представлен акт обследования от 03.03.2020, подготовленный кадастровым инженером ФИО1
Государственным регистратором 20.03.2020 принято решение о приостановлении государственной регистрации и государственного кадастрового учета в соответствии с пунктами 7, 37 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), заявителю направлено уведомление № 50-50/066-50/066/005/2020-2726. Основанием для приостановления послужило несоответствие акта обследования по форме и содержанию требованиям приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.11.2015 № 861 «Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требования к его подготовке» (далее – Приказ № 861), а именно: в составе акта обследования в реквизите «Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования» представлено только решение собственника о сносе, а сведения об уведомлении о завершении сноса объекта капитального строительства и о направлении такого уведомления в орган местного самоуправления отсутствуют. В соответствии с Приказом № 861 в случае, если объект капитального строительства прекратил существование после 04.08.2018 в результате его сноса, в реквизит «Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования» также вносятся сведения об уведомлении о завершении сноса объекта капитального строительства и о направлении такого уведомления в орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального района по месту нахождения земельного участка, на котором располагался снесенный объект капитального строительства.
Государственным регистратором 22.09.2020 принято решение об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на основании статьи 27 Закона 218-ФЗ, заявителю направлено уведомление № 50-50/066-50/066/005/2020-2726 (50-0-1-214/3002/2020-288).
В целях снятия с государственного кадастрового учета и прекращения права собственности общества на объект недвижимости, расположенный по адресу: Калужская область, р-н Износковский, д. Раево, д. б/н, с кадастровым номером 40:80:040301:114 ОАО «Трест МосЭлектроТягстрой» повторно обратилось в управление с соответствующим заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от 17.02.2021.
В пункте 14 заявления было сделано примечание о том, что основной пакет документов находится в деле от 12.03.2020 № 50-50/066-50-066-005-2020-2726.
Осуществление действий по снятию с государственного кадастрового учета и прекращению прав общества на указанный объект было приостановлено в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ в связи с тем, что необходимые для снятия с государственного кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям названного Закона, а именно: в составе представленных документов отсутствует акт обследования в электронном виде.
Государственным регистратором 04.06.2021 принято решение об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на основании статьи 27 Закона № 218-ФЗ, заявителю направлено уведомление № КУВД-001/2021-5830819/2.
Общество, полагая, что отказ управления является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно действующему законодательству, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных данным Законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу частей 3, 5 статьи 1 Закона 218-ФЗ государственная регистрация – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Частью 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагается, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, в том числе, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в связи с прекращением существования объекта недвижимости является, в том числе, акт обследования.
Из вышеприведенных норм следует, что обязанность представления полного пакета документов возложена на заявителя, за исключением случая, когда сведения и документы могут быть запрошены государственным регистратором в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Пунктом 1 статьи 23 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.
Согласно пункту 3 Приказа № 861 акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости.
В соответствии с частью 4 статьи 21 Закона № 218-ФЗ межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Исходя из положений приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30.09.2014 № П/456 «Об организации работы по предоставлению в орган кадастрового учета документа, необходимого для снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества, в виде акта обследования, подтверждающего прекращение существования объекта недвижимости, в форме электронного документа» акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости, в форме электронного документа представляется в виде файла формата XML в кодировке Unicode (UTF-8). Данному документу программой присваивается уникальный идентификатор пакета, который позволяет рассматривать акт обследования только в пределах одной заявки. Глобальный уникальный идентификатор пакета присваивается каждый раз при передаче файла в орган кадастрового учета. При повторной подаче файла необходимо присвоить новый идентификатор, даже если сведения в файле не изменялись.
Таким образом, при повторной подаче документов необходимо перезаписать файл для присвоения ему нового уникального идентификатора пакета.
Как следует из пояснений управления, программным продуктом ФГИС ЕГРН не предусмотрена возможность повторной загрузки данных с ранее поданных дисков.
Действующим законодательством установлено, что учетно-регистрационные действия осуществляется на основании заявления и приложенных к нему документов. Возможность осуществлений учетно-регистрационных действий по документам, поданным в составе заявки, по которой ранее принято решение об отказе, законодательством не установлено.
Таким образом, принять решение о государственном кадастровом учете по заявке № КУВД-001/2021-5830819 на основании акта обследования, поданного с заявкой № 50-50/066-50/066/005/2020-2726 (50-0-1-214/3002/2020-288), не представляется возможным, в том числе и по техническим причинам.
В этой связи ссылка заявителя на пункт 14 заявления от 17.02.2021 № PVD-0151/2021-1060-1, в котором сделано примечание о том, что основной пакет документов находится в деле от 12.03.2020 № 50-50/066-50-066-005-2020-2726 (50-0-1-214/3002/2020-288), является несостоятельной.
Акт обследования в электронном виде к заявлению общества от 17.02.2021 № VPD-0151/2021-1060-1 приложен не был (согласно расписке о получении документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав – т. 1 л.д. 91).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и не могут повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Определением суда от 10.06.2022 ОАО «Трест МосЭлектроТягстрой» была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, в связи с чем по правилам статьи 110 АПК РФ с общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1500 рублей.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 24.04.2022 по делу № А23-7636/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества «Ордена трудового красного знамени специализированный строительно-монтажный трест по электрификации Московского железнодорожного узла имени В.Ю. Абдурахманова» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Д.В. Большаков | |
Судьи | Е.В. Мордасов Е.Н. Тимашкова |