ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-4166/2022 от 09.08.2022 АС Рязанской области

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А54-7122/2021

11 августа 2022 года

20АП-4166/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2022 года.

В полном объеме постановление изготовлено 11 августа 2022 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Григорьевой М.А., судей Афанасьевой Е.И. и Волковой Ю.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Никитиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Русская тройка» (ОГРН: 1085256008595; 5256083975) на решение Арбитражного суда Рязанской области от 26 апреля 2022 года по делу № А54-7122/2021,

принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Русская тройка»

к Управлению транспорта администрации города Рязани (ОГРН: 1156234007203, ИНН: 6234144601)

к  индивидуальному предпринимателю Глебову Максиму Юрьевичу,

о признании недействительным отказа в допуске к участию в открытом конкурсе,

о признании недействительным открытого конкурса

о применении последствий недействительности сделки,

третьи лица, привлеченные к участию в деле: Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (ОГРН: 1026201269269, ИНН: 6231010720), администрация города Рязани   (ОГРН: 1026201270260, ИНН: 6227000292), индивидуальный предприниматель Демкин Сергей Алексеевич,

при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области:

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области – представителя Чувилиной М.Н. (доверенность 30.09.2021);

от ИП Глебова – представителя Нариманова Э.Н. (доверенность от 30.09.2021),

при участии в судебном заседании в Двадцатом арбитражном апелляционном суде:

Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области – представителя Гребнева Ю.Н. (приказ № 649/15 от 23.07.2015);

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,

УСТАНОВИЛ:

07.07.2021 истец ООО «Русская тройка» обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Управлению транспорта администрации города Рязани и к индивидуальному предпринимателю Глебову Максиму Юрьевичу, в котором просил:

- признать недействительным отказ конкурсной комиссии обществу с ограниченной ответственностью «Русская тройка» в допуске к участию в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории МО - городской округ город Рязань № 75М2 «Большая ул., 2а – Недостоево», оформленный протоколом рассмотрения заявок и документов на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории МО - городской округ город Рязань № 75М2 «Большая ул., 2а – Недостоево» от 22 июля 2021 года;

- признать недействительным открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории МО - городской округ город Рязань № 75М2 «Большая ул., 2а – Недостоево»;

- применить  последствия недействительности сделки в виде признания недействительными и прекратившими действие свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории МО - городской округ город Рязань № 75М2 «Большая ул., 2а – Недостоево» серии 00062С №000202 и карты маршрута регулярных перевозок на территории МО - городской округ город Рязань № 75М2 «Большая ул., 2а – Недостоево»: серии 0006С №003963, серии 0006С №003964, серии 0006С №003965, серии 0006С №003966, серии 0006С №003967, серии 0006С №003968, серии 0006С №003969, серии 0006С №003970, серии 0006С №003971, серии 0006С №003972, серии 0006С №003973, серии 0006С №003974, серии 0006С №003975, серии 0006С №003976, серии 0006С №003977, серии 0006С №003978, серии 0006С №003979, серии 0006С №003980, серии 0006С №003981, серии 0006С №003982, серии 0006С №003983, серии 0006С №003984.

14.09.2021 заявление принято к производству, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области, администрация города Рязани, индивидуальный предпринимателя Демкин Сергей Алексеевич.

Решением от 26 апреля 2022 года (резолютивная часть от 19.04.2022) Арбитражный суд Рязанской области отказал ООО «Русская тройка» в удовлетворении иска к Управлению транспорта администрации города Рязани и к ИП Глебову М.Ю.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «Русская тройка» обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит судебный акт отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить его требования в полном объеме.

Согласно доводам апелляционной жалобы, заявитель полагает, что Управление транспорта администрации города Рязани отклонило его заявку на участие в конкурсе без предусмотренных законом оснований, отказав ему в участии в торгах в связи с представлением справки органа, осуществляющего транспортной контроль, в виде копии, не содержащей подписи уполномоченного лица, в отсутствии сведений о периоде за который выдана справка, а также, заявитель ссылается на неправомерность указания в протоколе заседания комиссии от 22.06.2021 того, что справка об участнике конкурса по форме приложения № 5 к конкурсной документации не подписана руководителем.

Кроме того, в апелляционной жалобе ООО «Русская тройка» настаивает на том, что нарушение порядка определения победителя торгов является основанием для признания торгов недействительными, а признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного на торгах.

При этом, ООО «Русская тройка» настаивает, что незаконно было именно недопущение общества к участию в конкурсе и не рассмотрение его заявки, что нарушило его права.

В материалы дела от ООО «Русская тройка» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает доводы жалобы, указывает, что обжалуемое решение следует отменить, признать недействительными результаты открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозов на территории  МО - городской округ город Рязань №75М2 «Большая ул., 2а – Недостоево», с применением последствий недействительности сделки. Ссылается на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 15.07.2021 № 3639, которым антимонопольная служба признала, что организатор конкурса неправомерно отказал обществу в допуске к участию в конкурсе в связи с ненадлежащим оформлением справки.

ИП Глебов М.Ю. в материалы дела представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик возражал против доводов жалобы, просит решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Исследовав в судебном заседании материалы дела, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

21.05.2021 администрацией города Рязани утверждена конкурсная документация открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории муниципального образования - городской округ город Рязань № 75М2 «Большая ул., 2а – Недостоево». (том 1, стр. 46-95).

Согласно материалам дела заказчиком конкурса выступила администрация г. Рязани, организатором торгов - управление транспорта администрации г. Рязани (пункты 2, 5 главы 1 конкурсной документации).

В соответствии с главой 4 конкурсной документации предметом конкурса по лоту № 1 является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок № 75М2 «Большая ул., 2а – Недостоево». Схема маршрута, требующееся количество единиц подвижного состава, время начала и окончания, минимальный интервал движения отражены в документации.

Графиком проведения конкурсных мероприятий (приложению № 1 к конкурсной документации) предусмотрен период приёма заявок на участие в конкурсе (с 21.05.2021 по 21.06.2021), дата вскрытия конвертов с заявками (22.06.2021), дата рассмотрения заявок (22.06.2021), дата оценки и сопоставления заявок и подведения итогов торгов (22.06.2021). Место проведения конкурсных мероприятий: г. Рязань, ул. Введенская, д. 107.

В силу подпункта 15 пункта 6.1 конкурсной документации претендентам на участие в конкурсе следовало представить справку органа, осуществляющего транспортный контроль, о наличии/отсутствии фактов нарушения участником административного законодательства в сфере транспорта в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении конкурса.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 6.1 конкурсной документации также требовалось представить справку об участнике конкурса по форме приложения № 5 к конкурсной документации.

21.05.2021 на сайте: https://adnuzn.rn/gorodskaya-sreda/upravlenie-transporta/informatsiya-d grazhdan/:43063 опубликовано сообщение администрации города Рязани о проведении 21 мая 2021 года открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории МО - городской округ город Рязань № 75М2 «Большая ул.,2а – Недостоево». Организатором открытого конкурса являлось Управление транспорта администрации города Рязани.

Согласно извещению о проведении открытого конкурса от 21.05.2021 в качестве предмета открытого конкурса указан «Лот № 1. Право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок № 75М2 «Большая ул., 2а – Недостоево»; срок, место и время приема заявок: с 21.05.2021 по 21.06.2021 года (в рабочие дни с 09.00 до 13.00 и с 14.00 до 16.00) по адресу: 390046, г. Рязань, ул. Введенская, д. 107, каб.106, 209.

ООО «Русская тройка» обратилось с заявкой к организатору конкурса на участие в конкурсе и документами (заявка и документы к ней были поданы 18.06.2021, входящий номер заявки 04/22-05-16Х).

Материалами дела подтверждается и не оспаривается участникам и спора, что для участия в конкурсе по спорному лоту поступило три заявки: от ООО «Русская тройка», индивидуальных предпринимателей Глебова М.Ю. и Демкина С.А. Последние допущены до участия в торгах, заявителю отказано в допуске к участию в конкурсе на основании подпункта 3 пункта 6.3 конкурсной документации, так как не выполнены требования подпункта 15 пункта 6.1 документации, а именно: «…справка органа, осуществляющего транспортный контроль представлена в копии, не содержит подписи уполномоченного лица, не содержит сведений, что справка выдана в отношении требуемого периода (год, предшествующий дате размещения извещения о проведении конкурса...)» (протокол заседания комиссии от 22.06.2021).

На основании протокола заседания комиссии по рассмотрению заявок от 22.06.2021 победителем торгов по спорному лоту признан индивидуальный предприниматель Глебов М.Ю., которому впоследствии были выданы свидетельство об осуществлении перевозок и карты маршрута регулярных перевозок на территории муниципального образования - городской округ город Рязань № 75М2 «Большая ул., 2а – Недостоево».

24.06.2021 истец получил уведомление по результатам заседания конкурсной комиссии, в котором организатор отказал истцу в допуске к участию в конкурсе по причине невыполнения требований подпункта 4 и подпункта 15 пункта 6.1 конкурсной документации (том 1, стр. 14).

Не согласившись с решением конкурсной комиссии об отказе в допуске к участию в открытом конкурсе, ООО «Русская тройка» обратилось с жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области.

Решением № 062/10/18.1-660/2021 Комиссии УФАС по Рязанской области жалоба ООО «Русская тройка» признана обоснованной и установлено, что решение конкурсной комиссии об отказе ООО «Русская тройка» в допуске к участию в конкурсе по причине непредставления сведений, предусмотренных подпунктом 15 пункта 6.1 конкурсной документации, не согласуется с положениями статьи 23 ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 220-ФЗ (далее Закона № 220) и противоречит статье 17 Закона о защите конкуренции от 26.07.2006                № 135-ФЗ.

Указанное решение антимонопольного органа обжаловано в судебном порядке (дело №А54-8140/2021), производство по делу приостановлено до рассмотрения настоящего спора.

07.09.2021 общество ООО «Русская тройка» обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению транспорта администрации города Рязани и к индивидуальному предпринимателю Глебову М.Ю., в исковом заявлении общество просило:

- признать недействительным отказ конкурсной комиссии в допуске общества к участию в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту, оформленный протоколом рассмотрения заявок от 22.07.2021;

- признать недействительным открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту;

- применить последствия недействительности сделки в виде недействительности и прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок и карт маршрута регулярных перевозок по муниципальному маршруту.

Обжалуемым решением суд области отказал обществу ООО «Русская тройка» в иске, указав, что форма заявки на участие в конкурсе и требования к заявке (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок…», а заявки, которые содержат недостоверные сведения, отклоняются.

Оценив представленные доказательства, апелляционный суд рассмотрел исковое заявление повторно по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и пришел к следующим выводам.

Обращаясь с настоящим исковым заявлением к Управлению транспорта администрации города Рязани и к индивидуальному предпринимателю Глебову М.Ю., ООО «Русская тройка» по существу оспаривало действия органа местного самоуправления по организации и проведению торгов, а также просило признать недействительными проведенные торги и в качестве реституции отменить результаты оспариваемых торгов.

Таким образом, истец соединил в одном заявлении требования о признании незаконными действий орган местного самоуправления (глава 24 АПК РФ) и требования искового характера о применении последствий недействительности сделки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия.

Статьей 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия (бездействие).

Заявитель же должен доказать наличие у него нарушенного субъективного гражданского права или законного интереса (то есть обосновать наличие надлежащей легитимации для обращения с как заявлением в порядке главы 24 АПК РФ, так и с иском).

В данном деле соединены два требования - публично-правового характера и искового. По смыслу статьи 130 АПК РФ соединение в одном иске нескольких требований является правом истца, и АПК РФ не ограничивается возможность соединения в рамках одного дела требований, подлежащих рассмотрению в порядке искового производства и в порядке производства, предусмотренного его главой 24, если при этом имеются основания для их соединения, установленные названной статьей процессуального закона.

Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 ГК РФ).

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, является ничтожной независимо от такого признания.

Заинтересованное лицо в силу статьи 4 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Согласно пункту 2 статьи 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.

Под заинтересованным лицом следует понимать лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и законные интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой (постановление Президиума ВАС РФ от 28.11.2006 № 9148/06).

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно пункту 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия (пункт 4 статьи 447 ГК РФ).

По правилам статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Последствием признания недействительными торгов является недействительность договора, заключенного по их результатам с лицом, ставшим победителем, следовательно предъявление требования о признании торгов недействительными означает, по сути, оспаривание права победителя торгов на заключение соответствующей сделки (предъявление требований о недействительности сделки, заключенной по результатам торгов, и применение последствий ее недействительности).

При этом торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом (пункт 1 статьи 449 ГК РФ).

Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.

Основанием для признания торгов недействительными может служить не всякое формальное нарушение, а лишь имеющее существенное влияние на результат торгов и находящееся в причинной связи с ущемлением прав и законных интересов истца.

Следовательно, истцу следует доказать факт нарушения законодательства, действовавшего в период проведения конкурса, а также нарушение защищаемого права или интереса.

Как следует из материалов дела, предметом проводимого конкурса являлось право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории МО - городской округ город Рязань №75М2 «Большая ул., 2а – Недостоево».

Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона № 220-ФЗ уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17 Федерального закона № 220-ФЗ).

В силу части 2 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Проведение открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок регламентировано положениями статей 21 - 24 Федерального закона № 220-ФЗ.

В силу части 2 статьи 21 Федерального закона № 220-ФЗ открытый конкурс проводится уполномоченным органом местного самоуправления, установившим муниципальный маршрут регулярных перевозок.

В соответствии со статьей 23 Закона № 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям:

1) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе;

3) непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства;

4) отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период;

5) наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества);

6) отсутствие в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, участника договора простого товарищества обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 29 настоящего Федерального закона.

Частью 8 статьи 29 Закона № 220-ФЗ установлено, что в случае, если действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок прекращено по основаниям, предусмотренным пунктом 2, 7 или 8 части 1 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, участники договора простого товарищества, которым было выдано данное свидетельство, утрачивают право в течение одного года со дня прекращения его действия инициировать установление межрегиональных маршрутов регулярных перевозок и участвовать в открытых конкурсах.

Как следует из материалов дела, 21.05.2021 администрацией города Рязани утверждена конкурсная документация открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории муниципального образования - городской округ город Рязань № 75М2 «Большая ул., 2а – Недостоево». Заказчиком конкурса выступила администрация г. Рязани, организатором торгов - управление транспорта администрации г. Рязани (пункты 2, 5 главы 1 конкурсной документации).

Согласно главе 4 конкурсной документации предметом конкурса по лоту № 1 является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок № 75М2 «Большая ул., 2а – Недостоево». Схема маршрута, требующееся количество единиц подвижного состава, время начала и окончания, минимальный интервал движения отражены в документации.

Согласно графику проведения конкурсных мероприятий (приложению № 1 к конкурсной документации) период приема заявок на участие в конкурсе (с 21.05.2021 по 21.06.2021), дата вскрытия конвертов с заявками (22.06.2021), дата рассмотрения заявок (22.06.2021), дата оценки и сопоставления заявок и подведения итогов торгов (22.06.2021). Место проведения конкурсных мероприятий: г. Рязань, ул. Введенская, д. 107.

В силу подпункта 15 пункта 6.1 конкурсной документации претендентам на участие в конкурсе следовало представить справку органа, осуществляющего транспортный контроль, о наличии/отсутствии фактов нарушения участником административного законодательства в сфере транспорта в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении конкурса.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 6.1 конкурсной документации также требовалось представить справку об участнике конкурса по форме приложения № 5 к конкурсной документации.

Для участия в конкурсе по спорному лоту поступило три заявки: от ООО «Русская тройка», ИП Глебова М.Ю. и Демкина С.А. Последние допущены до участия в торгах, заявителю отказано в допуске к участию в конкурсе на основании подпункта 3 пункта 6.3 конкурсной документации, так как не выполнены требования подпункта 15 пункта 6.1 документации, а именно: «справка органа, осуществляющего транспортный контроль представлена в копии, не содержит подписи уполномоченного лица, не содержит сведений, что справка выдана в отношении требуемого периода (год, предшествующий дате размещения извещения о проведении конкурса...)» (протокол заседания комиссии от 22.06.2021).

На основании протокола заседания комиссии по рассмотрению заявок от 22.06.2021 победителем торгов по спорному лоту признан индивидуальный предприниматель Глебов М.Ю., которому впоследствии были выданы свидетельство об осуществлении перевозок и карты маршрута регулярных перевозок на территории муниципального образования - городской округ город Рязань № 75М2 «Большая ул., 2а – Недостоево».

Оспаривая результаты указанного конкурса, истец ссылается на необоснованный отказ ООО «Русская тройка» в допуске к участию в открытом конкурсе, в нарушение статьи 23 Закона № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ...» от 13.07.2015.

Кроме того, в обоснование заявленных требований, истец ссылается на факт вынесения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области решения № 062/10/18.1-660/2021 от 12.07.202 которым была признана обоснованной жалоба ООО «Русская тройка» на действия организатора спорного открытого конкурса - Управления транспорта администрации г. Рязани и установлено, что решение конкурсной комиссии об отказе ООО «Русская тройка» в допуске к участию в конкурсе по причине несоблюдения подпункта15 пункта 6.1 конкурсной документации, а также непредставления сведений, предусмотренных подпункта 15 пункта 6.1 конкурсной документации, не согласуется с положениями статьи 23 ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ...» от 13.07.2015 г. и противоречит статьи 17 Закона о защите конкуренции от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ.

При этом требования статьи 23 ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ...» (далее - Закон об организации перевозок) не являются, вопреки мнению истца, единственным критерием для допуска к участию в открытом конкурсе. Норма статьи 23 Закона об организации перевозок не регулирует процедуру подачи и рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе. При оценке обоснованности отклонения заявок на участие в открытом конкурсе необходимо руководствоваться также положениями конкурсной документации.

В статье 23 Закона № 220-ФЗ перечислены требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, но не к форме и содержанию заявок на участие в открытом конкурсе.

Пункт 1 статьи 23 Закона № 220-ФЗ предусматривает, что к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям: наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией.

При этом в силу пункта 2 статьи 24 данного Закона форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений настоящего Федерального закона. Заявки на участие в открытом конкурсе, которые содержат недостоверные сведения, отклоняются.

Таким образом, из системного толкования пункта 1 статьи 23 и пункта 2 статьи 24 Закона № 220-ФЗ следует, что заявки на участие в конкурсе могут быть отклонены как в случае несоответствия лица требованиям, предъявляемым к участникам открытого конкурса (статья 23 Закона), так и в случае несоответствия заявки конкурсной документации (статья 24 Закона).

Спорный открытый конкурс проводился в соответствии с Законом № 220-ФЗ и Положением о порядке проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории г. Рязани, утв. Постановлением администрации г. Рязани от 19.12.2016                        № 5617.

В соответствии с требованиями названных нормативных актов 21.05.2021 в газете «Рязанские ведомости» и на официальном сайте администрации г. Рязани было опубликовано извещение о проведении спорного открытого конкурса. Также на официальном сайте администрации г. Рязани была размещена конкурсная документация спорного открытого конкурса.

Истец ООО «Русская тройка» был ознакомлен с условиями конкурсной документации, однако своим правом на обращение за разъяснением положений конкурсной документации, как и правом на обжалование ее положений, до подачи заявки на участие в открытом конкурсе не воспользовался, следовательно, при подготовке заявки на участие у истца не возникло неясности в отношении ее заполнения и предоставлении соответствующих документов, соответствие положений конкурсной документации требованиям действующего законодательства под сомнение поставлено не было.

Как следует из материалов дела, заявка истца ООО «Русская тройка» на участие в открытом конкурсе была отклонена конкурсной комиссией Управления транспорта администрации города Рязани в связи с нарушением истцом требований подпункта 15 пункта 6.1 конкурсной документации.

Согласно пункту 6.1 конкурсной документации для участия в конкурсе участники представляют организатору заявку на участие в конкурсе согласно приложению № 3 к конкурсной документации с конкурсным предложением на каждый лот согласно приложению № 4 к конкурсной документации и с приложением документов по следующему перечню:

1) заявка на участие в конкурсе, по форме согласно приложению № 3 к конкурсной документации;

2) опись документов;

3) конкурсное предложение, по форме согласно приложению № 4 к конкурсной документации;

4) справка об участнике по форме согласно приложению № 5 к конкурсной документации;

5) копии учредительных документов, заверенные руководителем организации и скрепленные оттиском печати участника открытого конкурса при ее наличии (для юридического лица;

6) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, выданная не ранее чем за один месяц до момента подачи заявки, или нотариально заверенная копия такой выписки (для юридических лиц);

7) выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданная не ранее чем за один месяц до момента подачи заявки, или нотариально заверенная копия такой выписки (для индивидуальных предпринимателей);

8) копия свидетельства о государственной регистрации в налоговом органе, заверенная руководителем организации (для юридического лица), индивидуальным предпринимателем (для индивидуальных предпринимателей) и скрепленная оттиском печати участника открытого конкурса при ее наличии;

9) копия лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, заверенная руководителем организации (для юридического лица), индивидуальным предпринимателем (для индивидуальных предпринимателей) и скрепленная оттиском печати участника открытого конкурса при ее наличии;

10) справка из налоговых органов об отсутствии (наличии) задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период;

11) копии документов, подтверждающих право владения и (или) пользования производственно-технической базой, заверенные руководителем организации (для юридического лица), индивидуальным предпринимателем (для индивидуальных предпринимателей) и скрепленные оттиском печати участника открытого конкурса при ее наличии;

12) справка о транспортных средствах, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, по форме согласно приложению № 6 к конкурсной документации;

13) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, указанных в подпункте 12 настоящего пункта, заверенные руководителем организации (для юридического лица), индивидуальным предпринимателем (для индивидуальных предпринимателей) и скрепленные оттиском печати участника открытого конкурса при ее наличии. Допустимо предоставить гарантийное письмо, подтверждающее принятие участником на себя обязательства в случае предоставления участнику права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, предусмотренных заявкой на участие в Конкурсе (для юридических лиц гарантийное письмо подписывается руководителем организации и главным бухгалтером, для индивидуальных предпринимателей - индивидуальным предпринимателем, скрепляется оттиском печати участника открытого конкурса при ее наличии);

14) копии документов, подтверждающих опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества (сведения об исполненных государственных или муниципальных контрактах, нотариально заверенные копии свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, копии договоров, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, предусматривающие осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иные документы, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами);

15) справка органа, осуществляющего транспортный контроль, о наличии/отсутствии фактов нарушения участником административного законодательства в сфере транспорта в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении конкурса на официальном сайте организатора конкурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

16) справка контролирующего органа в сфере безопасности дорожного движения о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении конкурса на официальном сайте организатора конкурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

17) справка о количестве транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении конкурса на официальном сайте организатора конкурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с указанием государственных регистрационных знаков, по форме согласно приложению № 7 к конкурсной документации;

18) справка произвольной формы о соответствии участника конкурса в том числе каждого участника договора простого товарищества, требованиям пунктов 3, 6 части 1 статьи 23 Федерального закона № 220 (для юридических лиц подписывается руководителем организации и главным бухгалтером, для индивидуальных предпринимателей - индивидуальным предпринимателем, скрепляется оттиском печати участника открытого конкурса при ее наличии);

19) гарантийное письмо с указанием максимального срока эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (для юридических лиц подписывается руководителем организации и главным бухгалтером, для индивидуальных предпринимателей - индивидуальным предпринимателем, скрепляется оттиском печати участника открытого конкурса при ее наличии).

Аналогичные требования предъявляются к заявке на участие в открытом конкурсе положениями муниципального правового акта, а именно - пунктом 6.3 Положения о порядке проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории г. Рязани, утвержденного постановлением администрации г. Рязани от 19.12.2016 № 5617.

В соответствии с пунктом 6.3 конкурсной документации пункта 6.5 Положения о порядке проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории г. Рязани участник не допускается комиссией к участию в конкурсе в случаях, если:

1) участник не соответствует требованиям, предъявляемым к участникам конкурса, установленным в пункте 3.1 конкурсной документации;

2) заявка на участие в конкурсе подана по истечении срока приема заявок, указанного в извещении о проведении Конкурса;

3) заявка на участие в конкурсе представлена без необходимых документов, указанных в пункте 6.1 конкурсной документации;

4) заявка представлена с документами, в которых имеются недостоверные сведения;

5) заявка на участие в конкурсе подана с документами, оформленными ненадлежащим образом;

6) заявка на участие в конкурсе не соответствует требованиям конкурсной документации.

Истцом были представлены документы с нарушением требований пункта 15 статьи 6.1 конкурсной документации, а именно: справка органа, осуществляющего транспортный контроль, о наличии/отсутствии фактов нарушения участником административного законодательства в сфере транспорта в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении Конкурса на официальном сайте организатора Конкурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», представлена в копии, не содержит подписи уполномоченного лица, не содержит сведений, что справка выдана в отношении требуемого периода (года, предшествующего дате размещения извещения о проведении спорного открытого конкурса).

Таким образом, у конкурсной комиссии имелись законные основания, предусмотренные пункте 6.5 Положения о порядке проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории г. Рязани и пункта 6.3 конкурсной документации для принятия решения о недопуске ООО «Русская тройка» к участию в спорном открытом конкурсе (заявка на участие в конкурсе подана с документами, оформленными ненадлежащим образом; заявка на участие в конкурсе не соответствует требованиям конкурсной документации).

Истец считает, что несоответствие его заявки требованиям конкурсной документации в спорной ситуации не могло явиться основанием для недопуска к участию в конкурсе, а должно было учитываться на стадии оценки поданных заявок.

Как верно указал суд области, изложенная позиция ООО «Русская тройка» прямо противоречит части 7 статьи 24 Закона № 220-ФЗ, согласно которой в случае, если открытый конкурс признан не состоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе не подано ни одной такой заявки или по результатам рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе все такие заявки были признаны не соответствующими требованиям конкурсной документации, организатор открытого конкурса вправе принять решение о повторном проведении открытого конкурса или об отмене предусмотренного конкурсной документацией маршрута регулярных перевозок.

Таким образом, в силу прямого указания закона в том случае, если ни одна из поданных для участия в конкурсе заявок не соответствует требованиям конкурсной документации, конкурс признается несостоявшимся. Вопреки мнению истца, конкурсная комиссия в рассматриваемой ситуации не вправе переходить к процедуре оценки заявок.

Из этой же нормы следуют выводы:

1) что правовым последствием выявления несоответствия заявки требованиям конкурсной документации является отказ подавшему ее участнику в допуске к дальнейшему участию в конкурсе;

2) что несоответствие заявки требованиям конкурсной документации является самостоятельным основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе соответствующему участнику.

Проанализировав материалы дела с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле, арбитражный суд правомерно пришел к выводу о том, что Управлением транспорта администрации г. Рязани при проведении спорного открытого конкурса на право осуществления перевозок не было допущено никаких нарушений действующего законодательства, так как было установлено несоответствие заявки                          ООО «Русская тройка» требованиям конкурсной документации (а именно - нарушение подпункта15 пункта 6.1 конкурсной документации).

Таким образом, требование о признании отказа в допуске к участию в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории МО - городской округ город Рязань №75М2 «Большая ул., 2а – Недостоево» недействительным удовлетворению не подлежит.

Поскольку основания для признания недействительным отказа в допуске «Русская тройка» к участию в открытом конкурсе право получения свидетельства об осуществлении перевозок муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории МО - городской округ город Рязань №75М2 «Большая ул., 2а – Недостоево», отсутствуют, то не подлежат удовлетворению и требования общества о признании недействительным открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории МО - городской округ город Рязань №75М2 «Большая ул., 2а – Недостоево».

Доводы апелляционной жалобы о противоречиях и несоответствии выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела безосновательны, основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для их принятия апелляционной коллегией не имеется.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований заявителя, в связи с чем, решение суда не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  Рязанской области от 26 апреля 2022 года по делу                        № А54-7122/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.                                  В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

М.А. Григорьева

Е.И. Афанасьева

Ю.А. Волкова