02 сентября 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail:info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А54-91/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 27.08.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 02.09.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя – министерства природопользования и экологии Рязанской области (г. Рязань, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 17.03.2015 № 7), ФИО2 (доверенность от 13.01.2015 № 1), от третьего лица – открытого акционерного общества «Порт Коломна» (Московская область, г. Коломна, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО3 (доверенность от 25.08.2015 № 813), ФИО4 (доверенность от 26.08.2015 № 822), в отсутствие представителей ответчика – Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН <***>, ИНН <***>), третьего лица – общества с ограниченной ответственность «Стройсервис» (г. Москва), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 15.06.2015 по делу № А54-91/2015 (судья Мегедь И.Ю.), установил следующее.
Министерство природопользования и экологии Рязанской области (далее по тексту – заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (далее по тексту – ответчик, антимонопольный орган, управление) от 31.12.2014 по делу № 564/2014-Ж о нарушении министерством природопользования и экологии Рязанской области антимонопольного законодательства; предписания комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 31.12.2014 по делу № 564/2014-Ж.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: ОАО «Порт Коломна», ООО «Стройсервис».
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 15.06.2015 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован отсутствием оснований для принятия антимонопольным органом оспариваемых ненормативных актов.
В апелляционной жалобе Рязанское УФАС России просит данное решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что установление требований о предоставлении в составе заявки на участие в открытом аукционе документов, не предусмотренных пунктом 29 Правил является неправомерным.
В отзывах на апелляционную жалобу министерство природопользования и экологии Рязанской области и ОАО «Порт Коломна», опровергая доводы жалобы, считают, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области на основании поступившей от ООО «Стройсервис» жалобы на действия организатора торгов – министерства природопользования и экологии Рязанской области, разместившего на сайте в сети Интернет по адресу: www.torgi.gow.ru извещение № 241014/0686343/01 о проведении открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования на пользование акватории поверхностного водного объекта – реки Ока (затон Касимовский) 407,0 км от устья в районе г. ФИО6 Рязанской области (общей площадью 0,237 км2), для использования акватории водного объекта (размещение судов внутреннего транспорта), возбудило дело № 564/2014-Ж о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации в отношении организатора торгов – министерства природопользования экологии Рязанской области.
В ходе проверки установлено, что на участие в аукционе было подано 3 заявки: ОАО «Порт Коломна» (дата подачи заявки 12.12.2014); ФИО5 (дата подачи заявки 12.12.2014); ООО «Стройсервис» (дата подачи заявки 18.12.2014).
По итогам заседания аукционной комиссии, ООО «Стройсервис» было отказано в допуске к участию в открытом аукционе по причине несоответствия пакета документов требованиям аукционной документации.
ООО «Стройсервис» обратилось в управление с жалобой на действия организатора аукциона, выразившиеся, по его мнению, в необоснованном включении в аукционную документацию в приложении 4 подпунктов 11.1; 11.2; 11.3; 11.4; 11.5 пункта 11:материалы, содержащие сведения о планируемых заявителем хозяйственных мероприятиях, мероприятиях по охране водного объекта, водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также о предполагаемом размере и источниках средств, необходимых для их реализации (подпункт 11.1 приложения 4 аукционной документации); материалы, содержащие сведения о возможности ведения в установленном порядке регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами при осуществлении водопользования (подпункт 11.2 приложения 4 аукционной документации); материалы, отображающие в графической форме водный объект, указанный в заявлении, размещение средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к этим материалам (подпункт 11.3 приложения 4 аукционной документации); материалы, содержащие сведения о планируемом использовании акватории водного объекта и применяемых при этом технических средствах, площади акватории водного объекта, намечаемой к использованию (подпункт 11.4 приложения 4 аукционной документации); сведения о технических параметрах размещаемых на акватории объектов: зданий, строений, сооружений, плавательных средств, иного обустройства акватории водного объекта (подпункт 11.5 приложения 4 аукционной документации).
По итогам рассмотрения данной жалобы Рязанское УФАС России 31.12.2014 приняло решение по делу № 564/2014-Ж, которым признало жалобу ООО «Стройсервис» обоснованной.
Предписанием от 31.12.2014 № 564/2014-Ж министерству природопользования и экологии Рязанской области в трехдневный срок со дня получения предписания предписано прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно: аннулировать открытый аукцион по приобретению права на заключение договора водопользования на использование акватории поверхностного водного объекта – реки Ока (затон Касимовский) 407,0 км от устья в районе г. ФИО6 Рязанской области (общей площадью 0,237 кв. км) для использования акватории водного объекта (размещение судов внутреннего транспорта).
Полагая, что указанные решение и предписание Рязанского УФАС России не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы министерства, министерство природопользования и экологии Рязанской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований судебная коллегия считает правильным исходя из следующего.
Порядок организации и проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования (далее по тексту – аукцион) в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности определен Правилами проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230 (далее по тексту – Правила № 230).
В соответствии с пунктом 7 Правил № 230 для проведения аукциона организатор аукциона принимает решение о проведении аукциона, в котором указываются: предмет аукциона, дата, время и место проведения аукциона, информация о том, что аукцион является открытым, требования к участнику аукциона, начальная цена предмета аукциона, размер задатка и размер «шага аукциона».
Согласно части 17 Правил № 230 документация разрабатывается и утверждается организатором аукциона и кроме сведений, указанных в извещении, должна содержать следующую информацию: а) требования к содержанию и форме заявки, инструкция по заполнению заявки; б) порядок отзыва заявок и внесения изменений в них; в) формы, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений, содержащихся в документации; г) порядок проведения осмотров предоставляемого в пользование водного объекта заинтересованными лицами и заявителями; д) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками, а также место, дата и время рассмотрения комиссией этих заявок; е) срок и порядок внесения задатка, банковские реквизиты счета для перечисления необходимых средств.
В соответствии с пунктом 29 Правил к заявке заявитель должен приложить: а) документ с указанием наименования, организационно-правовой формы, места нахождения, почтового адреса, номера телефона юридического лица, а также копии учредительных документов, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке; б) документ с указанием фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства, номера контактного телефона (для физического лица) индивидуального предпринимателя; в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (в случае необходимости); г) реквизиты банковского счета для возврата задатка; е) документы, подтверждающие внесение задатка; ж) опись представленных документов, подписанная заявителем.
В пункте 28 Правил № 230 проведения аукциона указано, что заявитель подает заявку по форме, установленной в аукционной документации.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования», и подпунктом «б» пункта 3 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на заключение договоров водопользования, в отношении водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, осуществляет подготовку и заключение договора водопользования на основании обращения, в том числе, юридического лица.
В силу подпунктов «д», «е», «ж» пункта 7 и пунктом 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165, при подаче заявления для использования акватории водного объекта прилагаются: материалы, содержащие сведения о планируемых заявителем водохозяйственных мероприятиях, мероприятиях по охране водного объекта по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также предполагаемом размере и источниках средств, необходимых для их реализации (подпункт 11.1 приложения 4 аукционной документации); материалы, содержащие сведения о возможности ведения в установлением порядке регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами при осуществлении водопользования (подпункт 11.2 приложения 4 аукционной документации); материалы, отображающие в графической форме водный объект, указанный в заявлении, размещение средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к этим материалам (подпункт 11.3 приложения 4 аукционной документации); материалы, содержащие сведения о планируемом использовании акватории водного объекта и применяемых при этом технических средствах, площади акватории водного объекта, намечаемой к использованию (подпункт 11.4 приложения 4 аукционной документации).
Место расположения предоставляемой в пользование акватории водного объекта и ее границы обозначаются в графической форме в материалах, прилагаемых к заявлению, подаваемому в соответствии с пунктом 10 Правил (пункт 11 Правил).
Аналогичную норму содержат Правила подготовки и заключения договора водопользования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230, согласно которым физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении им акватории водного объекта в пользование обращаются с заявлением о предоставлении акватории водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (пункт 4).
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил заявление должно содержать: а) сведения о заявителе; б) наименование водного объекта, место расположения акватории и ее размеры, в пределах которых намечается использование и обустройство акватории; в) цель и срок использования акватории водного объекта.
Заявление о предоставлении акватории водного объекта в пользование подается по форме, утвержденной приказом МПР РФ от 22.05.2007 № 128.
Согласно утвержденной форме заявления, заявитель должен в заявлении указать «размеры и площадь акватории (км2), в пределах которых намечается использование и обустройство акватории объекта», а также согласно пунктов «в» «ж», «з», «к» приложить в обязательном порядке к заявлению: предложения по условиям договора, а также осуществлению водохозяйственных и водоохранных мероприятий (подпункты 11.1; 11.2 приложения 4 аукционной документации); материалы, обосновывающие площадь используемой акватории водного объекта (подпункт 11.4 приложения 4 аукционной документации); сведения о технических параметрах, размещаемых на акватории объектов, зданий, строений, сооружений, плавательных средств, иного обустройства акватории водного объекта (подпункт 11.5 приложения 4 аукционной документации); графические материалы с отображением размещения объектов использования, пояснительной записки к ним (подпункт 11.3 приложения 4 аукционной документации).
В силу пункта 22 Правил уполномоченный орган рассматривает представленные заявителем документы на предмет соответствия их требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и Правилами, оценивает их полноту и достоверность, а также проверяет расчеты параметров водопользования и размера платы за пользование водным объектом; определяет условия использования водного объекта по согласованию с заинтересованными исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления; оценивает возможность использования водного объекта для заявленной цели. Площадь акватории определяется по материалам соответствующей технической документации.
При этом должна быть учтена не только площадь, занимаемая размещаемыми объектами, но и площадь охранной зоны этих объектов, устанавливаемая в целях обеспечения безопасности и соблюдения законных прав и интересов третьих лиц.
В случае использования акватории водного объекта в целях расстановки судов внутреннего водного транспорта для зимнего отстоя такими материалами являются документы, содержащие сведения о технических параметрах судов (длина, ширина), а также план расстановки судов на акватории водного объекта.
В качестве параметров охранных зон принимаются параметры технологических разрывов между бортами судов и параметры противопожарных разрывов между линиями (счалами) судов, определяемые в соответствии с Правилами пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.12.2002 № 158.
Как справедливо указал суд первой инстанции, сведения, указанные в подпунктах 11.1, 11.2, 11.3, 11.4, 11.5 пункта 11 формы заявки (приложение № 4 к аукционной документации), являются неотъемлемой частью заявки (являются заявкой), а не прилагаемыми в соответствии с пунктом 29 Правил № 230 документами к заявке.
С учетом этого судом первой инстанции сделано обоснованное заключение о том, что сведения и материалы, указанные в подпунктах 11.1; 11.2; 11.3; 11.4; 11.5 приложения 4 аукционной документации, являются необходимыми и обязательными для заключения договора водопользования на использование акватории поверхностного водного объекта – река Ока (затон Касимовский) 407,0 км от устья у г. ФИО6 Рязанской области площадью 0,237 кв. км.
Отклоняя довод управления о том, что указанные документы прилагаются к заявлению, на основании которого формируется договор водопользования и является предметом аукциона, в случае необходимости его проведения, суд первой инстанции обосновано указал, что предметом аукциона не может являться договор с параметрами акватории, количеством судов и их видов, сооружениями и другой инфраструктурой, заявленными участником аукциона, который первоначально обратился с заявлением на заключение договора на пользование акватории водного объекта (ОАО «Порт Коломна) и приложил указанные сведения и документы, так как другие участники аукциона не могут им соответствовать.
В случае непредставления участниками аукциона рассматриваемых сведений в составе заявки создаются дискриминационные условия (неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами) по отношению к заявителю, которым первоначально было подано заявление на заключение договора водопользования по форме, утвержденной приказом МПР РФ от 22.05.2007 № 128, с приложением всех требуемых сведений и документов для заключения договора водопользования, что создает условия для недобросовестной конкуренции, ставя других участников аукциона в более выгодное положение.
Непредставление участником аукциона на заключение договора водопользования указанных документов, как справедливо отмечено судом первой инстанции, не позволит определить площадь акватории водного объекта, учесть не только площадь, занимаемую размещаемыми объектами, но и площадь охранной зоны этих объектов, устанавливаемой в целях обеспечения безопасности и соблюдения законных прав и интересов третьих лиц, что приведет к нецелевому использованию водного объекта и может нанести вред указанному водному объекту и окружающей среде.
Нецелевое использование водного объекта, использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации, неиспользование водного объекта в срок, установленный договором, в соответствии с формой договора ведет к прекращению договора в принудительном порядке по решению суда.
Следовательно, не достигается цель проведения аукциона по предоставлению акватории водного объекта.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные министерством требования.
Доводы апелляционной жалобы являлись обоснованием позиции ответчика по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушения норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта, то у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 15.06.2015 по делу № А54-91/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий | Н.В. Еремичева | |
Судьи | Н.В. Заикина Е.В. Мордасов |