ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А62-9194/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 03.08.2021
Постановление изготовлено в полном объеме 09.08.2021
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Мордасова Е.В.,при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчинниковой И.В., при участии представителей заявителя – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (г. Вязьма, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 12.10.2020 № 58), заинтересованного лица – управления Федерального казначейства по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО2 (доверенность от 11.01.2021 № 8) и ФИО3 (доверенность от 27.07.2021 № 47) итретьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (г. Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО4 (доверенность от 10.02.2021 № 710-Д), рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, апелляционную жалобу управления Федерального казначейства по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 08.06.2021 по делу № А62-9194/2020 (судья Каринская И.Л.),
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (далее – администрация) обратилась в Арбитражный судСмоленской области с заявлением к управлению Федерального казначейства по Смоленской области (далее – управление) о признании недействительным пункта 1 представления от 21.09.2020 № 63-1.10-12/1.20-3428 (с учетом уточнения требования).
Определением суда первой инстанции от 07.12.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее – департамент).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 08.06.2021 заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своих доводов настаивает на том, что администрацией за счет средств субсидии из федерального бюджета, предоставленной на софинансирование реализации мероприятий по благоустройству общественных территорий, неправомерно оплачены работы по ремонту 6-ти тротуаров (по ул. Ямская, ул. Ленина, ул. Лейтенанта Шмидта – ул. Кронштадтская, ул. Космонавтов, ул. Панино – ул. Московская; ул. Плотникова в г. Вязьма Смоленской области), которые являются элементами обустройства автомобильных дорог, не относятся к общественным территориям, и по данным, размещенным в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, находятся в ведении администрации. Отмечает, что при принятии решения суд первой инстанции неправомерно руководствовался положениями письма Министерства финансов Российской Федерации в письме от 13.02.2019 № 02-05-11/8936, которое не является нормативным правовым актов по смыслу статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
От администрации и департамента в суд апелляционной инстанции поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых они, считая принятое решение законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзывах возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании приказа от 10.07.2020 № 187 управлением в период с 15.07.2020 по 11.08.2020 в отношении администрации проведена внеплановая проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (идентификатор контрольного мероприятия: 2020-ВВ.000.0004-6300.004, по результатам которой составлен акт выездной проверки от 11.08.2020 № 1.20-22/3.
Данным актом установлены нарушения администрации в использовании средств субсидии в части средств федерального бюджета, в том числе:
– за счет средств субсидии, выделенной из федерального бюджета на софинансирование реализации мероприятий по благоустройству общественных и дворовых территорий, неправомерно оплачены работы по ремонту 6 тротуаров, которые не относятся к общественным территориям общего пользования и являются элементами обустройства автомобильных дорог на общую сумму 9 861 096 рублей 41 копейки, в том числе за счет субсидии из федерального бюджета в сумме 9 564 277 рублей 41 копейки, чем нарушены статьи 162 и 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), а также подпункт «б» пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, предусмотренных приложением № 15 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 (далее – Правила № 1710),;
– по акту о приемке выполненных работ от 08.10.2019 № 2 приняты работы на сумму 1 194 755 рублей 45 копеек, в том числе за счет средств федерального бюджета – 1 158 793 рубля 31 копейка, несоответствующие условиям муниципального контракта от 14.06.2019 № 01633000250190000970001 (№ 213/02-39-г) (далее – контракт) по ремонту сквера у памятного знака ФИО5 по ул. Репина в г. Вязьма Смоленской области, чем нарушен подпункт 1 пункта 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).
По результатам внеплановой проверки управлением в адрес администрации выдано представление от 21.09.2020 № 63-1.10-12/1.20-3428, в пункте 1 которого содержится требование об устранении нарушений путем принятия мер, предусмотренных действующим законодательством:
– по возмещению средств за неправомерно оплаченные работы по ремонту 6 тротуаров в сумме 9 564 277 рублей 41 копейки, полученных подрядными организациями ООО «КапиталСтрой», ООО «НашДом», ООО «Инвестстрой», ООО «АленСтрой» и ООО «Регион 67», и принять меры по устранению причин и условий данного нарушения;
– по возмещению средств, оплаченных за выполненные работ, несоответствующих условиям контракта, в сумме 1 158 793 рублей 31 копейка, либо выполнению невыполненных объемов работ подрядной организацией ООО «Форвард», и принять меры по устранению причин и условий данного нарушения.
Также представление содержит указание на необходимость информирования управления о результатах исполнения представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 05.03.2021 (или не позднее 3 дней с даты исполнения представления).
Не согласившись с пунктом 1 вышеуказанного представления, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявление и удовлетворяя его, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)» ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Согласно пункту 2 статьи 26.19 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» из федерального бюджета могут предоставляться субсидии бюджету субъекта Российской Федерации для долевого финансирования расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 132 БК РФ определено, что под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Пунктом 2 Правил № 1710 предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются в целях:
– софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее - общественные территории), дворовых территорий и мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства в рамках мероприятий по благоустройству общественных территорий (далее - строительство объектов капитального строительства, объекты капитального строительства), а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства;
– предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование реализации муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству общественных территорий, дворовых территорий и мероприятий по строительству объектов капитального строительства, а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства.
Постановлением администрации Смоленской области от 31.08.2017 № 599 утверждена областная государственная программа «Формирование современной городской среды на территории Смоленской области на 2018 – 2022 годы» (далее – областная программа), согласно паспорту которой ее администратором является департамент, а исполнителями основных мероприятий определены департамент и органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (по согласованию).
В разделе 3 областной программы приведена обобщенная характеристика ее основного мероприятия, предусматривающая в качестве проектов обустройства общественных территорий следующие виды проектов благоустройства (обустройства) территорий и объектов: благоустройство и освещение скверов и бульваров; благоустройство кладбищ, пустырей, мест для купания (пляжей), муниципальных рынков, территорий вокруг памятников; ремонт памятников; реконструкция многофункциональных общественных спортивных объектов (стадионов или детских спортивно-игровых площадок), пешеходных зон (тротуаров) с обустройством зон отдыха (установкой скамеек) на конкретных улицах; благоустройство (обустройство) междворовых пространств; обустройство родников; обустройство фонтанов, а также благоустройство (обустройство) иных территорий и объектов.
Постановлением администрации от 01.11.2017 № 2255 утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования Вяземское городское поселение Вяземского района Смоленской области» на 2018 – 2020 годы (далее – муниципальная программа), которая включена в областную программу.
Судом первой инстанции установлено, что между администрацией и департаментом заключено соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из субъекта Российской Федерации в рамках реализации областной программы от 29.03.2019 № 66605101-1-2019-001 (далее – соглашение), в пункте 1.1 которого сказано, что его предметом является предоставление из бюджета Смоленской области в 2019 году бюджету Вяземского городского поселения субсидии на поддержку мероприятий, направленных на создание условий для повышения уровня комфортности проживания граждан в рамках реализации областной программы (далее – субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными департаменту как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств областного бюджета 812 «департамент», раздел 05 «жилищное хозяйство», подраздел 03 «благоустройство», целевая статья 32 Я F2 55550 «поддержка государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды», вид расходов 523 «консолидированные субсидии» в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» областной программы.
В силу пунктов 2.1 и 2.2 соглашения общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Вяземского городского поселения на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2019 году 33 691 316 рублей.
Общий размер субсидии, предоставляемой из бюджета Смоленской области бюджету Вяземского городского поселения в соответствии с настоящим соглашением, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства муниципального образования, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия: уровня софинансирования, равного 99,99 %, составляет в 2019 году не более 33 687 947 рублей.
В соответствии с пунктом 6.1.2 соглашения в обязанности администрации входит: обеспечение достижения показателей результативности использования субсидии; обеспечения реализации Муниципальной программы; обеспечение благоустройства дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния), исходя из минимального перечня видов работ по благоустройству дворовых территорий (ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установка скамеек, урн, иные виды работ, определенные уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации), софинансируемых за счет средств, полученных субъектом Российской Федерации в качестве субсидии из федерального бюджета (далее – минимальный перечень работ по благоустройству), а также общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве; обеспечение заключения соглашений (контрактов) по результатам закупки товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд в целях реализации муниципальных программ не позднее 1 июля года предоставления субсидии (для заключения соглашений на выполнение работ по благоустройству общественных территорий), не позднее 1 мая года предоставления субсидии (для заключения соглашений на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий), за исключением случаев обжалования действий (бездействия) заказчика и (или) комиссии по осуществлению закупок и (или) оператора электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при которых срок заключения таких соглашений продлевается на срок указанного обжалования; обеспечение установления минимального 3-летнего гарантийного срока на результаты выполненных работ по благоустройству дворовых и общественных территорий, софинансируемых за счет средств субсидии из областного бюджета, а также обеспечение осуществления контроля за ходом выполнения муниципальной программы, в том числе за ходом реализации конкретных мероприятий в рамках указанных программ, а также предварительное рассмотрение и согласование отчетов муниципальных образований о реализации муниципальных программ и др.
Управлением в ходе внеплановой проверки выявлено, что администрацией заключены муниципальные контракты по ремонту 6 тротуаров, приняты и оплачены работы в рамках этих контрактов на общую сумму 9 861 096 рублей 41 копейка, из них за счет субсидии из федерального бюджета – 9 564 277 рублей 41 копейка.
Позиция управления обоснована тем, что администрация неправомерно оплатила работы по ремонту 6-ти тротуаров (по ул. Ямская, ул. Ленина, ул. Лейтенанта Шмидта – ул. Кронштадтская, ул. Космонавтов, ул. Панино – ул. Московская; ул. Плотникова в г. Вязьма Смоленской области) за счет средств субсидии из федерального бюджета, предоставленной на софинансирование реализации мероприятий по благоустройству общественных территорий, поскольку они являются элементами обустройства автомобильных дорог и не относятся к общественным территориям, по данным, размещенным в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, находятся в ведении администрации.
Отклоняя данный довод управления, продублированный ею и в апелляционной жалобе, суд первой инстанции правомерно исходил из положений статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ, указав на непредставление управлением надлежащих доказательств, подтверждающих тот факт, что спорные тротуары являются частями автомобильных дорог общего пользования.
В тоже время, как следует из материалов дела, спорные тротуары не поставлены на кадастровый учет в качестве частей автомобильных дорог.
Согласно пункту 4 приложения № 2.2 к областной программе благоустройство спорных тротуаров включено в основное мероприятие областной программы и предусмотрено адресным перечнем общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству в период реализации указанной программы.
Приложением 10 «Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» к Федеральному закону от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее – Закон № 459-ФЗ) предусмотрены бюджетные ассигнования Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ формирования современной городской среды по подразделу 0503 «Благоустройство», целевой статье расходов «05 2 F2 55550».
В Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденными приложением № 15 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710), сказано, что субсидии из федерального бюджета предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации формирования современной городской среды, а также с предоставлением субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, в том числе территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий), дворовых территорий (муниципальная программа).
Данными правилами определено, что под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.
В силу статьи 179.4 БК РФ дорожный фонд – часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Как следует из Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципам назначения, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2018 № 132н (далее – Порядок), расходы дорожного фонда аккумулируются по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)», который включает в себя расходы на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, предоставление субсидий бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на указанные цели, осуществляемые за счет средств дорожного фонда.
Согласно требованиям Порядка расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в целях финансового обеспечения которых предоставляются из иного бюджета бюджетной системы Российской Федерации в рамках одного раздела и подраздела классификации расходов бюджетов субсидии на софинансирование комплекса мероприятий различной отраслевой направленности, подлежат отражению по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов, исходя из отраслевой принадлежности данных расходов.
Расходы на проведение мероприятий по содержанию территории муниципального образования, а также по проектированию, созданию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (включая расходы на освещение улиц, озеленение территорий, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм, за исключением расходов на осуществление дорожной деятельности, а также расходов на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, осуществляемых за счет средств дорожного фонда) подлежат отражению по подразделу 0503 «Благоустройство».
Следовательно, расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов на исполнение в рамках государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации формирования современной городской среды, Муниципальных программ, в том числе осуществляемые за счет средств субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из федерального бюджета: на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов подлежат отражению по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)», а на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований –по подразделу 0503 «Благоустройство».
Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации в целях предоставления единой субсидии местным бюджетам на реализацию муниципальных программ в соответствии с положениями Порядка могут отражаться в рамках подраздела 0503 «Благоустройство» классификации расходов бюджетов.
В связи со сказанным суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недоказанности управлением нарушения администрацией статей 162, 179 БК РФ и подпункта «б» пункта 2 Правил № 1710, выразившегося в оплате за счет средств субсидии, выделенной из федерального бюджета на софинансирование реализации мероприятий по благоустройству общественных и дворовых территорий, работ по ремонту 6 тротуаров на общую сумму 9 861 096 рублей 41 копейки, в том числе за счет субсидии из федерального бюджета – 9 564 277 рублей 41 копейки, признав представление управления в указанной части незаконным.
Довод апелляционной жалобы о том, что при принятии решения суд первой инстанции неправомерно руководствовался положениями письма Министерства финансов Российской Федерации в письме от 13.02.2019 № 02-05-11/8936, которое не является нормативным правовым актов по смыслу статьи 13 АПК РФ, подлежит отклонению, поскольку выводы суда основаны на положениях БК РФ, Закона № 459-ФЗ, Правил № 1710 и Порядка.
Довод управления о том, что в рамках реализации муниципальной программы формирования современной городской среды не могут благоустраиваться тротуары, являются несостоятельными, поскольку, как следует из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары относятся к территориям общего пользования.
В соответствии с пунктом 2 приложения № 15 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» субсидии из федерального бюджета предоставляются в том числе в целях софинансирования расходов субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее – общественные территории).
Согласно пункту 3.35а Свода правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (СП 42.13330.2016) тротуар относится к территории улицы, которая, в свою очередь является территорией общего пользования.
В связи с этим, а также с учетом того, что областной государственной программой «Формирование современной городской среды на территории Смоленской области», утвержденной постановлением администрации Смоленской области от 31.08.2017 № 599, предусмотрен ремонт тротуаров в рамках работ по благоустройству общественных территорий, такой ремонт мог быть осуществлен администрацией в рамках реализации муниципальной программы формирования современной городской среды.
Мнение управления о том, что судом первой инстанции не учтен факт нарушения администрацией положений Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципам назначения, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2018 № 132н (далее – Правила № 132н, в настоящее время утратили силу) подлежит отклонению на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1.1 соглашения средства субсидии были выделены муниципальному образованию по коду бюджетной классификации 812 0503 32Я0153900 521.
В соответствии с пунктом 1 статьи 179.4 БК РФ «дорожный фонд – часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов».
Следовательно, мероприятия по благоустройству дворовых территорий, а также обеспечению дорожной деятельности, к которой относится в том числе ремонт тротуаров, должны финансироваться за счет средств дорожных фондов.
В соответствии нормами Правил № 132н расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов на исполнение в рамках государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации формирования современной городской среды, Муниципальных программ, в том числе осуществляемые за счет средств субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из федерального бюджета:
– на капитальный ремонт дворовых территорий многоквартирных домов подлежат отражению по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды);
– на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований подлежат отражению по подразделу 0503 «Благоустройство».
В рамках реализации областной программы муниципальным образованиям Смоленской области выделяется единая субсидия на выполнение благоустройства дворовых и общественных территорий, в том числе мероприятий, относящихся к дорожной деятельности.
В связи с тем, что соглашением предусмотрено выделение денежных средств по подразделу 0503, муниципальные образования расходуют средства на выполнение вышеуказанных мероприятий по подразделу 0503 в целях соблюдения п. 1.1 соглашения.
Таким образом, мнение управления противоречит нормам материального права и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Рассматривая требование администрации о признании незаконным оспариваемого представления по принятии ею мер по возмещению средств, оплаченных за выполненные работы, не соответствующие условиям контракта от 14.06.2019 № 213/02-39-г, в сумме 1 158 793 рублей 31 копейки, либо выполнению невыполненных объемов работ подрядной организацией ООО «Форвард», суд правомерно исходил из следующего.
Пунктами 1 и 2 статьи 72 БК РФ предусмотрено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Пунктами 1 и 2 статьи 763 ГК РФ определено, что подрядные строительные работы (статья 740 ГК РФ), предназначенные для удовлетворения государственных нужд, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.
По государственному контракту подрядчик обязуется выполнить строительные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу пункта 1 статьи 709 ГК РФ цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения указываются в договоре подряда. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком (пункт 3 статьи 709 ГК РФ).
Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ (пункт 1 статьи 743 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 22 Закона № 44-ФЗ проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 94 названного закона предусмотрено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, а также взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Как усматривается из материалов дела, между администрацией и ООО «Форвард» заключен муниципальный контракт от 14.06.2019 № 01633000250190000970001 на ремонт сквера у памятного знака ФИО5 по ул. Репина в г. Вязьма Смоленской области (далее – контракт) на сумму 6 206 097 рублей 87 копеек (из них 6 205 477 рублей 32 копейки – федеральный и областной бюджет, и 620 рублей 55 копеек – местный бюджет).
Дополнительным соглашением от 17.07.2019 № 1 вносились изменения в локальный сметный расчет, а именно позицию ТЕР 27-07-003-01 «устройство бетонных плитных тротуаров с заполнением швов цементным раствором» на ТЕР 27-07-003-02 «устройство бетонных плитных тротуаров с заполнением швов: песком» без увеличения объемов и цены контракта.
Дополнительными соглашениями от 03.10.2019 № 408/02-39-г вносились изменения в цену контракта, ввиду чего новая цена контракта составила 6 826 707 рублей 65 копеек (из них 6 826 025 рублей – федеральный и областной бюджет, и 682 рубля 65 копеек – местный бюджет).
Работы приняты администрацией по следующим документам:
– акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 31.07.2019 № 1 на сумму 326 913 рублей 97 копеек, а также справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) от 31.07.2019 № 1 на ту же сумму.
Оплата произведена платежным поручением от 12.09.2019 № 197458 на сумму 326 913 рублей 97 копеек на основании счета на оплату от 31.07.2019 № 7;
– акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 08.10.2019 № 3 на сумму 620 609 рублей 78 копеек, а также справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) от 08.10.2019 № 3 на ту же сумму.
Оплата произведена платежным поручением от 15.11.2019 № 516463 на сумму 620 609 рублей 78 копеек на основании счета на оплату от 15.10.2019 № 19;
– акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 08.10.2019 № 2 на сумму 5 879 183 рублей 90 копеек, а также справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) от 08.10.2019 № 2 на ту же сумму.
Оплата произведена платежным поручением от 15.11.2019 № 516464 на сумму 5 879 183 рублей 90 копеек на основании счета на оплату от 15.10.2019 № 20.
В период проверки 04.08.2020 на основании распоряжения администрации от 04.08.2020 № 325-р «О создании и утверждении состава временной комиссии по проведению контрольного обмера фактически выполненных работ на объекте: «Сквер у памятного знака СЕ. Савицкой по ул. Репина, г. Вязьма Смоленской области» в составе комиссии первого заместителя главы муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области – ФИО6, главного специалиста отдела строительства и целевых программ администрации – ФИО7, в присутствии старшего контролера-ревизора контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере управления – ФИО8 и контролера-ревизора контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере управления – ФИО9 проведены выборочные контрольные обмеры выполненных работ по ремонту данного сквера на основании контракта, в ходе проведения которого нарушений не выявлено.
Согласно материалам дела управлением при проверке соответствия выполненных работ условиям контракта сделан вывод о том, что администрацией по акту о приемке выполненных работ от 08.10.2019 № 2 по позициям 12, 13, 19 – 22, 26 – 30, 44 и 46 приняты и оплачены работы, несоответствующие условиям контракта, на общую сумму 1 194 755 рублей 45 копеек (из них 1 158 793 рубля 31 копейка средств федерального бюджета). Локальный сметный расчет № 1, составленный контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере управления ФИО9 (далее – расчет № 1), содержит виды и объемы работ, которые, по мнению управления, не соответствуют условиям контракта, со ссылкой определенные позиции акта о приемке выполненных работ от 08.10.2019 № 2.
В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что работы по ремонту сквера у памятного знака ФИО5 по ул. Репина в г. Вязьма Смоленской области выполнялись на основании дизайна-проекта, разработанного институтом ООО «ВязьмаПроект» в соответствии с локальным сметным расчетом стоимости работ.
В ходе ремонта из-за отсутствия рабочей документации изменились объемы выполняемых работ, а также появилась необходимость исключить некоторые виды работ, заменив их другими мероприятиями.
Пунктом 1 статьи 450 и пунктом 1 статьи 452 ГК РФ предусмотрено, что изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. Соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
В силу статьи 767 ГК РФ изменения условий государственного контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 статьи 767 ГК РФ, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.
Согласно пункту 7 статьи 95 Закона № 44-ФЗ при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
В настоящем случае все изменения были согласованы соответствующим образом и осуществлялись в пределах стоимости по основной смете, дополнительное соглашение к контракту на изменение видом объемов работ не заключалось.
Работы по муниципальному контракту принимались по акту выполненных работ от 31.07.2019 на сумму 326 913 рублей 97 копеек и по акту выполненных работ от 08.10.2019 № 3 на сумму 620 609 рублей 78 копеек, работы приняты по акту о приемке выполненных работ от 08.10.2019 № 2 на сумму 5 879 183 рублей 90 копеек.
В ходе проведения 04.08.2020 внеплановой выездной проверки предоставления и использования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и муниципальных программ формирования современной городской среды, установлено, по результатам контрольного замера (обмера) нарушений не выявлено.
При этом в представлении управлением указаны позиции акта выполненных работ от 08.10.2019 № 2, несоответствующие условиям контракта.
Однако судом установлено, что позиции 21, 22, 44 и 46 акта выполненных работ от 08.10.2019 № 2 предусмотрены локальным сметным расчетом от 14.06.2019 в соответствующих позициях 32, 33, 58 и 60.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 названного Закона.
Согласно подпункту «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов, или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.
Возможность изменения условий муниципального контракта о цене предусмотрена пунктом 2.4, цена договора была изменена в пределах 10 процентов от первоначальной цены контракт.
В связи с этим администрацией с ООО «Форвард» было заключено дополнительное соглашение от 03.10.2019 № 408/02-39-г к муниципальному контракту от 14.06.2019 № 213/02-39-г на изменение цены контракта.
Согласно дополнительному соглашению цена контракта увеличилась в рамках 10 % и составила 6 826 707 рублей 65 копеек. Изменение цены контракта обусловлено актом на дополнительные работы и локальным сметным расчетом от 03.10.2019.
Администрацией была составлена сопоставительная ведомость и акт сопоставительной ведомости, отражающие, какие виды работ были заменены и исключены. Все виды работ, возникшие в ходе строительно-монтажных работ, не ухудшили качество работ, а также технические и функциональные характеристики по сравнению с указанными в контракте.
С учетом сказанного следует признать, что изучив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно указал на то, что отраженные в акте о приемке выполненных работ от 08.10.2019 № 2 и расчете № 1 виды и объемы работ по позициям 21, 22, 44 и 46 предусмотрены локальным сметным расчетом от 14.06.2019 в соответствующих позициях 32, 33, 58 и 60, что управлением надлежащим образом не опровергнуто, а значит, мнение управления о нарушении администрацией подпункта 1 пункта 1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ необоснованно, вследствие чего правовые основания для выдачи в адрес администрации представления о принятии мер по возмещению средств, оплаченных за выполненные работы, несоответствующие условиям контракта, в указанной в представлении сумме (1 158 793 рублей 31 копейки) у него отсутствовали.
Иные доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 08.06.2021 по делу № А62-9194/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья Судьи | Е.Н. Тимашкова Д.В. Большаков Е.В. Мордасов |