ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-4593/2021 от 11.11.2021 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                        Дело № А09-2694/2021

                                                                                                                               20АП-4593/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 11.11.2021

Постановление изготовлено в полном объеме 17.11.2021

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчинниковой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Брянскэлектро» на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.06.2021 по делу № А09-2694/2021, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (г. Тула, ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Брянскэлектро» (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании представителей:

от Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору                     в сфере природопользования: –  ФИО1 (доверенность от 09.12.2020 № 29/23);

от общества с ограниченной ответственностью «Брянскэлектро»: ФИО2 (доверенность от 01.01.2021 № Д/11),

УСТАНОВИЛ:

приокское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – управление) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «БрянскЭлектро» (далее – общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 23.06.2021 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение.

В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на то, что с допущенными к осуществлению деятельности в области обращения с отходами работниками ФИО3 и ФИО4 общество не должно было заключать трудовые договора на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, так как это не предусмотрено трудовым законодательством. Работникам достаточно исполнять требования правил внутреннего распорядка общества. Законодательством в сфере лицензирования не определены специальные требования к содержанию трудовых договоров.

От управления в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив в порядке, установленном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Из материалов дела следует, что  общество имеет лицензию от 20.07.2016                                        № (32)-6457-ОУ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности по видам работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: обработка отходов III класса опасности, утилизация отходов III класса опасности (отходы минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены, код отхода по ФККО 40614001313). Настоящая лицензия предоставлена бессрочно.

В период с 19.02.2021 по 22.03.2021, на основании распоряжения заместителя руководителя управления от 16.02.2021 № 69-Р, проведена плановая выездная проверка в отношении общества.

Проверкой установлено, что обществом допущены нарушения подпунктов «в» и «г» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. № 2290                                       «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию., размещению отходов I - IV классов опасности».

По факту выявленного нарушения управлением в отношении общества  составлен протокол об административном правонарушении от 26.03.2021 № 32-03-023/2021, согласно которому в действиях общества было установлено наличие признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

С целью привлечения общества к административной ответственности, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Как установлено судом первой инстанции, согласно предоставленному обществом списку лиц, имеющих право управлять установкой ПСМ 2-4 - установка передвижная сепараторная маслоочистительная, утвержденному распоряжением от 28.01.2020                            № 01-20-Р/Ф  заместителя главного инженера по производственной деятельности филиала общества – И.А. Ермаком, лицом, имеющим право управлять установкой ПСМ 2-4                         зав. 6221 является электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования ФИО4, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию указанной установки назначен мастер ЦЭР ФИО3

Согласно информации, представленной обществом на запрос от 10.03.2021                           № ОМ-03-07/2241, управлением установлено, что на основании приказа обществу от 26.09.2017 № 315 к деятельности по обращению с отходами I-IV класса опасности с соответствующей профессиональной подготовкой, подтвержденной свидетельствами на право работы с опасными отходами допущены два специалиста.

Однако, в предоставленной обществом информации (документах) от 15.03.2021 вх. № 07/3518, трудовые договоры вышеуказанных работников на осуществление деятельности в области обращения с отходами, в части обработки и утилизации отхода III класса опасности, в соответствии имеющейся у общества лицензии, отсутствуют.

В ходе проведения проверки управлением направлен повторный запрос от 16.03.2021 № ОМ-03-07/2525 о предоставлении трудовых договоров работников, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, в части обработки и утилизации отхода III класса опасности, ответом на который от 17.03.2021 вх.№ 07/3706 повторно были представлены обществом трудовые договоры на ФИО4 от 01.04.2015 №01-0391. и ФИО3 от 04.04.2017 № 01-1015. о приеме на работу без указания работ на осуществление деятельности в области обращения с отходами.

Согласно п. 2.7 Должностной инструкции электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда Центра электросетевых работ филиала общества управление на установке маслоочистительной ПСМ 2-4 осуществляет электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда. Однако, по трудовому договору от 01.04.2015 № 01-0391 ФИО5 принят на должность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 4 разряда.

Таким образом, административный орган и суд пришли к выводу, что материалами административного дела подтверждено, что в нарушение вышеуказанных правовых норм общество осуществляло лицензируемый вид деятельности с нарушениями требований п. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании, Закон № 99-ФЗ), подпунктов «в», «г» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. № 2290  «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» (далее – Постановление № 2990), допустив к осуществлению деятельности в области обращения с отходами работников ФИО3 и ФИО4 без заключения трудовых договоров с ними на осуществление деятельности в области обращения с отходами, в части обработки и утилизаций отхода III класса опасности, в соответствии с имеющейся у общества лицензии.

Суд первой инстанции установил, что совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд области пришел к выводу о привлечении общества к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ Федерации в виде предупреждения.

Между тем судом не учтено следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона № 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).

Согласно п. 4 ст. 3 Закона № 99-ФЗ лицензионными требованиями признается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основанные на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации, и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее -деятельность в области обращения с отходами), определен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» (далее - ПП РФ № 2290).

Согласно лицензии Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № (32) - 6457 -ОУ от 20.07.2016 ООО «БрянскЭлектро» вправе осуществлять обработку отходов III класса опасности; утилизацию отходов III класса опасности. Лицензия предоставлена обществу бессрочно.

В силу ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка.

Обязанность работника соблюдать правила внутреннего трудового распорядка предусмотрена также ст. 21 ТК РФ.

На основании ст.ст. 5, 8 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются, среди прочего, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, соглашениями, локальныминормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Требования к обязательным и дополнительным условиям трудового договора содержатся в ст. 57 ТК РФ. Указанной нормой установлено, что по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий соглашений, а не включение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

Таким образом, суд области не учел, что ни законодательство в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, ни трудовое законодательство РФ не содержит обязательных требований в части определения обязанностей работника, условий его работы исключительно в тексте трудового договора. Права и обязанности работника могут содержаться, например, в правилах внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актах.

В соответствии с п. 2.3.6 ПП, утвержденных приказом общества от 20.02.2021                    № 01-95-п/БЭ, до подписания трудового договора работник общества должен быть ознакомлен под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами общества, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, а также с документом, определяющим содержание его конкретной трудовой функции.

Письмом от 15.03.2021 исх,№ 01-3854-Вх/БЭ-и на запрос Росприроднадзора  от 10.03.2021 № ОМ- 03-07/2241 были представлены документы, в том числе трудовые договоры работников общества - ФИО4 и ФИО3, в обязанности которыхвходит осуществление деятельности в области обращения с отходами, в части обработки и утилизации отхода III класса опасности (отходы минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены, код отхода по ФККО 4 06 140 01 31 3), при этом указанные документы необоснованно не приняты во внимание Росприроднадзором.

Из трудового договора с ФИО4 от 01.04.2015 № 01-0391 (т.1, л.д. 82-83) следует, что работник был принят на должность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда.

В соответствии с п. 2.1 вышеуказанного трудового договора работник обязан добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, должностной инструкцией, локальными нормативными актами, приказами, распоряжениям, заданиями и указаниями руководящих должностных лиц, в соответствии с трудовой функцией.

ФИО4 16.05.2017 получено свидетельство № 83 (т.1, л.д. 103) о прохождении обучения по программе «Обеспечение экологической безопасности при работе в области обращения с опасными отходами и локальным нормативным актом - приказом от 26.09.2017 № 315 работник был допущен к работе с отходами I-IVклассов опасности (т.1, л.д.64-67)

Локальным нормативным актом - распоряжением от 28.01.2020 № 01-20-Р/Ф                    (т.1, л.д. 25-26) ФИО4 допущен к производству работ на оборудовании - установка для сушки трансформаторного масла ПСМ-2-4, приобретенном обществом по договору поставки от 30.03.2015 № 2423.

В соответствии с п. 2.7 должностной инструкции ФИО4, к должностной обязанности работника относится осуществление при необходимости деятельности по утилизации отходов III класса опасности, а именно работать на установке маслоочистительной ПСМ 2-4.

Из трудового договора с ФИО3 от 04.04.2017 № 01-1015                                    (т.1, л.д. 84-85) следует, что работник был принят на должность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 4 разряда, а дополнительным соглашением к названному договору от 05.07.2019 переведен на должность мастера.

ФИО3 07.09.2017 получено свидетельство № 247 (т.1, л.д.102) о прохождении обучения по программе «Обеспечение экологической безопасности при работе в области обращения с опасными отходами».

Локальным нормативным актом - распоряжением от 28.01.2020 № 01-20-Р/Ф (т.1, л.д. 25-26) ФИО3 определен ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию установки для сушки трансформаторного масла ПСМ 2-4, с учетом положений должностной инструкции - пп. 2.1, 2.18, 2.22, 2.27, 2.28.

На основании вышеизложенного, с учетом положений ст.ст. 5, 8, 15, 21, 56, 57 ТК РФ в ходе проверки Росприроднадзору Письмом от 15.03.2021 исх.№ 01-3854-Вх/БЭ-и были представлены документы, подтверждающие соблюдение обществом требований                     пп. «в», «г» п. 3 ПП № 2290 о лицензировании в части заключения с работникамилицензиата трудовых договоров, устанавливающих обязанности на осуществление деятельности в области обращения с отходами, несмотря на отсутствие непосредственно в тексте трудовых договоров условий об осуществлении работниками деятельности в области обращения с отходами.

Отсутствие состава вменяемого в вину правонарушения подтверждается следующими обстоятельствами, которые также письменно заявлялись (от 25.05.2021                       исх. № 3-3359- исх/бэ), но не были оценены судом первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта.

Так, лицензия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.07.2016 № (32) - 6457 –ОУ (т.1, л.д. 117-118) на право осуществления обществом обработки отходов III класса опасности; утилизации отходов III класса опасности была получена на основании заявления общества от 24.06.2016 (per. № 2439) о предоставлении лицензии на право осуществлять обработку отходов III класса опасности; утилизацию отходов III класса опасности.

К заявлению были приложены документы, в порядке, установленном вышеуказанными нормативно-правовыми актами, в том числе: трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, а также документы о профессиональной подготовке работников, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности (п. 5 описи материалов, представленных в лицензирующий орган). Был представлен и трудовой договор с ФИО4 от 01.04.2015 № 01-0391.

По результатам проведенной проверки представленных документов и их оценки Росприроднадзором оформлен акт проверки от 18.07.2016 № 88, в соответствии с которым установлено наличии у сотрудников общества трудовых договоров на осуществление деятельности в области обращения с отходами.

Таким образом, факт выдачи лицензии в 2016 на основании представленных документов основан на признании уполномоченным органом соответствия таких документов требованиям законодательства и возможности осуществления обществом специального (лицензируемого) вида деятельности.

Неизменность обстоятельств осуществления лицензируемого вида деятельности и предъявляемых законодательством к такой деятельности требований исключает возможность оценки этих же документов как несоответствующих требования п. 1 ст. 8                        Закона № 99-ФЗ и пп. «в» и «г» п. 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Таким образом, с момента выдачи лицензии общество не могло и не должно было полагать, что им не выполнены лицензионные требования и условия, а предпринимательская деятельность общества осуществляется с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением – лицензией, что исключает наличие вины в форме умысла или неосторожности как обязательного элемента субъективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3, ст. 14.1 КоАП.

С учётом вышеизложенного, вывод суда первой инстанции о том, что совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, нельзя признать правомерным, решение подлежит отмене, а в удовлетворении требований заявителя надлежит оказать.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  Брянской области от 23.06.2021 по делу № А09-2694/2021     отменить.

В удовлетворении заявления Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (г. Тула,                                   ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «БрянскЭлектро» (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.                                  В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Судья

                Е.В. Мордасов