ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А68-13862/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 29.08.2022
Постановление изготовлено в полном объеме 05.09.2022
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица – министерства природных ресурсов и экологии Тульской области (г. Тула, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 23.06.2022 № 58-Д), в отсутствие заявителя – заявителя – общества с ограниченной ответственностью Группа компаний «Русская Тройка» (Тульская область, г. Венев, ОГРН <***>, ИНН <***>), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства природных ресурсов и экологии Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 23.05.2022 по делу № А68-13862/2021 (судья Андреева Е.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Группа компаний «Русская Тройка» (далее – ООО ГК «Русская Тройка», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к министерству природных ресурсов и экологии Тульской области (далее – министерство) о признании незаконным отказа во внесении изменений в лицензию, выраженного в письме от 30.09.2021 № 24-15/9944, обязании оказать услугу в соответствии с требованием Административного регламента предоставления государственной услуги «Внесение изменений и дополнений, переоформление лицензий на право пользования участком недр местного значения», утвержденного постановления правительства Тульской области от 01.07.2012 № 361 (далее – Административный регламент № 361).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 23.05.2022 заявленные требования удовлетворены, отказ министерства от 30.09.2021 № 24-15/9944 признан незаконным, на министерство возложена обязанность внести изменения в лицензию ТУЛ 80341 ТЭ от 30.11.2017, выданную ООО «Группа компаний «Русская тройка» для разведки и добычи известняка строительного на участке «Рассылкино», в части изменения границ уточненного горного отвода, указанных в лицензии.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство обжаловало его в апелляционном порядке. Настаивает на законности оспариваемого отказа. Полагает, что обстоятельства, на которые ссылается недропользователь, как обстоятельства, существенно отличающиеся о тех, при которых лицензия выдавалась, таковыми не являются; лицензия выдавалась на тех же условиях, что существовали на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции. Так, недропользователь знал о наличии сопредельных земельных участков, владельцем которых он не является, но которые входят в границы горного отвода, и об описании предварительных границ горного отвода при получении лицензии. Впоследствии, во исполнение требований федерального законодательства, недропользователем был подготовлен и утвержден технический проект, а также уточнены границы горного отвода. Соответственно, недропользователь должен был изначально обратиться в министерство с заявлением об изменении границ горного отвода, а только потом, после их изменения в сторону уменьшения, внести соответствующие изменения в лицензию. Отмечает, что судом не принят во внимание тот факт, что на момент рассмотрения дела фактически право пользования недрами у ООО «Русская Тройка» прекращено приказом от 23.11.2021 № 621-о.
Общество возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, представителя в судебное заседание не направило, извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО ГК «Русская тройка» предоставлено право пользования недрами по лицензии ТУЛ 80341 ТЭ от 30.11.2017 для разведки и добычи известняка строительного на участке «Рассылкино».
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 13.04.2020 № 190-о право пользования недрами по лицензии ТУЛ 80341 ТЭ от 30.11.2017 приостановлено. Основанием для принятия решения явилось, в том числе, неоформление обществом прав на сопредельные земельные участки, владельцем которых оно не является, но которые входят в границы уточненного горного отвода, что является нарушением пункта 4.4 условий пользования недрами, являющихся приложением к лицензии.
С целью устранения нарушений, послуживших основанием для приостановления прав пользования недрами, общество направило в адрес министерства заявление от 24.07.2020 № 01-24-07/2020 о внесении изменения в лицензию в части изменения границ участков недр (горного отвода), с приложением (согласно описи) следующих документов: копии письма администрации МО Веневский район от 15.11.2019 № 0953/7700, исключающего возможность использования земельного участка, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером 71:05:040401:471; копий заявлений собственников прилегающих земельных участков с отказом о переводе земель в другую категорию; перечня предлагаемых изменений; схемы ситуационного плана предлагаемых границ земельных участков, входящих в горноотводный акт; краткого отчета о выполнении условий пользования недрами.
Письмом от 27.07.2020 № 29-15/6888 ООО ГК «Русская Тройка» в удовлетворении заявления было отказано. Министерство указало, что данное решение принято в связи с отсутствием в представленных документах обоснования необходимости внесения изменений и дополнений. В соответствии с пунктом 19 Административного регламента № 361 для предоставления государственной услуги «Внесение изменений и дополнений в лицензию» недропользователю необходимо представить краткий отчет пользователя недр о выполнении условий пользования недрами с приложением документов, подтверждающих информацию, указанную в отчете.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в арбитражный суд заявлением о признании незаконным отказа от 27.07.2020 № 24-15/6888 о внесении изменения в лицензию, обязав внести изменения в лицензию. Решением Арбитражного суда Тульской области от 24.05.2021 по делу № А68-8568/2020, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2021, признан незаконным отказ министерства от 27.07.2020 № 24-15/6888. Суд обязал министерство в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление ООО «Группа компаний «Русская тройка» о внесении изменений и дополнений в лицензию ТУЛ 80341 ТЭ от 24.07.2020 № 01-24-07/2020.
Во исполнение указанного решения министерством повторно рассмотрено заявление ООО «ГК «Русская тройка» от 24.07.2020 № 01-24-07/2020 о внесении изменений в лицензию в части изменения границ участков недр.
Письмом от 30.09.2021 № 24-15/9944 министерство отказало заявителю во внесении изменений в лицензию со ссылкой на пункт 19 и подпункт 1 пункта 25 Административного регламента № 361, а именно: отсутствие обоснования необходимости внесения изменений и дополнений, а также отсутствие приложений к краткому отчету, подтверждающих информацию, указанную в нем, в том числе, подтверждающую исполнение раздела 7 условий пользования недрами.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом, и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах).
На основании части 1 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 22 Закона о недрах и пункта 16.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.92 № 3314-1, пользователь недр имеет право обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Постановлением правительства Тульской области от 01.07.2012 № 361 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Внесение изменений и дополнений, переоформление лицензий на право пользования участком недр местного значения», который определяет стандарт предоставления государственной услуги, а также устанавливает порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) министерства природных ресурсов и экологии Тульской области при предоставлении государственной услуги.
Пунктом 2 Административного регламента № 361 установлено, что заявителями являются субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно пункту 43 Административного регламента № 361 основаниями для начала административной процедуры по внесению изменений и дополнений в лицензию является поступление заявления и документов в соответствии с подпунктом 1 пункта 19 данного Административного регламента.
Внесение изменений и дополнений в лицензии осуществляется по взаимному согласию пользователя недр и министерства:
в случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, не зависящим от пользователя недр, и связанного с этим изменения срока ввода в эксплуатацию объектов;
при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Пункт 19 Административного регламента № 361 устанавливает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем в случае внесения изменений и дополнений в лицензию:
– заявление на внесение изменений и дополнений в лицензию;
– предлагаемые изменения и (или) дополнения в лицензию с обоснованием необходимости их внесения, сопровождающиеся копиями соответствующих документов, в том числе при наличии графическими материалами. Перечень предлагаемых изменений представляется в виде таблицы с указанием действующей редакции изменяемого пункта лицензии или приложения к ней и предлагаемой редакции данного пункта;
– краткий отчет пользователя недр о выполнении условий пользования недрами с приложением документов, подтверждающих выполнение условий пользования недрами, указанных в отчете.
Согласно пункту 24 Административного регламента № 361 основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги в случае внесения изменений и дополнений в лицензию являются:
– представление заявителем недостоверных сведений;
– представление документов с нарушением требований подпункта 1 пункта 19 данного Административного регламента;
– нарушение заявителем срока, указанного в пункте 59 данного Административного регламента;
– невыполнение пользователем недр условий, установленных лицензией;
– отсутствие обоснований на внесение изменений и дополнений в лицензию.
Из материалов дела усматривается, что приказом министерства от 13.04.2020 № 190-о право пользования недрами заявителя по лицензии ТУЛ 80341 ТЭ от 30.11.2017 приостановлено. Основанием для принятия решения явилось, в том числе, неоформление обществом прав на сопредельные земельные участки, владельцем которых оно не является, но которые входят в границы уточненного горного отвода, что является нарушением пункта 4.4 условий пользования недрами, являющихся приложением к лицензии.
С целью устранения нарушений, послуживших основанием для приостановления прав пользования недрами, общество направило в адрес министерства заявление от 24.07.2020 № 01-24-07/2020 о внесении изменений в лицензию в части изменения границ участков недр, с приложением (согласно описи) следующих документов: копии письма администрации МО Веневский район от 15.11.2019 № 0953/7700, исключающего возможность использования земельного участка, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером 71:05:040401:471; копий заявлений собственников прилегающих земельных участков с отказом о переводе земель в другую категорию; перечня предлагаемых изменений; схемы ситуационного плана предлагаемых границ земельных участков, входящих в горноотводный акт; краткого отчета о выполнении условий пользования недрами.
Таким образом, одним из оснований для обращения общества в адрес министерства с заявлением о внесения изменения в лицензию явился отказ собственников прилегающих земельных участков, включенных в состав горного отвода, в переводе их земельных участков в другую категорию и предоставлении для использования.
Письмом от 27.07.2020 № 29-15/6888 ООО ГК «Русская Тройка» в удовлетворении заявления было отказано. При этом министерство указало, что данное решение принято в связи с отсутствием в представленных документах обоснования необходимости внесения изменений и дополнений, а именно: не представлен краткий отчет пользователя недр о выполнении условий пользования недрами с приложением документов, подтверждающих информацию, указанную в отчете. Решением Арбитражного суда Тульской области от 24.05.2021 по делу № А68-8568/2020, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2021, признан незаконным отказ министерства от 27.07.2020 № 24-15/6888. Суд обязал министерство в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление ООО «Группа компаний «Русская тройка» о внесении изменений и дополнений в лицензию ТУЛ 80341 ТЭ от 24.07.2020 № 01-24-07/2020.
Во исполнение указанного решения министерством повторно рассмотрено заявление ООО «ГК «Русская тройка» от 24.07.2020 № 01-24-07/2020 о внесении изменений в лицензию в части изменения границ участков недр.
Письмом от 30.09.2021 № 24-15/9944 министерство отказало заявителю во внесении изменений в лицензию со ссылкой на пункт 19 и подпункт 1 пункта 25 Административного регламента № 361, а именно: в связи с отсутствием обоснования необходимости внесения изменений и дополнений, а также отсутствием приложений к краткому отчету, подтверждающих информацию, указанную в нем, в том числе подтверждающую исполнение раздела 7 условий пользования недрами.
Таким образом, в оспариваемом отказе указаны те же основания, что и в отказе от 27.07.2020 № 24-15/6888.
В соответствии с пунктом 52 Административного регламента № 361, в случае если по результатам рассмотрения поступившие заявочные материалы не соответствуют требованиям, установленным подпунктом 1 пункта 19 данного Административного регламента, и при наличии оснований, предусмотренных пунктом 25 Административного регламента, ответственный исполнитель готовит мотивированный отказ в предоставлении государственной услуги.
Из текста письма от 30.09.2021 № 24-15/9944 следует, что в представленных документах отсутствуют обоснования необходимости внесения изменений в лицензию и отсутствуют подтверждения возникновения обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена. Также в оспариваемом отказе министерство указало, что в представленном заявителе кратком отчете в нарушение пункта 19 Административного регламента отсутствуют приложения о подтверждении выполнения следующих пунктов и разделов условий пользования недрами:
– пункта 4.3, согласно которому ООО ГК «Русская Тройка» обязано представлять отчетность, связанную с пользованием недрами:
а) ежегодно, в срок до 10 февраля, представлять в ФБУ «ТФГИ по Центральному федеральному округу» (г. Москва), Тульский филиал ФБУ «ТФГИ по Центральному федеральному округу», министерство природных ресурсов и экологии Тульской области статистический отчет об отработке запасов по форме 5-гр с пояснительной запиской;
б) ежегодно, в срок до 10 февраля, представлять отчет о выполнении условий пользования недрами при добыче по форме 2-ЛС в министерство природных ресурсов и экологии Тульской области и в адреса, указанные в данной форме;
в) ежегодно, в срок до 10 февраля, представлять отчет о комплексном использовании полезного ископаемого из недр при добыче по статистической форме 70-тп в министерство природных ресурсов и экологии Тульской области и в адреса, указанные в данной форме;
г) ежегодно, в срок до 10 февраля, представлять отчет о комплексном использовании полезного ископаемого и вскрышных работ по статистической форме 71-тп в министерство природных ресурсов и экологии Тульской области и в адреса, указанные в данной форме;
д) ежегодно, в срок до 10 февраля предоставлять отчет сведений о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы по статистической форме № 2-ТП (рекультивация) в министерство природных ресурсов и экологии Тульской области и в адреса, указанные в данной форме;
– пункта 4.4, согласно которому отвод земельного участка и оформление земельных прав пользователя недр осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Добычные работы должны осуществляться при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок. Добыча полезного ископаемого допускается на землях, отнесенных к категории земель промышленности;
– пункта 4.5, согласно которому добыча полезного ископаемого должна осуществляться при наличии Плана развития горных работ, соответствующего техническому проекту отработки месторождения и условия настоящей лицензии. Копия Плана развития горных работ представляется в министерство в течении 10 календарных дней после его утверждения;
– пункта 4.10, согласно которому недропользователь до начала добычных работ согласовывает с администрацией муниципального образования, на территории которого расположен участок недр, транспортную схему организации движения грузового транспорта, въезжающего и выезжающего с территории карьера и предоставляет ее в Министерство;
– пункта 4.11, согласно которому недропользователь принимает обязательства по участию в проведении работ по поддержанию надлежащего технического состояния примыкающих к карьеру дорог общего пользования;
– пункта 4.12 в целях предотвращения передвижения транспортных средств с весовыми нагрузками, превышающими разрешенные максимальные значения осевой массы и массы транспортных средств, предусмотренные действующим законодательством, ООО ГК «Русская Тройка» до начала добычных работ обеспечивает установку автомобильных весов, фиксацию веса автотранспорта и обязуется не допускать его выезд с территории карьера при превышении допустимых значений. Кузова выезжающего с территории карьера автотранспорта должны быть сверху закрыты пологами;
– пункта 4.13, согласно которому целях предотвращения выноса грязи с территории карьера автотранспорта до начала добычных работ ООО ГК «Русская Тройка» оборудует пункты мойки колес и обеспечивает мойку колес выезжающего с территории карьера грузового автомобильного транспорта;
– пункта 5.3, согласно которому владелец лицензии ежеквартально в срок не позднее 10 числа второго месяца, следующего за кварталом, представляет в министерство природных ресурсов и экологии Тульской области подтверждение оплаты налога на добычу полезного ископаемого за прошедшие налоговые периоды;
– пункта 10.3, согласно которому ежегодно, в срок до 10 февраля, недропользователь обязан представлять в министерство природных ресурсов и экологии Тульской области отчет о выполнении условий пользования недрами за прошедший год с предоставлением подтверждающих документов.
Также министерство указало, что в кратком отчете отсутствует документальное подтверждение выполнения раздела 7 условий пользования недрами.
Кроме того, министерство в письме сообщило, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 12 постановления Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 № 429 «Об утверждении положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование» изменение границ участка недр в сторону его уменьшения осуществляется в случае отказа пользователя недр от части участка недр по результатам соответствующего вида проведенных на участке недр работ по геологическому изучению недр и (или) разведке полезных ископаемых, подтверждающих отсутствие перспективных для дальнейшего освоения геологических объектов на предлагаемой к исключению части участка недр, содержащихся в геологическом отчете, представленном в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, оспариваемый отказ содержит лишь ссылку на нормы Административного регламента № 361, но не выводы по оценке причин обращения общества в адрес министерства с настоящим заявлением.
Как следует из заявления ООО ГК «Русская Тройка», общество просит внести изменения и дополнения в лицензию ТУЛ 80341 ТЭ в связи с наличием (возникновением) обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена, а именно: необходимость изменения границ горного отвода, связанную с наличием объективных причин невозможности оформить обществом прав на сопредельные земельные участки, владельцем которых оно не является, но которые входят в границы уточненного горного отвода, а, следовательно, устранить причины, послужившие основанием для приостановления действия лицензии заявителя.
Указанные части земельных участков расположены по границам участка недр (горного отвода), не предусмотрены для добычи согласно Техническому проекту, занимают незначительную площадь, имеют иное назначение (целевое использование) и принадлежат иным собственникам: гражданам и муниципальному образованию Веневский район.
В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно пункту 1 статьи 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
При обращении общества к указанным собственникам земельных участков в целях оформления прав пользования на земельные участки (их части) были получены отказы, копии которых представлены в материалы дела.
Установление обществом иных собственников земельных участков, является обстоятельством, существенно отличающимся от существующего на момент получения лицензии. В силу отсутствия зарегистрированных прав на землепользование, у общества возникло новое обстоятельство, не известное ему на момент получения лицензии, препятствующее проведению работ. Правовые основания для самостоятельного устранения указанных обстоятельств у общества отсутствовали в виду того, что оно не является ни участником земельных правоотношений, ни уполномоченным органом по вопросам, связанным с оформлением прав на землю и их последующей государственной регистрацией.
Таким образом, довод министерства о том, что обстоятельства, на которые ссылается недропользователь, как обстоятельства, существенно отличающиеся о тех, при которых лицензия выдавалась, таковыми не являются, безоснователен.
Изменение границ участка недр осуществляется как в сторону его увеличения, так и в сторону его уменьшения в любом пространственном направлении (по площади и глубине) (пункт 7 Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 № 429, (далее — Постановление № 429)). Изменение границ участка недр осуществляется многократно при изменении границ участка недр в сторону его уменьшения (подпункт «а» пункта 9 Постановления № 429).
Таким образом, в силу пункта 47 Административного регламента № 361 (в редакции постановления правительства Тульской области от 04.02.2016 № 41, действующей на момент обращения) недропользователь наделен правом обращаться в уполномоченный орган за получением услуги по внесению изменений и дополнений в условия лицензии в случаях, установленных законодательством, либо в случаях возникновения обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была выдана.
Возможность внесения изменений и дополнений в лицензию по инициативе недропользователя, а также основания для внесения изменений и дополнений предусмотрены пунктом 7 части 1 статьи 22 Закона о недрах и пунктом 16.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.92 № 3314-1, а именно: наличием (возникновением) обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена. При этом критерии (признаки) таких обстоятельств указанными нормативными актами не определены.
Вывод министерства о том, что недропользователь должен был сначала обратиться в министерство с заявлением об изменении границ горного отвода, а только потом, после их изменения в сторону уменьшения, внести соответствующие изменения в лицензию, из указанных нормативных актов не вытекает, нормативно не подтверждается.
Как указано выше, пункт 19 Административного регламента № 361 устанавливает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем в случае внесения изменений и дополнений в лицензию:
– заявление на внесение изменений и дополнений в лицензию;
– предлагаемые изменения и (или) дополнения в лицензию с обоснованием необходимости их внесения, сопровождающиеся копиями соответствующих документов, в том числе при наличии графическими материалами. Перечень предлагаемых изменений представляется в виде таблицы с указанием действующей редакции изменяемого пункта лицензии или приложения к ней и предлагаемой редакции данного пункта;
– краткий отчет пользователя недр о выполнении условий пользования недрами с приложением документов, подтверждающих выполнение условий пользования недрами, указанных в отчете.
Каких-либо требований по порядку оформления и предоставления обоснования необходимости внесения изменений и дополнений в виде отдельного документа, а также требований к форме краткого отчета, его содержанию и структуре Административный регламент № 361 не содержит.
Суд области по праву заключил, что обществом были подготовлены и представлены все документы, перечисленные в подпункте «а» пункта 19 Административного регламента № 361, указывающие на невозможность использования частей сопредельных участков, как на обоснование необходимости внесения изменений и дополнений, то есть обстоятельство, существенно затрудняющее деятельность по добыче недр в соответствии с ранее выданной лицензией.
Таким образом, в отсутствие критериев, определяющих полноту и правильность составления краткого отчета и приложений к нему, а именно: отсутствие указания па разделы (содержание), которые должны быть указаны в кратком отчете, а также хотя бы примерный перечень документов, которые могут расцениваться министерством как подтверждающие выполнение лицензионных условий, требование министерства о неполноте краткого отчета, а также необходимости приложений к краткому отчету является формальным, в связи с чем не могли быть приняты заявителем во внимание при обращении с заявлением.
На основании изложенного, апелляционная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что принятый по результатам рассмотрения заявления отказ, изложенный в письме от 30.09.2021 № 24-15/9944, конкретных причин и оснований для принятия такого решения, предусмотренных пунктом 19 Административного регламента № 361, не содержит. Отказ недропользователю по указанным им в заявке обстоятельствам и приведенным основаниям не мотивирован и является формальным. Кроме того, как верно указал суд, это единственный способ по устранению заявителем выявленных ответчиком нарушений лицензионных требований, приведших к приостановлению действия лицензии заявителя. Обоснования необходимости формирования площади горного отвода именно в данных спорных границах, министерство не представило.
Таким образом, суд пришел к верному выводу о том, что указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконности принятого министерством решения об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию ТУЛ 80341 ТЭ, предоставленную заявителю на право пользования недрами, изложенного в письме 30.09.2021 № 24-15/9944, нарушающего права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод министерства о том, что на момент рассмотрения дела право пользования недрами ООО «Русская Тройка» на основании лицензии ТУЛ 80341 ТЭ от 30.11.2017 фактически было прекращено приказом от 23.11.2021 № 621-о, отклоняется судебной коллегией, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о законности оспариваемого отказа, выраженного в письме от 30.09.2021 № 24-15/9944, законность которого проверена судом на момент его принятия министерством.
Поскольку в рассматриваемом случае установлено несоответствие оспариваемого отказа закону и нарушение прав общества в сфере предпринимательской деятельности, суд, руководствуясь пунктом 3 части 4 статьи 201, частью 7 статьи 201 АПК РФ, обоснованно удовлетворил заявленные требования и в целях восстановления нарушенного права ООО «Группа компаний «Русская тройка» правомерно возложил на министерство обязанность внести изменения в лицензию ТУЛ 80341 ТЭ от 30.11.2017, выданную обществу для разведки и добычи известняка строительного на участке «Рассылкино», в части изменения границ, указанных в лицензии.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и не могут повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 23.05.2022 по делу № А68-13862/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья Судьи | Д.В. Большаков В.Н. Стаханова Е.Н. Тимашкова |