ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-4949/2022 от 09.08.2022 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А62-10945/2021

20АП-4949/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 09.08.2022

Постановление изготовлено в полном объеме 10.08.2022

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тяпкой Т.Ю., при участии представителей заявителя – некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» – ФИО1 (доверенность от 24.02.2022№ 84) и заинтересованного лица – управления федерального казначейства по Смоленской области – ФИО2 (доверенность от 01.12.2021 № 60) и ФИО3 (доверенность от 01.03.2022 № 12), в отсутствие представителя заявителя – общества с ограниченной ответственностью «СтройПодряд», извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления федерального казначейства по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.05.2022 по делу № А62-10945/2021, принятое по заявлениям общества с ограниченной ответственностью «СтройПодряд» (ИНН <***>, ОГРН <***>), некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к управлению федерального казначейства по Смоленской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным пункта 4 представления управления федерального казначейства по Смоленской области об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации от 19.11.2021 № 63-1.10-12/1.20-3768,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «СтройПодряд» (далее –                                           ООО «СтройПодряд») и некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» (далее – региональный оператор) обратились в арбитражный суд с заявлением к управлению федерального казначейства по Смоленской области (далее – казначейство) о признании недействительным пункта 4 представления казначействаоб устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации от 19.11.2021                                                                № 63-1.10-12/1.20-3768.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 23.05.2022 заявление удовлетворено.

Не согласившись с данным решением, казначейство обратилось с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции указывает на то, представленный в материалы дела общий журнал работ ни при проведением проверки, ни на комиссию по рассмотрению результатов проверки не представлялся. Обращает внимание на то, что подрядчик вправе приступить к выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов только после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации на соответствующие виды работ.

От регионального оператора в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные                     в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда                             не подлежит отмене по следующим основаниям. 

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные                     в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда                             не подлежит отмене по следующим основаниям. 

Из материалов дела следует, что 21.06.2019 между региональным оператором (заказчик) и ООО «СтройПодряд» (подрядчик) был заключен договор о проведении капитального ремонта от 21.06.2019 № 67/ЭА31аг-2019 на выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> (далее – многоквартирный дом № 6).

В соответствие с пунктом 1.1 договора заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства в соответствии с техническим заданием (приложение № 1 к договору о проведении капитального ремонта), в соответствии с графиком выполнения работ (приложение № 3 к договору о проведении капитального ремонта) и расчетом стоимости работ (приложение № 2 к договору о проведении капитального ремонта), своими силами и средствами, за свой счет с использованием собственных материалов, конструкций, изделий и оборудования выполнить работы по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома № 6. 

Заказчик принимает надлежащим образом выполненные подрядчиком работы и оплачивает их в порядке и сроки, предусмотренные настоящим договором.

Техническим заданием к договору предусмотрено выполнение работ по разработке проектной документации по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома и выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме № 6, по видам работ: капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, установка коллективных (общедомовых) узлов  учета тепловой энергии, горячей и холодной воды.

Согласно пункту 1.2 договора цена договора составляет: 13 960 412 руб. 02 коп. (НДС 20 % – 2 326 735 руб. 34 коп.), в том числе:

– стоимость выполнения работ по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта с учетом прохождения государственной экспертизы проектной документации и достоверности определения стоимости работ по капитальному ремонту – 613 394 руб. 92 коп., в том числе НДС 20 % – 102 232 руб. 49 коп.;

– стоимость выполнения работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем (теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения), установка коллективных (общедомовых) узлов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды – 13 347 017 руб. 10 коп., в том числе НДС 20 % –                                            2 224 502 руб. 85 коп.

Приложением № 3 к договору от 21.06.2019 № 67/ЭА31аг-2019 предусмотрен график выполнения работ, в том числе сделана сноска относительно выполнения работ по установке коллективных (общедомовых) узлов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды, о том, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 (ред. от 09.09.2017) подрядчик вправе приступить к выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов только после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации на соответствующие виды работ.

Приложением № 1 к договору от 21.06.2019 № 67/ЭА31аг-2019 определено техническое задание, где указано, что подрядчик обязан осуществлять сопровождение проведения экспертизы: обеспечить получение положительного заключения экспертизы на проект.

Согласно графику сроки выполнения работ по разработке проектной документации по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов и выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома № 6 составляли:

– Выполнение работ по разработке проектной документации, в том числе:

1 этап. Сбор исходных данных и проектирование, согласование с организацией – балансодержателем и ресурсоснабжающими организациями, с 28.06.2019 по 26.07.2019;

2 этап. Прохождение государственной экспертизы проектной документации и достоверности определения стоимости работ по капитальному ремонту, с 29.07.2019 по 23.08.2019;

3 этап. Согласование и приемка работ по разработке проектной документации Заказчиком, подписание дополнительного соглашения к договору в части стоимости выполнения работ по капитальному ремонту в соответствии с разработанной проектной документацией с 26.08.2019 по 06.09.2019.

– Выполнение работ по капитальному ремонту, в том числе:

4 этап. Выполнение работ и передача документации в соответствии с договором:

– капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, установка коллективных (общедомовых) узлов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды: с 09.09.2019 по 29.11.2019;

5 этап. Приемка работ заказчиком и рабочей (приемочной) комиссией с 02.12.2019 по 20.12.2019.

Многоквартирный дом № 6 включен в Региональную программу капитального ремонта Смоленской области с проведением такого вида работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, как работы по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) со сроком проведения такого ремонта в 2017 – 2019 годах в редакции Региональной программы от 28.12.2018 № 945, от 27.05.2019 № 320 и от 31.12.2019 № 861, а также с перенесением срока проведения такого ремонта на 2020 – 2022 годы в редакции Региональной программы от 31.03.2020 № 168.

В Краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта Смоленской области на 2017 – 2019 год был включен многоквартирный дом № 6   с проведением в 2019 году такого вида работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, как работы по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа). В редакции распоряжения администрации Смоленской области от 31.12.2019 № 2538-р/адм указанный вид работ для данного многоквартирного дома был исключен.

Распоряжением администрации Смоленской области от 27.05.2019 № 802-р/адм (редакция распоряжения от 02.03.2020 № 397-р/адм) «Об утверждении краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, на                            2014 – 2043 годы на 2020 – 2022 годы» на 2020 год возвращен вид работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, как работы по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) для многоквартирного дома № 6. 

До настоящего времени в действующей редакции Краткосрочного плана на                                   2020 – 2022 годы (редакция распоряжения от 15.04.2022 № 535-р/адм) многоквартирный дом № 6 включен в Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта Смоленской области с проведением такого вида работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, как работы по установке  коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) со сроком проведения такого ремонта в 2020 году.

На основании приказа казначейства от 16.08.2021 № 333 в период с 18.08.2021 по 21.09.2021 в отношении  регионального оператора проведена плановая выездная проверка использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, у региональных операторов в 2019 – 2020 годах.

По результатам проверки 24.11.2021 в адрес регионального оператора посредством почтовой связи поступило представление казначейства от 19.11.2021                                                        № 63-1.10-12/1.20-3768 об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации, в пункте 4 которого содержится  следующее: в  нарушение пункта 2 статьи 166, пункта 4 статьи 190 ЖК РФ, статьи 1 закона Смоленской области от 19.12.2019 № 137-з «О признании утратившими силу пунктов 1 и 3 статьи 6 областного закона «О регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области» и о внесении изменений в статьи 1 и 2 областного закона «О внесении изменений в областной закон                                        «О регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области» региональным оператором в 2020 году в рамках договора о проведении капитального ремонта от 21.06.2019 № 67/ЭА31аг-2019 на выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома № 6 приняты по акту о приемке выполненных работ от 14.02.2020 № 4, справке о стоимости выполненных работ и затрат от 14.02.2020 № 4 и оплачены платежным поручением от 11.03.2020 № 4459 работы по установке приборов учета потребления систем теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, исключенные с 01.01.2020 из статьи 6 закона Смоленской области от 31.10.2013 № 114-з «О регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области» в общей сумме 678 303 руб. 60 коп.

Представление содержит следующее требование в отношении регионального оператора: по пунктам 1 – 9 представления принять меры по устранению причин и условий нарушений в срок до 28.02.2022.

Казначейство направило в прокуратуру Промышленного района города Смоленска информацию о нарушениях, выявленных в рамках проведенной проверки и вынесенного по ее результатам представления, на общую сумму 1 930 864 руб. 60 коп.

Не согласившись с пунктом 4 принятого казначейством представления,                                 ООО «СтройПодряд» и региональный оператор обратились в арбитражный суд с заявлением.

Рассматривая заявление и удовлетворяя его, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи                              201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)» ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.  

Согласно пункту 2 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и другими видами услуг и (или) работ.

Пунктом 4 статьи 190 ЖК РФ предусмотрено, что размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Превышение этой предельной стоимости, а также оплата услуг и (или) работ, не указанных в части 1 статьи 166 настоящего Кодекса и нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, принятом в соответствии с частью 2 статьи 166 настоящего Кодекса, осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 закона Смоленской области от 31.10.2013 №114-з (в редакции от 28.03.2019 №21-з, действовавшей на момент заключения договора) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, который сформирован исходя из минимального размера взноса, установленного в соответствии с частью 1 статьи 5 настоящего закона, помимо услуг и (или) работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 ЖК РФ, включает в себя, в том числе работы по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа).

Законом Смоленской области от 19.12.2019 №137-з были внесены изменения в закон Смоленской области от 31.10.2013 №114-з, которыми пункт 3 статьи 6 признан утратившим силу. Согласно статье 3 закона Смоленской области от 19.12.2019 №137-з настоящий областной закон вступает в силу с 01.01.2020 года.

Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены Региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (статья 182 ЖК РФ).

Статьей 168 ЖК РФ предусмотрено, что Региональная программа утверждается высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, содержит адресный перечень многоквартирных домов, плановый период проведения капитального ремонта общего имущества этих домов и подлежит актуализации не реже чем один раз в год, в целях ее реализации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного (далее – Положение).

Абзацем четвертым пункта 78(1) Положения предусмотрено, что только в случае изменения в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта по соглашению сторон из договора о проведении капитального ремонта, заключенного по результатам закупки, могут быть исключены оказание услуг и (или) выполнение работ в многоквартирных домах, исключенных из краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта, с пропорциональным изменением цены договора о проведении капитального ремонта.

В обоснование своей позиции ООО «СтройПодряд» и региональный оператор ссылаются на то, что спорный договор № 67/ЭА31аг-2019 заключен 21.06.2019 и на момент заключения договора закон Смоленской области от 31.10.2013 № 114-з                                  «О регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области» действовал в редакции областного закона от 28.03.2019 № 21 -з.

Соглашаясь с такой позицией, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с положениями статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Пунктом 3 статьи 6 закона Смоленской области от 31.10.2013 № 114-з (в редакции от 28.03.2019 № 21-з, действовавшей на момент заключения договора) к перечню услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, который сформирован исходя из минимального размера взноса, установленного в соответствии с частью 1 статьи 5 настоящего закона, помимо услуг и (или) работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 ЖК РФ, были отнесены работы по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа).

Изменения в закон Смоленской области от 31.10.2013 № 114-з, внесенные областным законом от 19.12.2019 № 137-з (в соответствии с которыми пункт 3 статьи 6 закона Смоленской области от 31.10.2013 № 114-з признан утратившим силу),  вступили в силу только с 01.01.2020.

При этом действие областного закона от 19.12.2019 № 137-з не распространено на правоотношения, возникшие до введения его в действие.

С учетом этого суд правомерно посчитал, что положения, введенные областным законом от 19.12.2019 №137-з, не распространяют свое действие на правоотношения регионального оператора и ООО «СтройПодряд» по договору от 21.06.2019                                     № 67/ЭА31аг-2019.

На дату заключения договора, приемки по акту выполненных работ от 14.02.2020 и оплаты работ по установке коллективных (общедомовых) узлов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды (платежное поручение от 11.03.2020 №4459) в многоквартирном доме № 6, вид работ – установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) для многоквартирного дома по указанному адресу был предусмотрен Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, на 2014 – 2043 годы (утверждена постановлением администрации Смоленской области 27.12.2013 № 1145).

Спорный многоквартирный дом включен в Региональную программу с проведением такого вида работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, как работы по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) со сроком проведения такого ремонта в 2017 – 2019 годы в редакции Региональной программы от 28.12.2018 № 945, от 27.05.2019 № 320 и от 31.12.2019 № 861, а также с перенесением срока проведения такого ремонта на 2020 – 2022 годы в редакции Региональной программы от 31.03.2020 № 168.

Обосновывая свою позицию по делу, казначейство настаивает, что работы по договору от 21.06.2019 № 67/ЭА31аг-2019 финансировались за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного из минимального размера взноса на капитальный ремонт. На 01.01.2020 спорные работы были не выполнены, что не исключало возможности регионального оператора соблюсти требования действующего жилищного законодательства Российской Федерации, прибегнув к расторжению контракта по соглашению сторон в соответствии с гражданским законодательством.

Между тем судом первой инстанции на основании представленных доказательств установлено, что подрядчик выполнял спорные работы в 2019 году.

Так, в соответствии с пунктом 6.1.2 договора подрядчик обязан передать заказчику (региональному оператору) разработанную проектную документацию для ознакомления перед прохождением экспертизы проектной документации.

В адрес регионального оператора разработанная проектная документация поступила в сентябре 2019 года, после чего ООО «СтройПодряд» была выдана доверенность от 24.09.2019 № 87 на прохождение экспертизы в                                                               ОГАУ «Смоленскгосэкспертиза» и письменные рекомендации от 24.09.2019.

Согласно информационному письму ОГАУ «Смоленскгосэкспертиза» от 12.05.2022 № 1/218 заявление на проведение государственной экспертизы и проверку достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме № 6 ООО «СтройПодряд» подало 28.11.2019 и в этот же день заключило соответствующие договоры № 905 на проведение государственной экспертизы проектной документации и № 906 на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости.

Поскольку сама проектная документация в сентябре 2019 года уже была разработана подрядчиком, то к выполнению работ по установке коллективных (общедомовых) узлов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды в многоквартирном доме № 6 подрядчик приступил 09.09.2019, что подтверждается общим журналом работ и актом о приемке в эксплуатацию рабочей комиссией законченных капитальным ремонтом элементов жилого здания от 06.03.2020.

Так, из общего журнала работ усматривается проведение следующих работ на объекте:

– 09.09.2019 – сварка узлов учета;

– 03.12.2019 – подключение узлов учета;

– 16.01.2020 – изоляция труб, огрунтовка труб узлов учета, установка узла регулирования;

– 11.02.2020 и 12.02.2020 – изоляция труб узлов учета и регулирования;

– 10.12.2019 – проведены гидравлические испытания уже установленного узла учета (в ИТП) системы отопления в многоквартирном доме № 6, что подтверждается актом испытания на прочность и плотность оборудования ИТП и внутренней системы отопления от 10.12.2019, составленным ПП «Тепловые сети» филиала ПАО «Квадра» – «Смоленская генерация».

В адрес регионального оператора от ООО «СтройПодряд» поступило уведомление от 13.12.2019 № 350 о фактическом окончании производства работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома.

Таким образом, фактически работы по установке коллективных (общедомовых) узлов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды в многоквартирном доме № 6 ООО «СтройПодряд» выполнены в 2019 году.

Спорные работы по установке приборов учета потребления систем теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения подрядчиком были выполнены и сданы заказчику по акту о приемке выполненных работ (КС-2) от 14.02.2020 № 4; стоимость выполненных работ в сумме 678 303 руб. 60 коп. подтверждается справкой о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) от 14.02.2020 № 4.

Оплата работ произведена региональным оператором платежным поручением от 11.03.2020 № 4459.

Между тем положения пункта 2 статьи 166, пункта 4 статьи 190 ЖК РФ и статьи 1 закона Смоленской области от 19.12.2019 № 137-з не регулируют взаимоотношения регионального оператора и подрядных организаций в вопросах приемки и оплаты выполненных работ, согласованных договором подряда.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что поскольку спорный вид работ в указанном доме не исключен из Региональной программы на 2020 год, положения областного закона от 19.12.2019 № 137-з на правоотношения, возникшие до введения его в действие, свое действие не распространяют, фактическое окончание проведения работ по установке коллективных (общедомовых) узлов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды в многоквартирном доме произошло в                     2019 году, то оснований для исключения из договора подряда работ по установке коллективных (общедомовых) узлов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды с пропорциональным изменением цены договора у регионального оператора не имелось,  а, значит, региональный оператор не допустил нарушений пункта 2 статьи 166, пункта 4 статьи 190 ЖК РФ и статьи 1 закона Смоленской области от 19.12.2019 № 137-з, на чем настаивает казначейство.

С учетом изложенного оспариваемый пункт 4 представления обоснованно признан судом первой инстанции не соответствующим требованиям жилищного законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителей, в связи с чем признан незаконным.

Мнение казначейства о том, что суд первой инстанции сделал свои выводы на доказательствах, которые в адрес казначейства в ходе проверки не представлялись, не принимается во внимание.

Действительно, общий журнал работ был представлен только в ходе судебного разбирательства. Однако факт того, что спорные работы были выполнены в 2019 году, следовал из представленного казначейству акта о приемке выполненных работ (КС-2) от 14.02.2020 № 4.

Следовательно, данный журнал лишь подтверждает информацию, которой казначейство располагало на момент проверки.

Более того, региональный оператор настаивает, что в случае истребования данного журнала казначейством, он был бы ему представлен.

Ссылка на то, что подрядчик не мог приступить к выполнению работ до момента получения заключения, подлежит отклонению, поскольку фактическое начало работы в отсутствие такого заключения подтверждается доказательствами, имеющимися в деле. 

Что касается мнения казначейства об отсутствии нарушения прав заявителей, то оно также подлежит отклонению, поскольку, как утверждает региональный оператор, из смысла выявленного нарушения, а также позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 24.03.2016 № 7 и определении от 27.03.2010                                    № 310-ЭС19-1850, заявителями сделан вывод о возможном возмещении собственниками помещений на основании выводов представления денежных средств в сумме                             678 303 руб. 60 коп.

Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

С учетом сказанного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.05.2022 по делу                             № А62-10945/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа  в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.                                  В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.Н. Тимашкова

Судьи

Д.В. Большаков

Е.В. Мордасов