ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-5052/13 от 29.08.2013 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

30 августа 2013 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А62-2205/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 30 августа 2013 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тиминской О.А., судей Заикиной Н.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., при участии от администрации города Смоленска (г. Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 25.12.2012 № 1-5819), в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей индивидуального предпринимателя ФИО2 (г. Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>), индивидуального предпринимателя ФИО3 (г. Смоленск), рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2 на решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.07.2013 (судья Алмаев Р.Н.) по делу № А62-2205/2013, установил следующее.

Индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – ИП ФИО2, предприниматель) обратился в суд с заявлением о признании незаконными действия администрации города Смоленска (далее – администрация) по невключению в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Смоленска, утвержденную постановлением Администрации города Смоленска от 25.12.2012 №2317-адм нестационарного торгового павильона, расположенного по адресу: ул. Нормандии Неман, около дома № 26 площадью 22,2 кв.м. и принадлежащего предпринимателю, и возложении на администрацию обязанности внести изменения в указанную схему, включив в нее указанный торговый павильон.

Решением суда от 03.07.2013 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ИП ФИО2 подал апелляционную жалобу.

Оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.

Судом установлено, что постановлением главы администрации города Смоленска от 03.01.2002 № 03 для установки павильона предпринимателю был предоставлен в аренду земельный участок площадью 22,2 кв.м.

Между администрацией и предпринимателем 15.01.2004 заключен договор аренды земельного участка на срок до 30.12.2004.

Постановлением Администрации города Смоленска от 25.12.2012 № 2317-адм утверждена «Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска», в которую не был включен торговый павильон, расположенный по адресу: ул. Нормандии Неман, д.21 и принадлежащий заявителю.

Предприниматель 06.03.2013 обратился в администрацию с заявлением о включении павильона принадлежащего предпринимателю в данную схему.

Администрация письмом от 03.04.2013 № 32-479 сообщила, что заявление оставлено без удовлетворения со ссылкой на постановление администрации города Смоленска от 02.11.2012 № 1940 – адм «Об утверждении Перечня улиц, территории которых не допускается включать в схему размещения нестационарных торговых объектов», в соответствии с которым на ул. Нормандии Неман не допускается размещение нестационарных торговых объектов, площадью менее 50 кв.м.

Полагая, что действия администрации по невключению спорного торгового
 павильона в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Смоленска, утвержденную постановлением Администрации города Смоленска от
 25.12.2012 №2317-адм являются незаконными и нарушающими права и законные
 интересы предпринимателя, ИП ФИО2 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 (далее – Правила) предусмотрено, что включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества (пункт 2).

В силу п.3 Правил включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения.

Для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения (пункт 4).

Постановлением администрации Смоленской области от 27.01.2011 № 38 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области схем размещения нестационарных торговых объектов, согласно которому схема разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления городских округов Смоленской области и муниципальных районов Смоленской области, определенными в соответствии с уставом муниципального образования Смоленской области, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления муниципального района Смоленской области с учетом мнения органов местного самоуправления городских, сельских поселений, входящих в состав муниципального района Смоленской области.

Органы местного самоуправления городских и сельских поселений Смоленской области и территориальные органы Администрации города Смоленска в целях разработки и утверждения схемы выявляют все существующие нестационарные торговые объекты, проводят мониторинг потребности в нестационарных торговых объектах на соответствующей территории, результаты которого представляют в уполномоченный орган (пункт 7 Порядка).

Уполномоченный орган осуществляет формирование плана размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего муниципального образования Смоленской области с учетом размещения существующих нестационарных торговых объектов (пункт 7 Порядка).

На основании сформированного плана размещения нестационарных торговых объектов уполномоченный орган разрабатывает схему размещения нестационарных торговых объектов по форме согласно приложению к настоящему Порядку (пункт 9 Порядка).

При разработке схемы уполномоченный орган должен учитывать требования Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», земельного, градостроительного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в области образования, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства о пожарной безопасности, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также ограничения, установленные Федеральным законом «Об ограничении курения табака»; размещение существующих нестационарных торговых объектов; необходимость восполнения недостатка стационарной торговой сети и (или) недостатка тех или иных групп товаров (пункт 10 Порядка).

Схемой должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (пункт 11 Порядка).

Как указывалось выше, торговый павильон, расположенный по адресу: ул. Нормандии Неман, д.21 в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска, утверждённую постановлением администрации города Смоленска от 25.12.2012 № 2317-адм включен не был.

Ввиду того, что действующее законодательство не устанавливало обязанность включения в схему размещения нестационарных торговых объектов конкретных торговых мест (киосков, павильонов и пр.), администрация вправе была утвердить схему без учета торгового павильона заявителя.

Положения пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ в данном случае не налагают на уполномоченные органы соответствующую обязанность включать имеющиеся нестационарные торговые объекты в утверждаемые схемы, а лишь гарантируют право их пользователям на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов, вплоть до окончания срока предоставления земли под нестационарные объекты торговли и (или) права на ведение торговли по указанному месту.

На основании изложенного действия администрации соответствуют действующему законодательству.

Предприниматель в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не доказал, что невключение принадлежащего ему торгового павильона в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска влечет для него какие-либо негативные последствия.

Таким образом, оспариваемые действия администрации не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы предпринимателя.

Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как того требует статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены верно.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта в любом случае, не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.07.2013 по делу № А62-2205/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

О.А. Тиминская

Судьи

Н.В. Заикина

Е.Н. Тимашкова