ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А62-11387/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 10.09.2019
Постановление изготовлено в полном объеме 11.09.2019
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Еремичевой Н.В.,при ведении протокола судебного заседания секретарем Соловьевой К.С., при участии представителей заявителя – публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (г. Москва, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 01.07.2019 № Д-СМ/63) и ФИО2 (доверенность от 01.07.2019 № Д-СМ/153) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – ФИО3 (г. Смоленск), в отсутствие представителя административного органа – управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>), извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, апелляционную жалобу ФИО3 на решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.07.2019 по делу № А62-11387/2018 (судья Ерохин А.М.),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области (далее – управление) о признании незаконным и отмене постановления от 03.12.2018 № 04-1700 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 04-1904.
Определением суда первой инстанции от 20.02.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО3.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 04.07.2019 требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФИО3 обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов указывает на то, что суд первой инстанциине полностью выяснил имеющие значение для дела обстоятельства.
От общества в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что при рассмотрении обращения потребителя ФИО3 в отношении общества (филиала – «Смоленскэнерго») установлены нарушения постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правил технологического присоединения)» (электроснабжение дачного дома расположенного по адресу Смоленский район СТ «Вагончик» уч. № 109).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 20.10.2008 67-АБ № 324034 ФИО3 принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Смоленская область, Смоленский район, садоводческое товарищество «Вагончик», уч. 109, кадастровый номер: 67:18:0060801:123.
Между ФИО3 и обществом (филиал – «Смоленскэнерго») заключен договор от 24.10.2017 № 415643212 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – договор), согласно которому общество принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств ФИО3 электробытовой техники и освещения дачного дома, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики)).
Пунктами 7 и 11.1 приложения № 1 к договору (технологические условия для присоединения к электрическим сетям № 20506197) определено следующее: точка присоединения – контактные соединения ЛЭП 0,23 кВ, питающей вводное устройство ФИО3, на опоре (номер опоры определить проектом) ВЛИ 0,4 кВ № 4 ТП222. Максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств в точке присоединения – 5,0 кВт; ФИО3 осуществляет строительство новых линий электропередачи: запроектировать и выполнить строительство ЛЭП 0,23 кВ от точки присоединения до выносного щита учета (ВЩУ) 0,23 кВ ФИО3 Исполнение и трассу ЛЭП 0,23 кВ определить проектом. Трассу ЛЭП 0,23 кВ согласовать со всеми заинтересованными сторонами.
В технических условиях для присоединения к электрическим сетям не указано расстояние от границы участка заявителя до точки присоединения.
В адрес ФИО3 обществом в рамках исполнения договора технологического присоединения направлялись письма (от 21.05.2018 № МР1-СМ/Р1-06/1363 и от 21.08.2018 № МР1-СМ/34-2/5783) с требованием осуществить строительство КЛ от границы балансовой принадлежности при 1ф вводе, расстояние до объекта электроснабжения 90 м.
Проанализировав данные обстоятельства, управление пришло к выводу о том, что обществом нарушены требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг по передаче электрической энергии, а именно пунктов 16.3 и 25 (1) Правил технологического присоединения.
Управлением 24.10.2018 в отношении общества составлен протокол № 04-1904 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации (далее – КоАП РФ).
Постановлением от 03.12.2018 № 04-1700 общество признано виновным в совершении вмененного ему административного правонарушения, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя требование, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
На основании части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Во исполнение этого закона постановлением Правительства Российской Федерации 27.12.2004 № 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, а также Правила технологического присоединения.
Как определено пунктом 2 (2) Правил технологического присоединения, действие данных правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, а также гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, максимальная мощность которых изменяется.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих правил, должны быть указаны: точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя (подпункт «а» пункта 25 (1) Правил технологического присоединения).
В силу пункта 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 этих правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя (пункт).
На основании Правил технологического присоединения на сетевую организацию возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии).
Причем сетевая организация обязана осуществить эти подготовительные мероприятия за свой счет (подпункт «б» пункта 25(1) рассматриваемых правил).
Судом первой инстанции установлено, что обществом пунктом 11.1 в технические условия включены мероприятия для исполнения ФИО3 по строительству линии электропередач от точки присоединения (контактные соединения ЛЭП 0,23 кВ, питающей вводное устройство заявителя, на опоре (номер опоры определить проектом) ВЛИ 0,4 Кв ТП 222) до выносного щита учета заявителя.
Письмами от 21.05.2018 и 21.08.2018 для завершения процедуры технологического завершения общество предложило ФИО3 оплатить услуги по строительству кабельной линии протяженностью 90 м от точки присоединения до границы земельного участка на сумму 159 218 рублей 56 копеек.
Управление, рассмотрев обращение ФИО3 и собранные материалы, установило нарушение обществом пунктов 16.3 и 25 (1) Правил технологического присоединения, но в тоже время с уд посчитал, что поскольку объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения, а предметом противоправного посягательства являются правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям, действия (бездействие) общества подлежат квалификации по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 250-ФЗ) предусмотрена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Статья 9.21 КоАП РФ применительно к спорным правоотношениям имеет специальный характер и с учетом принципа теории права о преимуществе специальной нормы перед общей при конкуренции норм подлежит применению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Ввиду того, что управление при вынесении оспариваемого постановления произвело неправильную квалификацию допущенного обществом административного правонарушения (по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ, вместо части 1 статьи 9.21 КоАП РФ), суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии в действиях общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.4. КоАП РФ, признав постановление управления от 03.12.2018 № 04-1700 незаконным и подлежащим отмене.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не исследовал счет-договор, ввиду чего не полностью выяснил имеющие значение для дела обстоятельства, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку наличие такого документа не опровергает вывод суда о неправильной квалификации совершенного обществом правонарушения.
Доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.07.2019 по делу № А62-11387/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья Судьи | Е.Н. Тимашкова Д.В. Большаков Н.В. Еремичева |