ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-5299/2022 от 28.09.2022 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                      Дело № А68-7879/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2022

Постановление изготовлено в полном объеме 05.10.2022

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии                 в судебном заседании от заинтересованного лица – управления экономического развития администрации города Тулы (г. Тула, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 15.11.2021), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – администрации муниципального образования город Тула (г. Тула, ОГРН <***>,                         ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 28.12.2021 № 67), в отсутствие заявителя – индивидуального предпринимателя ФИО2                (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (г. Тула,                                       ОГРН <***>, ИНН <***>), управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы (г. Тула, ОГРН <***>, ИНН <***>), инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия (г. Тула, ОГРН <***>, ИНН <***>), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2 на решение Арбитражного суда Тульской области от 16.06.2022 по делу № А68-7879/2021 (судья Морозова Г.Ю.),

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее –                                      ИП ФИО2, предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к управлению экономического развития администрации города Тулы (далее – управление) о признании незаконным решения от 06.07.2021                      об отказе во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов; обязании включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тулы торговый павильон заявителя.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования город Тула, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области (далее – министерство), управление градостроительства и архитектуры администрации города Тулы, инспекция Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия (далее – инспекция).

Решением Арбитражного суда Тульской области от 16.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ИП ФИО2 обжаловала его в апелляционном порядке. Указывает на то, что принадлежащий предпринимателю торговый объект существовал на законных основаниях на момент утверждения постановлением администрации города Тулы от 26.03.2012 № 758 схемы размещения нестационарных торговых объектом на территории города Тулы. При этом действующее законодательство не содержит норм о том, что здания и сооружения подлежат сносу в случае установления зоны охраны объекта культурного наследия, а также защитной зоны объекта культурного наследия. Таким образом, по мнению предпринимателя, указание судом первой инстанции на то обстоятельство, что объект ФИО2 расположен в зонах с особыми условиями использования территории и место размещения объекта НТО не может быть включено в действующую схему, свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права. Считает, что суд, руководствуясь при принятии решения положениями постановления администрации города Тулы от 18.03.2021 № 456 «О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула», применил нормы права, не подлежащие применению, так как на момент обращения ФИО2 с заявлением от 27.08.2020 действовал иной порядок рассмотрения обращений о включении мест размещения объектов НТО в действующую схему. Кроме того, отказав во включении в схему объекта ФИО2 и включив в схему объект, расположенный рядом (киоск                      ООО «Комсомольская правда плюс»), управление экономического развития администрации муниципального образования город Тула нарушило требования пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которым установлен запрет на создание органами местного самоуправления дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов.

Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Предприниматель, министерство, управление градостроительства и архитектуры администрации города Тулы, инспекцияв судебное заседание представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность  обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.

Как следует из материалов дела,26.07.2002 между муниципальным унитарным предприятием «Тульский городской центр градостроительства и землеустройства» (арендодатель) и ИП ФИО2 (арендатор) заключен договор аренды № 3289 земельного участка площадью 19 кв.м, расположенного в <...>, для размещения временного (некапитального) торгового павильона без права его регистрации в качестве объекта недвижимости, сроком на 11 месяцев.

В настоящее время земельный участок имеет кадастровый номер 71:30:010229:15.

Постановлением администрации г. Тулы от 26.03.2012 № 758 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула, в которой отсутствовал нестационарный торговый объект предпринимателя.

Предприниматель 27.08.2020 обратилась в управление экономического развития администрации г. Тулы с заявлением о включении в схему размещения нестационарного торгового объекта – павильон площадью 19 кв.м по адресу: г. Тула, Зареченский район, ул. Октябрьская, д. 3, стр. 2.

Письмом от 15.12.2020 № СЗ-4440 управление сообщило, что не заключало договор на размещение данного торгового объекта; дополнительно указало, что заявление предпринимателя о включении торгового объекта будет рассмотрено на очередном заседании комиссии по внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула, которое запланировано на 1 квартал 2021 года.

Письмом от 06.07.2021 № УЭР-2009 управление экономического развития администрации города Тулы сообщило предпринимателю, что в соответствии с постановлением администрации города Тулы от 18.03.2021 № 456 «О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования города Тула» комиссией по рассмотрению заявлений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула принято решение об отказе во включении в схему размещения вышеуказанного объекта в связи с отказом министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, осуществляющего полномочия собственника земельного участка, в связи с наличием охранной зоны инженерных сетей, в связи с требованиями к размещению временных объектов в границах единой охранной зоны ЕОЗ-4, установленных постановлением Правительства Тульской области от 17.10.2019 № 492.                 Предпринимателю рекомендовано выбрать свободное место размещения нестационарного торгового объекта из утвержденной схемы либо предложить другие места для включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования города Тула.

Предприниматель, не согласившись с данным отказом, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом                      от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381-ФЗ).

Пунктом 2 части 1, частью 2 статьи 6 Закона № 381-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены разработка и принятие нормативных правовых актов в области государственного регулирования торговой деятельности, а органов местного самоуправления – создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Закона № 381-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 10 Закона № 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, размещение нестационарных торговых объектов осуществляется по правилам, предусмотренным специальными федеральными законами, которыми устанавливаются соответствующие юридические основания для размещения таких объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее – Правила № 772).

В соответствии с пунктом 2 названных Правил включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.

Пунктом 3 Правил № 772 включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях: достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышение доступности товаров для населения.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», на основании Устава муниципального образования город Тула администрацией города Тулы принято постановление от 18.03.2021 № 456 «О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула» (далее – Постановление          № 456), в соответствии с которым утверждены, в том числе Положение о размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула, схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула, а также порядок работы и состав комиссии по рассмотрению заявлений о внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула.

В соответствии с пунктом 12 Постановления № 456 включение новых мест размещения в Схему размещения НТО, исключение существующих мест размещения из Схемы размещения НТО, а также изменение специализации, типа, площади, периода размещения и адреса размещения нестационарных торговых объектов, включенных в Схему размещения НТО, осуществляется в соответствии с порядком работы комиссии по рассмотрению заявлений о внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула  (приложение 3 к Постановлению).

Согласно пункту 1 приложения 3 к Постановлению № 456 данный порядок определяет работу комиссии по рассмотрению заявлений о внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула.

В пункте 2 приложения 3 к Постановлению № 456 установлено, что комиссия создается для рассмотрения вопросов о внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула (далее – Схема размещения НТО).

В соответствии пунктом 3 приложения 3 к Постановлению № 456 комиссия является органом:

фиксирующим результаты заключений о возможности/невозможности включения НТО в Схему размещения НТО, либо увеличения площади НТО включенного в Схему размещения НТО, полученных от структурных подразделений администрации города Тулы, министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия, и принимающим решение о целесообразности включения НТО в Схему размещения НТО в случае, если все представленные заключения являются положительными или о нецелесообразности включения НТО в Схему размещения НТО, в случае, если одно из представленных заключений является отрицательным;

принимающим большинством голосов решение об изменении специализации, типа, адреса размещения НТО, периода размещения НТО, уменьшения площади НТО, включенного в Схему размещения НТО, либо решение об исключении НТО из Схемы размещения НТО.

Согласно пункту 15 приложения 3 к Постановлению № 456 в случае отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 36 данного Порядка, секретарь комиссии в течение 3 (трех) рабочих дней направляет поступившее заявление и приложения 1, 2:

1) в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области – для получения заключения о возможности включения НТО в Схему размещения НТО (увеличения площади НТО) на неразграниченных земельных участках и земельных участках, находящихся в государственной собственности, а также о действующих ограничениях использования данных земельных участков.

При этом единственным основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте.

2) в комитет имущественных и земельных отношений администрации города               Тулы – для получения информации о наличии/отсутствии земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования город Тула, в месте предполагаемого размещения НТО, а также о действующих ограничениях использования данного земельного участка в случае, если предполагаемое место размещения НТО располагается на земельном участке, находящемся в собственности муниципального образования город Тула;

3) в управление градостроительства и архитектуры администрации города Тулы для получения заключения:

– на предмет подтверждения размещения НТО на земельном участке, собственность на который не разграничена, а также о действующих ограничениях использования данного земельного участка;

– на предмет возможности/невозможности размещения НТО с учетом расположения охранных зон подземных и надземных инженерных сетей на основании данных, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

4) в инспекцию Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия – для получения информации о наличии либо отсутствии в месте предполагаемого размещения НТО: объектов культурного наследия, границ территорий, охранных или защитных зон объектов культурного наследия.

Вышеуказанные лица принимают решение и направляют соответствующее письменное заключение в управление.

Пунктом 17 приложения 3 к Постановлению № 456 предусмотрено, что в случае поступления отрицательного заключения от любого из лиц, указанных в пункте 15 данного Порядка, управление в течение 3 (трех) рабочих дней направляет заявителю письменный мотивированный отказ во включении НТО в Схему размещения НТО, содержащий его причины. В протокол очередного заседания комиссии вносится соответствующее решение о нецелесообразности включения данного НТО в Схему размещения НТО.

Ранее (до 19.03.2021) действовал Порядок работы комиссии по рассмотрению заявлений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула, утвержденный постановлением администрации г. Тулы от 21.06.2016 № 2730 (далее – Порядок                      № 2730).

В соответствии с пунктом 4.3 данного порядка после поступления заявления секретарь комиссии в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет данное обращение:

начальнику управления – для подготовки заключения о целесообразности размещения НТО с учетом обеспеченности населения рассматриваемого микрорайона аналогичными видами товаров;

начальнику управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы – для подготовки заключения о возможности размещения НТО с учетом норм действующего законодательства, относящихся к компетенции управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы;

начальнику главного управления администрации города Тулы по соответствующему территориальному округу – для подготовки заключения о целесообразности размещения НТО с учетом мнений жителей и перспектив благоустройства округа;

в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области – для рассмотрения возможности размещения НТО с учетом перспектив дальнейшего использования земельного участка.

Согласно пункту 4.4 Порядка № 2730 заключения от указанных выше лиц, передаются в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней в управление, которое направляет их секретарю комиссии для подготовки повестки дня очередного заседания комиссии.

Пунктом 4.5 названного Порядка предусмотрено, что заявления заинтересованных лиц и документы, указанные в пункте 4.4 Порядка, рассматриваются на заседании комиссии, которая принимает решения о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула.

По результатам рассмотрения указанных материалов комиссия принимает одно из следующих решений: о возможности включения объекта в Схему размещения или                       о невозможности включения объекта в Схему размещения.

Из материалов дела следует, что 27.08.2020 ИП ФИО2 обратилась в управление экономического развития администрации города Тулы с заявлением о включении в схему размещения нестационарного торгового объекта – павильон площадью 19 кв.м по адресу: г. Тула, Зареченский район, ул. Октябрьская, д. 3, стр. 2.

Управление, рассмотрев заявление предпринимателя, письмом от 15.12.2020                    № СЗ-4440 сообщило, что управление не заключало договор на право размещения данного стационарного торгового объекта; дополнительно указало, что заявление предпринимателя о включении торгового объекта будет рассмотрено на очередном заседании комиссии по внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула, которое запланировано на 1 квартал 2021 года.

Управление в пределах своей компетенции направило запросы в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы, в управление градостроительства и архитектуры администрации города Тулы, инспекцию Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия о рассмотрении возможности размещения спорного павильона.

Из письма министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 27.04.2021 № 29-01-13/5699, направленного в адрес управления экономического развития администрации города Тулы в ответ на обращение управления о направлении заключения о возможности размещения нестационарных торговых объектов, следует, что размещение предполагаемого ИП ФИО2 нестационарного торгового объекта по адресу: г. Тула, Зареченский район,                             ул. Октябрьская, д. 3, стр. 2 нецелесообразно в связи с наличием торговых объектов (т. 1 л.д. 89-92).

Письмом от 30.04.2021 № УЭР-1043/1 управление градостроительства и архитектуры администрации города Тулы сообщило управлению экономического развития администрации города Тулы, что размещение спорного павильона невозможно без подтверждения МИЗО; размещение невозможно в связи с наличием охранной зоны инженерной сети согласно сведениям публичной кадастровой карты Росреестра; размещение невозможно без подтверждения инспекции по охране памятников культурного наследия в связи с наличием охранной зоны ЗРЗ-0 согласно сведениям публичной кадастровой карты Росреестра. В границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности «ЗРЗ-0» запрещается: прокладка инженерных коммуникаций наземным способом; использование строительных технологий, создающих динамические и вибрационные нагрузки, негативно влияющие на объекты культурного наследия; установка киосков, навесов, рекламных конструкций и других временных сооружений, выходящих за разрешенные габариты; организация необорудованных мест для сбора мусора (т. 1 л.д. 93-96).

Письмом от 04.05.2021 № 47-10/1262 (т. 1 л.д. 97-104) инспекция Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия сообщила управлению о том, что на территории запрашиваемого земельного участка отсутствуют объекты культурного наследия, включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Запрашиваемый участок расположен в границах единой охранной зоны ЕОЗ-4 и выявленного объекта археологического наследия «Исторический культурный слой г. Тулы XVI-XVIII вв.», состоящего на государственной охране на основании приказа министерства образования и культуры Тульской  области от 06.03.2014 № 45 «Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия – памятников археологии Тульской области».

На основании проекта зон охраны, утвержденного постановлением Правительства Тульской области от 17.10.2019 № 492 «Об установлении границ объединенной зоны охраны объектов культурного наследия в границах муниципального образования город Тула и утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон», в границах единой охранной зоны ЕОЗ-4 запрещается:

любое строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию среды объекта культурного наследия, необходимых для обслуживания и использования данного объекта культурного наследия;

размещение объектов постоянного или временного характера;

нарушение и искажение природной и историко-архитектурной среды объектов культурного наследия.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурною наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Согласно части 2 статьи 34 Закона № 73-ФЗ охранная зона объекта культурного наследия – территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Таким образом, на территории единой охранной зоны ЕОЗ-4 запрещено строительство, размещение и установка временных (нестационарных) объектов.

Комиссией на заседании 03.06.2021 с учетом заключений, данных министерством имущественных и земельных отношений Тульской области, комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Тулы и управлением градостроительства и архитектуры администрации города Тулы, принято решение об отказе во включении в схему размещения НТО (протокол заседания комиссии по рассмотрению заявлению о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула от 04.06.2021 (т. 1 л.д. 84-88)).

Данное решение письмом от 06.07.2021 № УЭР-2009 доведено управлением до сведения предпринимателя.

Таким образом, управлением при принятии оспариваемого решения был соблюден предусмотренный законом порядок, а применение положений Постановления № 456 вопреки доводам апелляционной жалобы не привело к принятию неправильного судебного акта.

Из материалов усматривается, что рассматриваемый нестационарный торговый объект и земельный участок, расположенные по адресу: <...> (кадастровый номер 71:30:010229:15), полностью расположены в границах единой охранной зоны ЕОЗ-4.

В непосредственной близости к земельному участку находится объект культурного наследия регионального значения «Жилой дом оружейника И. Чижова», расположенный по адресу: <...> лит. А, земельный участок расположен в границах выявленного объекта культурного наследия «Исторический культурный слой г. Тулы XVI-XVIII вв.».

Доводы апелляционной жалобы о том, что принадлежащий предпринимателю торговый объект существовал на законных основаниях на момент утверждения постановлением администрации города Тулы от 26.03.2012 № 758 схемы размещения нестационарных торговых объектом на территории города Тулы, а действующее законодательство не содержит норм о том, что здания и сооружения подлежат сносу в случае установления зоны охраны объекта культурного наследия, а также защитной зоны объекта культурного наследия, подлежит отклонению на основании следующего.

Заявитель ссылается на часть 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009                     № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381-ФЗ), согласно которой утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Вместе с тем, положения части 6 статьи 10 Закона № 381-Ф3 выражают лишь конституционный принцип правовой определенности, в силу которого субъекты предпринимательской деятельности, законно разместившие объекты, вправе без ограничений пользоваться ими до истечения срока размещения, определенного в договоре (административном акте) (постановление Арбитражного суда Центрального округа                  от 20.07.2015 по делу № А62-7193/2014).

Положения части 6 статьи 10 Закона № 381-ФЗ не налагают на уполномоченные органы соответствующую обязанность включать имеющиеся нестационарные торговые объекты в утверждаемые схемы, а лишь гарантируют право их пользователям на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов, вплоть до окончания срока предоставления земли под нестационарными объектами торговли и (или) права на ведение торговли по указанному адресу (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.11.2014 по делу    № А23-2039/2014, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.01.2013 № ВАС-17539/12).

Как следует из пояснений управления, в настоящее время срок размещения нестационарного торгового объекта, установленный в договоре аренды земельного участка, истек в связи с прекращением действия договора аренды № 3289, заключенного 26.07.2002 муниципальным унитарным предприятием «Тульский городской центр градостроительства и землеустройства» (арендодатель) и ИП ФИО2 (арендатор).

Управлением экономического развития администрации города Тулы 06.02.2020                 в адрес ИП ФИО2 направлено уведомление № УЭР-448 о расторжении договора аренды земельного участка от 26.07.2002 № 3289. Уведомление получено адресатом 22.02.2020.

При этом существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора аренды (чем является включение земельного участка, на котором расположен спорный объект, в границы территории единой охранной зоны «ЕОЗ-4»), само по себе влечет невозможность дальнейшего использования этого участка (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2020 № 306-ЭС20-1859).

Как следует из материалов дела, с заявлением о включении в схему размещения нестационарного торгового объекта – павильон площадью 19 кв.м по адресу: г. Тула, Зареченский район, ул. Октябрьская, д. 3, стр. 2 (кадастровый номер 71:30:010229:15),  ИП ФИО2 обратилась в управление 27.08.2020, то есть после истечения срока действия договора аренды и после включения данного земельного участка в границы единой охранной зоны ЕОЗ-4, установленной постановлением Правительства Тульской области от 17.10.2019 № 492.

Аргумент предпринимателя о том, что, отказывая во включении в действующую схему размещения объекта НТО ФИО2 и включая в схему объект НТО, расположенный рядом (киоск ООО «Комсомольская правда плюс»), управление экономического развития администрации муниципального образования город Тула нарушило требования пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006        № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которым установлен запрет на создание органами местного самоуправления дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов, не принимается апелляционной коллегией, поскольку вопрос законности включения других объектов в схему не относится к предмету рассматриваемого спора.

Таким образом, суд области пришел к верному выводу о том, что решение управления об отказе предпринимателю во включении в схему размещения вышеуказанного объекта, поскольку объект расположен в границах единой охранной зоны ЕОЗ-4, установленных постановлением Правительства Тульской области от 17.10.2019 № 492, является обоснованным.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований судом отказано правомерно.

Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тульской области от 16.06.2022 по делу                                               № А68-7879/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа               в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.                           В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Д.В. Большаков

Судьи

Е.В. Мордасов

В.Н. Стаханова