ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула | Дело № А62-2805/2022 |
20АП-5330/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.08.2022
Постановление изготовлено в полном объеме 24.08.2022
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тяпковой Т.Ю., при участии представителей заявителя – общества с ограниченной ответственностью управляющая организация жилищным фондом «Стабильность» – Канаевой Н.А. (доверенность от 10.01.2022), заинтересованного лица – главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» – Чикина И.Ю. (доверенность от 18.01.2022 № 004), рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, апелляционную жалобу главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.06.2022 по делу № А62-2805/2022, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью управляющая организация жилищным фондом «Стабильность» (г. Смоленск, ОГРН 1136733011997, ИНН 6726018930) к главному управлению «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» (г. Смоленск, ОГРН 1066731117353; ИНН 6730067200) об оспаривании постановления от 15.03.2022 № 087 о назначении административного наказания по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью управляющая организация жилищным фондом «Стабильность» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к главному управлению «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» (далее – управление) о признании незаконным и отмене постановления от 15.03.2022 № 087 о назначении административного наказания по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 22.06.2022 заявление удовлетворено.
Не согласившись с судебным актом, управление обратилось с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции указывает на то, что протокол от 02.02.2022 № 087 об административном правонарушении составлен в полном соответствии с требованиями КоАП РФ и является допустимым доказательством, вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи14.1.3 КоАП РФ доказана в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами. В реестр лицензии от 06.04.2015 № 067000015 (действует до 11.01.2023) включены, в том числе многоквартирные дома по адресу: г. Смоленск, ул. Петра Алексеева, д. 2/37 и ул. Попова, д. 112.
В связи с поступившими на «горячую линию» управления обращениями (жалобами) граждан на ненадлежащую зимнюю уборку обществом придомовой территории от снега и наледи, должностными лицами управления 26.01.2022 в период времени с 16 час. 10 мин. до 16 час. 31 мин. был осуществлен выход на место и составлен акт обследования от 26.01.2022, в котором указано, что в многоквартирных домах № 2/37 по ул. Петра Алексеева и № 112 по ул. Попова не обеспечена требуемая и своевременная уборка территории (перед крыльцами входа в подъезды, на пешеходных дорожках, тротуаре, внутриквартальных проездах и дворовых проездах имеется уплотненный и рыхлый снег, местами наледь, способствующая появлению гололеда и скользкости. Посыпка песком участков гололеда не выполнена на участках дворовой территории, имеющей скользкость. Требуемая уборка снега под скребок не произведена. К акту обследования приложены фотоматериалы (фототаблицы № 7 и № 8 от 26.01.2022).
В связи с этим должностным лицом управления в отношении общества был составлен протокол 02.02.2022 № 087 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, на основании которого заместителем начальника управления 15.03.2022 вынесено постановление № 087 о назначении обществу административного наказания – штрафа в размере 125 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявление, суд первой инстанции обосновано руководствовался следующим.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 указанной статьи).
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 данного Кодекса.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Объективную сторону правонарушения образует осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Субъект правонарушения специальный – лицо, имеющее лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 51 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию, с учетом особенностей лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, установленных федеральными законами, регулирующими осуществление таких видов деятельности.
Порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами установлен главой 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ). Лицензионные требования установлены статьей 193 ЖК РФ.
На основании пункта 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ к лицензионным требованиям относятся и иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее –Положение № 1110).
Из пункта 3 Положения № 1110 следует, что лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми на основании части 1 статьи 8 Закона о лицензировании являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ; г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
Соблюдение лицензионных требований предусматривает оказание услуг по управлению многоквартирным домом, в том числе с соблюдением требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства России № 491 от 13.08.2006, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, постановления Правительства России от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке из оказания и выполнения».
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 данного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В состав общего имущества включается, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (часть 1 статьи 36 ЖК РФ).
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, установлено, что содержание общего имущества включает в себя, в том числе уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
В соответствии с пунктом 24 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (ред. от 29.06.2020), работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (придомовая территория), в холодный период года включают в себя:
– очистку крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см;
– сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см;
– очистку придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова);
– очистку придомовой территории от наледи и льда;
– очистку от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывку;
– уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд.
Требования к содержанию и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определены также в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170), которые, в частности, предусматривают, что уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами.
Уборка придомовых территорий должна проводиться в следующей последовательности: вначале убирать, а в случае гололеда и скользкости – посыпать песком тротуары, пешеходные дорожки, а затем дворовые территории. Накапливающийся на крышах снег должен по мере необходимости сбрасываться на землю и перемещаться в прилотковую полосу, а на широких тротуарах – формироваться в валы. Очистка покрытий при отсутствии снегопада от снега наносного происхождения должна производиться в ранние, утренние часы машинами с плужно-щеточным оборудованием, периодичность выполнения – один раз в 3, 2 и 1 сутки соответственно для тротуаров I, II и III классов. Убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую полосу, а во дворах – к местам складирования. Сдвинутый с внутриквартальных проездов снег следует укладывать в кучи и валы, расположенные параллельно бортовому камню или складировать вдоль проезда при помощи, как правило, роторных снегоочистителей. На тротуарах шириной более 6 м, отделенных газонами от проезжей части улиц, допускается сдвигать снег на вал на середину тротуара для последующего удаления. Работы по укладке снега в валы и кучи должны быть закончены на тротуарах I и II классов не позднее 6 ч с момента окончания снегопада, а на остальных территориях – не позднее 12 ч. Снег, собираемый во дворах, на внутриквартальных проездах и с учетом местных условий на отдельных улицах, допускается складировать на газонах и на свободных территориях при обеспечении сохранения зеленых насаждений. Участки тротуаров и дворов, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-рыхлителями уплотненного снега. Сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом. Снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения. При возникновении скользкости обработка дорожных покрытий пескосоляной смесью должна производиться по норме 0,2 – 0,3 кг/м при помощи распределителей. Время проведения обработки покрытий пескосоляной смесью первоочередных территорий не должно превышать 1,5 ч, а срок окончания всех работ – 3 ч. Размягченные после обработки льдообразования должны быть сдвинуты или сметены плужно-щеточными снегоочистителями, не допуская их попадания на открытый грунт, под деревья или на газоны. Обработку покрытий следует производить крупнозернистым и среднезернистым речным песком, не содержащим камней и глинистых включений. Песок должен быть просеян через сито с отверстиями диаметром 5 мм и заблаговременно смешан с поваренной солью в количестве 5 – 8 % массы песка (пункты 3.6.1, 3.6.8, 3.6.15 – 3.6.26).
Периодичность выполнения зимних уборочных работ по очистке тротуаров во время снегопада (сдвижка и подметание снега) приведена в таблице 3.2 Правил № 170.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены, в частности, наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении правонарушения.
Эти обстоятельства устанавливаются на основании доказательств, к числу которых относятся протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные данным Кодексом, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (части 2, 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
В связи с указанным, исходя из положений части 1 статьи 1.6, пункта 3 части 1 статьи 28.1, частей 2 и 3 статьи 28.1, части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 29.09.2015 № 2315-О и от 28.09.2017 № 1813-О, суд первой инстанции пришел к выводу, что вышеприведенные нормы не освобождают уполномоченных должностных лиц от необходимости проверки данных, в том числе являющихся поводами к возбуждению дела об административном правонарушении (часть 1 статьи 28.1 КоАП РФ), указывающих на наличие признаков совершения административного правонарушения, до момента возбуждения производства по соответствующему делу.
Данное правовое регулирование, по мнению суда первой инстанции, направлено на недопущение необоснованного возбуждения дела об административном правонарушении, обеспечивает дополнительные гарантии соблюдения прав субъектов административной ответственности.
С учетом сказанного суд первой инстанции посчитал, что управлением нарушены положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).
С таким мнением апелляционный суд не согласен в силу следующего.
Постановлением администрации Смоленской области от 09.11.2006 № 397 утверждено Положение о главном управлении «Государственная жилищная инспекция Смоленской области (Госжилинспекция)», которым на указанный орган возложена функция осуществления государственного жилищного контроля на территории Смоленской области за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, относящихся, в том числе к содержанию общего имущества в многоквартирном доме (пункт 3.1.1).
В силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В акте обследования от 26.01.2022 зафиксировано, что в многоквартирных домах № 2/37 по ул. Петра Алексеева и № 112 по ул. Попова не обеспечена требуемая и своевременная уборка территории (перед крыльцами входа в подъезды, на пешеходных дорожках, тротуаре, внутриквартальных проездах и дворовых проездах имеется уплотненный и рыхлый снег, местами наледь, способствующая появлению гололеда и скользкости. Посыпка песком участков гололеда не выполнена на участках дворовой территории, имеющей скользкость. Требуемая уборка снега под скребок не произведена. К акту обследования приложены фотоматериалы (фототаблицы № 7 и № 8 от 26.01.2022), из которых данные факты также усматриваются.
Составление акта обследования с фототаблицей свидетельствует о непосредственном обнаружении должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, то есть сам по себе акт составляется не в рамках дела об административном правонарушении, а фиксирует лишь наличие повода для возбуждения дела об административно правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ).
Таким образом, в данном случае административное дело возбуждено на основании статьи 28.1 КоАП РФ в связи с непосредственным обнаружением должностным лицом управления в ходе контрольно-надзорных мероприятий административного правонарушения, взаимодействия между обществом и уполномоченными лицами в ходе визуального осмотра территории не требовалось.
Вопреки позиции суда первой инстанции право административного органа на проведение проверки по результатам мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами не исключает полномочия его должностного лица на составление протокола об административном правонарушении в случае непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Проведение проверки по правилам Закона № 294-ФЗ не является обязательным условием для возбуждения дела об административном правонарушении на основании пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
С учетом сказанного следует признать позицию суда в этом вопросе неверной.
Наличие в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 02.02.2022 № 087, который составлен в полном соответствии с требованиями КоАП РФ, актом обследования территории с приложением фотоматериалов.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность, в материалы дела не представлено и судом не установлено.
При таких обстоятельствах в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены.
С учетом сказанного решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления общества.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.06.2022 по делу № А62-2805/2022 отменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью управляющая организация жилищным фондом «Стабильность» оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.Н. Тимашкова | |
Судьи | Д.В. Большаков В.Н. Стаханова |