ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула
27 января 2010 года
Дело №А62-5521/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2010 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дорошковой А.Г.
судей Полынкиной Н.А. и Тимашковой Е.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Солдатовой Т.Ю.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-5436/09) главы КФХ ФИО1 на решение Арбитражного суда Смоленской области от 05.11.2009г. по делу № А62-5521/2009 (судья Алмаев Р.Н.),
по иску (заявлению) главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1
к Администрации МО "Смоленский район" Смоленской области
об оспаривании действий органа местного самоуправления
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: ФИО2 – начальник юридического отдела, доверенность от 11.01.2010 №1; ФИО3 – председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом, доверенность от 22.01.2010 №4
установил :
глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Смоленской области о признании незаконным отказа администрации Смоленского района по включению в документы территориального планирования муниципального района в качестве перспективных для производственной деятельности принадлежащих заявителю на праве собственности земельных участков, расположенных в рамках границ Сметанинского сельского поселения Смоленского района и отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения и обязании включить эти земельные участки в схему территориального планирования муниципального района в качестве земель промышленности и иного специального назначения, а также оспаривании отказа администрации по признанию пяти принадлежащих заявителю земельных участков в качестве перспективных для включения их в черту населенных пунктов – д. Шпаки, д. Савенки и д.Фролы Михновского сельского поселения и обязании администрации предусмотреть данные земли в схеме территориального планирования района для осуществления на них индивидуального жилищного строительства.
Решением суда первой инстанции от 05.11.2009г. заявителю в удовлетворении требований отказано полностью. Суд пришел к выводу о том, что непринятие органом местного самоуправления при подготовке документов территориального развития муниципального района предложений главы КФХ ФИО1 о возможных направлениях развития не ограничивает оборот перечисленных земельных участков, в том числе не препятствует изменению их целевого назначения и переводу их в земли другой категории в предусмотренном законом порядке. Кроме того, суд признал необоснованным довод заявителя о нарушении ответчиком порядка подготовки и утверждения схемы территориального планирования района.
Не согласившись с указанным решением, глава КФХ ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой со ссылкой на нарушение судом норм материального права просит решение Арбитражного суда Смоленской области отменить и принять по делу судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежат следующие земельные участки с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные в пределах границ Сметанинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области:
- площадью 37558 кв. м с кадастровым номером 67:18:0010301:197, местоположение: 150 метров восточнее д. Архиповка;
- площадью 13000 кв. метров с кадастровым номером 67:18:0010301:206, местоположение: 800 метров восточнее д. Архиповка;
- площадью 33000 кв. м с кадастровым номером 67:18:0010301:204, местоположение: 800 метров севернее д. Савенки;
- площадью 44900 кв. м с кадастровым номером 67:18:0010301:153 в 20 метрах южнее д. Фролы;
- площадью 103600 кв. метров с кадастровым номером 67:18:0010301:152 на расстоянии 500 метров западнее д.Заньково;
- площадью 44000 кв. метров с кадастровым номером 67:18:0010301:164 на расстоянии 1300 метров северо-западнее д.Савенки;
- площадью 170500 кв. м с кадастровым номером 67:18:0010301:136 на расстоянии 100 метров западнее д. Тверитино;
- площадью 60000 кв. м с кадастровым номером 67:18:0010301:155 на расстоянии 500 метров западнее д. Заньково;
- площадью 70538 кв. метров с кадастровым номером 67:18:0010301:199 на 1250 метров юго-восточнее д. Архиповка;
- площадью 165967 кв. м с кадастровым номером 67:18:0010301:202 на расстоянии 700 метров северо-западнее д.Савенки;
- площадью 398662 кв. м с кадастровым номером 67:18:0010301:200 , местоположение: 1600 метров восточнее д. Архиповка;
- площадью 16400 кв. метров с кадастровым номером 67:18:0010301:205 на 700 метров севернее д. Савенки;
площадью 347700 кв. метров с кадастровым номером 67:18:0010301:133, местоположение: на расстоянии 500 метров юго-восточнее д. Архиповка и на 750 метров южнее д. Архиповка;
-площадью 132700 кв. метров с кадастровым номером 67:18:0010301:189 в с.п. Сметанинское;
-площадью 554500 кв. метров с кадастровым номером 67:18:0010301:129 в с.п. Сметаниское;
- площадью 85724 кв. м с кадастровым номером 67:18:0010301:201 на 1000 метров северо-западнее д. Савенки;
- площадью 47113 кв. метров с кадастровым номером 67:18:0010301:198 на 1400 метров северо-восточнее д. Архиповка;
- площадью 311400 кв. метров с кадастровым номером :?6!*60010301:203 на 900 метров севернее д. Савенки.
Также заявителю на праве собственности принадлежат следующие земельные участки, отнесенные к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенные в пределах границ Михновского сельского поселения:
- площадью 515000 кв. метров с кадастровым номером 67:18:0040201:0306, местоположение: западнее д. Фролы на расстоянии 300 метров по левую сторону автодороги к д. Чекулино;
- площадью 537800 кв. метров с кадастровым номером 67:18:0040203:225 восточнее д. Шпаки по левую сторону автодороги подъезд к д. Чекулино;
- площадью 284200 кв. метров с кадастровым номером 67:18:0040203:226 восточнее д.Шпаки по левую сторону автодороги к д. Чекулино;
- площадью 384212 кв. м с кадастровым номером 67:18:0040201:494 на расстоянии 500 метров юго-восточнее д. Фролы, по правую сторону автодороги к д. Чекулино;
- площадью 29788 кв. м с кадастровым номером 67:18:0040201:495 на 500 метров юго-восточнее д. Фролы по правую сторону автодороги к д.Чекулино.
Все перечисленные земельные участки сформированы в установленном порядке, проведение государственной регистрации права собственности за ФИО1 подтверждается выданными УФРС по Смоленской области Свидетельствами, имеющимися в материалах дела.
По опубликовании в газете «Сельская правда» №13 от 12.02.2009г. проекта схемы территориального планирования Смоленксого района и положения о территориальном планировании глава КФХ ФИО1 8 мая 2009г. обратилась в администрацию Смоленского района с предложением предусмотреть в документах территориального планирования использование в будущем первых восемнадцати земельных участков как земель промышленности, а 5 земельных участков, расположенных на территории Михновского сельского поселения, включить в схему планирования в качестве земель населенных пунктов (д. Савенки, д. Фролы, д. Шпаки) с разрешенным использованием – индивидуальное жилищное строительство.
Письмами от 04.06.2009г. № 2663 и № 2678 администрация Смоленского района отказала в принятии названных предложений, указав, что земельные участки расположены на пересечении автомобильных дорог, удалены от железных дорог, местоположение и конфигурация предложенных собственником земельных участков не позволяет сформировать единую производственную зону с организацией единой внутренней транспортной и инженерной инфраструктуры, отсутствуют внутренние трудовые ресурсы, а также сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе главы крестьянского (фермерского) хозяйства, пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что решение не подлежит изменению (отмене) по следующим основаниям.
Территориальное планирование в Российской Федерации регулируется главой 3 Градостроительного кодекса РФ.
Состав и порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований Смоленской области, порядок внесения в них изменений, а также порядок подготовки планов реализации таких документов определяется Положением, утвержденным постановлением администрации Смоленской области от 18.05.2007г. №188.
Согласно пунктам 1.2, 2.1, 2.2 Положения документами территориального планирования муниципального образования являются схема территориального планирования муниципального района и генеральные планы городского округа и поселения Смоленской области. Схема территориального планирования муниципального района включает в себя положение о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы), а также материалы по их обоснованию. Схема территориального планирования района помимо карты (схемы) зонирования территории района с отображением существующих границ муниципальных образований, входящих в состав района границ городских и сельских поселений, границ земель различных категорий, включает в себя карту (схему) предложений по территориальному планированию района, карту (схему) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения и иные карты (схемы) определяемые техническим заданием на разработку проекта схемы территориального планирования района.
В свою очередь в карте (схеме) предложений по территориальному планированию муниципального района предусматриваются предложения по изменению границ поселений, входящих в состав муниципального района, предложения по развитию инженерной, транспортной инфраструктур вне границ населенных пунктов, но в границах муниципального района, предложения по формированию территорий активного экономического развития с определением мероприятий по обеспечению их социальной, транспортной и инженерной инфраструктурами и другие (п.2.3 Положения).
Материалы по обоснованию проекта схемы территориального планирования муниципального района в виде карт (схем) включают в себя информацию о состоянии соответствующей территории, возможных направлениях ее развития и об ограничениях ее использования.
Аналогичные положения содержатся в Градостроительном кодексе РФ. В соответствии со ст.19 Кодекса на картах (схемах), содержащихся в схеме территориального планирования муниципального района, отображаются существующие и планируемые границы поселений, входящих в состав муниципального района, границы земель различных категорий в пределах межселенных территорий, перечень мероприятий и предложения по территориальному планированию, информация о состоянии соответствующей территории и о возможных направлениях ее развития.
Согласно п.5 ст. 20 Градостроительного кодекса РФ на стадии подготовки и утверждения схемы территориального планирования муниципального района заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту схемы территориального планирования района.
В свете указанных правовых положений предложения главы КФХ ФИО1 к проекту территориального планирования Смоленского муниципального района по использованию восемнадцати принадлежащих ей земельных участков, расположенных в границах Сметанинского сельского поселения, по сути направлены лишь на изменение в будущем категории земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на земли промышленности и иного специального назначения. Намереваясь использовать указанные земли в производственной деятельности, заявитель в своих заявлениях не выдвинул конкретные предложения, направленные на развитие территории района (поселения) в определенном направлении; какие объекты капитального строительства или иные объекты планируются к возведению, какие источники по обеспечению строительства транспортной, инженерной инфраструктурами предполагается использовать, возможно и целесообразно ли изменение категории земельных участков сельскохозяйственного назначения, какому виду земель относятся последние и т.д.
Между тем в соответствии со ст. 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В п.2 данной статьи перечислены виды земель сельскохозяйственного назначения, в том числе и сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных природных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. В статье 79 Кодекса определены подвиды сельскохозяйственных угодий: пашни, сенокосы, пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями.
Заявитель владеет земельными участками с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства. В силу статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003г. №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Полевые земельные участки, к которым относятся рассматриваемые земли, используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Принцип сохранения целевого использования земельных участков сельскохозяйственного назначения также закреплен в п.3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Заявитель не представил доказательства, что принадлежащие земельные участки относятся к иному, чем сельскохозяйственные угодья виду земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренному ч.2 ст. 77 ЗК РФ. Вместе с тем, вид земель сельскохозяйственного назначения не предопределяется видом разрешенного использования, как указывает заявитель, а обуславливается его естественными свойствами и наличием на нем определенных природных ресурсов, и в конечном итоге определяется правовой режим земельного участка.
С учетом изложенного, отказ администрации от принятия предложений заявителя в этой части не противоречит действующим правовым нормам и основан на полномочиях, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Перевод сельскохозяйственных земель из одной категории в другую осуществляется на основании Федерального закона от 21.12.2004г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В силу п.4 ч.1 статьи 8 Земельного кодекса РФ перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п.2 статьи 7 указанного Закона перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на 50 и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району, и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3,6,7, и 8 части первой настоящей статьи. При этом, как следует из письма Роснедвижимости от 25.09.2007г. №ВК/2968 для целей перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель не применяется показатель кадастровой стоимости указанного земельного участка, содержащийся в Едином государственном реестре земель. Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков по результатам оценочных работ установлен в пункте 9 Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 04.07.2007 №145.
В связи с этим суд сделал правильный вывод, что предусмотреть в рамках мероприятий по территориальному планированию муниципального района возможное изменение разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям, и земель, в составе которых участки находятся, возможно лишь при достаточном обосновании этих мер.
В качестве довода при оспаривании действий администрации района заявитель указал, что в силу п.3 ст. 4 указанного федерального закона установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации является основанием к отказу в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Этот довод заявлен без учета норм, закрепленных в статьях 20, 24 Закона, предусматривающих возможность и механизм внесения изменений в схему территориального планирования муниципального района (схему к генеральному плану поселения).
Суд апелляционной инстанции согласился с решением арбитражного суда относительно ссылки ФИО1 на нарушение процедуры подготовки и утверждении документов территориального планирования Смоленского муниципального района.
В соответствии с п.4.7 Положения, утвержденного постановлением администрации Смоленской области от 18.05.2007г. №188, по завершении разработки проекта схемы территориального планирования муниципального района, проекта генерального плана администрация муниципального образования принимает решение о необходимости проведения государственной экспертизы проекта в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, направляет проект схемы территориального планирования района, проект генерального плана на согласование, организует проведение публичных слушаний и опубликование их результатов, готовит проект решения главы муниципального образования о согласии с проектом схемы территориального планирования муниципального района, проектом генерального плана поселения, городского округа и направлении его в представительный орган местного самоуправления муниципального образования на утверждение либо о его отклонении и направлении на доработку.
Предметом спора по настоящему делу является не оспаривание действий органа местного самоуправления по подготовке, согласованию и утверждению документов территориального планирования района в целом по причине нарушения порядка их проведения. В защиту своих прав и законных интересов заявитель как правообладатель земельных участков направил свои предложения, выразив тем самым свое мнение по проекту. Им в судебном порядке оспорен отказ администрации в принятии предложений для включения их в проект схемы территориального планирования. Предложения ФИО1 сами по себе не могут быть предметом публичных слушаний. На дату обращения заявителя в арбитражный суд срок принятия и обсуждения предложений к проекту в целом не истек, сам же документ (схема) территориального планирования района был утвержден только 24 июля 2009 (решение Смоленской районной Думы №90).
Отклонив предложения главы КФХ ФИО1 по включению пяти земельных участков, расположенных на территории Михновского сельского поселения, в планируемые границы населенных пунктов для осуществления индивидуального жилищного строительства, администрация сослалась на п. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004г. №191-ФЗ «О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации». В соответствии с данным пунктом в переходном периоде с 01.01.2007г. до 01.01.2010г. решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов и об их исключении из таких границ принимает исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерацию. Кроме того, законом предусмотрено одновременно с решением о включении (исключении) земельного участка в границы (их границ) населенного пункта принимать решение об установлении или изменении вида разрешенного использования земельных участков.
Суд апелляционной инстанции признал решение арбитражного суда в этой части также обоснованным исходя их следующего.
В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона №172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земельных участков из других категорий в земли населенных пунктов.
При этом в соответствии со ст. 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования. Согласно ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, закрепленные в ст. 7 Федерального закона №172-ФЗ, также допускают перевод названных земель в иную категорию в случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Таким образом, утверждение или изменение границ населенных пунктов может осуществляться как решениями органов местного самоуправления поселения (округа) об утверждении (изменении) генерального плана поселения (округа), так и решением субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 4.1 Федерального закона от 29.12.2004г. №191-ФЗ (принятие таких решений было ограничено сроком до 1 января 2010г.).
Михновское сельское поселение в период подготовки и утверждения схемы территориального планирования района не обращалось в орган местного самоуправления муниципального образования с предложением об изменении границ населенных пунктов, находящихся на территории поселения.
С учетом изложенного последнее предложение заявителя может быть разрешено в рамках мероприятий по территориальному планированию при подготовке и утверждении (изменении) генерального плана сельского поселения в порядке, предусмотренном статьями 23, 24 Градостроительного кодекса, разделами 4, 5 Положения, утвержденного постановлением администрации Смоленской области от 18.05.2007г. № 188. Как следует из пояснений представителей администрации, разработку, согласование, утверждение генеральных планов поселений в составе документов территориального планирования Смоленского муниципального района предусмотрено начать с 2010г.
Суд апелляционной инстанции не усматривает нарушение судом норм процессуального права в виде вынесения решения о правах и обязанностях иного лица, не привлеченного к участию в деле, а именно Михновского сельского поселения.
Заявителем в рамках настоящего дела оспорены действия администрации Смоленского района, принявшего решение о подготовке схемы территориального планирования муниципального района, и являющегося заказчиком по подготовке проекта схемы территориального планирования. Генеральный план Михновского сельского поселения, действия последнего по его подготовке, утверждению либо изменению плана, а также по его участию в подготовке схем территориального планирования муниципального района не были предметом оценки арбитражного суда.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ госпошлина по апелляционной жалобе в сумме 50 руб. относится на заявителя жалобы, излишне уплаченная госпошлина в размере 950 руб. – возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 05.11.2009г. по делу № А62-5521/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 – без удовлетворения.
Главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, г. Смоленск выдать справку на возврат из федерального бюджета 950 руб. излишне уплаченной по апелляционной жалобе госпошлины.
Постановление вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Федеральном арбитражном суде Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Г. Дорошкова
Судьи
Н.А. Полынкина
Е.Н. Тимашкова