ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-5466/19 от 16.03.2020 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                     Дело № А09-4944/2018

Резолютивная часть постановления объявлена   16.03.2020

Постановление изготовлено в полном объеме    23.03.2020

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Заикиной  Н.В., судей Дайнеко М.М. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии представителей: истца – общества с ограниченной ответственностью «Строй КА» (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 07.05.2019), ответчиков – Управления имущественных отношений Брянской области (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО2 (доверенность от 09.01.2020), Брянской области в лице Департамента финансов Брянской области (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО3 (доверенность от 09.01.2020), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – Департамента строительства Брянской области (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>), общества с ограниченной ответственностью «СМУ-1 Брянскстрой» (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>), Жилищно-строительного кооператива «Литейная 61/3» (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>), Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>), общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Домоуправление» (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления имущественных отношений Брянской области и Брянской области в лице Департамента финансов Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 10.07.2019 по делу № А09-4944/2018 (судья Матвеева Н.И.),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Строй КА» (далее – истец, общество, ООО «Строй КА») обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Управлению имущественных отношений Брянской области (далее – управление) о взыскании убытков в сумме 26 981 302 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.10.2015 по 16.04.2018 в сумме                                            6 098 485 руб. 44 коп.; при недостаточности денежных средств о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с Департамента финансов Брянской области (далее – департамент) убытков в сумме 26 981 302 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 6 098 485 руб. 44 коп.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены Департамент строительства Брянской области, общество с ограниченной ответственностью «СМУ-1 Брянскстрой», Жилищно-строительный кооператив «Литейная 61/3», Брянская городская администрация, общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Домоуправление».

Определением Арбитражного суда Брянской области от 31.08.2018 удовлетворено ходатайство истца о замене субсидиарного ответчика на Брянскую область в лице Департамента финансов Брянской области и об уточнении исковых требований к субсидиарному ответчику.

В процессе рассмотрения дела судом первой инстанции, истец неоднократно уточнял исковые требования, в конечной редакции просил о взыскании убытков в сумме 26 000 000 руб.; заявил отказ от иска в части взыскания убытков в сумме 981 302 руб. и процентов за период с 06.10.2015 по 31.08.2018 в сумме 6 796 081 руб.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 10.07.2019 производство по делу в части взыскания убытков в сумме 981 302 руб. и процентов за период с 06.10.2015 по 31.08.2018 в сумме 6 796 081 руб. прекращено в связи с отказом истца от иска. Исковые требования о взыскании убытков в сумме 26 000 000 руб. удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, управление и департамент обратились в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами.

В обоснование апелляционной жалобы управление ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения настоящего спора и нарушение норм материального права. Считает, чтоистцом не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между возникновением у общества убытков и бездействием управления, а также наличия вины управления в возникновении убытков. Податель апелляционной жалобы ссылается на то, что условиями договора не предусмотрен расчет с подрядчиком (инвестором) денежными средствами. Управление полагает несостоятельным вывод суда первой инстанции о том, что земельный участок выбыл из собственности управления и ответчик не принимал мер к его защите, восстановлению либо изъятию для государственных нужд.

Обжалуя решение суда первой инстанции департамент также ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения настоящего спора и нарушение норм материального права. Как указывает заявитель апелляционной жалобы, управление не является подведомственным департаменту получателем бюджетных средств, а является одновременно и главным распорядителем бюджетных средств, и получателем бюджетных средств, в связи с чем департамент необоснованно определен судом первой инстанции субсидиарным ответчиком по денежным обязательствам управления.

Истец в отзыве на апелляционные жалобы просил оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статей 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), рассмотрел апелляционные жалобы в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителей сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 27.02.2015 между Управлением имущественных отношений Брянской области, Департаментом строительства и архитектуры Брянской области (департаментом) и ООО «Строй КА» (новым инвестором) заключен договор № 3 о передаче новому инвестору (подрядчику) дополнительно земельных участков для завершения строительства бесплатно.

Согласно пункту 2.1 предметом договора является предоставление права ООО «Строй КА» на заключение с ЖСК «Литейная 61» договора подряда по завершению строительства объекта (выполнению перечня работ на сумму, равную рыночной стоимости дополнительного земельного участка) в срок, не превышающий 4 месяца с момента подписания договора подряда при строительстве проблемного объекта – 9-ти этажный жилой дом (позиция 3) с надстройкой 10 этажа, расположенный по адресу: г. Брянск, Бежицкий р-н, ул. Литейная, д. 61, расположенном на земельном участке, кадастровый номер 32:28:01 08 03:0003 площадью 46 919 кв. м, и предоставлением Управлением имущественных отношений Брянской области дополнительно земельного участка площадью 10 000 кв. м, в кадастровом квартале 32:28:0015407, расположенный по адресу: г. Брянск, Бежицкий район, на пересечении ул. Камозина и ул.Ульянова с видом разрешенного использования многоквартирные многоэтажные жилые дома от 4 до 17 этажей, находящегося в зоне многоквартирных многоэтажных жилых домов от 4 до 17 этажей (Ж1). Дополнительно земельный участок предоставляется после завершения строительства объекта и выполнения победителем конкурса работ на сумму, равную рыночной стоимости земельного участка с подтверждением выполненных работ формами КС-2, КС-3, а также письменным подтверждением о выполненных работах от ЖСК. Земельные участки предоставляются победителю конкурса в собственность бесплатно.

В соответствии с пунктами 3.1, 3.4 договора для реализации предмета договора новый инвестор (подрядчик) обязуется в течение 10 календарных дней с момента подписания договора подписать с ЖСК «Литейная 61» договор подряда по завершению строительства объекта 9-ти этажный жилой дом (позиция 3) с надстройкой 10 этажа, расположенного по адресу: г. Брянск, Бежицкий р-н, ул. Литейная, д.61 (выполнению всех оставшихся работ и мероприятий), при условии наличия разрешительной документации на строительство объекта незавершенного строительством. Новый инвестор (подрядчик) обязуется за счет собственных или привлеченных средств в срок, не превышающий 4 месяца с момента подписания договора подряда, своими силами, либо с привлечением субподрядных организаций качественно, с соблюдением требований строительных норм и правил обеспечить завершение строительства объекта (выполнение общестроительных и специальных работ), согласно сметной стоимости, расположенного по адресу: г. Брянск, Бежицкий р-н, ул. Литейная, д. 61.

Департамент обязан в течение 2 рабочих дней с момента предоставления новым инвестором документации, подтверждающей завершение строительства объекта (выполнение общестроительных и специальных работ, согласно сметной стоимости работ по объекту), должен письменно уведомить управление об исполнении новым инвестором обязательств по завершению строительства объекта в соответствии с п.3.4 договора (пункт 4.1 договора).

Согласно пункту 4.2 договора управление после получения письменного подтверждения от департамента о завершении строительства жилого дома – 9-ти этажного жилого дома (позиция 3) с надстройкой 10 этажа, расположенного по адресу: г. Брянск, Бежицкий р-н, ул. Литейная, д. 61, в полном объеме новым инвестором и его письменного обращения, а также обращения ЖСК «Литейная 61/3», обязано приступить в течение 2-х дней к оформлению права собственности новому инвестору на земельный участок в соответствии с установленным порядком (издать приказ о передаче земельного участка в собственность) – площадью 10 000 кв. м в кадастровом квартале 32:28:0015407:, расположенного по адресу: г. Брянск, на пересечении ул. Камозина и ул. Ульянова, с видом разрешенного использования многоквартирные многоэтажные жилые дома от 4 до 17 этажей, находящегося в зоне многоквартирных многоэтажных жилых домов от 4 до 17 этажей (Ж1), и направить его новому инвестору. На момент передачи дополнительного земельного участка инвестору, он должен соответствовать вышеуказанным критериям: стоять на кадастровом учете, иметь кадастровый номер, с видом разрешенного использования многоквартирные многоэтажные жилые дома от 4 до 17 этажей, находиться в зоне многоквартирных многоэтажных жилых домов от 4 до 17 этажей (Ж1). В случае несоответствия указанного земельного участка вышеназванным требованиям, Управление имущественных отношений и Департамент строительства и архитектуры Брянской области должны предоставить инвестору по согласованию другой земельный участок в черте города Брянска, обладающий такими же характеристиками.

Договор действует с момента подписания его сторонами и действует до момента полного исполнения сторонами обязательств по договору (пункт 5.1 договора).

Согласно пункту 6.2 договора в случае, если одна из сторон договора нарушает принятые на себя обязательства, она обязана по требованию другой стороны договора возместить причиненные своими действиями убытки, в том числе упущенную выгоду.

Между ООО «СМУ-1 Брянскстрой» (заказчик-застройщик) и ООО «Строй КА» (подрядчик) 10.03.2015 заключен договор подряда по выполнению работ на объекте строительства 9-ти этажного жилого дома (позиция 3) с надстройкой 10 этажа, расположенного по адресу: г. Брянск, Бежицкий р-н, ул. Литейная, д. 61 (далее – договор).

В соответствии с пунктом 1.1 договора стороны договорились на основании договора «о передаче новому инвестору (подрядчику) дополнительно земельных участков для завершения строительства бесплатно» от 27.02.2015 № 3, разрешения на строительство № RU32301000-299-А, выданного Брянской городской администрацией, о совместном взаимодействии с целью выполнения работ по достройке 9-ти этажного жилого дома (позиция 3) с надстройкой 10 этажа, расположенного по адресу: г. Брянск, Бежицкий р-н, ул. Литейная, д.61, в следующем порядке:

Подрядчик на основании свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства                                                                       № 0094.02-2011- 3255510194-С-199 от 12.07.2011, выполнит следующие общестроительные работы на сумму 26 000 000 руб.: работы по содержанию территории строительной площадки; содержание заказчика; устройство вертикальной планировки; благоустройство придомовой территории; монтаж внутридомовых систем водопровода, канализации, отопления и вентиляции; монтаж электроосвещения и электрооборудования жилого дома; монтаж узлов учета на отопление и горячее водоснабжение; монтаж системы пожарной сигнализации, телевидения, домофонизации; отделочные работы мест общего пользования и лестничных клеток, а также отделка технического помещения для размещения уборочного инвентаря и спецодежды; строительные работы по подвалу и техэтажу; выполнит все технические условия, произведет оплату за все технологические подключения либо компенсирует данные расходы заказчику-застройщику; оказывает содействие заказчику-застройщику в получении положительного заключения Государственной строительной инспекции Брянской области в соответствии с проектно-сметной документацией, утвержденной в установленном порядке, строительными нормами и правилами, техническими регламентами и нормативами, нормативными документами в области ценообразования в строительстве и др., в объеме, сроки и по стоимости, оговоренной сторонами в договоре (пункт 1.2 договора).

Расчетная стоимость работ определяется на основании сметы и составляет                                       26 000 000 руб. (пункт 2.1 договора).

Начало работ – в течение 10 календарных дней со дня проведения конкурса по определению инвестора и заключения договора с Департаментом строительства и архитектуры Брянской области и Управлением имущественных отношений Брянской области по передаче земельных участков в собственность подрядчику. Срок выполнения – 4 месяца со дня начала работ (пункты 5.1, 5.2 договора).

В соответствии с пунктом 6.1 договора оплата подрядчику за выполненные работы производится Управлением имущественных отношений Брянской области земельным участком площадью 10 000 кв. м, расположенном в кадастровом квартале 32:28:0015407 по адресу: г. Брянск, Бежицкий район, на пересечении ул. Камозина и ул. Ульянова с видом разрешенного использования многоквартирные многоэтажные жилые дома от 4 до 17 этажей, находящегося в зоне многоквартирных многоэтажных жилых домов от 4 до 17 этажей (Ж1), путем передачи в собственность подрядчику согласно постановлению администрации Брянской области №1091 от 02.12.2011 в соответствии с Законом Брянской области от 12.07.2011 №66-З «О дополнительных мерах по защите прав участников долевого строительства на территории Брянской области».

Согласно пункту 6.2 договора по завершению выполнения работ и оформлению документов (п. 7.8.2 договора) Управление имущественных отношений Брянской области в 5-тидневный срок передает подрядчику в собственность земельный участок.

В силу пунктов 7.8.1, 7.8.2 договора подрядчик на объекте ежемесячно предъявляет заказчику-застройщику выполненный объем работ с предоставлением следующих документов: акты приемки выполненных работ формы КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3. Заказчик-застройщик в течение пяти дней рассматривает представленные документы и принимает решение по их оформлению: подписывает формы КС-2, КС-3, для оплаты в установленном порядке, скрепив подписью и печатью, и возвращает подрядчику.

Завершением работ по договору является выполнение в полном объеме работ, предусмотренных договором, передача подрядчиком заказчику-застройщику объекта по акту с приложением оформленной в установленном порядке исполнительной, технической документации в объеме выполненных работ, а также сдача подрядчиком выполненных специальных работ Управлению Ростехнадзора (пункт 9.1 договора).

Договор подписан со стороны ООО «СМУ-1 Брянскстрой», ООО «Строй КА» и согласован с ЖСК «Литейная 61/3» и Департаментом строительства и архитектуры Брянской области.

Во исполнение условий заключенного договора с ООО «СМУ-1 Брянскстрой» общество «Строй КА» выполнило работы на объекте строительства 9-ти этажного жилого дома (позиция 3) с надстройкой 10 этажа, расположенного по адресу: г. Брянск, Бежицкий р-н, ул. Литейная, д.61, о чем оформлены акты о приемке выполненных работ формы КС-2 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 13 (отчетный период с 01.09.2015 по 30.09.2015), справка о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 № 1 на общую сумму 26 981 302 руб., подписанные стороной заказчика ООО «СМУ-1 Брянскстрой» без замечаний к объему и качеству выполненных работ и согласованные с ЖСК «Литейная 61/3» и Департаментом строительства и архитектуры Брянской области.

Комиссионным актом приемки объекта капитального строительства от 21.08.2015 установлено, что строительство «9-ти этажного жилого дома с надстройкой 10 этажа по ул. Литейной в Бежицком районе г. Брянска», выполненное в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией и действующими нормативными техническими документами, считается принятым от генподрядчика для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Брянская городская администрация выдала 28.08.2015 ООО «СМУ-1 Брянскстрой» разрешение на ввод в эксплуатацию 9-ти этажного жилого дома с надстройкой 10 этажа, расположенного по адресу: Брянская обл., г. Брянск, Бежицкий р-н, ул. Литейная, д. 65, № 32-301-299-2008 (т. 3, л.д.19-22).

Письмом № 115 от 30.09.2015 (т. 3, л.д. 38) ООО «Строй КА» сообщило департаменту и управлению о выполнении им работ на объекте на сумму 26 981 302 руб., в связи с чем просило подготовить необходимые документы на оформление собственности на земельный участок с разрешенным видом использования для строительства многоэтажных жилых домов (Ж1).

Департамент строительства и архитектуры Брянской области письмом от 01.10.2015 № 1977-ДС сообщил управлению о выполнении ООО «Строй КА» строительных работ на объекте на сумму 26 000 000 руб. и введении дома в эксплуатацию,в связи с чем просил исполнить пункты 4.2, 4.3 договора и до 09.10.2015 издать приказ о передаче в собственность дополнительного земельного участка (т. 3, л.д. 36-37).

Письмом от 16.04.2018 ООО «Строй КА» направило в адрес Управления имущественных отношений Брянской области, Департамента строительства Брянской области и Департамента финансов Брянской области письмо с предложением в досудебном порядке в срок до 20.04.2018 издать приказ о передаче предусмотренного договором № 3 от 27.02.2015 земельного участка в собственность ООО «Строй КА» либо возместить стоимость земельного участка, равноценного стоимости результатов подрядных работ в размере 26 981 302 руб., а также оплатить проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.10.2015 по 16.04.2018 (т. 1, л.д. 19-20).

Направленные претензии оставлены без ответа, изложенные в них требования ответчиками в добровольном порядке не исполнены, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Рассматривая требования истца по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения.

Судебная коллегия согласна с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрены способы защиты гражданских прав. Одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.

В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с указанными правовыми нормами для наступления гражданско-правовой ответственности в форме убытков необходимо наличие пяти обязательных условий: наличие убытков, противоправное поведение лица, действие (бездействие) которого повлекло причинение убытков, причинная связь между противоправностью и убытками; вина должника (в необходимых случаях); доказанность существования всех этих условий.

Отсутствие или недоказанность одного из них является основанием для отказа в удовлетворении иска о возмещении убытков.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 5 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).

При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.

Убытки должны быть прямыми и реальными. Требуя возмещения убытков, кроме наличия всех элементов состава гражданского правонарушения (за исключением вины), истец обязан доказать существование самого материального права на возмещение убытков.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ).

В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, не являющихся непосредственным причинителем вреда, однако в силу прямого указания закона выступающих субъектом ответственности в связи с совершенными незаконными действиями или бездействием созданного ими органа, выполнявшего публичные функции.

В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено что, в соответствии со статьей 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

Основанием данной ответственности является гражданское правонарушение, условиями – определенные законом обстоятельства, установление которых в каждом конкретном случае обеспечивает применение мер ответственности и восстановление нарушенного права.

Для наступления данной гражданско-правовой ответственности необходимо наличие совокупности условий: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершение незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер причиненных убытков.

Из материалов дела усматривается, что в обоснование исковых требований о взыскании убытков истец указывает на нарушение Управлением имущественных отношений Брянской области условий заключенного договора от 27.02.2015 № 3, выразившемся в непредставлении обществу в собственность земельного участка с определенными характеристиками в качестве оплаты за выполненные работы по достройке 9-ти этажного жилого дома (позиция 3) с надстройкой 10 этажа, расположенного по адресу: г. Брянск, Бежицкий р-н, ул. Литейная, д. 61.

Как следует из материалов дела, Управление имущественных отношений Брянской области, Департамент строительства и архитектуры Брянской области и ООО «Строй КА», руководствуясь Законом Брянской области от 12.07.2011 № 66-З «О дополнительных мерах по защите прав участников долевого строительства на территории Брянской области» (далее – Закон № 66-З) и порядком определения нового застройщика (инвестора) в целях защиты прав граждан-участников долевого строительства на территории Брянской области, утвержденным постановлением администрации Брянской области от 02.12.2011 № 1091 (далее – Порядок), а также решением конкурсной комиссии (протокол от 25.02.2015 № 3/2), заключили договор от 27.02.2015 № 3 о передаче новому инвестору (подрядчику) дополнительно земельных участков для завершения строительства бесплатно.

При этом на момент заключения указанного договора застройщик (ООО «СМУ-1 Брянскстрой») не исполнил свои обязательства перед гражданами, возникшие в соответствии с заключенными договорами долевого участия в строительстве, 13.12.2016 прекращена деятельность ООО «СМУ-1 Брянскстрой» в связи с его ликвидацией на основании определения Арбитражного суда Брянской области от 26.10.2016 по делу № А09-9035/2013 о завершении конкурсного производства (запись государственной регистрации в ЕГРЮЛ №2163256438827).

Закон № 66-З регулирует отношения, связанные с дополнительной защитой прав и законных интересов граждан – участников долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Брянской области.

Органы государственной власти Брянской области в соответствии с установленной компетенцией реализуют мероприятия по защите прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства, нуждающихся в защите. Государственная защита участников долевого строительства, нуждающихся в защите, реализуется в Брянской области путем, в том числе, содействия в привлечении инвестиций для восстановления прав участников долевого строительства, нуждающихся в защите (пункты 1 и 2 статьи 7 Закона № 66-З).

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона № 66-З исполнительный орган государственной власти Брянской области по проведению единой государственной политики в области имущественных отношений и исполнительный орган государственной власти Брянской области, реализующий государственную социально-экономическую политику в области, определяющий направления развития экономики области, обеспечивает привлечение инвестиционных ресурсов для завершения строительства объектов в порядке, установленном законодательством Брянской области для отбора инвестиционных проектов.

Инвестиционный конкурс проводится в целях завершения строительства объекта, строительство которого не завершено недобросовестным застройщиком, при этом обязательным условием проведения конкурса является определение нового застройщика, который должен предоставить участникам долевого строительства, нуждающимся в защите и полностью оплатившим стоимость жилых помещений в данном объекте, жилые помещения.

По объекту, строительство которого не завершено недобросовестным застройщиком, исполнительный орган государственной власти Брянской области, уполномоченный в сфере имущественных отношений, заключает в установленном порядке договор с инвестором о завершении строительства объекта и предоставлении ему дополнительно земельного участка (участков) для строительства бесплатно. Данный договор должен быть согласован с уполномоченным органом власти, осуществляющим учет участников долевого строительства, нуждающихся в защите, и осуществляющим учет объектов, строящихся на территории Брянской области с привлечением денежных средств граждан.

Постановлением Администрации Брянской области от 02.12.2011 № 1091 утвержден Порядок определения нового застройщика (инвестора) в целях защиты прав граждан – участников долевого строительства на территории Брянской области.

Согласно пунктам 2 и 3 Порядка уполномоченными органами в Брянской области по организации проведения конкурса по определению нового застройщика в целях завершения строительства объекта, строительство которого не завершено недобросовестным застройщиком, является Департамент строительства и архитектуры Брянской области, по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности Брянской области, бесплатно юридическим лицам – Управление имущественных отношений Брянской области.

Предметом конкурса является заключение договора о передаче новому застройщику (инвестору) земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, для завершения строительства и дополнительно земельного участка (участков) для строительства бесплатно (пункт 2.3 Порядка).

Количество земельных участков, предоставляемых дополнительно для строительства бесплатно, определяется в конкурсной документации с учетом суммы затрат, необходимой для завершения строительства объекта, и рыночной стоимости земельных участков, предоставляемых дополнительно (пункт 2.3.1 Порядка).

В соответствии с пунктом 2.7 Порядка в конкурсную документацию включаются, в том числе сведения о месте расположения и иных характеристиках земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, и земельного участка (участков), сформированного(ых) для предоставления новым застройщикам (инвесторам) для строительства бесплатно.

Материалами дела установлено, что договор № 3 от 27.02.2015 заключен по результатам проведения открытого конкурса на право заключения договора, что подтверждается протоколом № 3/2 от 25.02.2015 (т. 1, л.д. 36-37), в котором отражено, что на основании проведенной конкурсной комиссией оценки конкурсного предложения единственного участника конкурса, победителем признано ООО «Строй КА».

Из изложенного следует, что договор № 3 от 27.02.2015 заключен с учетом требований Закона № 66-З, Порядка определения нового застройщика (инвестора) в целях защиты прав граждан, содержит информацию о необходимости завершения строительства спорного объекта, а также о взятых на себя обязательств со стороны Управления имущественных отношений Брянской области по компенсации затрат, а именно путем предоставления земельного участка, что является основанием для совершения истцом действий по достройке проблемного объекта с оказанием мер государственной поддержки в рамках действующего регионального законодательства.

Пунктом 4.2 договора № 3 от 27.02.2015 предусмотрено, что управление после получения письменного подтверждения от департамента о завершении строительства спорного жилого дома новым инвестором и его письменного обращения, а также обращения ЖСК «Литейная 61/3», должно приступить в течение 2-х дней к оформлению права собственности новому инвестору на земельный участок в соответствии с установленным порядком (издать приказ о передаче земельного участка в собственность) – площадью 10 000 кв. м в кадастровом квартале 32:28:0015407:, расположенного по адресу: г. Брянск, на пересечении ул. Камозина и ул. Ульянова, с видом разрешенного использования многоквартирные многоэтажные жилые дома от 4 до 17 этажей, находящегося в зоне многоквартирных многоэтажных жилых домов от 4 до 17 этажей (Ж1), и направить его новому инвестору. В случае несоответствия указанного земельного участка вышеназванным требованиям, Управление имущественных отношений и Департамент строительства и архитектуры Брянской области должны предоставить инвестору по согласованию другой земельный участок в черте города Брянска, обладающий такими же характеристиками.

Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что до настоящего времени Управлением не исполнена обязанность по передаче земельного участка с согласованными характеристиками обществу «Строй КА», выполнившему в полном объеме обязательства по достройке проблемного объекта.

Согласно пункту 6.2 договора в случае, если одна из сторон договора нарушает принятые на себя обязательства, она обязана по требованию другой стороны договора возместить причиненные своими действиями убытки, в том числе упущенную выгоду.

Указанное условие договора соответствует норме статьи 398 ГК РФ, предусматривающей, что в случае неисполнения обязательства передать индивидуальноопределенную вещь в собственность, в хозяйственное ведение, в оперативное управление или в возмездное пользование кредитору последний вправе требовать отобрания этой вещи у должника и передачи ее кредитору на предусмотренных обязательством условиях. Это право отпадает, если вещь уже передана третьему лицу, имеющему право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Если вещь еще не передана, преимущество имеет тот из кредиторов, в пользу которого обязательство возникло раньше, а если это невозможно установить, – тот, кто раньше предъявил иск.

Вместо требования передать ему вещь, являющуюся предметом обязательства, кредитор вправе потребовать возмещения убытков.

С учетом представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что передача земельного участка площадью                                        10 000 кв. м с кадастровым номером 32:28:0015407:31, расположенного в зоне рекреационного назначения, ООО «Строй КА» для жилищного строительства, невозможна.

Доказательств обратного ответчиками в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции.

Довод управления о недоказанности истцом противоправного поведения ответчика был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно им отклонен, поскольку обязанность доказывать отсутствие вины в неисполнении обязательства лежит на управлении в силу пункта 2 статьи 401 ГК РФ.

Вместе с тем, управлением в материалы дела не представлено доказательств того, что он предпринял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства, в том числе по сохранению спорного земельного участка для его передачи, совершения действий по изменению его кадастровых характеристик.

Ссылка управления на то, что условиями договора не предусмотрен расчет денежными средствами, правомерно не принята судом первой инстанции во внимание, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. По смыслу статьи 398 ГК РФ вместо требования передать ему вещь, являющуюся предметом обязательства, кредитор вправе потребовать возмещения убытков.Неоплатой результатов выполненных работ путем передачи в собственности земельного участка нарушено право истца на получение встречного равноценного возмещения расходов на строительство, что обуславливает возникновение непокрытых убытков в виде стоимости затраченных на строительство денежных средств и имущества (реальный ущерб). При этом в настоящем случае возможность передачи спорного земельного участка истцу отсутствует, что в свою очередь, свидетельствует о правомерности предъявления истцом требования о возмещении убытков. Иного способа защиты своего нарушенного права у истца не имеется, так как, действуя добросовестно и исполняя условия заключенного договора, он рассчитывал на получение в качестве оплаты за выполненные работы земельного участка в собственность.

Ссылки ответчиков на недоказанность истцом размера убытков в сумме                                            26 000 000 руб. подлежат отклонению в силу следующего.

В пункте 2.1 договора № 3 от 27.02.2015 оговорено, что дополнительно земельный участок предоставляется после завершения строительства объекта и выполнения победителем конкурса работ на сумму, равную рыночной стоимости земельного участка с подтверждением выполненных работ формами КС-2, КС-3.

Согласно частям 1, 3 статьи 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Цена работы может быть определена путем составления сметы.

Условиями договора подряда от 10.03.2015 установлена стоимость работ в размере 26 000 000 руб., при этом оплата за выполненные работы производится Управлением имущественных отношений Брянской области земельным участком.

Исходя из буквального толкования приведенных условий договора, следует вывод о том, что рыночная стоимость предоставляемого истцу в качестве оплаты земельного участка составляет 26 000 000 руб. и равняется сметной стоимости работ по достройке спорного жилого дома.

В соответствии с пунктом 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.

Как усматривается из материалов дела, обязательства по выполнению работ на объекте, предусмотренных договором подряда от 10.03.2015 на общую сумму                                                            26 000 000 руб., исполнены подрядчиком надлежащим образом, результат работ принят заказчиком (ООО «СМУ-1 Брянскстрой»), что подтверждается представленными в материалы дела актами о приемке выполненных работ формы КС-2 №1-№ 13 от сентября 2015 года и справкой о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 № 1, подписанными без возражений, а также согласованных с ЖСК «Литейная 61/3» и Департаментом строительства и архитектуры Брянской области.

В рамках проведенной в процессе рассмотрения апелляционной жалобы строительно-технической судебной экспертизы, по результатам которой представлено заключение экспертаобщества с ограниченной ответственностью «Юрэксп» ФИО4 (далее – эксперт) от 27.01.2020 № 87/19, было установлено:

– объем работ (включая материалы) согласно актам о приемке выполненных работ (форма КС-2), соответствует фактическому объему  (включая материалы), выполненных обществом с ограниченной ответственностью «Строй КА» в рамках договора подряда от 10.03.2015 по выполнению работ на объекте строительства;

– стоимость указанных работ, за исключением стоимости работ дважды учтенной в пункте 18 акта о приемке выполненных работ № 9 «Отделочные работы» (форма КС-2) соответствует стоимости работ, выполненных обществом с ограниченной ответственностью «Строй КА» в рамках договора подряда от 10.03.2015 по выполнению работ на объекте строительства; 

– стоимость исключаемых работ составляет 25 147 руб.;

– стоимость фактически выполненных работ (включая материалы) составляет 26 965 155 руб.;

– стоимость фактически выполненных работ, но неучтенных в акте о приемке выполненных работ № 1 (форма КС-2) «Благоустройство территории» составляет 28 607 руб.

Заключения экспертов относятся к числу доказательств в том виде, как это определено положениями статьи 64 АПК РФ. Предмет доказывания по делу определяется судом, а реализация права участвующих в деле лиц на предоставление доказательств, к числу которых согласно части 2 статьи 64 АПК РФ относится заключение эксперта, не носит безусловного и неограниченного характера.

Соответственно, в силу статьи 64 АПК РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ в совокупности с другими доказательствами по делу. При этом арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Заключение эксперта от 27.01.2020 № 87/19 не вызывает сомнений относительно выводов эксперта и соответствует требованиям статьи 86 АПК РФ, а также нормам Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела и с учетом установления по результатам проведенной в суде апелляционной инстанции экспертизы стоимости работ, судебная коллегия приходит к выводу о доказанности истцом  обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности за убытки в сумме 26 000 000 руб. При этом по результатам проведенной экспертизы установлена сумма, превышающая заявленную истцом ко взысканию, однако арбитражный суд не вправе выходить за пределы исковых требований и разрешать требование по основаниям, не заявленным истцом. В противном случае будет нарушен принцип состязательности арбитражного процесса.

Таким образом, суд первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ пришел к правильному выводу о доказанности истцом условий, необходимых для привлечения ответчика к ответственности в виде возмещения убытков, а также их размера, учитывая наличие доказательств выполнения истцом работ на сумму 26 000 000 руб., определенную в договоре подряда от 10.03.2015, и зафиксированную в актах о приемке выполненных работ, в связи с чем требования истца о возмещении убытков правомерно удовлетворены в полном объеме.

При недостаточности денежных средств у Управления имущественных отношений Брянской области истец в суде первой инстанции просил в порядке субсидиарной ответственности взыскать убытки в сумме 26 000 000 руб. с Брянской области в лице Департамента финансов Брянской области за счет средств казны Брянской области.

Как отмечено выше, в соответствии с требованиями статьи 16 ГК РФ, убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно пункту 1.1 Положения об Управлении имущественных отношений Брянкой области, утвержденного постановлением Администрации Брянской области от 30.10.2006 №637, с изменениями на 02.04.2019 (далее – Положение от 30.10.2006 № 637), Управление является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом Брянской области.

Управление является самостоятельным органом в структуре органов исполнительной власти, который подотчетен Губернатору Брянской области и правительству Брянской области. Финансовое обеспечение деятельности управления осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период) на функционирование исполнительных органов государственной власти. Имущество управления относится к государственной собственности Брянской области, учитывается на его балансе и находится в оперативном управлении (пункты 1.2, 1.6, 1.7 Положения от 30.10.2006 № 637).

В соответствии с пунктом 3.16 Положения от 30.11.2006 № 637 управление является главным распорядителем, получателем бюджетных средств областного бюджета, главным администратором доходов областного бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета областного бюджета в соответствии с возложенными полномочиями.

По организационно-правовой форме Управление имущественных отношений Брянской области является казенным учреждением (код по ОКОПФ 75204).

Согласно положениям статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

В соответствии с требованиями статьи 123.22 ГК РФ государственное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных учреждений определяется законом. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Материалами дела установлено, что имущество управления относится к государственной собственности Брянской области.

Согласно Положению о Департаменте финансов Брянкой области, утвержденному указом Губернатора Брянской области от 28.01.2013 № 52 (с изменениями на 19.01.2019), Департамент финансов Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и долговой политики на территории региона и координирующим деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Брянской области (пункт 1.1).Департамент обладает правами юридического лица (пункт 1.3); исполняет судебные акты (пункт 3.2.72); как главный распорядитель и распорядитель бюджетных средств в соответствии с законом об областном бюджете (пункт 3.3): отвечает соответственно от имени Брянской области по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (пункт 3.3.13). Обеспечивает защиту интересов казны Брянской области в арбитражных судах, судах общей юрисдикции, у мировых судей в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3.15).

Согласно статье 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

В силу пункта 12.1 части 1 и части 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств несет от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. Главный распорядитель бюджетных средств выступает в суде по искам предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.

В соответствии с требованиями частей 1, 7 статьи 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

По смыслу указанных правовых норм, основанием для привлечения собственника имущества к субсидиарной ответственности является факт неисполнения основным должником обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Таким образом, субсидиарная ответственность является дополнительной к ответственности другого лица, являющегося основным должником. Вследствие чего данная ответственность наступает только при наличии соответствующих оснований, в частности, при отсутствии денежных средств и имущества у казенного предприятия – основного должника.

При этом специальный порядок исполнения судебных актов о взыскании долга с казенного предприятия и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности за счет казны, заключается в том, что взыскание первоначально обращается на имущество, закрепленное за предприятием, а в случае его недостаточности – субсидиарного должника.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требование истца о возмещении убытков при недостаточности денежных средств у Управления имущественных отношений Брянской области в порядке субсидиарной ответственности с Брянской области в лице Департамента финансов Брянской области за счет средств казны Брянской области подлежит удовлетворению.

Доводы апелляционных жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права, не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции и не влекут отмены решения суда.

Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.

При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены  принятого законного и обоснованного решения.

Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.

На основании части 1 статьи 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны

Как усматривается из материалов делаистцом внесены денежные средства в счет оплаты экспертизы в сумме 150 000 руб. (платежное поручение от 21.11.2019 № 1849).

С учетом удовлетворения иска в полном объеме и по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, в силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы на оплату экспертизы в сумме  150 000 руб. подлежат взысканию с управления в пользу общества.

В связи с указанными обстоятельствами при недостаточности денежных средств у управления имущественных отношений Брянской области данные денежные средства в порядке статьи 399 ГК РФ подлежат взысканию с Брянской области в лице Департамента финансов Брянской области за счет средств казны Брянской области.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 10.07.2019 по делу № А09-4944/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Взыскать с Управления имущественных отношений Брянской области (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Строй КА» (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы на оплату судебной экспертизы по делу в сумме 150 000 руб.

При недостаточности денежных средств у Управления имущественных отношений Брянской области  в порядке субсидиарной ответственности взыскать с Брянской области в лице Департамента финансов Брянской области за счет средств казны Брянской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Строй КА» судебные расходы на оплату судебной экспертизы по делу в сумме 150 000 руб.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев  со дня его изготовления в полном объеме.  В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

                  Н.В. Заикина 

                  М.М. Дайнеко

Е.В. Рыжова