ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-5569/2023 от 05.09.2023 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

1164/2023-79536(2)



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула Дело № А09-4983/2023  Резолютивная часть постановления объявлена 05.09.2023 

Постановление изготовлено в полном объеме 11.09.2023

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола  судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии 

в судебном заседании от заявителя – исполняющего обязанности прокурора Севского  района Брянской области (Брянская область, г. Севск) – Епихиной Т.С. (доверенность 

от 04.09.2023), в отсутствие заинтересованного лица – общества с ограниченной  ответственностью «Частная охранная организация «Агентство Экскалибур» (г. Брянск,  ОГРН 1153256014064, ИНН 3257035674), извещенного надлежащим образом о времени и  месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную  жалобу общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация  «Агентство Экскалибур» на решение Арбитражного суда Брянской области от 06.07.2023  по делу № А09-4983/2023 (судья Черняков А.А.), 

УСТАНОВИЛ:

исполняющий обязанности прокурора Севского района Брянской области (далее –  заявитель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к обществу 

с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Агентство  Экскалибур» (далее – ООО ЧОО «Агентство Экскалибур», общество) о привлечении 

к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). 

Решением Арбитражного суда Брянской области от 06.07.2023 заявленные  требования удовлетворены, ООО ЧОО «Агентство Экскалибур» привлечено 

к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 КоАП РФ
с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, общество обжаловало

его в апелляционном порядке. Указывает, что ООО ЧОО «Агентство Экскалибур» не 


было надлежащим образом уведомлено о начавшемся судебном процессе, заявление 

и.о. прокурора о привлечении общества к ответственности в его адрес также не поступало,  в связи с чем оно было лишено возможности принимать участие в судебных заседаниях,  представлять имеющиеся у него возражения и доказательства. Отмечает, что контракт 

от 21.02.2023 № 011-2023 с ОСФР по Брянской области заключен по итогам проведенной  открытой государственной электронной закупки в соответствии с требованиями  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Однако  закупочная документация не содержала информацию или какие-либо ссылки на  нормативно-правовые акты, указывающие на то, что объект закупки относится к  объектам, на которые частная охранная деятельность не распространяется; в Перечень  объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утвержденный  постановлением Правительства Российской Федерации 14.08.1992 № 587, объекты Фонда  пенсионного и социального страхования Российской Федерации не включены. При этом у  ООО ЧОО «Агентство Экскалибур» отсутствовала реальная возможность самостоятельно  установить факт осуществления на охраняемом объекте производства и хранения  защищенной полиграфической продукции. По мнению общества, формулировка пункта 11  названного Перечня «объекты по производству и хранению…» предполагает, что  ограничения установлены в отношении предприятий, осуществляющих одновременно и  производство, и хранение государственных наград, монет, денежных знаков и  защищенной полиграфической продукции. 

Заявитель возражал против удовлетворения апелляционной жалобы
по основаниям, изложенным в отзыве.
ООО ЧОО «Агентство Экскалибур» представителя в судебное заседание

не направило, извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.  Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). 

В суд апелляционной инстанции от ООО ЧОО «Агентство Экскалибур» поступило  дополнение к апелляционной жалобы с ходатайством о приобщении к материалам дела  дополнительного доказательства – письма ОСФР по Брянской области от 23.08.2023 

 № ОМ-32-08/80972 о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки.

Суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении ходатайства общества 

о приобщении к материалам дела указанного документа, поскольку он составлен после  рассмотрения дела в суде первой инстанции и не может влиять на проверку его 


законности и обоснованности (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ)). 

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность  обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к  выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим. 

Как следует из материалов дела, прокуратурой Севского района в период с  26.04.2023 до 05.05.2023 проведена проверка исполнения законодательства об оружии и  охранной деятельности в ООО «ЧОО «Агентство Экскалибур». 

В ходе проверки установлено, что ООО ЧОО «Агентство Экскалибур» оказывает  охранные услуги на основании лицензии на осуществление частной охранной  деятельности № 358, выданной 24.12.2018 управлением Федеральной службы войск  национальной гвардии Российской Федерации по Брянской области, сроком действия 

до 24.12.2023.

Согласно пункту 7 приложения к лицензии от 10.03.2016 № 270 к перечню  разрешенных видов услуг, оказываемых обществом, относится охрана объектов и (или)  имущества, а также обеспечение внутриобъектового и внутрипропускного режимов на  объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к  антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных  частью 3 статьи 11 Закон Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной  детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон 

 № 2487-1).
В соответствии с государственным контрактом на оказание охранных услуг

от 21.02.2023 № 011-2023, заключенным между отделением Фонда пенсионного и  социального страхования Российской Федерации по Брянской области 

и ООО ЧОО «Агентство Экскалибур», общество обязуется оказывать охранные услуги:  охрана объекта и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного  режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения  требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов,  предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона № 2487-1, с 01.03.2023 по 31.12.2023  согласно спецификации и техническому заданию. 

Пунктом 1.4 контракта № 011-2023 место оказания услуг определено, в том числе
по адресу: Брянская область, г. Севск, ул. Тургенева, д. 62.

В соответствии с техническим заданием на оказание охранных услуг объектов 

ОСФР по Брянской области по Брянской области в 2023 году, являющимся приложением   № 2 к контракту № 011-2023, исполнитель – ООО «ЧОО «Агентство Экскалибур» 


оказывает услуги частной охраны, одной из характеристик которой является наличие  оружия у сотрудников охраны. 

Согласно акту принятия объекта(ов) под охрану от 01.03.2023, являющегося  приложением № 3 к контракту № 011-2023, объект, расположенный по адресу: Брянская  область, г. Севск, ул. Тургенева, д. 62, принят под охрану ООО ЧОО «Агентство  Экскалибур». 

В ходе выездной проверки установлен факт хранения 51 бланка свидетельств  пенсионера в опломбированном сейфе, расположенном в кабинете № 2 клиентской  службы ОСФР по Брянской области, расположенной по адресу: Брянская область, 

г. Севск, ул. Тургенева, д. 62.
Справкой об исследовании от 05.05.2023 № 50и, составленной экспертом

ЭКЦ УМВД России по Брянской области, установлено, что бланк свидетельства  пенсионера является защищенной полиграфической продукцией. 

По факту выявленного нарушения и.о. прокурора Севского района Брянской области  19.05.2023 вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО «ЧОО «Агентство  Экскалибур» дела об административном правонарушении, ответственность за совершение  которого предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, которое вместе с заявлением о  привлечении к административной ответственности направлено в Арбитражный суд  Брянской области. 

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой  инстанции обоснованно руководствовался следующим. 

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность  за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований  и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде  административного штрафа для юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот  тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до  девяноста суток. 

Согласно примечанию к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения  устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного  лицензируемого вида деятельности. 

В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона

от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» частная  охранная деятельность подлежит лицензированию. 

На основании абзаца третьего статьи 11 Закона Российской Федерации 

от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской 


Федерации» (далее – Закон № 2487-1) частная охранная деятельность не  распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты,  предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной  охране» (далее – Закон № 57-ФЗ), а также на объекты, перечень которых утверждается  Правительством Российской Федерации. 

Согласно подпункту «а» пункта 10 Положения о лицензировании частной  охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской  Федерации от 23.06.2011 № 498, охрана объектов, предусмотренных Законом № 57-ФЗ, 

а также иных объектов, на которые в соответствии с законодательством Российской  Федерации охранная деятельность не распространяется, является грубым нарушением  лицензионных требований при осуществлении охранной деятельности. 

Постановлением Правительства Российской Федерации 14.08.1992 № 587  «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» утвержден  перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется  (далее – Перечень). 

Как следует из пункта 11 Перечня, к числу объектов, на которые не  распространяется частная охранная деятельности, отнесены объекты по производству и  хранению государственных наград, монет, денежных знаков и защищенной  полиграфической продукции. 

Пунктом 7.5 Перечня государственных услуг, предоставляемых фондом  пенсионного и социального страхования российской федерации, утвержденного  приказом СФР от 17.02.2023 № 210, предусмотрено оказание государственной услуги по  выдаче свидетельства пенсионера. 

В силу пункта 45 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной  выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой  пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по  государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления,  перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного  места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок  документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на  другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О  накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской  Федерации», утвержденных приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 546н, факт  назначения пенсии по желанию пенсионера может подтверждаться свидетельством  пенсионера, оформленным на материальном носителе или в форме электронного 


документа. Свидетельство пенсионера оформляется и выдается территориальным  органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации. 

Таким образом, поскольку осуществление вышеперечисленных государственных  услуг связано с нахождением на хранении бланков свидетельств пенсионера, которые  относятся к защищенной полиграфической продукции, суд по праву заключил, что  частная охранная деятельность не распространяется на охрану объектов Фонда  пенсионного и социального страхования Российской Федерации. 

Изложенный подход согласуется с правовой позицией, приведенной в  постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 19.04.2023 по делу № А098621/2022. 

Утверждение общества о том, что формулировка пункта 11 вышеназванного  Перечня «объекты по производству и хранению…» предполагает установление  ограничений в отношении предприятий, осуществляющих одновременно и производство,  и хранение полиграфической продукции, основано на ошибочном толковании  приведенных норм права. 

Из материалов дела следует, что в нарушение изложенных требований общество на  основании контракта от 21.02.2023 № 011-2023, заключенного с ОСФР по Брянской  области, в период с 01.03.2023 по 31.12.2023 оказывало охранные услуги объекта 

ОСФР по Брянской области, расположенного по адресу: Брянская область, г. Севск,
ул. Тургенева, д. 62.

Согласно информации, предоставленной в ходе проверки ОСФР по Брянской  области от 03.05.2023 № НД-32-02/40255, на площадке клиентской службы в Севском  муниципальном районе находились бланки свидетельств пенсионеров. 

Факт допущенного нарушения подтверждается постановлением о возбуждении  дела об административном правонарушении от 19.05.2023, от 21.02.2023 № 011-2023 

с приложениями, а также иными доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Доводы общества об отсутствии в закупочной документации информации о том,  что объект закупки относится к объектам, на которые частная охранная деятельность 

не распространяется, и о том, что у ООО ЧОО «Агентство Экскалибур» отсутствовала  реальная возможность самостоятельно установить факт осуществления на охраняемом  объекте производства и хранения защищенной полиграфической продукции, подлежат  отклонению, поскольку указанное следует из вида деятельности заказчика по контракту и  отражено в вышеуказанных нормативных актах. 


В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной  ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых  доказана его вина. 

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в  совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него  имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным  Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена  административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от  него меры по их соблюдению. 

Доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло  исчерпывающие меры для соблюдения вышеуказанных нормативных требований, в  материалы дела не представлено, равно как и не представлено доказательств  невозможности соблюдения обществом данных требований в силу чрезвычайных событий  и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той  степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась. 

На основании изложенного судебная коллегия поддерживает вывод суда о наличии  в действиях ООО ЧОО «Агентство Экскалибур» состава вменяемого административного  правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ

Процедура производства по делу об административном правонарушении  административным органом соблюдена, права и законные интересы лица, привлекаемого  к административной ответственности, соблюдены, процессуальных нарушений, которые  носили бы существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно  рассмотреть дело, судом не установлено, обстоятельств, исключающих производство по  делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ.  Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной  ответственности не истек. Административное наказание в виде предупреждения  назначено обществу с применением положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, учитывая,  что вмененное правонарушение совершено впервые и отсутствуют доказательства  причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью  людей, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера, а также имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ). 

Довод ООО ЧОО «Агентство Экскалибур» о том, оно не было надлежащим образом  уведомлено о начавшемся судебном процессе, отклоняется апелляционным судом на  основании следующего. 


Согласно части 1 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники  арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу  судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд  располагает доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о  начавшемся судебном процессе. 

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и  другие участники процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным  судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии  судебного акта, направленном арбитражным судом в установленном порядке, о чем  организация почтовой связи уведомило арбитражный суд. 

Из материалов дела следует, что общество надлежащим образом извещено
о времени и месте судебного заседания: копия определения о принятии заявления

к производству, подготовке дела к судебному заседанию и назначении предварительного  судебного заседания от 24.05.2023 направлена судом первой инстанции 

ООО ЧОО «Агентство Экскалибур» по адресу, указанному в Едином государственном  реестре юридических лиц (т. 1 л.д. 33): г. Брянск, ул. Ульянова, д. 103, оф. 11, однако, не  была получена адресатом и возвращена органом почтовой связи в суд в связи с  истечением срока хранения (почтовый идентификатор № 24105062233219, т. 1 л.д. 99). 

Согласно сведениям сайта АО «Почта России», которые исходя из правовой позиции  Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в  постановлении от 15.10.2013 № 3563/13, являются надлежащим доказательством  совершения процессуального действия по извещению лица о соответствующем событии,  почтовое отправление с идентификатором № 24105062233219 прибыло в место вручения  26.05.2023, почтовым органом 27.05.2023 предпринята попытка вручения 

ООО ЧОО «Агентство Экскалибур» данного почтового отправления, 03.06.2023 почтовое  отправление возвращено отправителю с отметкой «возврат отправителю из-за истечения  срока хранения». 

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что копия  определения суда от 24.05.2023 направлена обществу по надлежащему адресу,  обязанность по информированию суда о том, что адресат не явился за почтовым  отправлением, организацией почтовой связи соблюдена. 

Судебные акты по делу согласно отчету о публикации судебных актов также  своевременно размещались на официальном сайте арбитражных судов «Картотека  арбитражных дел» по адресу: http://kad.arbitr.ru/. 


При таких обстоятельствах основания полагать, что общество не было надлежащим  образом извещено о начавшемся судебном процессе, у суда апелляционной инстанции  отсутствуют. 

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия не находит оснований для  отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной  жалобе доводам. 

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270  АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено. 

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 06.07.2023 по делу № А09-4983/2023
оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа
в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции. 

Председательствующий Д.В. Большаков

Судьи Е.В. Мордасов 

Е.Н. Тимашкова