ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-5709/2022 от 11.10.2022 АС Рязанской области

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А54-6449/2021

20АП-5709/2022, 20АП-5828/2022

Резолютивная часть постановления объявлена  11.10.2022

Постановление в полном объеме изготовлено   18.10.2022

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волошиной Н.А., судей Афанасьевой Е.И. и Мосиной Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной В.В., при участии в судебном заседании до перерыва: от Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области - ФИО1 (паспорт, доверенность от 28.12.2021), ФИО2 (паспорт, доверенность от 28.12.2021), от Министерства финансов Рязанской области - ФИО3 (паспорт, доверенность от 01.08.2022), от Правительства Рязанской области - ФИО4 (удостоверение, доверенность от 10.01.2022), от акционерного общества «Безопасные дороги Рязанской области» - ФИО5 (паспорт, доверенность от 04.04.2022), ФИО6 (паспорт, доверенность от 10.01.2022), ФИО7 (паспорт, директор), от Прокуратуры Рязанской области - ФИО8 (удостоверение, доверенность от 29.09.2022), после перерыва: от Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области  – ФИО1 (паспорт, доверенность от 28.12.2021), ФИО2 (паспорт, доверенность от 28.12.2021), от  Министерства финансов Рязанской области – ФИО9 (паспорт, доверенность от 01.08.2022), от Правительства Рязанской области – ФИО10 (паспорт доверенность от 10.01.2022), от закрытого акционерного общества «Безопасные дороги Рязанской области» – ФИО5 (паспорт, доверенность от 04.04.2022), ФИО6 (паспорт, доверенность от 10.01.2022), ФИО7 (паспорт, директор), от Прокуратуры Рязанской области – ФИО11  (удостоверение, доверенность от 29.09.2022), в отсутствие иных лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (г. Рязань, ОГРН: <***> ИНН: <***> и Министерства финансов Рязанской области (г. Рязань, ОГРН: <***>; ИНН: <***>) на решение Арбитражного суда Рязанской области от 28.06.2022 по делу № А54-6449/2021, принятое по исковому заявлению закрытого акционерного общества «Безопасные дороги Рязанской области» (ОГРН <***>; г. Рязань) к Рязанской области в лице Министерства финансов Рязанской области (ОГРН <***>; г. Рязань), Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (ОГРН <***>; г. Рязань), третьи лица: Правительство Рязанской области (ОГРН <***>, 390000, <...>), Прокуратура Рязанской области (ОГРН <***>; 390023, <...>)., о взыскании задолженности по концессионному соглашению от 12.08.2014 в сумме 147 112 237 руб.    46 коп. (с учетом уточнения от 30.11.2021),

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Безопасные дороги Рязанской области» обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к Рязанской области в лице Министерства финансов Рязанской области, Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области о взыскании задолженности по концессионному соглашению от 12.08.2014 в сумме 135816350 руб. 05 коп.

30.11.2021 истцом заявлено в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об увеличении исковых требований до 147 112 237 руб. 46 коп. Уточнение исковых требований принято судом.

 При рассмотрении спора, суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Рязанской области и Прокуратуру Рязанской области.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 28.06.2022 с Рязанской области в лице Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в пользу акционерного общества «Безопасные дороги Рязанской области» (ОГРН <***>; г. Рязань) взысканы задолженность в сумме 147 112 237 руб. 46 коп., судебные расходы по госпошлине в сумме 200 000 руб.

В части взыскания задолженности с Рязанской области в лице Министерства финансов Рязанской области в удовлетворении исковых требований судом отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области  и Министерство финансов Рязанской области обратились с апелляционной жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которых, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда, фактическим обстоятельствам дела, просят отменить обжалуемое решение в части взыскания с Рязанской области в лице Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в пользу АО «Безопасные дороги Рязанской области» задолженности в размере 147 112 237 руб. 46 коп., судебных расходов по государственной пошлине в размере 200 000 руб., отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов апелляционных жалоб, заявители ссылаются на то, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего искового заявления неправомерно проигнорированы положения Бюджетного законодательства Российской Федерации, поскольку отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, являются бюджетными правоотношениями.

В адрес Двадцатого арбитражного апелляционного суда от акционерного общества «Безопасные дороги Рязанской области» поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

От Правительства Рязанской области поступила письменная позиция по апелляционным жалобам, в которой полагает, что апелляционные жалобы подлежат удовлетворению

Определением суда от 04.10.2022 в судебном заседании был объявлен перерыв до 11.10.2022.

В судебном заседании представители Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области поддержали доводы своей апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в ней.

Представители Министерства финансов Рязанской области поддержали доводы своей апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в ней.

Представитель Прокуратуры Рязанской области поддержала доводы апелляционных жалоб.

Представители закрытого акционерного общества «Безопасные дороги Рязанской области» возражали против доводов апелляционной жалобы.

Представитель Правительства Рязанской области поддержал доводы апелляционных жалоб.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ в пределах доводов жалобы.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12 августа 2014 года между Рязанской областью в лице Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (далее Ответчик) и Акционерным обществом «Безопасные Дороги Рязанской Области» (далее Истец) заключено концессионное соглашение о создании и эксплуатации элементов обустройства автомобильных дорог - Системы комплексной безопасности дорожного движения - автоматизированного скоростного, весового и габаритного контроля транспортных средств на территории Рязанской области (далее Концессионное соглашение).

В соответствии с пунктом 1.1 Концессионного соглашения предметом соглашения являются обязательства Истца в порядке и на условиях, установленных Соглашением:

 осуществить создание Объекта Соглашения (включая подготовку Проектной документации, реконструкцию переданного Концедентом Нежилого помещения, поставку, установку (монтаж) необходимого оборудования и коммуникаций) в порядке и сроки, установленные Соглашением и действующим законодательством РФ;

обеспечить финансирование создания Объекта Соглашения за счет собственных и заемных средств;

обеспечить ввод Объекта Соглашения в эксплуатацию в порядке, предусмотренном Соглашением и действующим законодательством РФ;

обеспечить эксплуатацию Объекта Соглашения, поддержание его в исправном состоянии (в том числе осуществление ремонтов) в соответствии с Техническим регламентом;

обеспечить модернизацию Объекта соглашения в соответствии с Программой модернизации;

обеспечить передачу Объекта Соглашения Концеденту при прекращении действия Соглашения в порядке, определенном Соглашением. выполнить иные обязанности, предусмотренные Соглашением;

и обязательства Ответчика в порядке и на условиях, установленных Соглашением: в рамках своих полномочий обеспечить Концессионеру доступ к местам размещения элементов СКБДЦ, на всех этапах создания и эксплуатации Объекта Соглашения;

передать во владение и пользование Концессионеру Нежилое помещение, указанное в пункте 2.2.5 Соглашения;

передать Концессионеру Объект Соглашения во владение и пользование незамедлительно с даты ввода Объекта Соглашения в эксплуатацию на срок действия Соглашения; осуществлять выплату Платы Концедента;

осуществить приемку Объекта Соглашения у Концессионера в связи с прекращением действия Соглашения;

предоставить или обеспечить предоставление Концессионеру всех документов, которые согласно действующему законодательству РФ требуются для предоставления в уполномоченные органы для получения необходимых разрешений и согласований; выполнить иные обязанности, предусмотренные Соглашением.

В соответствии с пунктом 1.2 Концессионного соглашения Объектом Соглашения является Система комплексной безопасности дорожного движения - автоматизированного скоростного, весового и габаритного контроля транспортных средств на территории Рязанской области, состав и описание которой определены в Приложении №2 к Соглашению.

Свои обязательства по концессионному соглашению по созданию, эксплуатации Объекта Соглашения, поддержанию его в исправном состоянии, его модернизации Истец выполняет в полном объеме.

Пунктом 9.2.4 Концессионного соглашения (в ред. дополнительного соглашения №2 от 30.12.2015г. и дополнительного соглашения №3 от 18.03.2016г.)установлен порядок выплаты Платы Концедента.

Плата Концедента выплачивается при выполнении Концессионером следующих условий:

- страхование Объекта Соглашения в соответствии с Приложением № 10 к Соглашению;

- предоставление банковской гарантии в соответствии с Приложением № 11 к Соглашению.

В случае невыполнения одного из перечисленных обязательств выплата Платы Концедента приостанавливается до устранения допущенных нарушений. При этом обязательства Концедента по выплате Платы Концедента за соответствующий отчетный период сохраняются в полном объеме.

Выплата Платы Концедента осуществляется на основании документов, предусмотренных пп. б) и пп. в) настоящего пункта в сроки, определенные Соглашением.

Согласно пункту 9.2.5 Концессионного соглашения: «Плата Концедента состоит из постоянной части Платы Концедента и переменной части Платы Концедента».

Согласно пункта 9.2.7 Концессионного соглашения (в ред. дополнительного соглашения № 7 от 29.12.2017г., мирового соглашения от 31.01.2018, заключенного между первым заместителем прокурора Рязанской области Монаховым Ю.И., акционерным обществом «Безопасные Дороги Рязанской области», Министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, Правительством Рязанской области, утвержденного определением Арбитражного суда Рязанской области от 02.02.2018года по делу № А54-8885/2017): «Размер Постоянной части Платы Концедента за весь период действия Соглашения составляет 3 606 530 000 руб. без учета НДС. Размер Постоянной части Платы Концедента с НДС составляет 4 255 705 400 руб. Оплата Постоянной части Платы Концедента производится ежеквартально в порядке, установленном пунктом 9.2.11. настоящего Соглашения».

Согласно пункту 9.2.8 Концессионного соглашения (в ред. дополнительного соглашения №7 от 29.12.2017г., мирового соглашения от 31.01.2018, заключенного между первым заместителем прокурора Рязанской области Монаховым Ю.И., акционерным обществом «Безопасные Дороги Рязанской области», Министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области. Правительством Рязанской области, утвержденного определением Арбитражного суда Рязанской области от 02.02.2018года по делу № А54-8885/2017): «Размер подлежащей к выплате за отчетный квартал постоянной части Платы Концедента составляет 75 % от фактических доходов Бюджета за отчётный квартал. Данный порядок применяется с 01 января 2018 года.».

Согласно пункту 9.2.11 Концессионного соглашения (в ред. дополнительного соглашения №3 от 18.03.2016г., дополнительного соглашения №7 от 29.12.2017г.): «Выплата постоянной части платы Концедента осуществляется ежеквартально в течение 20 дней со дня предоставления Концессионером Расчета фактических выплат за отчетный квартал в соответствии с Приложением № 22 к настоящему Соглашению.

При отсутствии обоснованных возражений Концедента на предоставленный Концессионером Расчет фактических выплат данный Расчет считается согласованным Концедентом.».

 Своих обязательств по выплате Истцу постоянной части Платы Концедента Ответчик не выполняет.

Условия, предусмотренные пунктом 9.2.4 Концессионного соглашения, при выполнении Концессионером которых выплачивается Плата Концедента, истцом выполнены: Ответчику предоставлены банковская гарантия№ 76-19/БГ4ф от 30.12.2019г., сроком действия до 29.12.2022 года, на сумму 50 000 000 рублей, согласно акта приема передачи от 30.12.2019г., договор № 2040019- 0151622/21 ИМЮ страхования имущества юридических лиц от 25.01.2021г., договор 1М21 № 7924 страхования имущества юридических лиц от огня и других опасностей от 09.06.2021г., договор № 2040010-0199494/20 ИМЮ страхования имущества юридических лиц от 14.12.2020г., договор № 2040010-0813185- 20ИМЮ страхования имущества юридических лиц от 25.12.2020 г., договор № 2040010-0813196-20ИМЮ страхования имущества юридических лиц от 25.12.2020 г, договор № 2040010-0950528/19 ИМЮ страхования имущества юридических лиц от 16.12.2019г., договор № 2040010-0744134/18 ИМЮ страхования имущества юридических лиц от 03.09.2018г., договор № 2040010- 0744133/18 ИМЮ страхования имущества юридических лиц от 03.09.18г., договор № 2040010-0199492/2020 ИМЮ страхования имущества юридических лиц от 29.01.20г., договор ГМ20 № 7669 страхования имущества юридических лиц от огня и других опасностей от 26.06.2020г.

Как установлено судом первой инстанции, 23 апреля 2021 года в соответствии с пунктом 9.2.4 Концессионного соглашения (в ред. дополнительного соглашения №2 от 30.12.2015г. и дополнительного соглашения №3 от 18.03.2016г.) Ответчику был передан расчет фактических выплат за отчетный 3 квартал 2020 года в трех экземплярах, счет № 3 от 23.04.2020г., счет-фактура № 3 от 30.09.2020г., что подтверждается копией письма № 186 от 23.04.2021г. с отметкой Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области о получении 23.04.2021г., расчетом фактических выплат за отчетный 3 квартал 2020 года, счетом № 3 от 23.04.2021г., счет-фактурой № 3 от 30.09.2020г.

Как следует из направленного Ответчику Расчета фактических выплат за отчетный 3 квартал 2020г., размер, подлежащей выплате Истцу Постоянной части Платы Концедента за 3 квартал 2020 года составил 153 186 703,14 рублей, что составляет 75% от фактических доходов бюджета Рязанской области от эксплуатации Объекта концессионного соглашения за 3 квартал 2020 года, размер которых составил 204 248 937,52 рублей, как следует из письма Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области от 23.03.2021г. №ВР/6-1358.

Ответчиком из предъявленной к оплате суммы Постоянной части Платы Концедента за 3 квартал 2020 года в размере 153 186 703,14 рублей, была выплачена сумма 141 424 475,85 рублей.

Часть Постоянной части Платы Концедента за 3 квартал 2020 года в размере 11 762 227,29 рублей Ответчиком не оплачена.

 23 апреля 2021г. в соответствии с пунктом 9.2.4 Концессионного соглашения (в ред. дополнительного соглашения №2 от 30.12.2015г. и дополнительного соглашения №3 от 18.03.2016г.) Ответчику был передан расчет фактических выплат за отчетный 4 квартал 2020 года в трех экземплярах, счет № 4 от 23 апреля 2021г., счет-фактура № 4 от 31.12.2020г., что подтверждается копией письма № 187 от 23 апреля 2021г. с отметкой Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области о получении 23.04.2021г., расчетом фактических выплат за отчетный 4 квартал 2020 года, счетом № 4 от 23 апреля 2021г., счетом-фактурой № 4 от 31.12.2020г.

 Как следует из направленного Ответчику Расчета фактических выплат за отчетный 4 квартал 2020г., размер, подлежащей выплате Истцу Постоянной части Платы Концедента за 4 квартал 2020 года составил 193 737 648,94 рублей, что составляет 75% от фактических доходов бюджета Рязанской области от эксплуатации Объекта концессионного соглашения за 4 квартал 2020 года, размер которых составил 258 316 865,25 рублей, как следует из письма Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области от 29.01.2021г. № ВЕ/6-416.

Ответчиком из предъявленной к оплате суммы Постоянной части Платы Концедента за 4 квартал 2020 года в размере 193 737 648,94 рублей, была выплачена сумма 69 683 526,18 рублей.

 Часть Постоянной части Платы Концедента за 4 квартал 2020 года в размере 124 054 122,76 рублей Ответчиком не оплачена.

Как следует из направленного Ответчику Расчета фактических выплат за отчетный 2 квартал 2021г., размер, подлежащей выплате Истцу Постоянной части Платы Концедента за 2 квартал 2021 года составил 83804602,5 руб., что составляет 75% от фактических доходов бюджета Рязанской области от эксплуатации Объекта концессионного соглашения за 4 квартал 2020 года, размер которых составил 111739470 руб.

 Ответчиком из предъявленной к оплате суммы Постоянной части Платы Концедента за 2 квартал 2021 года была выплачена сумма 72508715,09 руб.

 Часть Постоянной части Платы Концедента за 2 квартал 2021 года в размере 11295887,41 рублей Ответчиком не оплачена. Истец обратился в Министерство финансов Российской Федерации (письмо № 133 от 26.03.2021г.) с просьбой разъяснить может ли Постоянная часть платы концедента, предусмотренная заключенным Концессионным соглашением, и оплачиваемая в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса, включать в себя возмещение доходов, обеспечивающих окупаемость инвестиций и прибыль концессионера.

Министерство финансов Российской Федерации в ответ на обращение истца Минфин России (письмо от 29.03.2021г. № 09-05-08/22811) указало, что по мнению Минфин России, исходя из положений пункта 6 статьи 78 Бюджетного кодекса, до внесения изменений в Соглашение, выплата платы Концедента осуществляется в соответствии с условиями, установленными Соглашением, т.е. в размере 75 % от фактических поступлений в бюджет, как предусмотрено Соглашением (т.1, л.д. 46-47).

Общая сумма задолженности Ответчика по выплате Истцу Постоянной части Платы Концедента за 3,4 кварталы 2020г. и 2 квартал 2021составила 147 112 237,46 руб.

На основании изложенного, истец обратился в арбитражный суд первой инстанции с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования к Рязанской области в лице Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в пользу акционерного общества «Безопасные дороги Рязанской области», суд области правомерно исходил из следующего.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» отношения, возникающие в связи с исполнением концессионных соглашений, регулируются указанным Федеральным законом.

 В соответствии со ст.17 Федерального закона «О концессионных соглашениях» споры между концедентом и концессионером разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в судах, арбитражных судах, третейских судах Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее – объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Пунктом 2 статьи 8 названного Закона предусмотрено, что при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан, в том числе осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации); использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента; поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.

 В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 8 Закона о концессионных соглашениях при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.

Согласно части 12 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях концессионер несет расходы на исполнение обязательств по концессионному соглашению, если концессионным соглашением не установлено иное.

Согласно части 3 статьи 3 Закон о концессионных соглашениях в целях названного Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.

 Анализ Концессионного соглашения от 12.08.2014 свидетельствует о том, что оно является смешанным договором и содержит элементы договора строительного подряда и договора возмездного оказания услуг (Постановление арбитражного суда Центрального округа от 27.12.2017г. по делу №А54- 6740/2016).

Заключая концессионное соглашение, уполномоченные органы представляют публично-правовое образование как собственника, поэтому реализация указанными органами своих полномочий означает не что иное, как осуществление публично-правовым образованием как участником гражданских правоотношений своих правомочий собственника.

В соответствии с нормами ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно статье 709 Гражданского кодекса Российской Федерации цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

Согласно статья 783 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о подряде (статьи 702 - 729) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса.

Таким образом, суд первой инстанции верно пришел к выводу, что плата Концедента в рассматриваемом Концессионном соглашении по своей правовой природе является платой за выполненные концессионером по концессионному соглашению работы, оказанные услуги.

 Согласно конкурсной документации, утвержденной приказом Министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области от 18 февраля 2014 года № 33 (в редакции приказа от 17 марта 2014 № 55), к открытому конкурсу на право заключения концессионного соглашения «О создании и эксплуатации элементов обустройства автомобильных дорог - системы комплексной безопасности дорожного движения - автоматизированного скоростного, весового и габаритного контроля транспортных средств на территории Рязанской области» (Том 1 предмет и условия конкурса) п. 1.4. «Обеспечение возмещения расходов и размера дохода концессионера» содержит следующие условия: «Концедент принимает на себя обязательство по обеспечению размера дохода концессионера через механизм выплаты последнему платы концедента, размер которой устанавливается концессионным соглашением по результатам конкурса».

В технико-экономических показателях к Приложению № 1 тома 1 конкурсной документации указан размер постоянной части платы концедента за весь период концессии - не более 3 606 530 000 руб., без учета НДС.

 На основании конкурсной документации было представлено конкурсное предложение, где в Таблице № 1 «График ежеквартальной платы концедента, без учета НДС» указаны суммы ежеквартальных выплат на общую сумму 3 606 530 000 руб., без учета НДС.

Положениями конкурсной документации к открытому конкурсу на право заключения концессионного соглашения, утвержденной Приказом Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области от 18 февраля 2014 года № 33 (в редакции приказа от 17 марта 2014 г. № 55) закреплено, что плата концедента в рамках данного проекта - это плата за услугу, оказываемую концессионером в рамках концессионного соглашения (стр. 37 тома 3 конкурсной документации).

Таким образом, еще до заключения Соглашения с АО «БДРО» Заказчик исходил из того, что Плата Концедента это не субсидия, не компенсация, а плата за услугу.

После заключения Концессионного соглашения график ежеквартальной платы концедента стал неотъемлемой частью соглашения (Приложение № 8 к Концессионному соглашению), в котором общая сумма всех выплат Постоянной части платы концедента также составила 3 606 530 000 руб. без учета НДС, которая согласно конкурсной документации включала в себя «обязательство по обеспечению размера дохода концессионера».

Таким образом, при заключении Концессионного соглашения стороны предусмотрели возмещение недополученных доходов Концессионера, а кроме того получение Концессионером Постоянной части платы концедента за весь период Концессии в размере 3 606 530 000 руб. без учета НДС.

Пункт. 9.2.8 Концессионного соглашения был внесен на основании мирового соглашения от 31.01.2018, утвержденного определением Арбитражного суда Рязанской области от 02.02.2018года по делу №А54-8885/2017, согласно которого «размер подлежащей к выплате за отчетный квартал постоянной части Платы Концедента составляет 75 % от фактических доходов Бюджета за отчётный квартал». Противоречий каким-либо нормам законодательства, в том числе бюджетному законодательству, судом не установлено, и судебный акт вступил в законную силу.

При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 ГК РФ судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование).

Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.

Таким образом, установленный размер постоянной части Платы концедента должен трактоваться буквально, как установлено судебным актом арбитражного суда от 02.02.2018 по делу № А54-8885/2017 (т.4, л.д.53-57).

Согласно п. 9.2.11. Концессионного соглашения выплата постоянной части платы Концедента осуществляется ежеквартально в течение 20 дней со дня предоставления Концессионером Расчета фактических выплат за отчетный квартал в соответствии с Приложением № 22 к настоящему Соглашению. В указанном приложении постоянная часть платы Концедента указывается в отдельной строке без какой-либо привязки к отчету о понесенных затратах (Приложение № 21) и рассчитывается в соответствии с п. 9.2.8.

В соответствии с п. 9.2.4. Концессионного соглашения «выплата Платы Концедента осуществляется на основании документов, предусмотренных пп. б) и пп. в) настоящего пункта в сроки, определенные Соглашением, а именно при предоставлении:

б) расчета фактических выплат за отчетный квартал в соответствии с Приложением № 22 к настоящему Соглашению в 3-х экземплярах в срок не позднее 35 календарных дней по окончании соответствующего отчетного квартала;

в) счета на оплату Постоянной части Платы Концедента (согласно п. 4 Приложения № 22 к Соглашению).

Согласно Приложению №22 к Концессионному соглашению в Расчет фактических выплат включается следующая информация:

- фактический доход Бюджета за отчетный квартал;

- фактический доход Бюджета накопительным итогом с даты заключения Соглашения;

- разница между доходом Бюджета, указанным в абзаце 2 пункта 9.2.12 Соглашения, и фактическим доходом Бюджета накопительным итогом с даты заключения Соглашения (п. 2);

- постоянная часть Платы Концедента с НДС расчётная за отчетный квартал;

- сумма накопленной Постоянной части Платы Концедента с НДС (расчётная), состоящая из слагаемых: накопленной Постоянной части Платы Концедента с НДС (факт) накопительным итогом с даты заключения Соглашения по квартал, предшествующий отчетному, включительно и Постоянной части Платы Концедента с НДС (расчётной)за отчетный квартал (п. 4);

- разница между Постоянной частью Платы Концедента, указанной в пункте 9.2.7 Соглашения, и Суммой накопленной Постоянной части Платы Концедента с НДС (расчётная) (п. 5);

- логическая функция возникновения обязательства по выплате постоянной части Платы Концедента: «да», если значение по п. б - положительное число, «нет», если значение по п. 6 -отрицательное число;

- постоянная часть Платы Концедента с НДС к оплате за отчетный квартал;

- логическая функция возникновения обязательства по выплате переменной части Платы Концедента: «да», если значение по п. 3 - отрицательное число, «нет», если значение по п. 3 -положительное число;

 - переменная часть Платы Концедента с НДС к оплате.

Суммы понесенных Концессионером затрат не включаются в данный Расчет и соответственно, не учитываются при определении размера ежеквартальной Платы Концедента.

 Подпунктом «в», пункта 9.2.4 Концессионного соглашения предусмотрено предоставление счета на оплату Постоянной части Платы Концедента.

Предусмотренный п/п а) п. 9.2.4. отчет о понесенных затратах на реализацию Концессионного соглашения в соответствии с Приложением № 21 к настоящему Соглашению не является документом-основанием для выплаты постоянной части платы Концедента.

В соответствии с п.9.2.7 Концессионного соглашения размер Постоянной части Платы Концедента за весь период действия Соглашения составляет 3 606 530 000 рублей без учета НДС (4 255 705 400 рублей включая НДС).

Согласно первоначальной редакции Концессионного соглашения оплата Постоянной части Платы Концедента должна была производиться ежеквартально согласно утвержденному Графику выплат (Приложение №8 к Концессионному соглашению).

Указанная в Графике выплат сумма ежеквартальной платы Концедента не была привязана ни к сумме доходов Концедента, ни к размеру произведенных затрат Концессионера в отчетный период.

Итоговая сумма Постоянной части Платы Концедента, установленной п.9.2.7 Концессионного соглашения (4 255 705 400 рублей включая НДС) была разбита но кварталам на период действия Соглашения.

Согласно Графику 2 Таблицы 6 Финансовой модели, согласованной сторонами при заключении Концессионного соглашения, Постоянная часть Платы Концедента устанавливалась сумме равной Постоянной части Платы Концедента, согласованной п.9.2.7 Концессионного соглашения (4 255 705 400 рублей включая НДС) и состояла из:

оттоков по операционной деятельности (эксплуатационные и операционные затраты Концессионера); выплаты тела кредитов; модернизации системы; выплаты процентов по кредитам и чистого денежного потока к распределению (часть от полученных Концедентом доходов).

Чистый денежный поток, так же был указан в Таблице 4 «Основные показатели Концессии» Финансовой модели.

29.12.2017г. сторонами Концессионного соглашения подписано Дополнительное соглашение №7, согласно которому стороны исключили из списка приложений График Выплаты Постоянной части Платы Концедента и дополнили текст Концессионного соглашения, в том числе пунктом 9.2.8.

 Согласно п. 9.2.8. Концессионного соглашения (в редакции Дополнительного соглашения №7) содержание которого в последующем было подтверждено условиями Мирового соглашения от 31.01.2018г., утвержденного Арбитражным судом Рязанской области по делу А54-8885/2017, размер подлежащей к выплате за отчетный квартал Постоянной части Платы Концедента составляет 75 % от фактических доходов бюджета Рязанской области от эксплуатации Объекта Концессионного соглашения за отчётный квартал.

Новый порядок начисления Постоянной части Платы Концедента, установленный п.9.2.8 Концессионого соглашения (в редакции Дополнительного соглашения №7), не изменяет размер итоговой Постоянной части Платы Концедента, установленной п.9.2.7 Концессионное соглашения, а именно - 3 606 530 000 рублей без учета НДС (4 255 705 400 рублей включая НДС).

Судом области обоснованно установлено, что ни условия Концессионного соглашения, ни условия заключенного Мирового соглашения по делу №А54-8885/2017 не предусматривают возможность изменения согласованного размера (75% от полученного Концедентом дохода) начисления постоянной части платы Концедента.

Концессионное соглашение не содержит условий о том, что выплата Постоянной части Платы Концедента осуществляется в соответствии с Финансовой моделью, утвержденной Приложением №7 Соглашения.

Согласно действующему гражданскому законодательству Российской Федерации договор оказания услуг является возмездной сделкой, а плата за оказываемую услугу не является компенсацией понесенных исполнителем затрат.

Следовательно, Постоянная часть Платы Концедента не может формироваться исходя из понесенных Концессионером затрат.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда области что, с 01.01.2018г. начисление ежеквартальной Постоянной части Платы Концедента должно производиться в размере 75 % от фактических доходов бюджета Рязанской области от эксплуатации Объекта Концессионного соглашения за отчётный квартал, и в совокупности не должно превышать 3 606 530 000 рублей без учета НДС (4 255 705 400 рублей включая НДС).

Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

 В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Таким образом, исходя из материалов дела, судом первой инстанции законно и обоснованно установлена задолженность ответчика по концессионному соглашению от 12 августа 2014 года, следовательно,  требование истца о взыскании задолженности в сумме 147 112 237 руб. 46 коп. признано судом  обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В отношении ответчика Министерства Финансов РФ исковые требования были правомерно оставлены судом области без удовлетворения, поскольку оно является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.

При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 28.06.2022 по делу № А54-6449/2021 оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

                          Н.А. Волошина

Судьи

                          Е.И. Афанасьева

                          Е.В. Мосина