ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула | Дело № А54-4961/2018 |
20 сентября 2018 года | 20АП-5794/2018 |
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Еремичевой Н.В., без вызова сторон и назначения судебного заседания, в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 47 и 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Касимовскому району Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 08.08.2018 по делу № А54-4961/2018 (судья Костюченко М.Е.), принятое в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Управление образования администрации муниципального образования – городской округ город Касимов (в настоящее время Управление образования и молодежной политики администрации муниципального образования – городской округ город Касимов) (Рязанская область, г. Касимов, ОГРН 1026200863688, ИНН 6226001920) (далее по тексту – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительными решений государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Касимовскому району Рязанской области (Рязанская область, г. Касимов, ОГРН 1026200864205, ИНН 6226006005) (далее по тексту – ответчик, пенсионный фонд) от 21.05.2018 № 072S19180003411; 072S19180003412; 072S19180003413; 072S19180003414; 072S19180003415; 072S19180003416; 072S19180003417; 072S19180003418; 072S19180003419.
Определением от 13.06.2018 суд выделил в отдельное производство под номером № А54-4956/2018 требование о признании незаконным решения от 21.05.2018 № 072S19180003411; под номером № А54-4957/2018 требование о признании незаконным решения от 21.05.2018 № 072S19180003412; под номером № А54-4959/2018 требование о признании незаконным решения от 21.05.2018 № 072S19180003413; под номером № А54-4960/2018 требование о признании незаконным решения от 21.05.2018 № 072S19180003414; под номером № А54-4961/2018 требование о признании незаконным решения от 21.05.2018 № 072S19180003415; под номером № А54-4962/2018 требование о признании незаконным решения от 21.05.2018 № 072S19180003416; под номером № А54-4963/2018 требование о признании незаконным решения от 21.05.2018 № 072S19180003417; под номером № А54-4964/2018 требование о признании незаконным решения от 21.05.2018 № 072S19180003418.
В рамках дела № А54-4961/2018 судом рассматривается требование заявителя о признании незаконным решения от 21.05.2018 № 072S19180003415.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 08.08.2018 заявленное требование удовлетворено. Судебный акт мотивирован отсутствием состава правонарушения.
В апелляционной жалобе государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Касимовскому району Рязанской области просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на наличие в действиях страхователя состава вменяемого правонарушения, поскольку дополняющая форма СЗВ-М представлена в отношении новых застрахованных лиц, а не с целью исправления допущенных ошибок в исходной форме СЗВ-М. Направление же уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий в рассматриваемом случае, как полагает пенсионный фонд, не имеет правового значения для квалификации спорного правонарушения, поскольку в исходной форме СЗВ-М сведения, указанные в дополняющей форме, отсутствовали.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление образования и молодежной политики администрации муниципального образования – городской округ город Касимов просит решение суда оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 04.10.2016 Управление образования администрации муниципального образования – городской округ город Касимов представило в государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Касимовскому району Рязанской области сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за сентябрь 2016 года в количестве 12 человек.
В результате проведения сверки РСВ-1 за 2016 год и исходной формы СЗВ-М за сентябрь 2016 года фондом выявлены расхождения в количестве застрахованных лиц.
Так, исходная форма СЗВ-М за сентябрь 2016 года представлена на 12 застрахованных лиц, а форма РСВ-1 за 9 месяцев 2016 года сдана страхователем на 44 застрахованных лица 13.10.2016.
Страхователю 01.03.2018 вручено уведомление об устранении ошибок и несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации.
После получения уведомления страхователем 06.03.2018 представлена дополняющая форма СЗВ-М за сентябрь 2016 года в количестве 32 человек.
Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Касимовскому району Рязанской области проведена проверка страхователя, в результате которой выявлено нарушение страхователем законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, о чем фондом составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 25.04.2018 № 072S18180003419.
Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Касимовскому району Рязанской области от 21.05.2018 № 072S191800003415 Управление образования администрации муниципального образования – городской округ город Касимов привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде штрафа в размере 16 тысяч рублей (500 рублей х 32).
Не согласившись с указанным решением пенсионного фонда, Управление образования администрации муниципального образования – городской округ город Касимов обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 167-ФЗ) организации признаются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Застрахованные лица – это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Закона № 167-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту – Закон № 27-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно абзацу 12 статьи 1 Закона № 27-ФЗ отчетными периодами, за которые страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, признаются месяц, первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Сведения о застрахованных лицах».
Согласно разделу 3 «Тип формы» – выбирают один из предлагаемых кодов: «исхд», «доп», «отм».
Код «исхд» (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Код «доп» (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.
Код «отмн» (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Частью 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Согласно пункту 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Исходя из конструкции нормы статьи 17 Закона № 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона № 27-ФЗ и Инструкции № 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
В случае неустранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений в индивидуальных сведениях территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществить данную корректировку.
С учетом вышеприведенных нормативных положений судом первой инстанции сделано справедливое заключение о том, что при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок.
Как следует из материалов дела и установлено судом, СЗВ-М, содержащие сведения о дополнительных 32 застрахованных лицах, представлены страхователем в фонд 06.03.2018 с кодом «доп» в течение пяти рабочих дней после получения 01.03.2018 страхователем от ответчика уведомления о выявленных расхождениях с отчетностью по форме РСВ-1.
Таким образом, как обоснованно посчитал суд первой инстанции, после получения 01.03.2018 уведомления пенсионного фонда об обнаружении им ошибки в представленных страхователем сведениях, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пятидневный срок, установленный Инструкцией «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н, в пенсионный фонд дополнительных сведений (дополняющей формы) за этот период, что допускает не применять к Управлению образования администрации муниципального образования – городской округ город Касимов финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона № 27-ФЗ.
Отклоняя довод ответчика, продублированный в апелляционной жалобе, о наличии в действиях страхователя состава вменяемого правонарушения, поскольку дополняющая форма СЗВ-М представлена в отношении новых застрахованных лиц, а не с целью исправления допущенных ошибок в исходной форме СЗВ-М, а направление уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий в рассматриваемом случае не имеет правового значения для квалификации спорного правонарушения, поскольку в исходной форме СЗВ-М сведения, указанные в дополняющей форме, отсутствовали, суд первой инстанции обоснованно указал, что в рассматриваемом случае отсутствуют законные основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, так как состав правонарушения отсутствует – страхователь реализовал свое право на исправление представленных сведений в установленный для этого срок.
Формальный же подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, как справедливо отмечено судом первой инстанции, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными судом фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 08.08.2018 по делу № А54-4961/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Касимовскому району Рязанской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Рязанской области в течение двух месяцев со дня его принятия при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса.
Судья Н.В. Еремичева