06 ноября 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А09-6199/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 05.11.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 06.11.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Бежица» (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 20.05.2015), в отсутствие представителей ответчиков – Управления по строительству и развитию территории города Брянска (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>), Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по строительству и развитию территории города Брянска и Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 21.07.2015 по делу № А09-6199/2015 (судья Халепо В.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Бежица» (далее по тексту – ООО «УК «Бежица», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления по строительству и развитию территории города Брянска и Брянской городской администрации (далее по тексту – ответчики), выразившегося в невыдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 32:28:0015407:17, находящегося по адресу: г. Брянск, на пересечении ул. Камозина и ул. Ульянова, а также о возложении на Управление по строительству и развитию территории города Брянска и Брянскую городскую администрации обязанности выдать заявителю градостроительный план указанного земельного участка (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 21.07.2015 требования общества удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что ответчиками вопреки требований статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано наличие законных оснований для отказа в подготовке и выдаче градостроительного плана спорного земельного участка.
Не согласившись с решением суда, Управление по строительству и развитию территории города Брянска и Брянская городская администрация обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что размещение предполагаемого к строительству объекта противоречит действующему генеральному плану города Брянска 1994 года.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО «УК «Бежица», опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО «УК «Бежица» на основании договора аренды находящегося в областной собственности земельного участка от 27.01.2012 № 2371, договора от 21.09.2012 уступки прав по договору аренды от 27.01.2012 № 2371, дополнительных соглашений от 27.12.2012 № 1 и от 27.01.2015 к договору аренды от 27.01.2012 № 2371 является арендатором земельного участка с кадастровым номером 32:28:0015407:17, расположенного по адресу: г. Брянск, на пересечении ул. Камозина и ул. Ульянова, общей площадью 12 685 кв. м.
Общество 26.12.2014 обратилось в Управление по строительству и развитию территории города Брянска с заявлением о предоставлении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 32:28:0015407:17.
Письмом от 26.01.2015 № 379 управление сообщило заявителю о необходимости представления пролонгированного договора аренды земельного участка.
Общество 20.02.2015 повторно направило в управление заявление о предоставлении градостроительного плана вышеуказанного земельного участка с приложением дополнительного соглашения от 27.01.2015 к договору аренды земельного участка от 27.01.2012 № 2371, зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области 17.02.2015, согласно которому срок аренды земельного участка продлялся до 15.10.2016.
В установленные законом сроки управлением градостроительный план земельного участка заявителю не выдан, мотивированный отказ в его выдаче заявителю также не направлен.
Полагая, что Управлением по строительству и развитию территории города Брянска и Брянской городской администрацией допущено бездействие, которое нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из анализа изложенных норм права следует, что для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) требованиям законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Положениями главы 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок планировки территории.
Градостроительный план земельного участка является одним из видов документации по планировке территории (часть 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и может осуществляться подготовка градостроительных планов застроенных земельных участков.
В силу статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план – это один из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
Из статьи 51 названного Кодекса следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляются по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объектов.
В силу части 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (часть 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд (часть 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Приказом от 10.05.2011 № 207 Министерство регионального развития Российской Федерации утвердило форму градостроительного плана земельного участка.
Частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 – 16 данной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления заявления физического или юридического лица о выдаче градостроительного плана земельного участка осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Как справедливо указал суд первой инстанции, из вышеприведенных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что градостроительный план земельного участка является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, позволяющие идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства. Эти сведения необходимы для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка. Каких-либо прав и ограничений данный документ не устанавливает.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является безусловной обязанностью уполномоченного органа.
При этом градостроительное законодательство не устанавливает оснований, при которых отказывается лицу в выдаче градостроительного плана земельного участка применительно к застроенным или предназначенным для строительства объектов капитального строительства земельным участкам.
Из изложенного следует, что в случае если органом местного самоуправления лицу предоставлен земельный участок для строительства, то оно обязано выдать градостроительный план указанного участка.
Названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникающие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью установления обратившегося лица.
В соответствии с Административным регламентом «Предоставление муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков» (далее по тексту – Административный регламент), утвержденным постановлением Брянской городской администрации от 18.11.2011 № 3054-п, предоставление муниципальной услуги осуществляется отделом информационного обеспечения градостроительной деятельности управления по строительству и развитию территории города Брянска (пункт 1.4 Административного регламента).
В силу пунктов 2.8, 3.2.2, 3.2.4, 3.4.1, 3.4.3, 3.4.4, 3.4.6 Административного регламента прием документов, подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков осуществляется отделом информационного обеспечения градостроительной деятельности управления в течение тридцати дней со дня подачи заявления без взимания платы.
Заявитель обращается в отдел информационного обеспечения градостроительной деятельности управления с заявлением на имя начальника управления о подготовке градостроительного плана земельного участка с необходимым перечнем документов.
В случае несоответствия представленных документов требованиям законодательства специалист уведомляет заявителя о наличии препятствий для приема заявления и предлагает принять меры по их устранению.
При отсутствии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги специалист отдела информационного обеспечения градостроительной деятельности управления готовит проект градостроительного плана земельного участка в четырех экземплярах.
Проект градостроительного плана земельного участка передается на утверждение заместителю Главы Брянской городской администрации. После утверждения градостроительный план земельного участка передается в отдел информационного обеспечения градостроительной деятельности управления, который и выдает заявителю градостроительный план земельного участка в двух экземплярах.
Судом установлено и следует из материалов дела, что заявитель владеет на праве аренды земельным участком с кадастровым номером 32:28:0015407:17 с разрешенным использованием «многофункциональные нежилые здания общей площадью до 15 000 кв. м».
В целях разработки проектной документации и осуществления строительства ООО «УК «Бежица» обратилось в Управление по строительству и развитию территории города Брянска с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, приложив к заявлению все необходимые документы.
Сведений об утрате силы указанных документов, их поддельности либо о содержании в них недостоверной информации, а также о нарушении заявителем нормативных требований материалы дела не содержат.
При этом, как обоснованно указал суд первой инстанции, Управлением по строительству и развитию территории города Брянска и Брянской городской администрацией не выполнены действия, необходимость совершения которых предписана статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Административным регламентом.
Отклоняя довод управления о том, что управлением подготовлен проект градостроительного плана земельного участка в четырех экземплярах и направлен на утверждение заместителю главы Брянской городской администрации, но поскольку до настоящего времени градостроительный план земельного участка не утвержден, то управление не имеет возможности выдать его заявителю и довод администрации о том, что размещение предполагаемого к строительству объекта противоречит действующему Генеральному плану города Брянска 1994 года, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Процедура подготовки и выдачи градостроительного плана представляет собой ряд последовательных действий, совершаемых как самой Брянской городской администрацией, так и ее структурным подразделением – Управлением по строительству и развитию территории города Брянска.
При этом отсутствие необходимого согласования действий органов местного самоуправления не освобождает ответчиков от исполнения ими обязанности, установленной законом.
По смыслу вышеприведенных нормативных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации именно на органы местного самоуправления возлагается обязанность по обеспечению соответствия градостроительного плана земельного участка Генеральному плану, Правилам землепользования и застройки и иным документам территориального планирования и градостроительного зонирования.
Между тем градостроительный план спорного земельного участка заявителю не выдан, на доработку в управление из Брянской городской администрации не возвращен, мотивированный отказ в выдаче градостроительного плана заявителю не направлялся.
Суд первой инстанции справедливо указал, что ответчиками вопреки требованиям статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано наличие законных оснований для отказа в подготовке и выдаче градостроительного плана.
При этом, как справедливо заключено судом первой инстанции, отказ в выдаче градостроительного плана препятствует осуществлению обществом действий по разработке проектной документации и последующему строительству объекта капитального строительства на спорном земельном участке.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное ООО «УК «Бежица» требование, возложив в целях восстановления нарушенных прав общества на Управление по строительству и развитию территории города Брянска и Брянскую городскую администрации обязанность в пятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу выдать заявителю градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 32:28:0015407:17, находящегося по адресу: г. Брянск, на пересечении ул. Камозина и ул. Ульянова.
Доводы апелляционной жалобы являлись обоснованием позиции ответчиков по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушения норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта, то у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 21.07.2015 по делу № А09-6199/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления по строительству и развитию территории города Брянска и Брянской городской администрации – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В. Еремичева
Судьи
Н.В. Заикина
В.Н. Стаханова