ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула | Дело № А23-8948/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.12.2021
Постановление изготовлено в полном объеме 14.12.2021
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от истца – федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калужской и Тульской областям» (г. Калуга, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 03.12.2021), в отсутствие ответчика – федерального казенного учреждения «Барсуковское лесничество Федеральной службы охраны Российской Федерации» (Калужская область, Жуковский район, с. Высокиничи ОГРН <***>, ИНН <***>), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных предмета спора, – Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва, ОГРН <***>, ИНН <***>), Федеральной службы охраны Российской Федерации (г. Москва, ОГРН <***>, ИНН <***>), ФИО2, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калужской и Тульской областям» на решение Арбитражного суда Калужской области от 15.07.2021 по делу № А23-8948/2019 (судья Старостина О.В.),
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калужской и Тульской областям» (далее – ФКУ «УФО МО РФ по Калужской и Тульской областям», управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению «Барсуковское лесничество Федеральной службы охраны Российской Федерации» (далее –ФКУ «Барсуковское лесничество ФСО России», Лесничество ФСО, ответчик) о взыскании убытков в размере 150 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее – Министерство), Федеральная служба охраны Российской Федерации (далее – ФСО России), ФИО2.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 15.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ФКУ «УФО МО РФ по Калужской и Тульской областям» обжаловало его в апелляционном порядке.
Министерство подержало позицию управления по основаниям, изложенным в отзыве.
ФКУ «Барсуковское лесничество ФСО России» и ФСО России возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
ФИО2 отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Ответчик и третьи лица в судебное заседание представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ФГУ «Барсуковское военное лесничество Главного квартирно-эксплуатационного управления МО РФ» (далее – Военное Лесничество) состояло на финансовом обеспечении управления без права открытия самостоятельных расчетных счетов, в связи с чем 12.05.2015 между истцом и Военным Лесничеством заключен договор на обслуживание № 100.
В соответствии с положениями пунктов 1.1, 1.2 договора Военное Лесничество (заказчик) поручает, а ФКУ «УФО МО РФ по Калужской и Тульской областям» (исполнитель) обязуется осуществлять финансово-экономическое обеспечение воинской части (организаций) в пределах выделенных бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утвержденной в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации. Финансово-экономическое обеспечение включает в себя осуществление исполнителем операций с денежными средствами, а также ведение учета и составление отчетности в интересах заказчика по направлениям деятельности, перечисленным в пунктах 1.2.1-1.2.8 договора.
В период нахождения на финансовом обеспечении истца Военное Лесничество было признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей, что подтверждается постановлением главного государственного инспектора Калужской области по пожарному надзору Главного управления МЧС России от 19.12.2016 № 14.
Жуковским РОСП УФССП по Калужской области 29.09.2017 возбуждено исполнительное производство № 31812/17/40030-ИП по принудительному исполнению указанного постановления.
На основании положений приказа Министра обороны РФ от 09.03.2017 № 150, приказа Минфина РФ от 17.11.2016 № 213н, приказа Федерального казначейства Министерства финансов РФ от 19.07.2013 № 11н истец по платежному поручению от 29.11.2017 № 740681 произвел оплату административного штрафа.
Управлением в адрес Военного Лесничества были направлены запросы о предоставлении материалов административного расследования по факту выявленных административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, с указанием лиц, по вине которых допущены данные административные правонарушения, в ответ на которые (запросы) получена информация, что руководством Военного лесничества не были проведены административные расследования.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.10.2017 № 2382-р Военное Лесничество передано в ведение ФСО России с 01.01.2018.
Впоследствии, в ходе реорганизации Военное Лесничество преобразовано в федеральное казенное учреждение «Барсуковское лесничество Федеральной службы охраны Российской Федерации».
Письмом от 07.06.2019 № 05/2250 истец обратился к ответчику с требованием возместить денежные средства в размере 150 000 рублей, уплаченные управлением в рамках исполнительного производства № 31812/17/40030-ИП по принудительному исполнению постановления главного государственного инспектора Калужской области по пожарному надзору Главного управления МЧС России от 19.12.2016 № 14.
Ответным письмом от 15.07.2019 № 251 ответчик указал, что в силу приказа Министра обороны РФ от 03.12.2015 № 717 административные расследования в отношении военнослужащих для целей установления причин наложения данного административного штрафа и виновных в этом лиц находилось в компетенции руководства Военного Лесничества.
Вместе с тем, на дату вынесения постановления главного государственного инспектора Калужской области по пожарному надзору Главного управления МЧС России от 19.12.2016 № 14 все должности в Военном Лесничестве по штатному расписанию замещались не военнослужащими, а гражданским персоналом, в связи с чем было необходимо руководствоваться положениями статей 247, 277, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 37-38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 № 21 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации».
Также ответчик указал, что у Лесничества ФСО отсутствуют правовые основания и субъектного состава для проведения расследования в отношении Военного Лесничества для целей установления причин наложения данного административного штрафа и виновных в этом лиц.
Поскольку ответчик отказался возместить истцу денежные средства в размере 150 000 рублей, уплаченные последним в рамках исполнительного производства № 31812/17/40030-ИП, истец, ссылаясь на положения статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), обратился с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, с чем согласен апелляционный суд по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 1068 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Применительно к правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.
Статья 1082 ГК РФ в качестве одного из способов возмещения вреда указывает на возмещение причиненных убытков.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При этом истцом должен быть доказан факт причинения вреда, его размер, вина ответчика, наличие причинной связи между действиями (бездействием) ответчика и наступившими неблагоприятными последствиями.
Как следует из материалов дела, административный штраф за нарушения в области пожарной безопасности был наложен и уплачен в период нахождения Военного Лесничества в ведении Министерства обороны Российской Федерации и на финансовом обеспечении истца.
Согласно уставу ФКУ «УФО МО РФ по Калужской и Тульской областям», утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 31.07.2019 № 1582, управление создано в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 20.09.2010 № 1144 «О реорганизации федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации». Учредителем учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации (пункты 1, 3 устава).
На основании положения о Барсуковском лесничестве Министерства обороны Российской Федерации – филиале федерального государственного учреждения «Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны Российской Федерации», утвержденного приказом начальника федерального государственного учреждения «Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны Российской Федерации» от 24.12.2010 № 55, филиал является обособленным подразделением учреждения, расположенным вне места его нахождения, который осуществляет все функции учреждения, в том числе и функции представительства на основании данного положения (пункт 1.2).
При этом федеральное государственное учреждение «Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны Российской Федерации» является некоммерческой организацией. Учредителем учреждения является Министерство обороны Российской Федерации (пункт 1.3 устава федерального государственного учреждения «Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны Российской Федерации»).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 09.03.2017 № 150 определено, что финансовое обеспечение воинских частей (учреждений, организаций), не имеющих лицевых счетов в органах Федерального казначейства, осуществляется через ФКУ «УФО МО РФ по Калужской и Тульской областям» по территориальному принципу вне зависимости от их подчиненности.
Таким образом, отношения между истцом и ответчиком по поводу распределения денежных средств носят властно-распорядительный характер и не могут являться гражданско-правовыми, в связи с чем нормы ГК РФ о возмещении убытков неприменимы к спорным отношениям и заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 15.07.2021 по делу № А23-8948/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Д.В. Большаков |
Судьи | В.Н. Стаханова Е.Н. Тимашкова |