ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-6222/2021 от 29.11.2021 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

ДелоА09-430/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 29.11.2021

Постановление изготовлено в полном объеме 06.12.2021

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Большакова Д.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д.,                           при участии в судебном заседании истца – индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), от ответчика – Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН <***>,  ИНН <***>) – ФИО2 (доверенность от 06.10.2021), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – муниципального бюджетного учреждения «Дорожное управление» города Брянска                        (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>), муниципального унитарного предприятия «Брянское троллейбусное управление» г. Брянска (г. Брянск,                               ОГРН <***>, ИНН <***>), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1                     на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.07.2021 по делу № А09-430/2021 (судья Грахольская И.Э.),

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее –                       ИП ФИО1, предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Брянской городской администрации (далее – администрация, ответчик) о взыскании материального ущерба в размере 1 760 000 рублей.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное бюджетное учреждение «Дорожное управление» города Брянска, муниципальное унитарное предприятие «Брянское троллейбусное управление» г. Брянска.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 20.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, ИП ФИО1 обжаловал его в апелляционном порядке.

Администрация возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, между Брянской городской администрацией (арендодатель) и ИП ФИО1 (арендатор) заключены договоры аренды от 08.10.2003 № 26498, от 29.09.2004 № 30831, от 29.09.2004 № 30832, в соответствии с пунктом 1.1 которых арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельные участки:

– по договору от 08.10.2003 № 26498: адрес участка – ул. Красноармейская, о/д 31 участок ост. 1, кадастровый номер участка – 32:28:03 25 06, цель предоставления земельного участка – для эксплуатации торгового киоска с остановочным навесом, срок аренды участка: 3 года;

– по договору от 29.09.2004 № 30831: адрес участка – ул. Красноармейская, о/д 144 участок к. 2, кадастровый номер участка – 32:28:03 15 01, разрешенный вид использования – для эксплуатации торгового киоска, срок аренды участка: 6 месяцев;

– по договору от 29.09.2004 № 30832: адрес участка – ул. Красноармейская, о/д 101 участок к. 1, кадастровый номер участка – 32:28:03 23 01, разрешенный вид использования – для эксплуатации торгового киоска, срок аренды участка: 11 месяцев.

На указанных земельных участках размещены торговые объекты, принадлежащие ИП ФИО1

В соответствии с постановлением Брянской городской администрации от 22.06.2017 № 2218-п «Об утверждении Положения о взаимодействии органов муниципальной власти города Брянска при организации работы по освобождению земельных участков                                   от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов и Положения о рабочих группах при районных администрациях города Брянска по проведению демонтажа и (или) перемещения незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства» (далее – Постановление № 2218-п) рабочей группой, созданной при Советской районной администрации города Брянска в ходе обследования территории Советсткого района по ул. Красноармейской, 101 выявлен незаконно размещенный нестационарный торговый объект.

Рабочей группой составлен акт о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта от 09.08.2017 № 47 и размещено требование о добровольном демонтаже или перемещении незаконно размещенного нестационарного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, от 09.08.2017 № 47, в котором предложено в срок до 18.08.2017 в добровольном порядке демонтировать объект за счет собственных средств. Данное требование было размещено на торговом объекте (киоске).

Постановлением Брянской городской администрации № 2955-п указанный нестационарный объект, расположенный по адресу: <...>, признан незаконно размещенным нестационарным торговым объектом, не являющимся объектом капитального строительства, подлежащим демонтажу и (или) перемещению.

Во исполнение указанного постановления 09.02.2018 данный нестационарный объект был демонтирован и передан на ответственное хранений МБУ «Дорожное управление» г. Брянска, по адресу: <...>.

В соответствии с Постановлением № 2218-п рабочей группой, созданной при Советской районной администрации города Брянска, в ходе обследования территории Советского района по ул. Красноармейской, 146 выявлен незаконно размещенный нестационарный торговый объект.

Рабочей группой составлен акт о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта  от 12.10.2018 № 200 и размещено требование о добровольном демонтаже или перемещении незаконно размещенного нестационарного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, от 12.10.2018 № 200, в котором предложено в срок до 21.10.2018 в добровольном порядке демонтировать объект за счет собственных средств. Данное требование было размещено на торговом объекте (киоске).

Постановлением Брянской городской администрации № 2955-п указанный нестационарный объект, расположенный по адресу: <...>, признан незаконно размещенным нестационарным торговым объектом, не являющимся объектом капитального строительства, подлежащим демонтажу и (или) перемещению.

Во исполнение указанного постановления 10.11.2018 данный нестационарный объект был демонтирован и передан на ответственное хранение в МБУ «Дорожное управление» г. Брянска, по адресу: <...>.

В соответствии с Постановлением № 2218-п рабочей группой, созданной при Советской районной администрации города Брянска, в ходе обследования территории Советского района, по ул. Красноармейской, 31 выявлен незаконно размещенный нестационарный торговый объект.

Рабочей группой составлен акт о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта от 15.05.2018 № 127 и размещено требование о добровольном демонтаже или перемещении незаконно размещенного нестационарного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, от 15.05.2018 № 127, в котором предложено в срок до 24.08.2018 в добровольном порядке демонтировать объект за счет собственных средств. Данное требование было размещено на торговом объекте (киоске).

Постановлением Брянской городской администрации № 2955-п, указанный нестационарный объект, расположенный по адресу: <...>, признан незаконно размещенным нестационарным торговым объектом, не являющимся объектом капитального строительства, подлежащим демонтажу и (или) перемещению.

Во исполнение указанного постановления 14.10.2018 данный нестационарный объект был демонтирован и передан на ответственное хранение в МБУ «Дорожное управление» г. Брянска по адресу: <...>.

Полагая, что при демонтаже названных киосков сотрудниками администрации были нарушены положения Постановления № 2218-п, чем предпринимателю нанесен материальный ущерб, равный стоимости трех киосков в размере 1 760 000 рублей,              ИП ФИО1 25.02.2019 обратился в администрацию с заявлениями о возмещении ущерба, в удовлетворении которого предпринимателю было отказано.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения                                   ИП ФИО1 в арбитражный суд с соответствующим иском.

Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 Закона № 131-ФЗ).

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются положениями Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381-ФЗ).

В силу части 3 статьи 3 Закона № 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (статья 2 Закона № 381-ФЗ).

В силу части 1 статьи 10 Закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов, разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона № 381-ФЗ).

Правоотношения сторон, связанные с размещением (установкой) и эксплуатацией временного некапитального (нестационарного) торгового объекта регулируются, в том числе, Законом № 381-ФЗ.

С учетом порядка (с 01.03.2015) землепользования, установленного статьями 39.33, 39.34, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, правовые основания для предоставления земельного участка, находящегося в публичной собственности, в аренду под размещение нестационарного торгового объекта отсутствуют, поскольку в силу статьи 39.33 и 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение такого объекта осуществляется без предоставления земельного участка в аренду на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования.

На территории города Брянска размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденной Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.04.2016 № 405 (далее – Схема размещения нестационарных торговых объектов).

В соответствии с пунктом 4 Решения Брянского городского Совета народных депутатов от 27.06.2012 № 803 предприниматели и юридические лица осуществляют размещение и эксплуатацию торговых объектов после утверждения Брянским городским Советом народных депутатов Схемы размещения нестационарных торговых объектов на основании паспортов временных объектов.

В соответствии с пунктом 1.3.1 Постановления № 2218-п незаконно размещенные объекты, не являющиеся объектами капитального строительства (далее – объекты), – это размещенные на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Брянска, земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, объекты, не являющиеся объектами капитального строительства (объекты, используемые под шиномонтаж, гараж, автосервис, моечный комплекс для автотранспорта, изотермические емкости и цистерны, выносное холодильное оборудование, мобильные пункты быстрого питания, торговые автоматы, летние кафе, другие нестационарные торговые объекты, а также иные аналогичные объекты) без документов, являющихся основанием для их размещения в силу действующего законодательства, либо если срок их действия истек.

Пунктом 2.1.3 Постановления № 2218-п предусмотрено, что в случае выявления незаконно размещенных объектов (пункт 2.1.1) или подтверждения информации о незаконном размещении объекта (пункт 2.1.2) в течение 3 рабочих дней рабочей группой составляется акт о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства (приложение № 2 к данному Положению), который вместе с заверенными копиями документов (обращений, заявлений, иной информации) направляется в течение 3 рабочих дней в отдел муниципального контроля.

При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008      № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», отдел муниципального контроля проводит проверку в соответствии с требованиями административного регламента по исполнению муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности на территории города Брянска, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 02.12.2013 № 3062-п.

В течение 3 рабочих дней со дня составления акта отделом муниципального контроля составляется и вручается собственнику объекта лично под расписку требование о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства (далее – требование) (приложение № 2 к названному Положению).

В случае невозможности вручения требования собственнику объекта по причине его уклонения от вручения или иной причине требование направляется ему по почте заказным письмом с уведомлением.

Если собственник неправомерно размещенного и (или) эксплуатируемого на территории города Брянска объекта не установлен, на объект в течение 3 рабочих дней с даты составления акта о выявлении незаконно размещенного объекта (приложение № 1) размещается требование с указанием срока демонтажа и (или) перемещения, о чем уполномоченным лицом Брянской городской администрации делается отметка на бланке требования (пункт 2.1.4 Постановления № 2218-п).

Согласно пункту 2.2 Постановления № 2218-п учет выявленных незаконно размещенных объектов осуществляется отделом муниципального контроля посредством ведения реестра незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на территории города Брянска (далее – Реестр).

Реестр ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, размещается на официальном сайте Брянской городской администрации www.bga32.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и публикуется в муниципальной газете «Брянск» по состоянию на десятое число каждого месяца, следующего за отчетным.

В соответствии с пунктом 3.1 Постановления № 2218-п срок для добровольного демонтажа и (или) перемещения объекта должен составлять не более 10 рабочих дней с даты вручения требования.

В случаях, предусмотренных пунктом 2.1.4, демонтаж и (или) перемещение объекта производится в течение 10 рабочих дней с даты получения собственником (законным представителем собственника, владельцем) извещения о вручении требования о демонтаже и (или) перемещении объекта или по истечении 10 рабочих дней с даты возврата почтового уведомления о невозможности вручения.

Если собственник (законный представитель собственника, владелец) не установлен, то демонтаж и (или) перемещение незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, производится по истечении 10 дней с даты размещения на объекте требования о добровольном демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства.

По письменному заявлению собственника объекта в случае невозможности осуществления его демонтажа и (или) перемещения срок, установленный требованием, продлевается не более чем на 5 рабочих дней.

На основании пункта 3.2 Постановления № 2218-п в течение 5 рабочих дней со дня истечения срока для добровольного демонтажа и (или) перемещения указанного в требовании и его неисполнении отдел муниципального контроля подготавливает проект постановления Брянской городской администрации о демонтаже объекта, который в течение 10 рабочих дней подписывается Главой городской администрации.

Основанием для демонтажа и (или) перемещения объектов является постановление Брянской городской администрации, которое содержит сведения, приведенные в пункте 3.3 Постановления № 2218-п.

В настоящий момент заключенные между администрацией и предпринимателем договоры аренды земельных участков от 08.10.2003 № 26498, от 29.09.2004 № 30831, от 29.09.2004 № 30832, возобновившие свое действие на неопределенный срок, расторгнуты арендодателем в одностороннем порядке (пункт 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации). Факт получения уведомлений от 12.02.2018 № 2/29-265, от 21.09.2015 № 2/29-1856, от 18.12.2015 № 2/29-2654 об отказе от договоров предприниматель в судебном заседании Двадцатого арбитражного апелляционного суда не оспаривал.

Места размещения спорных нестационарных торговых объектов также не включены в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, паспорта временных объектов предпринимателю не выдавались.

Изложенное свидетельствует об отсутствии правовых оснований размещения предпринимателем спорных нестационарных объектов торговли и соответствии указанных объектов понятию незаконно размещенных объектов в значении, придаваемом ему пунктом 1.3.1 Положения № 2218-п.

Уполномоченным органом по факту установления нахождения незаконно размещенных объектов составлены акты от 09.08.2017 № 47, 15.05.2018 № 127, от 12.10.2018 № 200.

Материалы дела свидетельствуют о соблюдении органом местного самоуправления установленных пунктами 2.1.4, 2.2 Постановления № 2218-п правил доведения до сведения ИП ФИО1 информации о незаконном размещении объектов.

Так, требования о добровольном демонтаже или перемещении незаконно размещенного нестационарного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, от 09.08.2017 № 47, 15.05.2018 № 127, от 12.10.2018 № 200, в которых предложено в срок до 18.08.2017, 24.05.2018, 21.10.2018, соответственно, в добровольном порядке демонтировать нестационарные объекты за счет собственных средств, были размещены на соответствующих торговых объектах (киосках).

В соответствии с постановлением администрации от 26.09.2017 № 3313-п нестационарный объект, расположенный по адресу: <...>, признан незаконно размещенным нестационарным торговым объектом, не являющимся объектом капитального строительства, подлежащим демонтажу и (или) перемещению. Данное постановление было опубликовано в муниципальной газете «Брянск» 29.09.2017 № 41д, размещенной на официальном сайге Брянской городской администрации (www.bna32.ru).

В соответствии с постановлением администрации от 13.11.2018 № 3473-п нестационарный объект, расположенный по адресу: <...>, признан незаконно размещенным нестационарным торговым объектом, не являющимся объектом капитального строительства, подлежащим демонтажу и (или) перемещению. Данное постановление было опубликовано в муниципальной газете «Брянск» 16.11.2018                   № 47д (991), размещенной на официальном сайте Брянской городской администрации (www.bga32.ru).

В соответствии с постановлением администрации от 10.07.2018 № 2027-п нестационарный объект, расположенный по адресу: <...>                  о/д 31, признан незаконно размещенным нестационарным торговым объектом, не являющимся объектом капитального строительства, подлежащим демонтажу и (или) перемещению. Данное постановление было опубликовано в муниципальной газете «Брянск» 13.07.2018 № 29д (973), размещенной на официальном сайте Брянской городской администрации (www.bga32.ru).

Помимо этого, указанные объекты были включены в Реестр незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на территории города Брянска, который размещается на официальном сайте Брянской городской администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.bga32.ru).

В соответствии с Положением № 2218-п работы по демонтажу и (или) перемещению объекта осуществляются не позднее чем в течение одного года с даты начала работ по демонтажу и (или) перемещению объекта, указанной в Постановлении Брянской городской администрации, при наличии договора (муниципального контракта) с Брянской городской администрацией, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством (пункт 3.3.1).

Работы по демонтажу и (или) перемещению объекта, в том числе расходы на хранение объекта, оплачиваются за счет средств бюджета города Брянска с последующим возмещением указанных расходов владельцем объекта в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3.4).

Демонтаж и (или) перемещение объектов может производиться организацией по договору (муниципальному контракту) с Брянской городской администрацией, заключенному в соответствии с требованиями действующего законодательства         (пункт 3.5).

На основании пункта 3.6 Положения № 2218-п демонтаж и (или) перемещение объекта производится в присутствии членов рабочей группы, а также собственника объекта (уполномоченного представителя собственника объекта).

В случае надлежащего уведомления собственника объекта (уполномоченного представителя собственника объекта) о дате и времени демонтажа и (или) перемещения объекта и его неявки, демонтаж и (или) перемещение объекта производится в присутствии членов рабочей группы в его отсутствие.

Демонтаж и (или) перемещение объекта оформляется актом о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, (приложение № 3 к данному Положению), и описью находящегося в нем имущества (при его наличии).

Согласно пункту 3.9 Постановления № 2218-п для получения объекта его владелец представляет в Брянскую городскую администрацию письменное заявление (далее – заявление), к которому прилагаются следующие документы:

1) документ, удостоверяющий личность (в случае если владельцем объекта является физическое лицо);

2) документ или нотариально заверенная копия документа, подтверждающего полномочия представителя владельца объекта (при обращении с заявлением представителя владельца объекта, в том числе представителя юридического лица);

3) документы или нотариально заверенные копии документов, подтверждающие право собственности или иное вещное право на объект, либо право владения и пользования объектом;

4) согласие собственника объекта (уполномоченного представителя собственника объекта) на обработку персональных данных (приложение № 5 к данному Положению).

Непредставление полного комплекта документов, указанных в данном пункте, является основанием для отказа в принятии заявления.

В течение 5 рабочих дней со дня получения заявления и документов, соответствующих требованиям настоящего пункта, отдел муниципального контроля вручает или направляет владельцу объекта уведомление о расходах, понесенных в связи с демонтажем и (или) перемещением и хранением объекта.

Владелец объекта в течение 30 календарных дней с даты получения уведомления о расходах, понесенных в связи с демонтажем и (или) перемещением и хранением объекта, в добровольном порядке возмещает в бюджет города Брянска стоимость таких расходов.

В случае отказа владельцем объекта от добровольного возмещения расходов связанных с демонтажем и (или) перемещением и хранением объекта, расходы взыскиваются в судебном порядке.

Из пояснений ответчика следует, что ИП ФИО1 при неоднократных его обращениях разъяснен (в том числе письменно (т. 1 л.д. 100)) порядок получения демонтированных объектов и условия оплаты за демонтаж и (или) перемещение, а также порядок оплаты за хранение объекта.

Поскольку предпринимателем не были предоставлены все необходимые документы для возврата киосков, а также не исполнена обязанность по возмещению затрат на демонтаж и хранение объектов, Брянская городская администрация правомерно отказала                   ИП ФИО1 в возврате киосков.

Из материалов дела также следует, что 17.07.2019 по заявлению предпринимателя управлением муниципального контроля было подготовлено уведомление о возмещении затрат за демонтаж и хранение НТО, от получения которого истец уклонился несмотря на то, что в своем заявлении указал на возможность личного получения документов. Из пояснений представителя администрации следует, что уведомление было направлено в адрес заявителя заказным письмом и вручено согласно уведомлению о вручении 13.10.2019 (т. 2 л.д. 4, 5).

Дополнительно в адрес заявителя была направлена претензия о возмещении расходов по демонтажу спорных объектов на общую сумму 76 007 рублей 18 копеек в течение 30 дней, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений, которая (претензия) не была удовлетворена в добровольном порядке.

Судом также по праву отмечено следующее.

В материалы дела представлено письмо ИП ФИО1 начальнику отдела муниципального контроля Брянской городской администрации, датированное 12.09.2018, в котором истец предупреждает о недопустимости совершения каких-либо действий в отношении киоска, расположенного по адресу: <...> о/д 31, со ссылкой на нормы Уголовного кодекса Российской Федерации.

Письмом от 05.10.2018 заявитель подтверждает факт уведомления о демонтаже киоска и сообщает о невозможности вывезти товар и демонтировать киоск в связи с отъездом из Российской Федерации.

Также в материалы дела представлено письмо (расписка) администратора               ИП ФИО1 о том, что товар из торгового объекта получен в полном объеме, претензий не имеется.

В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции заявитель также указывал на то, что неоднократно уезжал из Российской Федерации, в связи с чем не имел возможности заниматься спорными объектами.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ИП ФИО1 не предпринял всех зависящих от него мер по соблюдению требований закона и сохранению принадлежащих ему киосков: самостоятельно не осуществил демонтаж объектов, своевременно не исполнил обязанности по оплате расходов за демонтаж, перемещение и хранение объектов.

В связи с изложенным судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что администрация действовала в пределах полномочий и с соблюдением требований, установленных законом, в том числе Постановлением № 2218-п.

Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Для применения ответственности, предусмотренной названными статьями, лицо, требующее возмещения убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) государственных органов, должно доказать противоправность действий (бездействия) названных органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) государственных органов и возникшими убытками, а также размер последних.

Для взыскания убытков, предусмотренных статьями 15, 1069 ГК РФ, должны быть доказаны факт нарушения должностным лицом государственного органа возложенных на него обязанностей (совершение незаконных действий или бездействие), его вина, наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у потерпевшего убытками, а также размер последних. Отсутствие одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков. Кроме того, такое лицо должно доказать, что принимало все зависящие от него меры для предотвращения (уменьшения) убытков (статья 1083 ГК РФ).

Таким образом, как и любая форма гражданско-правовой ответственности, возмещение убытков является результатом правонарушения и имеет место только тогда, когда поведение должника носит противоправный характер. При этом юридическое значение имеет только прямая (непосредственная) причинная связь между противоправным поведением должника и убытками кредитора. Прямая (непосредственная) причинная связь имеет место тогда, когда в цепи последовательно развивающихся событий между противоправным поведением лица и убытками не существует каких-либо обстоятельств, имеющих значение для гражданско-правовой ответственности.

Бремя доказывания наличия убытков (ущерба), обоснования с разумной степенью достоверности их размера и причинной связи между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства ответчиком и названными убытками возлагается на истца (пункт 5 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016  № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»).

С учетом совокупности приведенных выше обстоятельств, суд первой инстанции по праву признал необоснованными исковые требования ИП ФИО1, который в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представил в материалы дела надлежащих доказательств, свидетельствующих о соблюдении необходимой степени заботливости и осмотрительности, направленной на сохранение своей собственности, а также доказательств, подтверждающих причинение ему реального ущерба противоправными действиями администрации, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.

Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.

Обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы суда не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельства и имеющимся доказательствам.

Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы права, подлежащие применению, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 20.07.2021 по делу                                           № А09-430/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи                                                                                                                                                                          

               Д.В. Большаков

               В.Н. Стаханова

               Е.Н. Тимашкова