ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А54-2541/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 30.11.2020
Постановление изготовлено в полном объеме 07.12.2020
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 11.09.2020 по делу № А54-2541/2020 (судья Ушакова И.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строй Плюс» (г. Москва, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН <***>, ИНН <***>), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований: Министерство строительного комплекса Рязанской области (г. Рязань, ОГРН <***>, ИНН: <***>) о признании незаконным решения от 13.01.2020 №062/01/18.1-613/2019, обязании восстановить права в установленном законом порядке,
при участии в судебном заседании от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Строй Плюс» – ФИО1 (доверенность от 01.07.2020),
заинтересованного лица – Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области – ФИО2 (доверенность от 02.10.2020 № 5791), ФИО3 (доверенность от 17.09.2020 № 5522),
в отсутствие представителя третьего лица – Министерства строительного комплекса Рязанской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Строй Плюс» (далее – ООО «Строй Плюс», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (далее – Рязанского УФАС, управление) о признании незаконным решения от 13.01.2020 №062/01/18.1-613/2019, обязании восстановить права в установленном законом порядке с
ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока для обжалования решения Рязанского УФАС от 13.01.2020 №062/01/18.1-613/2019.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 11.09.2020 заявленные требования удовлетворены, решение Рязанского УФАС от 13.01.2020 №062/01/18.1-613/2019 признано недействительным.
Не согласившись с данным решением, Рязанское УФАС обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Считает, что вывод суда первой инстанции не соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что Положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», позволяют организатору предварительного отбора установить требования к его участнику о наличии соответствующих работников в том количестве, которое необходимо Министерству; Министерство установило количество необходимых работников не менее 8, что не противоречит пункту 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Полагает, что пункт 11 раздела 5 документации о проведении предварительного отбора о требованиях относительно количества в штате участника предварительного отбора квалификационного персонала: не менее восьми человек по основному месту работы не противоречит Положению, а подпункт «о» пункта 23 Правил не противоречит пункту 2 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
ООО «Строй Плюс» в отзыве на апелляционную жалобу возражало против ее доводов, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Министерство строительного комплекса Рязанской области отзыва на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 08.11.2019 Министерством строительного комплекса Рязанской области в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 №615 разработана, утверждена и размещена на официальном сайте единой информационной системы закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://minstroy.ryazangov.ru/ документация о проведении предварительного отбора подрядных организаций на оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, медернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Согласно пункту 11 раздела V (Требования к участникам предварительного отбора) при проведении отбора требуется наличие в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) квалификационным требованиям, в количестве, определяемом с учетом пункта 2 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ, а именно, участник предварительного отбора должен иметь в штате следующий квалификационный персонал: индивидуальный предприниматель / руководитель или заместитель руководителя юридического лица – 1 (один), работники индивидуального предпринимателя / руководителя или заместителя руководителя юридического лица должны являться специалистами в области строительства, реконструкции, капительного ремонта объектов капительного строительства – 7 (семь).
Общество «Строй Плюс» 26.11.2019 подало заявку с приложением требуемых документов в отношении четырех сотрудников, которые включены в Национальный реестр специалистов в области строительства (том 1 л.д.42,44). Протоколом по проведению предварительного отбора от 12.12.2019 №РТС162В190024 (том 1 л.д.100,106) обществу «Строй Плюс» отказано во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций в связи с тем, что не выполнено требование о наличии у участника в штате минимального количества квалифицированного персонала (подпункт «о» пункта 23 положения, пункт 11 раздела 5 документации).
23.12.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области поступила жалоба ООО «Строй Плюс» (том 1 л.д.38) на действия органа по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций – министерства строительного комплекса Рязанской области при проведении предварительного отбора подрядных организаций на оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (номер процедуры на сайте www.rts-tender.ru РТС 162В190024, номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок 015920000281900024).
При рассмотрении жалобы Управлением установлено, что пунктом 11 раздела 5 документации о проведении предварительного отбора установлены требования относительно количества в штате участника предварительного отбора квалификационного персонала: не менее восьми человек по основному месту работы с высшим образованием соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее 5 лет, один из которых должен быть индивидуальным предпринимателем/руководителем или заместителем руководителя юридического лица.
Установлено, что в составе заявки ООО «Строй Плюс» предоставило сведения в отношении четырех квалифицированных сотрудников.
В связи с этим Управление пришло к выводу, что при данных обстоятельствах отказ заявителю во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций является обоснованным, поскольку в соответствии с действующим законодательством организатору предварительного отбора предоставлена возможность самостоятельно определять требуемое количество квалифицированного персонала в штате участника, исходя из конкретной ситуации, при выполнении условия, содержащегося в пункте 2 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ – количество специалистов по основному месту работы должно быть не менее двух.
В рассматриваемом случае установление в документации о проведении предварительного отбора требования о наличии восьми квалифицированных сотрудников в штате у участника не противоречит требованиям действующего законодательства. Обязанность обосновывать установленное в документации необходимое количество специалистов у организатора предварительного отбора отсутствует. Нарушений требований законодательства в действиях органа по ведению Реестра квалифицированных подрядных организаций (далее – РКПО) не выявлено, в связи с чем жалоба ООО «Строй Плюс» признана необоснованной.
Решением комиссии Рязанского УФАС России от 13.01.2020 № 062/01/18.1-613/2019 жалоба признана необоснованной.
Заявитель решение Управления считает незаконным, поскольку требование, установленное в документации о проведении предварительного отбора относительно количества специалистов по основному месту работы – не менее восьми человек, один из которых является индивидуальным предпринимателем/руководителем или заместителем руководителя юридического лица, является неправомерным и ограничивает количество участников предварительного отбора, противоречит пункту 2 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ, устанавливающей требование в количестве «не менее чем два специалиста по месту основной работы».
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В статье 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
В соответствии с правилами указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Одной из функций регионального оператора является осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (пункт 3 части 1 статьи 180 ЖК РФ).
В силу пункта 3 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
Согласно части 5 статьи 182 ЖК РФ предусмотрено, что привлечение региональным оператором, в частности, в случае, предусмотренном частью 3 данной статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании части 1.1 статьи 180 ЖК РФ закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 данной статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Процедура предварительного отбора подрядных организаций проводится в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее – Положение).
Из протокола по проведению предварительного отбора от 12.12.2019 № РТС 162В190024 (том 1 л.д.100) следует, что на участие в предварительном отборе подано девять заявок, в том числе заявка ООО «Строй Плюс» (том 1 л.д.106).
Согласно данному протоколу заявителю отказано во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций в связи с несоответствием требованиям, установленным пунктом 23 Положения: «не выполнено требование о наличии у участника в штате минимального количества квалифицированного персонала (подпункт «о» пункта 23 Положения, пункт 11 раздела 5 Документации)».
В силу пункта 235 Положения № 615 любой участник предварительного отбора, электронного аукциона имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, действия (бездействие) заказчика, комиссии по проведению предварительного отбора, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при организации и проведении закупки, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключении договоров об оказании услуг по их результатам.
Согласно абзацу 8 пункта 2 Положения № 615 «предварительный отбор» – это совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор.
Таким образом, согласно действующему законодательству предварительный отбор подрядных организаций является частью процедуры торгов (аукциона), проведение которых обязательно в соответствии с Положением № 615.
Доводы Управления о том, что о том, что подпункт «о» пункта 23 Положения № 615 позволяет самостоятельно органу по ведению реестра устанавливать минимальное количество квалифицированного персонала в зависимости от предмета предварительного отбора, правомерно отклонена судом области. Как следует из преамбулы Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 № 615, оно утверждено в соответствии с частью 1.1 статьи 180 и частью 5 статьи 182 ЖК РФ. При этом Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 является подзаконным нормативно-правовым актом, принятым во исполнение Жилищного кодекса Российской Федерации, а потому, исходя из иерархии нормативных правовых актов, не может в данном случае противоречить иным федеральным законам, в частности, Градостроительному кодексу Российской Федерации. Минимально необходимые и достаточные требования, при соответствии которым лицо считается квалифицированным, то есть имеющим возможность заниматься работами по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, уже установлены на законодательном уровне в статье 55.5 ГрК РФ.
В связи с чем, лицо, которое соответствует требованиям статьи 55.5 ГрК РФ и имеет свидетельство саморегулируемой организации в силу требований закона, обладает квалифицированным персоналом для выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Согласно представленной выписке из реестра от 10.06.2020 №1 общество «Строй Плюс» является членом саморегулируемой организации – Ассоциация содействия реставрации и возрождению национального архитектурного наследия «Архитектурное наследие» с 21.03.2019 (том 1 л.д.131).
Таким образом, по справедливому суждению суда первой инстанции, как следует из системного толкования подпункта «о» пункта 23 Положения, статьи 55.5 ГрК РФ требования к количеству и квалификации персонала для выполнения определенных видов работ устанавливает саморегулируемая организация, однако такие требования не могут быть ниже минимально необходимых требований, установленных частью 8 указанной статьи ГрК, при этом у регионального оператора не имеется полномочий произвольно устанавливать требования к участникам предварительного отбора в части наличия у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, такие требования устанавливаются в зависимости от требований, установленных саморегулируемой организацией для определенного вида работ и указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования Организатора торгов к минимальной численности квалифицированного персонала в данном случае являются завышенными и не согласуются с требованиями ГрК РФ, что является нарушением подпункта «о» пункта 23 Положения.
На основании изложенного судебная коллегия поддерживает позицию суда первой инстанции о наличии в действиях Организатора торгов нарушения при организации и проведении Предварительного отбора, выразившееся в установлении в документации требований к минимальной численности квалифицированного персонала участников отбора в нарушение норм ГрК РФ и подпункта «о» пункта 23 Положения. В связи с установленными по делу обстоятельствами решение антимонопольного органа подлежит признанию незаконным.
Аналогичный правовой подход сформулирован и в судебной практике, в частности по делам №А90-24477/2017, А40-248964/2019.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционных жалобах доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 11.09.2020 по делу № А54-2541/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья Судьи | Е.В. Мордасов В.Н. Стаханова Е.Н. Тимашкова |