ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-6680/12 от 23.01.2013 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел. (4872)36-32-71, факс (4872)36-20-09,

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А54-7068/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2013 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тиминской О.А., судей Байрамовой Н.Ю. и Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., рассмотрев апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Рязанской области от 27.11.2012 (судья Стрельникова И.А.) по делу № А54-7068/2012, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Вита-Лизинг» (далее – ООО «Вита-Лизинг», Общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу (далее – управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 28.08.2012 № 07-12/132/108ПЮЛ2 о привлечении к административной ответственности.

Решением суда от 27.11.2012 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

Оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.

Судом установлено, что 19.04.2010 ООО «Вита-Лизинг» зарегистрировано в Едином государст­венном реестре юридических лиц за основным государственным регистрацион­ным номером 1106232000324 и явля­ется организацией, осуществляющей деятельность в области финансовой аренды (лизинга).

Управлением с 11.07.2012 по 23.08.2012 проведена камеральная проверка соблюдения обществом тре­бований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) за период с 01.01.2010 по 10.07.2012.

В ходе проверки административным органом выявлено отсутствие постановки на учет в управлении ООО «Вита-лизинг»; отсутствие правил внутреннего контроля в обществе; отсутствие специального должностного лица, ответственного за реали­зацию правил внутреннего контроля; ООО «Вита-лизинг» в ходе проверки не представило документы, под­тверждающие проведение в проверяемом периоде обучения сотрудников в соот­ветствии с Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организа­ций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных пре­ступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным приказом Феде­ральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 № 203; общество не представило в уполномоченный орган сведений по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуще­ством.

По результатам проверки управлением составлен акт от 23.08.2012 № 07-12/132/132/АК и протокол об административном правонарушении от 23.08.2012 № 07-12/132ПЮЛ/2, где отражено существо административного правонарушения, административная ответствен­ность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Феде­рации об административных правонарушениях (далее – Кодекс).

Постановлением от 28.08.2012 № 07-12/132/108ПЮЛ2 управление привлекло ООО «Вита-лизинг» к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 Кодекса в виде 200 тыс. рублей штрафа.

Полагая, что постановление управления не соответствует законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 2 статьи 15.27 Кодекса неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, влекут наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Согласно статье 3 Закона № 115-ФЗ внутренний контроль – это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Под организацией внутреннего контроля следует понимать совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а под осуществлением внутреннего контроля – реализацию организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров (статья 3 Закона № 115-ФЗ).

В силу пункта 9 статьи 7 Закона № 115-ФЗ контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. В случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 № 28 утверждено Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее –Положение).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Положения лизинговые компании относятся к организациям, подлежащим постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу.

Согласно пункту 3 Положения постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования настоящего Положения, вновь созданной организации – в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации.

На основании статьи 6 Закона № 115-ФЗ операция с де­нежными средствами или иными имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. рублей, или пре­вышает ее, а по своему характеру данная операция относится к операциям с де­нежными средствами в наличной форме, а именно: представление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов фи­зическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций – Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Пунктами 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца: для создаваемых организаций – со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций – со дня вступления в силу настоящего постановления.

Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций – в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.

Согласно пункту 6 статьи 24.5 Кодекса одним из обстоятельств, исключающих производ­ство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Поскольку государственная регистрация ООО «Вита-лизинг» осуществлена 19.04.2010, то общество обязано в срок не позднее 19.05.2010 встать на учет в управление.

Однако на учет общество встало только 22.08.2012, то есть с пропуском установленного законом срока.

Также с учетом даты государственной регистрации ООО «Вита-лизинг» общество не позднее 19.05.2010 обязано было разработать и утвердить правила внутреннего контроля, а также назначить ответственных лиц и предста­вить их на согласование надзорному органу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.

При этом правила внутреннего контроля ООО «Вита-лизинг» были разра­ботаны и утверждены директором ФИО1 17.08.2012 на основании при­каза № 14, этим же приказом ФИО1 назначил себя ответственным за со­блюдение правил внутреннего контроля.

В то же время необходимо отметить, что рассматриваемые правонарушения не относятся к длящимся, поскольку считаются оконченными со дня истечения срока, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ.

В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма – по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

В части 2 данной статьи определено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Нарушение порядка контроля, выразившееся в непредставлении сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и неразработка правил внутреннего контроля, то есть невыполнение обществом предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку, по своему характеру не могут быть отнесены к категории длящихся правонарушений.

Такой правовой подход получил свое закрепление в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда российской Федерации от 25.04.2006 № 14741/05.

Таким образом, управлением пропущен срок давности привлечения общества к административной ответственности за нарушение, выразившееся в непредставлении в установленный срок в административный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и неразработке правил внутреннего контроля.

На основании изложенного довод апелляционной жалобы о том, что управлением не пропущен срок привлечения к административной ответственности, отклоняется.

Кроме того, вменяемое Обществу нарушение части 2 статьи 15.27 Кодекса (в действующей редакции) не предусматривает ответственность за несвоевременную постановку на учет и несвоевременное утверждение и согласование правил внутреннего контроля.

В отношении непредставления ООО «Вита-лизинг» в ходе проверки документов, под­тверждающие проведение в проверяемом периоде обучения сотрудников в соответствии с положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организа­ций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных пре­ступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Феде­ральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 № 203, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.

Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодейст­вия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финан­сированию терроризма, в котором установлено, что руково­дитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны прохо­дить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терро­ризма.

Лица, указанные в подпунктах «а», «б» и «в» пункта 6 Положения, назначае­мые на соответствующие должности после вступления в силу настоящего Поло­жения, должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты возложения соответствующих должностных обязанностей.

Лица, занимающие на момент вступления в силу настоящего Положения должности, указанные в подпунктах «а», «б» и «в» 10 пункта, должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с да­ты вступления в силу настоящего Положения.

Судом установлено, что целевой инструктаж директор ООО «Вита-лизинг» ФИО1 прошел 16.08.2012.

Согласно статье 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее ад­министративное правонарушение, от административной ответственности и огра­ничиться устным замечанием.

На основании пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Россий­ской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судеб­ной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необ­ходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Мало­значительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной уг­розы охраняемым общественным отношениям.

Однако доказательств того, что допущенное обществом наруше­ние повлекло за собой нарушения прав государства или третьих лиц, равно как и причинило (или могло причинить) им ущерб, административным органом не представлено.

Суд первой инстанции, с учетом фактических обстоятельств совершения правонарушения, степени общественной опасности конкретного деяния, отсутствия умысла на причинение вреда, совершения административного правонарушения впервые, пришел к обоснованному выводу о том, что действия общества не повлекли существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В обоснование своей позиции управление также ссылается на то, что общество не представило в уполномоченный орган сведений по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом.

Апелляционная инстанция отклоняет данный довод в силу следующего.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю, направляются в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения).

Федеральным законом от 08.11.2011 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» » и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» срок представления сведе­ний увеличен до трех дней.

Как следует из материалов дела, обществом заключены договор финансовой аренды (лизинга) от 03.10.2010 № 1/2010 (дата подписания актов приема-передачи имущества в ли­зинг 31.03.2011); договор займа от 03.02.2011 № 1.

Рассматриваемое правонарушение также не относится к длящимся, поскольку считается оконченным со дня истечения срока, установленного подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона №115-ФЗ, в связи с чем административным органом пропущен срок для привлечения Общества к административной ответственности.

Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, Федеральным законом от 08.11.2011 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 15.27 Кодекса была изложена в новой редакции, в связи с чем на момент совершения ООО «Вита-Лизинг» административного правонарушения подлежала применению ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 15.27 Кодекса (то есть в ранее действовавшей редакции).

При таких обстоятельствах следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о незаконности вменения ООО «Вита-Лизинг» правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 Кодекса.

Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как того требует часть 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены верно.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта в любом случае, не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 27.11.2012 по делу № А54-7068/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

О.А. Тиминская

Судьи

Н.Ю. Байрамова

Н.В. Еремичева