ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-6803/15 от 27.01.2016 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

03 февраля 2016 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула Дело № А09-7253/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 27.01.2016

Постановление изготовлено в полном объеме 03.02.2016

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Волковой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 на решение Арбитражного суда Брянской области от 04.09.2015 по делу № А09-7253/2015 (судья Черняков А.А.), установил следующее.

Департамент сельского хозяйства Брянской области (далее – истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – ответчик, глава КФХ ФИО1) о взыскании 915 315 руб. 83 коп.

Решением суда исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Ссылается на то, что главой КФХ были представлены все необходимые документы для предоставления гранта, которые должны были быть проверены департаментом на стадии принятия решения о финансировании ответчика. Указывает, что в материалах дела не имеется доказательств того, что главой КФХ нарушены условия предоставления гранта, что денежные средства не используются по их целевому назначению, следовательно, оснований для их взыскания с ответчика не имеется.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что главой КФХ ФИО1 10.04.2014 в адрес конкурной комиссии департамента сельского хозяйства Брянской области подана заявка на участие в конкурсном отборе начинающих фермеров на право получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство по ведомственной целевой программе «Поддержка начинающих фермеров в Брянской области» (2012-2014 года).

Протоколом от 27.05.2014 № 1 заседания конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров на право получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство глава К(Ф)Х ФИО1 признана участником ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров в Брянской области» (2012-2014 годы) государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рыков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2012-2014 годы), имеющей право на получение в 2014 году гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство.

Между Департаментом сельского хозяйства Брянской области и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 заключено соглашение от 11.06.2014 № 12, согласно которому ответчик обязуется в течение 12 месяцев со дня поступления денежных средств на расчетный счет начинающего фермера использовать грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства – на приобретение сельскохозяйственных животных, техники; приобретение семян, удобрений, ядохимикатов и единовременную помощь на бытовое обустройство начинающего фермера – приобретение грузопассажирского автомобиля, в течение 12 месяцев со дня поступления денежных средств на счет начинающего фермера.

На основании приказа от 17.06.2014 № 186 «О распределении средств, полученных из федерального бюджета на финансирование ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров в Брянской области» (2012-2014 годы) государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2014-2020 годы) в 2014 году и приказа Департамента сельского хозяйства Брянской области от 25.06.2013 № 185 «О распределении средств, полученных из областного бюджета на финансирование ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров в Брянской области» (2012-2014 годы) государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2014-2020 годы) в 2014 годы» ответчику выделены и перечислены на его счет денежные средства в сумме 915 315 руб. 83 коп., в том числе субсидия в виде единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера в сумме 179 824руб. 60 коп. и грант на создание и развитие К(Ф)Х 735 491 руб. 23 коп.

В соответствии с пунктом 3.1 соглашения от 11.06.2014 № 12 начинающий фермер несет ответственность за целевое использование гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, а также за достоверность, полноту и своевременность представления в Департамент сведений, предусмотренных соглашением.

Представление ответчиком недостоверных сведений для получения субсидии явилось основанием для ее возврата.

Претензионным письмом от 18.05.2015 № 8-2270 истец предложил ответчику в срок до 25.05.2015 произвести возврат 915 315 руб. 80 коп.

Оставление ответчиком без удовлетворения требований истца, изложенных в претензии, послужило основанием обращения последнего в Арбитражный Брянской области с исковым заявлением о взыскании неправомерно полученной субсидии в размере 915 315 руб. 80 коп.

Вынося обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции исходил из следующего.

Порядок предоставления грантов и единовременной помощи на бытовое обустройство крестьянским (фермерским) хозяйствам Брянской области утвержден постановлением администрации Брянской области от 03.07.2012 № 600 «Об утверждении порядка предоставления грантов и единовременной помощи на бытовое обустройство крестьянским (фермерским) хозяйствам Брянской области по ведомственной целевой программе «Поддержка начинающих фермеров в Брянской области» (2012-2014 годы) государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области (2014-2020 годы)» (далее – Постановление).

Как было указано выше, в целях реализации вышеуказанного постановления Департамента сельского хозяйства Брянской области изданы: приказ от 17.06.2014 № 186 «О распределении средств, полученных из федерального бюджета на финансирование ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров в Брянской области» (2012-2014 годы) государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2014-2020 годы) в 2014 году и приказ Департамента сельского хозяйства Брянской области от 25.06.2013 № 185 «О распределении средств, полученных из областного бюджета на финансирование ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров в Брянской области» (2012-2014 годы) государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2014-2020 годы) в 2014 годы», согласно которому ответчику выделены и перечислены на его счет денежные средства в сумме 915 315 руб. 83 коп., в том числе субсидия в виде единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера в сумме 179 824 руб. 60 коп. и грант на создание и развитие К(Ф)Х 735 491 руб. 23 коп., что подтверждается платежными поручениями от 19.06.2014 № 73238 на сумму 210 526 руб. 33 коп., от 23.06.2014 № 655344 на сумму 704 789 руб. 50 коп.

Согласно положениям пунктом 8 Порядка предоставления грантов и единовременной помощи на бытовое обустройство крестьянским (фермерским) хозяйствам Брянской области по ведомственной целевой программе «Поддержка начинающих фермеров в Брянской области» (2012-2014 годы) государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области (2014-2020 годы) гранты и помощь носят целевой характер. В случае нарушения условий, установленных при предоставлен грантов и помощи, их нецелевого использования главой К(Ф)Х, неосуществления или прекращения деятельности К(Ф)Х в текущем финансовом году возврат грантов и помощи осуществляется на счет главного распорядителя бюджетных средств – департамента.

Основанием для удовлетворения иска судом первой инстанции послужил вывод суда о нарушении ответчиком пункта 5.1. Постановления, согласно которому заявитель, подающий заявку в конкурсную комиссию для признания его участником программы, не должен был осуществлять предпринимательскую деятельность в течение трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являться учредителем (участником) коммерческой организации. Однако согласно выписке из ЕГРИП ФИО3 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 14.05.2009, а 29.07.2013 в ЕГРИП внесена запись о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.

Однако при вынесении решения суд первой инстанции не учел следующее.

Порядок проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на право получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство по ведомственной целевой программе «Поддержка начинающих фермеров в Брянской области» (2012-2014 годы) государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2014-2020 годы) (далее – Порядок) установлен Приказом департамента сельского хозяйства Брянской области от 17 апреля 2014 г. № 113.

Согласно пункту 3.2 соглашения от 11.06.2014 № 12 единственным и исключительным основанием для возврата средств полученных на развитие фермерского хозяйства является их нецелевое использование.

Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Таким образом, под нецелевым использованием бюджетных средств понимается использование на иные цели, не соответствующие заранее определенным.

Целями предоставления гранта и единовременной помощи на бытовое обустройство согласно п. 5.1 Порядка являются, в том числе, приобретение сельскохозяйственных животных; приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автотранспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно соглашению от 11.06.2014 № 12 глава КФХ обязалась в течение 12 месяцев со дня поступления денежных средств на расчетный счет начинающего фермера использовать грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства – на приобретение сельскохозяйственных животных, техники; приобретение семян, удобрений, ядохимикатов и единовременную помощь на бытовое обустройство начинающего фермера – приобретение грузопассажирского автомобиля.

Для определения целевого или нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Согласно представленным ответчиком в материалы дела доказательствам (справка ГКУ Брянской области «Жирятинское районное управление сельского хозяйства» от 23.11.2015, ведомость проведенных платежей ОАО «Россельхозбанк», договор купли-продажи транспортного средства от 07.10.2014, платежное поручение от 07.10.2014 № 2, договор купли-продажи скота от 03.10.2014, платежное поручение от 07.10.2014 № 1, товарная накладная от 07.10.2014, акт приема-передачи к договору от 03.10.2014, сведения Брянскстата о производстве продукции животноводства и поголовье скота. За январь- февраль 2015 года) бюджетные средства использованы им исключительно по целевому назначению в соответствии с заключенным соглашением 2 от 11.06.2014 № 1 на приобретение сельскохозяйственных животных, техники; приобретение семян, удобрений, ядохимикатов и единовременную помощь на бытовое обустройство начинающего фермера – приобретение грузопассажирского автомобиля (л. д. 149 – 163). Каких-либо доказательств фактов, опровергающих нецелевое использование средств департамент сельского хозяйства и продовольствия Брянской области в материалы дела не представил.

В п. 4.3 раздела «Условия предоставления грантов и помощи» Порядка предусмотрено, что заявитель, подающий заявку в конкурсную комиссию для признания его участником программы должен являться главой хозяйства, деятельность которого на дату подачи заявки не превышает 24 месяцев со дня его регистрации и
 зарегистрированного на территории Брянской области.

Согласно пункта 5.1. Постановления, заявитель, подающий заявку в конкурсную комиссию для признания его участником программы, не должен осуществлять предпринимательскую деятельность в течение трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являться учредителем (участником) коммерческой организации.

Статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Из пояснений ответчика следует, что, хотя она была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, фактически предпринимательской деятельностью, направленной на финансовый результат, она не занималась, никакого финансового результата не получала.

Факт отсутствия занятия предпринимательской деятельностью, предшествующей подаче заявления в конкурсную комиссию департамента сельского хозяйства и продовольствия Брянской области, подтверждается данными налоговой инспекции (налоговые декларации, квитанции о приеме налоговой декларации) (л. д. 102 – 131).

Согласно справке о доходах от 10.12.2015 № 12-38/26379, представленной МИФНС № 5 по Брянской области, сумма дохода у ответчика за 2009 – 2012, 2013, 2014 годы отсутствует (л. д. 148).

В соответствии с Регламентом работы конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров на право получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, утвержденным Приказом департамента сельского хозяйства Брянской области от 17 апреля 2014 г. № 113, основными задачами и функциями комиссии, в частности, являются: рассмотрение заявок, представляемых заявителями на конкурс по программе «Поддержка начинающих фермеров в Брянской области» (2012-2014 годы) государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2014-2020 годы) (далее - Программа) (п. 2.1.1); принятие решений о предоставлении грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство, в том числе по объемам и условиям бюджетного финансирования (п. 2.1.2); рассмотрение, анализ и оценка заявок на участие в отборе на
 основании критериев отбора (п. 2.2.1); определение победителя конкурсного отбора открытым голосованием (п. 2.2.2).

Согласно п. 5.6 указанного Регламента на заседании комиссии рассматриваются заявки, поступившие от глав крестьянских (фермерских) хозяйств на полноту представленных документов, определяется соответствие заявителей критериям и условиям конкурсного отбора, проводится оценка бизнес-планов на предмет их логичности, достоверности и целесообразности оказания государственной поддержки, проводится собеседование с главами крестьянских (фермерских) хозяйств.

Основанием для отклонения заявки является неполное представление установленных в Порядке критериев отбора и условий предоставления грантов, что считается нарушением условии конкурсного отбора, что установлено в п. 5.7 Регламента.

Как было указано выше, протоколом от 27.05.2014 № 1 заседания конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров на право получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство глава к(ф)х ФИО1 признана участником ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров в Брянской области» (2012-2014 годы) государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рыков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2012-2014 годы), имеющей право на получение в 2014 году гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство.

Таким образом, одобрение заявки ответчика конкурсной комиссией свидетельствует о том, что главой КФХ были поданы все необходимые документы в установленном порядке.

В силу п. 7.6 Порядка документы рассматриваются конкурсной комиссией в течение 15 рабочих дней. Следовательно, конкурсная комиссия располагала временем для проверки представленных сведений, выявления нарушений и оснований для отказа в предоставлении финансирования по программе.

Таким образом, статус начинающего фермера был установлен решением конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров на право получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство.

Данных о том, что решение конкурсной комиссии отменено материалы дела не содержат.

В связи с этим апелляционный суд приходит к выводу, что ответчиком были выполнены все условия, установленные соглашением и Порядком предоставления грантов и единовременной помощи на бытовое обустройство крестьянским (фермерским) хозяйствам Брянской области, утвержденным Постановлением администрации Брянской области от 03.07.2012 № 600 «Об утверждении порядка предоставления грантов и единовременной помощи на бытовое обустройство крестьянским (фермерским) хозяйствам Брянской области по ведомственной целевой программе «Поддержка начинающих фермеров в Брянской области» (2012-2014 годы) государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области «2014-2020 годы).

На основании изложенного, принимая во внимание, что глава КФХ ФИО1 фактически предпринимательскую деятельность до момента подачи заявки не осуществляла, была признана комиссией надлежащим участником ведомственной целевой программы, выполнила условия соглашения и Порядка предоставления грантов о целевом использовании денежных средств надлежащим образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для возврата выделенных ответчику 915 315 руб. 83 коп. в качестве субсидии и гранта в рамках ведомственной целевой программы.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, исковые требования – оставлению без удовлетворения.

Поскольку апелляционная жалоба ответчика удовлетворена, на основании ст. 110 АПК РФ с Департамента сельского хозяйства Брянской области в пользу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 подлежит взысканию 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ  :

решение Арбитражного суда Брянской области от 04.09.2015 по делу № А09-7253/2015 отменить.

Исковое заявление Департамента сельского хозяйства Брянской области к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 о взыскании 915 315 руб. 83 коп. оставить без удовлетворения.

Взыскать с Департамента сельского хозяйства Брянской области в пользу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 3 000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий О.Г. Тучкова

Судьи Л.А. Капустина

Ю.А. Волкова