ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула | Дело № А68-11586/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.02.2020
Постановление изготовлено в полном объеме 19.02.2020
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьевой К.С., при участии в судебном заседании от ответчика – Тульской таможни (г. Тула, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 13.01.2020 № 03-37/6, удостоверение), ФИО2 (доверенность от 09.01.2020 № 03-37/2), в отсутствие заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Римвуд Про» (г. Рязань, ОГРН <***>, ИНН <***>), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Римвуд Про» на решение Арбитражного суда Тульской области от 23.08.2019 по делу № А68-11586/2018 (судья Елисеева Л.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Римвуд Про» (далее – ООО «Римвуд Про», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Тульской таможне (далее – ответчик) о признании незаконными: решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС № РКТ-10116000-18/000013 от 03.09.2018; решения от 03.09.2018 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары №№ 10116050/270516/0000006 (товар № 1), 10116050/270516/0000007 (товар № 1), 10116050/240616/0000031 (товар № 1), 10116050/020916/0000112 (товар № 1), 10116050/131016/0000184 (товар № 1), 10116050/181016/0000187 (товар № 1), 10116050/201016/0000208 (товар № 1), 10116050/211016/0000209 (товар № 1), 10116050/161116/0000269 (товар № 1), 10116050/171116/0000275 (товар № 1), 10116050/011216/0000310 (товар № 1), 10116050/011216/0000311 (товар № 1), 10116050/011216/0000312 (товар № 1), 10116050/021216/0000313 (товар № 1), 10116050/021216/0000314 (товар № 1), 10116050/051216/0000317 (товар № 1), 10116050/061216/0000320 (товар № 1), 10116050/071216/0000321 (товар № 1), 10116050/081216/0000327 (товар № 1), 10116050/081216/0000328 (товар № 1), 10116050/081216/0000329 (товар № 1), 10116050/121216/0000333 (товар № 1), 10116050/221216/0000349 (товар № 1), 10116050/221216/0000352 (товар № 1), 10116050/231216/0000356 (товар № 1).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 23.08.2019 в удовлетворении заявленных требований ООО «Римвуд Про» отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО «Римвуд Про» обжаловало его в апелляционном порядке.
Тульская таможня возражала против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
ООО «Римвуд Про» в судебное заседание представителя не направило, извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции от ООО «Римвуд Про» поступило ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу судебного акта по делу № АПЛ20-40, в рамках которого Верховным судом Российской Федерации рассматривается апелляционная жалоба ООО «Римвуд Про» на решение Верховного суда Российской Федерации от 24.12.2019 по делу № АКПИ19-871, которым было отказано в удовлетворении требований общества о признании недействующим письма Министерства финансов Российской Федерации от 22.03.2018 № 03-09-20/18176.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявленное ходатайство, не нашел предусмотренных статьей 143 АПК РФ оснований для его удовлетворения, поскольку при разрешении настоящего спора данное письмо не применяется.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда не подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, что таможенным органом была проведена проверка по вопросу контроля достоверности сведений, заявленных в декларации на товары, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров в части классификации товаров по Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в период с 04.06.2015 по 04.06.2016.
В ходе камеральной таможенной проверки было установлено, что в 2016 году ООО «Римвуд Про» (до 01.08.2017 – ООО «Торговый Дом РШПЗ»):
1) в счет исполнения внешнеторгового контракта от 17.05.2016 № 170516/1, заключенного между «OU BALTIC RAILWAY GROUP» (Эстония) и ООО «Торговый Дом РШПЗ» по таможенной процедуре «экспорт» вывозился товар – «ЛЕСОМАТЕРИАЛЫ КРУГЛЫЕ, ЗАОСТРЕННЫЕ, СОСНА ОБЫКНОВЕННАЯ «PINUS SYLVESTRIS L», : ОПОРЫ ДЕРЕВЯННЫЕ 8500ММ, ОКОРЕННЫЕ, ДЛЯ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ И ЭЛЕКТРОСВЯЗИ 1 СОРТ ПО ГОСТ 9463-88, ПРОПИТАННЫЕ ВОДОРАСТВОРИМЫМ АНТИСЕПТИКОМ (БИОНЕЙТРАЛ В-72) ПРЕДПРОПИТОЧНАЯ ВЛАЖНОСТЬ 21%», выпущенный на Московском таможенном посту Тульской таможни по ДТ №№ 10116050/270516/0000006 (товар № 1), 10116050/240616/0000031 (товар № 1);
2) в счет исполнения внешнеторгового контракта от 30.11.2015 № 301115/1 по таможенной процедуре «экспорт» вывозился товар – «лесоматериалы круглые, заостренные, сосна обыкновенная «pinus sylvestris 1»: опоры деревянные различной длины (8500 мм до 11000 мм), окоренные, для линий электропередач и электросвязи, 1 сорт по ГОСТ 9463-88, пропитанные водорастворимым антисептиком (БИОНЕЙТРАЛ В-72), предпропиточная влажность 21%, стандарт: ГОСТ 2708-75, сорт: 1, диаметр 170 mm», выпущенный на Московском таможенном посту Тульской таможни по ДТ №№ 10116050/270516/0000007 (товар № 1), 10116050/020916/0000112 (товар № 1), 10116050/131016/0000184 (товар № 1), 10116050/181016/0000187 (товар № 1), 10116050/201016/0000208 (товар № 1), 10116050/211016/0000209 (товар № 1).
3) в счет исполнения внешнеторгового контракта № 301115/1 от 30.11.2015 по таможенной процедуре «экспорт» вывозился товар – «ЛЕСОМАТЕРИАЛЫ КРУГЛЫЕ, СОСНА ОБЫКНОВЕННАЯ «PINUS SYLVESTRIS L», : ОПОРЫ ДЕРЕВЯННЫЕ 11000ММ, ОКОРЕННЫЕ, ДЛЯ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ И ЭЛЕКТРОСВЯЗИ 1 СОРТ ПО ГОСТ 9463-88, ПРОПИТАННЫЕ АНТИСЕПТИКОМ ХМ ПО ГОСТ 23787.8-80, ПРЕДПРОПИТОЧНАЯ ВЛАЖНОСТЬ 21%», выпущенный на Московском таможенном посту Тульской таможни по ДТ №№ 10116050/161116/0000269 (товар № 1), 10116050/171116/0000275 (товар № 1);
4) в счет исполнения внешнеторгового контракта № 22 от 20.10.2016, заключенного между «Al Abdaly Combined Group Co for General Trading and Contracting» (Кувейт) и ООО «Торговый Дом РШПЗ» по таможенной процедуре «экспорт» вывозился товар – «бревна из древесины хвойных пород: сосна обыкновенная «pinus sylvestris 1»: опоры деревянные длиной 1100 см, диапазон диаметров: в верхнем торце от 16 см до 19 см, в нижнем торце от 23 см до 28 см, окоренные, с естественным равномерным сбегом, заостренные в верхнем торце, для линий электропередач и электросвязи, пропитанные маслянистыми антисептиками (каменноугольным маслом) по ГОСТ 20022,5-93, пропиточная влажность 21%, поглощение антисептика 90-110 кг/м3», выпущенный на Московском таможенном посту Тульской таможни по ДТ №№ 10116050/011216/0000310 (товар № 1), 10116050/011216/0000311 (товар № 1), 10116050/011216/0000312 (товар № 1), 10116050/021216/0000313 (товар № 1), 10116050/021216/0000314 (товар № 1), 10116050/051216/0000317 (товар № 1), 10116050/061216/0000320 (товар № 1), 10116050/071216/0000321 (товар № 1), 10116050/081216/0000327 (товар № 1), 10116050/081216/0000328 (товар № 1), 10116050/081216/0000329 (товар № 1), 10116050/121216/0000333 (товар № 1), 10116050/221216/0000349 (товар № 1), 10116050/221216/0000352 (товар № 1), 10116050/231216/0000356 (товар № 1).
Заявленный обществом классификационный код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 4403 10 000 4 – «лесоматериалы необработанные с удаленной или не удаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные: - обработанные краской, травителями, креозотом или другими консервантами: - бревна из древесины хвойных пород, любой степени пропитки, не менее 6 м, но не более 18 и в длину и с окружностью комеля более 45 см, но не более 90 см».
При этом обществом вывозная таможенная пошлина по ДТ не исчислялась и не уплачивалась.
Полагая, что вывозимый обществом товар в соответствии с правилами 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС подлежал классификации в подсубпозиции 4403 10 000 8, таможенным органом по результатам камеральной таможенной проверки было принято решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 03.09.2018 № РКТ-10116000-18/000013.
Кроме того, по мнению таможенного органа, в отношении спорных товаров подлежала применению ставка вывозной таможенной пошлины в размере 25%.
В связи с этим, таможенным органом было принято решение от 03.09.2019 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары №№ №№ 10116050/270516/0000006 (товар № 1), 10116050/270516/0000007 (товар № 1), 10116050/240616/0000031 (товар № 1), 10116050/020916/0000112 (товар № 1), 10116050/131016/0000184 (товар № 1), 10116050/181016/0000187 (товар № 1), 10116050/201016/0000208 (товар № 1), 10116050/211016/0000209 (товар № 1), 10116050/161116/0000269 (товар № 1), 10116050/171116/0000275 (товар № 1), 10116050/011216/0000310 (товар № 1), 10116050/011216/0000311 (товар № 1), 10116050/011216/0000312 (товар № 1), 10116050/021216/0000313 (товар № 1), 10116050/021216/0000314 (товар № 1), 10116050/051216/0000317 (товар № 1), 10116050/061216/0000320 (товар № 1), 10116050/071216/0000321 (товар № 1), 10116050/081216/0000327 (товар № 1), 10116050/081216/0000328 (товар № 1), 10116050/081216/0000329 (товар № 1), 10116050/121216/0000333 (товар № 1), 10116050/221216/0000349 (товар № 1), 10116050/221216/0000352 (товар № 1), 10116050/231216/0000356 (товар № 1), в том числе в части классификации товара и начисления таможенных пошлин.
Не согласившись с вышеуказанными решениями, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В обоснование требований заявитель указал, в частности, что на дату регистрации спорных таможенных деклараций в Постановлении Правительства РФ от 30.08.2013 № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенным пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государстве – участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» таможенная пошлина на товары, вывозимые под кодом ТН ВЭД ЕАЭС 4403 10 000 4, отсутствовала. Поэтому по всем декларация товар был заявлен к вывозу за пределы таможенной территории ЕАЭС без уплаты вывозной таможенной пошлины.
Все спорные декларации на товары были приняты Тульской таможней, и выпуск товара был разрешен таможенным органом без изменения кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС и без уплаты таможенной пошлины.
В качестве обоснования принятого решения по классификации товара, вывезенного заявителем по спорным таможенным декларациям, с кода ТН ВЭД ЕАЭС 4403 10 000 4 на код 4403 10 000 8 «прочие», таможенным органом указано «ОПИ 1 и 6». Каких-либо иных правовых оснований для принятия решения, а также сведений о причинах его принятия, оспариваемое решение по классификации не содержит.
При этом, исходя из основных правил интерпретации ТН ВЭД 1-6, Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522) и Рекомендаций Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 № 4 «О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» классификация товара, вывезенного заявителем по спорным таможенным декларациям, каким-либо иным кодом, кроме кода ТН ВЭД ЕАЭС 4403 10 000 4 «бревна из древесины хвойных пород, любой степени пропитки, не менее 6 м, но не более 18 м в длину и с окружностью комеля более 45 см, но не более 90 см» не представляется возможной.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
В силу части 3 статьи 150 ТК ТС все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - участников Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 27 части 1 статьи 4 ТК ТС таможенное декларирование - это заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
В силу статьи 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
Согласно части 1 статьи 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
В соответствии с частью 1 статьи 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В силу нормы статьи 105 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, утверждаемая Комиссией Таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 106 Закона «О таможенном регулировании» товары подлежат классификации при декларировании в случаях, когда в таможенной декларации или иных документах, представляемых таможенным органам в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и настоящим Федеральным законом требуется указание кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Согласно частью 2 статьи 106 Закона «О таможенном регулировании» в таможенной декларации на товары код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности указывается декларантом либо по поручению декларанта таможенным представителем.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии № 54 от 16.07.2012 (с учетом изменений, внесенных решением Совета Евразийской экономической комиссии) утверждены и введены в действие с 23.08.2012 единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, которым предусмотрены Основные правила интерпретации (ОПИ ТН ВЭД).
Единый таможенный тариф (ЕТТ ТС) - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ТС), который содержит Основные правила интерпретации (далее – ОПИ).
В соответствии с пунктами 5, 6 и 7 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза № 522 от 28.01.2011 (далее – Положение), ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
Согласно правилу 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с Правилами 2 (а), 2 (б), 3 (а), 3 (б), 4, 5, 6 ОПИ ТН ВЭД.
В силу правила 2 (а) ОПИ ТН ВЭД любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
Согласно правилу 2 (б) ОПИ ТН ВЭД любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3.
В случае, если имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям в силу пункта «а» Правила 3 ОПИ ТН ВЭД предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Классификация на уровне субпозиции осуществляется по правилу 6 ОПИ ТН ВЭД. Основное правило интерпретации 6 ОПИ ТН ВЭД гласит, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Указанные правила применяются последовательно, что означает применение последующего правила при невозможности применения предыдущего правила.
Систематизация товаров осуществляется по нескольким основным критериям: по материалу, из которого они изготовлены; по функциям, которые они выполняют; по степени обработки. При этом предусмотрена более специфическая детализация для отдельных видов товаров.
Следовательно, выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности), установление основных свойств, характеристик товара, функционального назначения и области применения товара.
В случае установления нарушений правил классификации товаров при их декларировании, таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров. При этом решение таможенного органа по классификации товара должно основываться на полном, всесторонней и объективной информации, а выбор конкретного кода ТН ВЭД - на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, при этом суду надлежит руководствоваться Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пунктов 6, 7 статьи 52 Кодекса решениями (разъяснениями) Комиссии и (или) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, по классификации отдельных видов товаров, если такие решения и разъяснения относятся к спорному товару.
При проверке доводов участников спора о правильности классификации товаров судами могут учитываться Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД, а также рекомендации и разъяснения по классификации товаров, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со статьей 7 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года, в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении.
Из материалов дела следует, что в соответствии со спорными ДТ Обществом вывозился следующий товар:
- ЛЕСОМАТЕРИАЛЫ КРУГЛЫЕ, ЗАОСТРЕННЫЕ, СОСНА ОБЫКНОВЕННАЯ «PINUS SYLVESTRIS L»: ОПОРЫ ДЕРЕВЯННЫЕ 8500ММ, ОКОРЕННЫЕ, ДЛЯ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ И ЭЛЕКТРОСВЯЗИ 1 СОРТ ПО ГОСТ 9463-88, ПРОПИТАННЫЕ ВОДОРАСТВОРИМЫМ АНТИСЕПТИКОМ (БИОНЕЙТРАЛ В-72) ПРЕДПРОПИТОЧНАЯ ВЛАЖНОСТЬ 21%»;
- «лесоматериалы круглые, заостренные, сосна обыкновенная «pinus sylvestris 1»: опоры деревянные различной длины (8500 мм до 11000 мм), окоренные, для линий электропередач и электросвязи, 1 сорт по ГОСТ 9463-88, пропитанные водорастворимым антисептиком (БИОНЕЙТРАЛ В-72), предпропиточная влажность 21%, стандарт: ГОСТ 2708-75, сорт: 1, диаметр 170 mm»;
- «ЛЕСОМАТЕРИАЛЫ КРУГЛЫЕ, СОСНА ОБЫКНОВЕННАЯ «PINUS SYLVESTRIS L», : ОПОРЫ ДЕРЕВЯННЫЕ 11000ММ, ОКОРЕННЫЕ, ДЛЯ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ И ЭЛЕКТРОСВЯЗИ 1 СОРТ ПО ГОСТ 9463-88, ПРОПИТАННЫЕ АНТИСЕПТИКОМ ХМ ПО ГОСТ 23787.8-80, ПРЕДПРОПИТОЧНАЯ ВЛАЖНОСТЬ 21%»;
- «бревна из древесины хвойных пород: сосна обыкновенная «pinus sylvestris 1»: опоры деревянные длиной 1100 см, диапазон диаметров: в верхнем торце от 16 см до 19 см, в нижнем торце от 23 см до 28 см, окоренные, с естественным равномерным сбегом, заостренные в верхнем торце, для линий электропередач и электросвязи, пропитанные маслянистыми антисептиками (каменноугольным маслом) по ГОСТ 20022,5-93, пропиточная влажность 21%, поглощение антисептика 90-110 кг/м3».
Согласно Пояснению к товарной позиции 4403 группы 44 раздела IX в данную товарную позицию включаются лесоматериалы в естественном состоянии, срубленные, обычно с обрубленными ветвями, а также с удаленным наружным или как наружным, так и внутренними слоями коры, или же только с удаленными выпуклостями. В нее также включается древесина, с поверхности которой были удалены наружные слои, состоящие их недавно образовавшихся свежих слоев (заболонь), в целях экономии при транспортировке или предотвращении гниения.
Основные товары, включаемые в данную товарную позицию и соответствующие приведенному выше описанию, - это лесоматериалы для распиловки, столбы для телефонной и телеграфной связи или для линий электропередачи; незаостренные и расщепленные сваи, колья, вешки, шесты и опоры; рудничные стойки; бревна для варки целлюлозы, независимо от того, грубо окантованы они с четырех сторон или не окантованы; круглые бревна для изготовления шпона и т.д.; бревна для изготовления спичек, деревянных изделий и т.д.
В данную товарную позицию также включаются столбы для телеграфной и телефонной связи или линий электропередачи, подвергнутые дополнительной обработке окорочным ножом или обработанные на окороченной станке с целью получения ровной поверхности, готовой к использованию. Таким столбы часто обрабатывают краской, травителями, покрывают лаком или пропитывают креозотом или другими веществами.
Вывезенный обществом в соответствии со спорными декларациями товар классифицирован по коду ТН ВЭД ЕАЭС 4403 10 000 4:
«Лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные:
- обработанные краской, травителями, креозотом или другими консервантами:
- - бревна из древесины хвойных пород, любой степени пропитки, не менее 6 м, но не более 18 м в длину и с окружностью комеля более 45 см, но не более 90 см».
По мнению таможенного органа, вывезенный обществом товар должен был быть классифицирован по коду ТН ВЭД ЕАЭС 4403 10 000 8:
«Лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные:
- обработанные краской, травителями, креозотом или другими консервантами:
- - прочие».
Классификация лесоматериалов необработанных с удаленной корой осуществляется в товарной позиции 4403.
Из содержания технологического процесса изготовления столбов, вывезенных обществом в соответствии со спорными ДТ, следует, что данные столбы произведены из древесины хвойных пород, круглого сечения, окоренные на окорочной станке с полным удалением луба до ровной поверхности, заостренные, с диаметром торцов не менее 125 мм и не более 350 мм, пропитанные по всей поверхности антисептиком ССА, с глубиной пропитки не менее 15 мм.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно согласился с позицией таможенного органа о том, что описание вывозимого обществом товара, его особенности, характеристики, область применения и функциональное назначение (опоры для линий электропередач и электросвязи) наиболее полно соответствуют подсубпозиции 4403 10 000 8 ТН ВЭД ЕАЭС, в связи с чем пришел к выводу о законности решения таможенного органа по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 03.09.2018 № РКТ-10116000-18/000013.
Кроме того, суд исходил из того, что само по себе изменение классификации вывезенного обществом товара не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 ТК ТС, действовавшего на день регистрации таможенной декларации, объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
Согласно пункту 1 статьи 77 ТК ТС для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Из пункта 8 статьи 101 договора от 29.05.2014 «О Евразийском экономическом союзе» следует, что для целей исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, если иное не установлено международными договорами в рамках ЕАЭС и (или) двусторонними международными договорами между государствами-членами.
Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей (пункту 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 № 754 (далее – Постановление № 754) утверждены ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, которые приведены в соответствии с кодами товаров по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ЕАЭС).
Следовательно, Постановление № 754 неразрывно связано с ТН ВЭД ЕАЭС, а ставки вывозных таможенных пошлин, как следует из названия и содержания Постановления № 754, установлены на товары, вывозимые из Российской Федерации.
На основании статьи 50 ТК ТС ТН ВЭД ЕАЭС применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.
Пунктом 3 статьи 3 ТК ТС предусмотрено, что при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено ТК ТС и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Таким образом, ставки вывозных таможенных пошлин должны применяться с учетом действующей в рассматриваемый период редакции ТН ВЭД ЕАЭС.
В связи с принятием решения Совета Евразийской экономической комиссии от 02.06.2015 № 85 «О внесении изменений в ТН ВЭД ЕАЭС и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов товаров в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО» (далее - решение № 85) с 01.09.2015 действует ТН ВЭД ЕАЭС с измененными кодами товаров.
Так, в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС коды товара 4403 10 000 4 и 4403 10 000 8 действовали в период с 01.09.2015 по 31.12.2016.
До 01.09.2015 в ТН ВЭД ЕАЭС (ТН ВЭД ТС) была включена подсубпозиция 4403 10 000 9, на которую в соответствии с Постановлением № 754 была установлена ставка вывозной таможенной пошлины в размере 25% от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за м3.
На момент декларирования спорных товаров в Постановлении № 754 указана ставка вывозной таможенной пошлины в размере 25% от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за 1 м3, на несуществующий в ТН ВЭД ЕАЭС код 4403 10 000 9.
На основании решения № 85 подсубпозиция 4403 10 000 9 исключена из ТН ВЭД ЕАЭС, при этом одновременно ТН ВЭД ЕАЭС дополнена кодами 4403 10 000 4 и 4403 10 000 8 ТН ВЭД ЕАЭС.
Причем в Постановление № 754 соответствующие изменения внесены не были. Код ТН ВЭД ЕАЭС 4403 10 000 9 был исключен из этого постановления только в 2018 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2018 № 307 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях актуализации кодов единой ТН ВЭД ЕАЭС» (далее – Постановление № 307).
Следовательно, до 30.03.2018 (дата вступления в силу Постановления № 307) в Постановлении № 754 была предусмотрена ставка вывозной таможенной пошлины на товары, классифицируемые недействующим кодом ТН ВЭД ЕАЭС (4403 10 000 9).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 101 (вступило в силу с 01.01.2017) принята новая редакция ТН ВЭД ЕАЭС, согласно которой коды 4403 10 000 4 и 4403 10 000 8 исключены, при этом в ТН ВЭД ЕАЭС включены подсубпозиции 4403 11 000 1, 4403 11 000 9 и 4403 12 000 9.
Как следует из Постановления № 754 (в редакции Постановления № 307), в отношении товаров, классифицируемых вышеуказанными новыми кодами ТН ВЭД ЕАЭС (4403 11 000 1, 4403 11 000 9 и 4403 12 000 9), подлежит применению ставка вывозной таможенной пошлины в размере 25% от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за м.
Согласно пункту 2 Постановления № 754 данные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2017 (то есть имеют обратную силу).
Нормы Постановления № 307, предусматривающие применение вывозной таможенной пошлины с 01.01.2017, законодателем расценены как не ухудшающие положения лиц, на которых распространяется их действие, так как предполагается, что вывозные таможенные пошлины в отношении товаров, классифицируемых кодами 4403 11 000 1, 4403 11 000 9 и 4403 12 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС, должны были взиматься с 01.01.2017 в соответствии с Постановлением № 754 с учетом изменения ТН ВЭД ЕАЭС.
По справедливому суждению суда области, указанное свидетельствует о том, что при применении Постановления № 754 необходимо учитывать решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой ТН ВЭД ЕАЭС и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» (далее – Решение № 54), поскольку этот правовой акт, утверждающий коды ТН ВЭД ЕАЭС, относится к международному праву и в силу части 3 статьи 13 АПК РФ имеет приоритет в правоприменении.
При этом Постановление № 754 неразрывно связано с ТН ВЭД ЕАЭС, наличие в указанном постановлении несуществующего кода ТН ВЭД не может являться основанием для неприменения ставок вывозных таможенных пошлин в отношении спорного товара.
Поскольку положения Постановления № 754 должны рассматриваться в совокупности и в системном толковании с положениями ТН ВЭД ЕАЭС, позиция общества о возможности беспошлинного вывоза спорного товара из Российской Федерации основана на неверном толковании этих нормативных правовых актов.
Товарная субпозиция ЕТН ВЭД ЕАЭС 4403 10 000 «Лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной крой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные, обработанные краской, травителями, креозотом или другими консервантами» до 01.09.2015 включала в себя следующие коды товаров (подсубпозиции):
- 44 03 10 000 1 – из дуба;
- 4403 10 000 2 – из бука;
- 4403 10 000 3 – из ясеня;
- 4403 10 000 9 – прочие.
Постановлением Правительства № 754 в отношении всех данных товаров, классифицируемых в указанной субпозиции, установлены ставки вывозных таможенных пошлины, которые различаются в зависимости от породы лесоматериалов.
Товарная субпозиция ЕТН ВЭД ЕАЭС 4403 10 000 «Лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной крой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные, обработанные краской, травителями, креозотом или другими консервантами» с 01.09.2015 стала включать в себя следующие коды товаров (подсубпозиции):
- 44 03 10 000 1 – из дуба;
- 4403 10 000 2 – из бука;
- 4403 10 000 3 – из ясеня;
- 4403 10 000 4 – бревна из древесины хвойных пород, любой степени пропитки, не менее 6 м, но не более 18 м в длину и с окружностью комеля более 45 см, но не более 90 см;
- 4403 10 000 8 – прочие.
Действительно, с 01.09.2015 коды товаров товарной субпозиции 4403 10 000 ЕТН ВЭД ЕАЭС в Постановлении № 754 не актуализированы и не приведены в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС, в которую Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.06.2015 № 85 с 01.09.2015 были внесены соответствующие изменения.
Примечанием к утвержденным Постановлением № 754 Ставкам вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе, установлено, что для целей применения ставок вывозных таможенных пошлины товары определяются исключительно кодами ТН ВЭД ЕАЭС. Наименование позиции приведено только для удобства пользования.
Данное примечание соответствует вышеизложенной позиции, так как в Постановлении № 754 наименование (описание) кода товара (подсубпозиции) полностью не приведено, следовательно, при применении ставки вывозной таможенной пошлины следует руководствоваться описанием товара, приведенной в ЕТН ВЭД ЕАЭС к соответствующей товарной подсубпозиции, в данном случае: лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные, обработанные краской, травителями, креозотом или другими консервантами, прочих (за исключением дуба, бука, ясеня) пород деревьев.
Поскольку в ранее действовавшей редакции Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности вывезенные обществом товары соответствовали коду 4403 10 000 9, для которого была установлена вывозная пошлина в размере 25% от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за м3, следовательно, с учетом действующей на момент декларирования редакции ТН ВЭД ЕАЭС в отношении товаров, классифицируемых кодом 4403 10 000 8 ТН ВЭД ЕАЭС, подлежит исчислению и уплате вывозная таможенная пошлина по ставке в размере 25% от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за м3.
Указанная позиция о необходимости применения Постановления № 754 в совокупности с решением № 54 приведена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 22.03.2018 № 03-09-20/1817.
В рассматриваемом случае выявленные пробелы правового регулирования в части установления в Постановлении № 754 размеров таможенных пошлин применительно к кодам ТН ВЭД ЕАЭС не должны изменять юридический смысл данного правового регулирования, который был заложен в диспозиции пункта 1 статьи 75 ТК ТС, определяющей, что объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются именно товары, перемещаемые через таможенную границу.
Таким образом, в отношении товаров, классифицируемых в подсубпозиции 4403 10 000 8 ТН ВЭД ЕАЭС, необходимо применять ставку вывозной таможенной пошлины в размере 25%, но не менее 15 евро за 1 м3.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2019 по делу № 307-ЭС19-17703.
Суд первой инстанции также по праву отметил, что в ходе рассмотрения настоящего дела таможенный орган подтвердил, что в решении № 10116000/030918 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары, ошибочно указана ДТ № 10116050/161116/0000269 (товар № 1), ранее отозванная декларантом.
Поскольку фактически сведения, заявленные в данной декларации, не корректировались, и таможенные платежи не начислялись, само по себе указание в оспариваемом решении данной декларации не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя.
Довод общества относительно существующего проекта постановления Правительства Российской Федерации, которым вносятся изменения в постановления № 307 и 754, суд области правомерно отклонил ввиду того, что данный проект в силу статьи 13 АПК РФ не является нормативным правовым актом, применяемым при рассмотрении дел арбитражными судами.
В соответствии с пунктом 7 статьи 310, пунктом 7 статьи 14 и пункта 3 статьи 128 ТК ЕАЭС таможенный контроль может проводиться до истечения трех лет со дня помещения товаров под таможенную процедуру.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 331 ТК ЕАЭС таможенная проверка – форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных настоящим Кодексом, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Таможенная проверка заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств-членов, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном настоящим Кодексом или законодательством государств-членов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 332 ТК ЕАЭС результаты проведения камеральной таможенной проверки оформляются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Согласно части 5 статьи 178 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», действовавшего на момент принятия решений, в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию.
Согласно пункту 3 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Сроки и порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, после выпуска товаров определяются Комиссией.
В соответствии с пунктом 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289, сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов, проведенного таможенным органом, в том числе в случае выявления недостоверных сведений о классификации товаров, о стране происхождения товаров, о соблюдении условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, а также об иных сведениях, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных, иных платежей.
На основании изложенного суд первой инстанции справедливо заключил об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Доводы жалобы фактически повторяют доводы заявителя, изложенные в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте.
Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы права, подлежащие применению, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
ООО «Римвуд Про» в соответствии со статьей 104 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в размере 1 500 рублей, излишне уплаченная по платежному поручению от 17.09.2019 № 1193.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 23.08.2019 по делу № А68-11586/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Римвуд Про» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 17.09.2019 № 1193.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Судьи | Д.В. Большаков Н.В. Еремичева Е.В. Мордасов |