ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-7493/14 от 30.01.2015 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

05 февраля 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула Дело № А09-4667/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 30.01.2015

Постановление изготовлено в полном объеме 05.02.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации город Фокино на решение Арбитражного суда Брянской области от 27.10.2014 по делу № А09-4667/2014 (судья Зенин Ф.Е.), установил следующее.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Брянской области, об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 785 кв. м с кадастровым номером 32:06:0331109:84, расположенного по адресу: <...>, равной ее рыночной стоимости в размере 285 740 руб., и понуждении ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка.

Определением Арбитражного суда Брянской области от 10.06.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов Брянской области, Администрация Дятьковского района, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области.

Определением Арбитражного суда Брянской области от 07.08.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация город Фокино.

В ходе рассмотрения спора истец уточнил исковые требования и просил установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 785 кв. м с кадастровым номером 32:06:0331109:84, расположенного по адресу: <...>, равной ее рыночной стоимости в размере 303 246 руб., и обязать ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка.

Решением суда от Брянской области от 27.10.2014 исковые требования удовлетворены. Суд, оценив полученное в рамках рассмотрения спора заключение эксперта по правилам статей 71, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и руководствуясь пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 12, 13 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), пришел к выводу о том, что в государственный кадастр недвижимости подлежат внесению сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. При этом суд учел, что доказательства, опровергающие достоверность рыночной стоимости, определенной на основании результатов проведенной по делу судебной экспертизы, не представлены.

В апелляционной жалобе администрация г. Фокино просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Оспаривая судебный акт, заявитель указывает на то, что определение рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:06:0331109:84 общей площадью 785 кв. м, расположенного по адресу: <...>, принадлежащего истцу на праве собственности, должно было быть произведено по состоянию на 16.09.2013, а не на 01.01.2010, поскольку спорный земельный участок не был выделен на 01.01.2010.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, отзывов на нее, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, ИП ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 785 кв. м с кадастровым номером 32:06:0331109:84, расположенный по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.01.2014 32-АЖ № 428017.

На основании постановления Администрации Брянской области от 30.11.2012 № 1112 утверждена кадастровая стоимость земельного участка с площадью 785 кв. м с кадастровым номером 32:06:0331109:84, расположенного по адресу: <...>, в размере 13 59 376 руб. 65 коп.

Вместе с тем, согласно отчету от 10.04.2014 № 0002/ЗУ/04, выполненному ООО «Приоритет Плюс», рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 285 740 руб. 00 коп.

Полагая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка завышена, истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно Федеральному стандарту оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее – Правила).

В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 (далее – Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.

Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.

Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ может быть назначена экспертиза.

Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11, Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, предъявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 № 382 «Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости»).

Как установлено судом, кадастровая оценка спорного участка определена по состоянию на 01.01.2010, ее результаты утверждены постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 № 1112.

Определением Арбитражного суда Брянской области от 22.09.2014 по ходатайству истца была назначена повторная судебная экспертиза по определению величины рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 и на 16.09.2013; производство экспертизы было поручено ООО «Региональное автономное объединение «ГеоКадастрИнформ».

Согласно заключению эксперта от 07.10.2014 № 2/408/2014 рыночная стоимость земельного участка с площадью 785 кв. м с кадастровым номером 32:06:0331109:84, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на 01.01.2010 составляет 303 246 руб., а на 16.09.2013 составляет 588 122 руб.

Оценив экспертное заключение ООО «Региональное автономное объединение «ГеоКадастрИнформ» от 07.10.2014 № 2/408/2014, суд первой инстанции противоречий в выводах эксперта и сомнений в их обоснованности не усмотрел и посчитал заключение эксперта соответствующим требованиям Закона об оценочной деятельности и Федеральным стандартам оценки.

При таких обстоятельствах, с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта от 07.10.2014 № 2/408/2014, уточнения истцом заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции обоснованно установил кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 исходя из сведений экспертного заключения.

Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для понуждения органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).

В соответствии с пунктом 5 Положения о Росреестре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный надзор; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; организует проведение государственной кадастровой оценки; проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 409-р к ведению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении Роснедвижимости, включая федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации.

Таким образом, федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации (в настоящее время – филиалы ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъектам Российской Федерации) являются учреждениями, подведомственными Росреестру.

В соответствии с приказом Росреестра от 11.03.2010 № П/93 федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации, подведомственные Росреестру, наделены полномочиями органа кадастрового учета.

То есть, кадастровая палата является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости.

При этом восстановление нарушенного права заявителя возможно только путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.

Суд апелляционной инстанции не принимает во внимание довод жалобы о том, что установление рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 невозможно, поскольку земельный участок сформирован позже указанной даты и поставлен на кадастровый учет 16.09.2013 в силу следующего.

Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», которая была введена Федеральным законом № 67-ФЗ, предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Принадлежащий истцу спорный земельный участок с кадастровым номером 32:06:0331109:84 общей площадью 785 кв. м действительно не был выделен на 01.01.2010. Между тем, по состоянию на 01.01.2010 спорный земельный участок был частью земельного участка с кадастровым номером 32:06:0331109:9, расположенного по адресу: Брянская область. <...>. 2В, принадлежащего истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи 13.03.2008, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права от 09.01.2014 32-АЖ № 428017 и кадастровым паспортом земельного участка от 16.09.2013. № 32/201/13-253785.

В последующем из него были выделены два земельных участка с кадастровыми номерами 32:06:0331109:83 и 32:06:0331109:84 (спорный земельный участок).

Кадастровая стоимость в размере 1 359 376 руб. 65 коп., принадлежащего истцу спорного земельного участка была установлена на основании постановления Администрации Брянской области от 30.11.2012 г. № 1112 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов», которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, проведенной на 01.01.2010.

Поскольку при рассмотрении дела в суде первой инстанции, отсутствовал единый подход в судебной практике по разрешению аналогичного спора, по ходатайству истца проводилась судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости принадлежащего истцу спорного земельного участка с кадастровым номером 32:06:0331109:84 общей площадью 785 кв. м расположенного по адресу: <...>. по состоянию на две календарные даты: на 01.01.2010 и на 16.09.2013.

Согласно заключению эксперта ООО «Региональное автономное объединение «ГеоКадастрИнформ» от 07.10.2014 № 2/408/2014 рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 32:06:0331109:84 общей площадью 785 кв. м, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на 01.01.2010 составила 303 246 руб. 00 коп., а на 16.09.2013 составила 588 122 руб. 00 коп.

Поскольку кадастровая стоимость земельного участка, из которого был выделен земельный участок с кадастровым номером 32:06:0331109:84 общей площадью 785 кв. м, была определена на 01.01.2010, следовательно, рыночная стоимость образованного участка также должна определяться на 01.01.2010.

На основании результатов проведенной судебной экспертизы истец уточнил исковые требования в части установления кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной по состоянию на 01.01.2010 в размере 303 246 руб. 00 коп.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ  :

решение Арбитражного суда Брянской области от 27.10.2014 по делу № А09-4667/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий О.Г. Тучкова

Судьи Л.А. Капустина

Е.Н. Тимашкова