ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1
web: www.20aas.arbitr.rue-mail: 20aas@ mail.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Тула
04 апреля 2007 года Дело №А62-5349/2006
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2007 года
Постановление в полном объеме изготовлено 04 апреля 2007 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Стахановой В.Н.,
судей Тиминской О.А., Тимашковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокурора Заднепровского района города Смоленска,
на решение Арбитражного суда Смоленской области от 23 ноября 2006 года
по делу №А62-5349/2006 (судья Бажанова Е.Г.),
по заявлению ООО «Алгал»
к Межрегиональному управлению Росфинманиторинга по Центральному федеральному округу
об оспаривании постановления №07-06/124/114П о назначении административного наказания от 29.08.2006
при участии в судебном заседании представителей:
от ООО «Алгал»: не явился, извещен надлежащим образом,
от Межрегионального управления Росфинманиторинга по Центральному федеральному округу: не явился, извещен надлежащим образом,
от Прокурора Заднепровского района г. Смоленска: Лобанова Л.В., зам. начальника отдела прокуратуры Тульской области, удостоверение №87924
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Алгал» (далее – ООО «Алгал», Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Межрегиональному управлению Росфинманиторинга по Центральному федеральному округу (далее – Управление) об оспаривании постановления №07-06/124/114П о назначении административного наказания от 29.08.2006.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 23.11.2006 требования ООО «Алгал» удовлетворены, постановление №07-06/124/114П от 29.08.2006, вынесенное Управлением отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Алгал» прекращено.
Оспаривая принятое Арбитражным судом Смоленской области решение, Прокурор Заднепровского района г. Смоленска обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 23.11.2006 по делу №А62-5349/2006 отменить в части установления сроков давности привлечения к административной ответственности и принять по делу новый судебный акт.
Представители ООО «Алгал» и Управления в судебное заседание не явились. Ввиду наличия доказательств надлежащего извещения заявителя и ответчика о времени и месте судебного разбирательства апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие их представителей, в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела с учетом доводов изложенных в апелляционной жалобе, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав объяснения представителя заявителя жалобы, арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.11.2006 года отмене не подлежит по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Алгал» осуществляет деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений на основании лицензии от 12.09.2003 №002206.
Прокуратурой Заднепровского района г. Смоленска проведена проверка соблюдения ООО «Алгал» законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. В ходе проверки установлено, что Общество осуществляет свою деятельность с нарушением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля.
На момент проверки правила внутреннего контроля не согласованы в Росфинмониторинге в нарушение ст.5, п.2 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 №6 о порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.06.2006 в отношении ООО «Алгал» возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП России), дело направлено для рассмотрения в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
Постановлением от 29.08.2006 №07-06/124/114П о назначении административного наказания ООО «Алгал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП России, Обществу назначено наказание в виде административного штрафа а размере 800 МРОТ, что составляет 80000 руб.
Не согласившись с постановлением от 29.08.2006 №07-06/124/114П Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 15.27 КоАП России неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 №6 установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.
Таким образом, организация, осуществляющая операции с денежными средствами обязана, во-первых, разработать правила внутреннего контроля, которые утверждаются руководителем организации, во-вторых, представить правила внутреннего контроля на согласование в соответствующий надзорный орган в пятидневный срок с даты их утверждения.
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 №6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" предусмотрено, что правила внутреннего контроля утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего постановления. Названное постановление опубликовано в "Российской газете" 15.01.2003 и с этого момента в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 17.12.1997 №2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" вступило в силу.
ООО «Алгал» зарегистрировано 04.02.2003 (л.д. 15), то есть после издания Правительством Российской Федерации постановления от 08.01.2003 №6. Следовательно, Общество обязано было разработать и утвердить правила внутреннего контроля в течение одного месяца со дня государственной регистрации - не позднее 04.03.2003 года.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что Общество нарушило требования законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП России постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В части 2 данной статьи определено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Вменяемое Обществу правонарушение считается оконченным в момент истечения установленных законодателем сроков согласования правил внутреннего контроля с надзорным органом – 05.01.2005 года, следовательно, срок давности истек 11.01.2006 года.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал на пропуск административным органом срока давности привлечения Общества к административной ответственности, в связи с чем правомерно признал оспариваемое постановление Управления незаконным.
Довод жалобы о том, что невыполнение обязанностей по согласованию правил внутреннего контроля является длящимся административным правонарушением суд апелляционной инстанции считает несостоятельным.
По смыслу ч. 1 ст. 4.5 КоАП России постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не может быть вынесено - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Как установлено судом и следует из материалов дела, срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, вменяемое Обществу, истек 11.01.2006 года, постановление Управления №07-06/124/114П о привлечении к административной ответственности вынесено 29.08.2006.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 23 ноября 2006 года по делу №А62-5349/2006 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий В.Н.Стаханова
Судьи О.А.Тиминская
Е.Н. Тимашкова