03 февраля 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Тула
Дело № А68-8202/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 27.01.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 03.02.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Волковой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондаренко О.А., при участии от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Порт Серпухов» (Московская область, г. Серпухов, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 10.02.2014), от заинтересованного лица – министерства природных ресурсов и экологии Тульской области (г. Тула, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО2 (доверенность от 02.10.2014 № 13-д), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Порт Серпухов» на решение Арбитражного суда Тульской области от 10.12.2014 по делу № А68-8202/2014 (судья Андреева Е.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Порт Серпухов» (далее – общество, ООО «Порт Серпухов», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным приказа министерства природных ресурсов и экологии Тульской области (далее – министерство) от 04.08.2014 № 131-0 «О приостановлении права пользования недрами ООО «Порт Серпухов» по лицензии ТУЛ 80080 ТЭ.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 10.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован законностью и обоснованностью оспариваемого приказа.
ООО «Порт Серпухов» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанное решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции, заявитель указывает на то, что постановление от 16.07.2014 № 18/14н по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении ООО «Порт Серпухов» по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не обжаловано обществом, следовательно, преюдиция, установленная в статье 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может быть применена при рассмотрении данного дела.
Общество поясняет, что суд первой инстанции не дал оценку доводам заявителя о том, что технический проект разработки общераспространенных полезных ископаемых на месторождении «Троицкое» создан ООО «Порт Серпухов» в 1993 году, а непосредственная обязанность по согласованию технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых в отношении общераспространенных полезных ископаемых участков недр местного значения возникла в апреле 2014 года, в связи с введением постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2014 № 259.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство, опровергая доводы заявителя, указывает, что факт нарушения со стороны ООО «Порт Серпухов» условий пользования недрами и требований законодательства в сфер недропользования в части пользования недрами в отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта отработки не оспаривается обществом, в связи с чем полагает, что оспариваемый приказ является законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 21.05.2014 № 24-01-09/83 в период с 10.06.2014 по 09.07.2014 министерством проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства в сфере недропользования ООО «Порт Серпухов».
По результатам плановой проверки 09.07.2014 министерством составлены акт проверки № 24-01-09/83, в котором отражены выявленные ООО «Порт Серпухов» нарушения, протокол об административном правонарушении № 18/14н по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и выданы предписания:
- № 24-01-09/83/1, в котором указано, что в срок до 05.07.2015 работы по добыче ПГМ производить в соответствии с утвержденным техническим проектом разработки участка и планом развития горных работ за текущий год;
- № 24-01-09/83/2, в котором указано, что в срок до 05.07.2015 разработку участка производить в контурах горного отвода, не выходя за пределы проектных границ блоков.
Рассмотрев материалы административного дела, министерством 16.07.2014 в отношении ООО «Порт Серпухов» вынесено постановление о привлечении его к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 300 000 рублей. Штраф уплачен заявителем в добровольном порядке.
Приказом министерства от 04.08.2014 № 131-0 право пользования недрами ООО «Порт Серпухов» по указанной лицензии было приостановлено.
Считая данный приказ незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу приведенных правовых норм в удовлетворении требований об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными возможно лишь при совокупности двух условий, а именно: несоответствия оспариваемых актов, решения, действий (бездействия) нормам закона и нарушение ими прав заявителя.
Согласно части 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон № 2395-1) недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых.
Статьей 10 Закона № 2395-1 предусмотрено, что участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для добычи полезных ископаемых – на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр.
Положениями статьи 11 Закона № 2395-1 предусмотрено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В соответствии с подпунктами 2 и 10 части 2 статьи 22 Закона № 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, а также выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Согласно пунктов 2, 10 части 2 статьи 12 Закона Тульской области от 02.02.1998 № 78-ЗТО «О недропользовании» недропользователь обязан, в частности, соблюдать требования технических проектов, планов и схем развития горных работ; выполнять условия, установленные лицензией, своевременно и правильно вносить платежи за пользование недрами.
Пунктом 16.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1, установлено, что владельцы лицензии обязаны соблюдать требования технических проектов и схем развития горных работ.
На основании статьи 23.2 Закона № 2395-1 разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр, и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в отношении участков недр местного значения – с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Тульской области, утвержденного постановлением Правительства Тульской области от 07.10.2011 № 13, министерство природных ресурсов и экологии Тульской области является органом исполнительной власти Тульской области, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление и контроль в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования, обеспечения экологической и радиационной безопасности на территории области, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, указами и распоряжениями губернатора Тульской области, постановлениями и распоряжениями правительства Тульской области, деятельность в этих сферах иных органов исполнительной власти Тульской области.
Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области в области охраны окружающей среды, экологической экспертизы, в сфере водных отношений и недропользования.
Согласно подпункту 20 пункта 4 указанного выше Положения министерство природных ресурсов и экологии Тульской области осуществляет в установленном порядке оформление, государственную регистрацию, выдачу, хранение и учет лицензий на пользование участками недр местного значения, внесение изменений и дополнений в выданные лицензии, а также их переоформление.
Из материалов дела следует, что ООО «Порт Серпухов» имеет лицензию ТУЛ 80080 ТЭ на право пользования недрами с целью добычи песчано-гравийных материалов в русле р. Оки на месторождении «Троицкое» с целью использования их для строительных работ сроком действия до 31.12.2017.
В ходе проведения плановой проверки ООО «Порт Серпухов» представил корректировку рабочего проекта организации добычи ПГС на месторождении «Троицкое» на реке Оке, разработанного ОАО «Гипроречтранс» в 2013 году.
Вместе с тем документа, подтверждающего согласование проекта и корректировки к нему с комиссией, в установленном порядке в соответствие со статьей 23.2 Закона Российской Федерации «О недрах» и постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118 «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» не представило. В материалах дела данный документ отсутствует.
При таких обстоятельствах министерство сделало вывод, что ООО «Порт Серпухов» не выполняет обязанности в части соблюдения требований законодательства в сфере недропользования и пунктов 7.1, 8.1 Условий пользования недрами к лицензии на пользование недрами ТУЛ 80080 ТЭ от 30.01.2014, что явилось основанием для вынесения в отношении заявителя постановления от 16.07.2014 о привлечении его к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оспариваемого приказа.
Постановление о привлечении к административной ответственности ООО «Порт Серпухов» не обжаловало, оно вступило в законную силу, штраф уплачен в добровольном порядке.
В соответствии с пунктом 7.1 Условий пользования недрами к лицензии на пользование недрами ТУЛ 80080 ТЭ от 30.01.2014 все виды горных работ ООО «Порт Серпухов» обязано производить в соответствии с утвержденным техническим проектом разработки участка и планом развития горных работ.
В соответствии с пунктом 8.1 Условий пользования недрами к лицензии на пользование недрами ТУЛ 80080 ТЭ от 30.01.2014 ООО «Порт Серпухов» обязан разработку строительных песков и песчано-гравийной смеси (ПГС) вести с соблюдением Закона Российской Федерации «О недрах» в соответствии с утвержденным техническим проектом и планом развития горных работ.
Ссылка заявителя на отсутствие оснований для приостановления действия лицензии, т.к. срок устранения нарушения пункта 7.1. условий пользования недрами (приложение к лицензии на право пользования недрами ГУЛ 80080 ТЭ), отраженного в предписании об устранении выявленных нарушений от 09.07.2014 № 24-0109/83/1, указан 05.07.2015, справедливо не принята судом во внимание исходя из положений пункта 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», согласно которым при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
Статьей 37 Закона № 2395-1 установлено, что соблюдение пользователями недр утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр является одной из задач государственного геологического контроля.
Статьей 20 Закона № 2395-1 установлено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии, систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами и если пользователь недр в течение установленного лицензией срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах.
Оспариваемый приказ, как верно отметил суд первой инстанции, принят министерством в соответствии с частью 2 статьи 20 Закона № 2395-1, Порядком принятия министерством природных ресурсов и экологии Тульской области решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр местного значения на территории Тульской области, утвержденным приказом министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 28.06.2013 № 34-о.
При этом Федеральным законом от 30.12.2008 № 309-ФЗ введена часть 2 статьи 23.2 Закона № 2395-1, в соответствии с которой технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр, и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в отношении участков недр местного значения – с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Следовательно, корректировки к техническому проекту являются вносимыми в него изменениями и подлежат согласованию с соответствующей комиссией, что заявителем сделано не было.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый приказ министерства от 04.08.2014 № 131-0 является законным и обоснованным, поскольку принят в целях предупреждения дальнейшего нарушения обществом условий лицензии и обеспечения соблюдения законодательства о недропользования при осуществлении им своей деятельности.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит, что судом первой инстанции представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 10.12.2014 по делу № А68-8202/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий В.Н. Стаханова
Судьи Н.В. Еремичева
Ю.А. Волкова