ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-807/13 от 13.03.2013 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел. (4872)36-32-71, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула

Дело № А54-4054/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 13.03.2013

Постановление изготовлено в полном объеме 20.03.2013

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тучковой О.Г., судей Волковой Ю.А., Каструбы М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от ответчика – ФИО1 (доверенность от 11.01.2013 № 1), в отсутствие представителя истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кораблинский камен­ный карьер» на решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.12.2012 по делу № А54-4054/2012 (судья Мегедь И.Ю.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Кораблин­ский каменный карьер» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к администрации муниципального образования – Кипчаков­ское сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области (далее – ответчик, администрация) о признании незаконным отказа администрации в изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 62:06:0103301:152, оформленного письмом от 27.12.2011 № 213; о понуждении ответчика принять решение об изменении текущего вида разре­шенного использования земельного участка с кадастровым номером 62:06:0103301:152 на «размещение автомобильных дорог» (с учетом уточнения).

Решением арбитражного суда от 18.12.2012 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Общество с ограниченной ответственностью «Кораблин­ский каменный карьер», не согласившись с вынесенным судебным актом, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Считает, что даже при наличии отрицательного заключения публичных слушаний администрация должна была установить характер фактического использования земельного участка, соотнести вид испрашиваемого использования с теми видами, которые допускаются для данной категории земель, учесть функциональное назначение расположенных на участке объектов недвижимости. Полагает, что заявителем были представлены все необходимые документы, при проведении публичных слушаний администрации было известно, что на спорном участке находятся автомобильные дороги. Ходатайствовал о проведении землеустроительной экспертизы. Указал, что суд необоснованно сослался на необходимость проведения инвентаризации спорных дорог, включения их какие-либо перечни автомобильных дорог. Также считает несоответствующим требованиям законодательства вывод суда об отсутствии у общества разрешения на строительство и ввод автомобильных дорог в эксплуатацию. Указывает, что автомобильные дороги находятся на земельном участке с 1956 года. Считает, что права и законные интересы общества нарушены ввиду того, что при изменении разрешенного использования спорного земельного участка размер земельного налога снизился бы в 80 раз.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела, на основании договора куп­ли-продажи земельного участка от 18.12.2007 № 122-07 ООО «Кораблинский каменный карьер» приобрело у муниципального образования – Кораблинский муниципальный район зе­мельный участок с кадастровым номером 62:06:0103301:0002 площадью 259 672 кв. м из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения косми­ческой деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специ­ального назначения, находящийся по адресу: Рязанская область, Кораблинский район, с. Княжное, примерно в 1 500 метрах по направлению на севе­ро-восток от ориентира с. Княжное с разрешенным использованием: для осуществления производственной деятельности.

Управлением Федеральной регистрационной службы по Рязанской области зарегистриро­вано право собственности истца на данный участок, что подтверждается свидетельством 62МГ №516105 от 28.01.2008.

ООО «Кораблинский каменный карьер» 11.03.2011 преобразовало земельный участок путем разделения на два самостоятельных земельных участка: площадью 41 614 кв. м, которому был присвоен кадастровый но­мер 62:06:0103391:151 и площадью 218 058 кв. м, которому был присвоен кадастровый номер 62:06:00103301:152.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 15.03.2011, кадастровому паспорту земельного участка (т. 1, л. <...>), кате­гория земель земельного участка с кадастровым номером 62:06:0103301:152, расположенного по адресу: Рязанская область, Кораблинский район, с. Княжное, примерно в 1500 м по направлению на северо-восток от ориентира с. Княжное, общей площадью 218 058 кв. м, определе­на как земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятель­ности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назна­чения. Вид разрешенного использования – для осуществления производст­венной деятельности.

Общество обратилось в Администрацию муниципального обра­зования – Кипчаковское сельское поселение Кораблинского муниципально­го района Рязанской области с заявлением от 07.12.2011 об изменении вида разрешенно­го использования земельного участка на «размещение автомобильных до­рог», со ссылкой на то, что фактически на земельном участке производст­венная деятельность не осуществляется, а находятся автомобильные доро­ги, используемые для перевозки добытых полезных ископаемых (т. 1, л. д. 12).

Письмом от 27.12.2011 № 213 администрация Кипчаковского сельского поселения отказала в изменении вида разре­шенного использования (т. 1, л. д. 15), мотивируя свое решение тем, что представленные обществом документы недостаточны для осуществления действий по изменению вида разрешен­ного использования. Не согласившись с указанным отказом администрации, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитраж­ного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненор­мативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недейст­вительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух усло­вий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и на­рушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Фе­дерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодек­сом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие Градостроитель­ного кодекса Российской Федерации, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого ис­пользования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 указанного Федерального закона (включение земельных участков в границы населенных пунктов), с учетом результатов публичных слушаний.

Из указанных положений законодательства следует, что для рассмотрения вопроса об изменении раз­решенного использования указанного земельного участка необходимо назначение и проведение публичных слушаний, по результатам которых будет возможно принятие соответствующего решения.

Как следует из материалов дела, первоначально ООО «Кораблинский каменный карьер» обратилось в админи­страцию Кипчаковского сельского поселения с письмом от 20.01.2011 № 5, в котором просило снизить ставку земельного налога (т. 3, л. д. 4). Письмом от 25.01.2011 № 7 общество просило оставить обра­щение без исполнения (т. 3, л. д. 5).

ООО «Кораблинский каменный карьер» в письме от 24.01.2011 № 6 просило разрешенное использование участка, находящегося в его собственности, общей площадью 259 672 кв. м с кадастровым номером 62:06:0103301: 2 (кадастро­вый номер земельного участка до разделения этого участка) изменить с «для осуществления производственной дея­тельности» на «добычу полезных ископаемых». В указанном письме общество отмечает, что зе­мельный участок используется для добычи полезных ископаемых. Решением публичных слушаний от 14.02.2011 № 1 в изменении разрешенного использования земельных участков с «производ­ственной деятельности» на «добычу полезных ископаемых» рекомендовано отказать.

Письмом от 21.04.2011 № 42 ООО « Кораблинский ка­менный карьер» обратилось в администрацию с заявлением о переводе размежеванного земельного участка, площадью 218 058 кв. м с кадастровым № 62:06:0103301:152 (спорного участка) из земель промышленности в зем­ли сельскохозяйственного назначения (т. 3, л. д. 23).

Письмом от 18.08.2011 № 120 администрация сельского поселе­ния предложила обществу представить акт приемки-сдачи рекультивируе­мых земель для сельскохозяйственных целей. (т. 3, л. д. 26).

Общество 19.08.2012 обратилось с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «производственной дея­тельности» на «размещение автомобильных дорог».

Впоследствии 22.08.2011 общество обратилось с письмом к администрации с просьбой не рассматривать ранее представленное заявление в связи с на­мерением осуществить перевод земельного участка в земли сельскохозяй­ственного назначения

В суде первой инстанции ответчик указал, что неоднократное обращение ООО «Кораблинский каменный карьер» в администрацию для изменения вида разрешенного использования одного и того же участка земли на различные виды использования свидетельствует об отсутствии твердого намерения общества и законных оснований для изменения разрешенного использования, а также говорит о направленности действий общества на искусственное снижение налогового бремени по уплате земельного налога.

Общество вновь обратилось в администрацию муниципального образования – Кипчаковское сельское поселение Кораблинского муници­пального района Рязанской области с заявлением от 07.12.2011 об изменении вида раз­решенного использования земельного участка на «размещение автомобиль­ных дорог», ссылаясь на то, что фактически на земельном участке производст­венная деятельность не осуществляется, а находятся автомобильные дороги, используемые для перевозки добытых полезных ископаемых (т. 1, л. д. 12).

На основании Положения о публичных слушаниях в муниципальном образовании – Кипчаковское сельское поселение, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования – Кипчаковское сельское поселение от 14.12.2005 № 6, на 21 декабря 2011 года были назначены и проведены публичные слушания по нескольким вопросам, в том числе по вопросу изменения разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности ООО «Кораблинский каменный карьер».

В информационном бюллетене муниципального образования от 14.12.2011 № 30 было опубликовано постановление от 14.12.2011 № 37 о проведении публичных слушаний, на которых присутствовал главный бухгалтер ООО « Кораблинский каменный карьер» ФИО2

По результатам публичных слушаний от 21.12.2011 производить изменение вида разрешенного ис­пользования земельного участка с кадастровым номером 62:06:0103301:152 на «размещение автомобильных дорог» было не рекомендовано, что опубликовано в информаци­онном бюллетене от 22.12.2011 № 31.

Письмом от 2712.2011 № 213 (т. 1, л. д. 15) администрация Кипчаковского сельского поселения отказала заявителю в изменении вида разре­шенного использования земельного участка с учетом рекомендаций публичных слушаний, а также со ссылкой на недостаточность документов, представленных об­ществом в подтверждение наличия оснований для перевода.

Апелляционным судом отклоняется как несостоятельный довод жалобы о том, что даже при наличии отрицательного заключения публичных слушаний администрация должна была установить характер фактического использования земельного участка, соотнести вид испрашиваемого использования с теми видами, которые допускаются для данной категории земель, учесть функциональное назначение расположенных на участке объектов недвижимости, на основании того, что обществом ко всему прочему не были представлены необходимые документы для заявленного перевода.

В целях урегулирования спора администрацией была соз­дана комиссия по обследованию участка для установления факта нали­чия автомобильной дороги на земельном участке с кадастровым № 62:06:0103301:152, а также отсутствия мест отдыха, дачных домиков, бани, беседки, которые используются для отдыха и рыбалки и на наличие которых ссылался ответчик.

В ходе рассмотрения дела судом предложено составить совместный акт осмотра территории. Однако комиссия, созданная администрацией, не была допущена на территорию участка (т. 2, л. д. 92–100).

В подан­ном в администрацию заявлении от 07.12.2012 общество в качестве оснований для изменения вида разре­шенного использования указало на наличие автомобильных до­рог, используемых для перевозки добытых полезных ископаемых (т. 1, л. д. 12). К указанному заявлению заявитель приложил план участка (т. 1, л. д. 99), кадастровый паспорт земельного участка (т. 1, л. д. 13,14). Иные документы, свидетельствующие о наличии авто­мобильных дорог, обществом представлены не были. Представленный план земельного участка, утвержден­ный главным инженером общества, содержал произвольно нанесенные не­известным лицом контуры автомобильной дороги без указания масштаба.

Как установлено статьей 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной дея­тельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ), автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.

В соответствии с частью 4 указанной статьи к автомобильным доро­гам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.

Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, ре­гионального или межмуниципального значения утверждаются соответст­венно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Рос­сийской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользова­ния регионального или межмуниципального значения не могут быть вклю­чены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования мест­ного значения может утверждаться органом местного самоуправления.

Документом, подтверждающим отнесение дороги к частной, является свидетельство о праве собственности на данную дорогу физического или юридического лица. Дороги же, которые не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, в силу закона подлежат признанию дорогами местного значения.

Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно ст. 3 Закона № 257-ФЗ автомобильная дорога представляет из себя объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Несмотря на отсутствие в понятии автодороги, данной в Законе № 257-ФЗ, прямых характеристик как «имущественный комплекс» или «объект недвижимого имущества», права на недвижимое имущество в составе автомобильной дороги необходимо регистрировать в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Отсутствие в законе четкого определения статуса автодороги как единого объекта права собственности, в т.ч. в целях регистрации прав на нее и сделок с ней, не может расцениваться в качестве запрета распространения нормы ст. 131 ГК РФ на такие объекты. Данный вывод следует, в том числе из ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которой дорога, будучи линейным сооружением (а таковые рассматриваются Законом как сложные или неделимые вещи), может регистрироваться в качестве целостного имущественного комплекса.

Норма ч. 6 ст. 8 Закона № 257-ФЗ устанавливает обязательность наличия у автомобильных дорог идентификационных номеров, причем независимо от значения автомобильной дороги – федерального, регионального или межмуниципального, местного значения или частные автомобильные дороги, а также независимо от того, являются автомобильные дороги общего пользования или необщего пользования.

При проведении технической инвентаризации устанавливаются количественные и качественные характеристики объекта, в том числе отнесение объекта к объектам недвижимого имущества, что находит отражение в оформленном кадастровом паспорте объекта недвижимости.

Законом установлены общие правила присвоения идентификационных номеров и предусмотрено, что эти правила детализируются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Данным Приказом органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было рекомендовано при ведении учета автомобильных дорог руководствоваться указанными Правилами.

Вместе с тем, документов, подтверждающих право собственности заявителя на указанные дороги, равно как и доказательств включения их в перечень автомобильных дорог обще­ством не представлены, в связи с их отсутствием. Объект не инвентаризирован. Не представлены сведения о техни­ческих характеристиках дорог, расположенных на земельном участке с ка­дастровым номером 62:06:0103301:152.

Согласно пункту 1 статьи 3,статьи 16 Закона № 257-ФЗ, статьи 1, частями 1,2 статьи 51 Градо­строительного кодекса Российской Федерации, автомобильная дорога представляет собой объ­ект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транс­портных средств, строительство и ввод в эксплуатацию которого должно осуществляться на основании соответствующих разрешений на строитель­ство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию. Однако разрешение на строительство и на ввод объекта в экс­плуатацию у общества отсутствует.

Согласно подпункту 3 пункта 17 статьи 51 Градостроительного ко­декса Российской Федерации в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования выдача разреше­ний на строительство не требуется. Вместе с тем, доказательства того, что на спорном земельном участке располагается сооружение вспомогательного использования в администра­цию обществом также не представлены.

Отсутствуют доказательства, с безусловностью свидетельствующие, какую именно часть земельного участка занимает автодорога и каким обра­зом используется оставшаяся часть земельного участка.

На основании изложенного апелляционным судом отклоняются как несостоятельные доводы жалобы о том, что заявителем были представлены все необходимые документы, при проведении публичных слушаний администрации было известно, что на спорном участке находятся автомобильные дороги. Как противоречащие действующему законодательству судом не принимаются во внимание доводы апелляционной жалобы о необоснованности выводов суда первой инстанции о необходимости проведения инвентаризации спорных дорог, включения их какие-либо перечни автомобильных дорог, наличия у общества разрешения на строительство и ввод автомобильных дорог в эксплуатацию.

Ссылка жалобы на то, что автомобильные дороги находятся на земельном участке с 1956 года, судом во внимание не принимается, поскольку приложенная к апелляционной жалобе выписка из единого государственного реестра автомобильных дорог от 18.12.2012, не была представлена обществом в администрацию при рассмотрении вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Также судом отклоняется ходатайство, заявленное в апелляционной жалобе, о проведении землеустроительной экспертизы на основании ее нецелесообразности, так как ее проведение не связано с заявленными требованиями общества. В рамках настоящего дела рассматривается вопрос о незаконности отказа администрации в переводе земельного участка из одной категории в другую, при этом при принятии решения ответчик руководствовался представленными заявителем и имеющимися у него на тот момент документами с учетом отрицательного результата публичных слушаний, непредставления доказательств наличия в собственности общества автомобильных дорог, наличия на участке объектов недвижимости (домиков). Наличие или отсутствие дорог на спорном земельном участке, их площадь в данном случае возможно установить иными способами: из сведений, содержащихся в кадастровых паспортах на объекты недвижимости, из сведений службы технической инвентаризации.

Апелляционный суд не принимает во внимание довод жалобы о нарушении прав и законных интересов общества, поскольку общество не лишено возможности повторно обратиться в администрацию с заявлением об изменении вида разрешенного использования, представив необходимые документы.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что ос­париваемый ненормативный правовой акт, решение государственного орга­на соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не на­рушают права и законные интересы заявителя, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, с учетом объема представленных обществом доку­ментов, суд первой инстанции правомерно признал обоснованным отказ администрации в изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 62:06:0103301:152, оформлен­ный письмом от 27.12.2011 № 213.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта. При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ  :

решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.12.2012 по делу № А54-4054/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий О.Г. Тучкова

Судьи Ю.А. Волкова

М.В. Каструба