ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-8172/2021 от 21.12.2021 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А62-5082/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 21.12.2021

Постановление изготовлено в полном объеме  22.12.2021

 Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей  Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шамыриной Е.И.,                          в отсутствие истца – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)» (г. Москва,                 ОГРН <***>, ИНН <***>), ответчика – Смоленской области в лице администрации Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН <***>,                                  ИНН <***>), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: департамента бюджета и финансов Смоленской области               (г. Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>), департамента Смоленской области по образованию и науке (г. Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев                    в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 08.10.2021 по делу № А62-5082/2021 (судья Еремеева В.И.),

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (первый казачий университет)» (далее – истец, учреждение, институт) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к Смоленской области в лице администрации Смоленской области (далее – ответчик, администрация)                о взыскании неосновательного обогащения в размере 1 721 430 руб., процентов                           за пользование чужими денежными средствами за период с 24.05.2019 по 20.05.2021                               в размере 190 227 руб. 30 коп., с 21.06.2021 по день фактической оплаты суммы неосновательного обогащения.

При участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: департамента бюджета и финансов Смоленской области, департамента Смоленской области по образованию и науке.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 08.10.2021 по                                делу № А62-5082/2021   в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с данным решением, учреждение обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального                                    и процессуального права. 

В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на то, что судом первой инстанции не учтено, что исковые требования по делу № А62-1954/2020 заявлены  к департаменту Смоленской области по образованию и науке и департаменту бюджета и финансов Смоленской области. Тогда как ответчиком по настоящему делу является Смоленская область в лице администрации Смоленской области (казна субъекта Российской Федерации).

Податель жалобы указывает на то, что постановление администрации Смоленской области от 04.12.2018 № 813 о порядке выплаты суммы гранта издано 04.12.2018, вступило в законную силу 10.12.2018, поэтому истец физически не имел возможности подать заявку на предоставление гранта из областного бюджета за 2017 год до 01.12.2018, институт полагал, что департамент осуществит выплаты на основании данных письменных гарантий.

Учреждение обращает внимание на то, что истцом нарочно представлена департаменту Смоленской области по образованию и науке заявка на предоставление                            из областного бюджета гранта за 2017/2018 учебный год. Однако заявка отклонена по причине закрытия администрацией 2017 финансового года, истцу рекомендовано обратится с заявкой на выплату гранта только за текущий 2018 год. Данные обстоятельства подтверждены свидетелем по делу № А62-1954/2020. Факт выполнения услуг истцом, а также правомерность правоотношений, возникших между истцом                          и департаментом Смоленской области по образованию и науке на основании проведенного открытого публичного конкурса и утвержденных истцу контрольных цифр приема, установлены решением Арбитражного суда Смоленской области от 20.03.2020                по делу № А62-7371 /2019. Судом первой инстанции ошибочно не принят во внимание тот факт, что в рассматриваемом случае правоотношения носили длящийся характер, поскольку образовательные услуги на основании проведенного публичного конкурса оказывались истцом и оплачивались из бюджета Смоленской области за 2018, 2019, 2020, 2021 годы, до окончания образовательной программы и по итогу оказанных истцом образовательных услуг Смоленская области достигла своей цели по получению высококвалифицированных специалистов во благо субъекту Российской Федерации.

По мнению заявителя жалобы, отказывая истцу в выплате вознаграждения, бюджет субъекта Российской Федерации - Смоленская область без установленных законом, иными правовыми актами оснований приобрела или сберегла имущество за счет учреждения, и обязана возвратить последнему неосновательно приобретенное                             или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Истец полагает, что на дату подачи настоящего искового заявления (18.06.2021) срок исковой давности для защиты нарушенного права, предусмотренный законодательством Российской Федерации, не пропущен. Учреждение указывает                         на то, что в период с 24.07.2019 по 28.06.2021 истцом предпринимались меры по защите нарушенного права.

Администрация в отзыве на апелляционную жалобу возражает против                              ее доводов, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения,                                    а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Департамент бюджета и финансов Смоленской области, департамент Смоленской области по образованию и науке отзывы на апелляционную жалобу не направили.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились,                           о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, от истца                                и ответчика поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей,                       в связи с чем  в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся                     в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом департамента Смоленской области по образованию и науке от 28.06.2017 № 589-ОД проведен дополнительный открытый публичный конкурс по распределению контрольных цифр приема по специальности среднего профессионального образования для обучения                      по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена                                     и образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с основными образовательными программами основного общего                        и среднего общего образования, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета на 2017/2018 учебный год (далее – конкурс).

Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от 28.07.2017 № 1 на участие в конкурсе подана единственная заявка института пищевых технологий и бизнеса (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий                                     и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет»).

В соответствии с протоколом о результатах торгов от 28.07.2017 № 3 институт признан победителем конкурса.

Приказом департамента Смоленской области по образованию и науке от 28.07.2017 № 651-ОД утверждены установленные в результате проведения дополнительно открытого публичного конкурса по распределению контрольных цифр приема                               по специальностям среднего профессионального образования для обучения                                   по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена образовательным программам среднего профессионального образования интегрированным с основными образовательными программами основного общего                         и среднего общего образования, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета               на 2017/2018 учебный год, контрольные цифры приема на 2017/2018 учебный год.

Письмом от 03.11.2017 истец уведомил департамент Смоленской области                            по образованию и науке о принятии необходимых мер по комплектованию групп обучающихся за счет бюджетных средств в соответствии с приказом от 28.07.2017             № 651-ОД, выполнении плана приема в полном объеме.

Письмом от 27.09.2018 № 8445 департамент Смоленской области по образованию и науке гарантировал произвести выплату за 2017 год суммы причитающегося гранта после утверждения порядка расчета выплат гранта.

04.12.2018 истцом подана заявка на предоставление из областного бюджета гранта в соответствии с утвержденными контрольными цифрами приема на 2018 год.

20.12.2018 между истцом и ответчиком заключено соглашение № 1 о предоставлении гранта из областного бюджета в форме субсидий некоммерческой организации, не являющейся казенным учреждением, находящейся в ведении федеральных органов государственной власти, на финансовое обеспечение реализации образовательных программ среднего профессионального образования в рамках реализации областной государственной программы «Развития образования в Смоленской области» на 2014 – 2020 годы (далее – соглашение).

Названное соглашение заключено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, статьей 100 Федерального закона «Об образовании                                  в Российской Федерации», постановлением администрации Смоленской области                   от 04.12.2018 № 813 «О предоставляемых из областного бюджета грантах в форме субсидий некоммерческим образовательным организациям, не являющимся казенными учреждениями, находящимся в ведении федеральных органов государственной власти,                на финансовое обеспечение реализации образовательных программ среднего профессионального образования в рамках реализации областной государственной программы «Развитие образования в Смоленской области» на 2014 – 2020 годы».

Согласно пункту 1.1 предметом соглашения является предоставление учреждению из областного бюджета в 2018 году гранта из областного бюджета в форме субсидий некоммерческой организации, не являющейся казенным учреждением, находящейся                         в ведении федеральных органов государственной власти, на финансовое обеспечение реализации образовательных программ среднего профессионального образования (далее – субсидия)

Субсидия предоставляется учреждению на финансовое обеспечение реализации образовательных программ среднего профессионального образования. Субсидия предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Департаменту/грантодателю как получателю средств областного бюджета, в 2018 году                     3 951 923 руб. (пункты 21 и 2.2 соглашения).

В силу пункта 2.3 соглашения размер субсидии рассчитывается в соответствии                   с Порядком предоставления финансового обеспечения реализации образовательных программ среднего профессионального образования на основании нормативных затрат               на оказание государственных услуг с применением базовых нормативов затрат                             и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат и затрат на                       выполнение работ.

Денежные средства по соглашению от 20.12.2018 № 1 в сумме 3 951 923 руб. перечислены истцу по платежному поручению № 10417 от 25.12.2018.

11.04.2019 истец обратился в департамент Смоленской области по образованию                 и науке с претензией, в которой потребовал решить вопрос о перечислении                              ему недоначисленной за 2017 год суммы гранта.

Указанная претензия оставлена без удовлетворения.

Вступившим в законную силу решением суда по делу № А62-7371/2019                            от 20.03.2020 в удовлетворении исковых требований Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)» к департаменту Смоленской области по образованию и науке                      и к Департаменту бюджета и финансов Смоленской области о взыскании неперечисленной за 2017 год суммы гранта в размере 1 728 778 руб. 56 коп. отказано.

Решением установлено, что заявка на предоставление из областного бюджета гранта в форме субсидии на финансовое обеспечение реализации образовательных программ среднего профессионального образования в рамках реализации областной государственной программы «Развитие образования в Смоленской области»,                                    в соответствии с утвержденными контрольными цифрами приема на 2017 год,                             в соответствии с пунктом 6 Порядка, учреждением не подана, соглашение                             о предоставлении учреждению из областного бюджета в 2017 году гранта не заключалось.

Письмом от 24.05.2019 исх. № 4453 департамент Смоленской области                              по образованию и науке со ссылкой на постановление администрации Смоленской области от 04.12.2018 № 813 указал, что выделение денежных средств за 2017 год                              не предусмотрено.

Университетом подано исковое заявление в Арбитражный суд Смоленской области к департаменту Смоленской области по образованию и науке и Департаменту бюджета                 и финансов Смоленской области о взыскании неосновательного обогащения в размере                 не выплаченной суммы гранта 1 721 430 руб., процентов за пользование чужими средствами за период с 24.05.2019 по 30.04.2020 в размере 109 472 руб. 76 коп.                           с последующим начислением по день фактической оплаты задолженности.

Вступившим в законную силу решением суда от 04.08.2020 по делу                                   № А62-1954/2020 в удовлетворении исковых требований отказано.

Указанным решением установлено следующее.

Заявка на предоставление из областного бюджета гранта в форме субсидии                       на финансовое обеспечение реализации образовательных программ среднего профессионального образования в рамках реализации областной государственной программы «Развитие образования в Смоленской области», в соответствии                                       с утвержденными контрольными цифрами приема на 2017 год, в соответствии с пунктом 6 Порядка, учреждением подана не была.

Соответствующее соглашение о предоставлении гранта между истцом                               и ответчиком не заключалось.

Денежные средства департаменту на предоставление гранта за 2017 год                              не выделялись.

Факт приобретения и сбережения ответчиками денежных средств в виде гранта                  за 2017 год в размере 1 721 430 руб. не доказан.

Ссылаясь на то, что администрация без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрела денежные средства истца в размере                                         1 721 430 руб., учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении  исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего

Из части 1 статьи  78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) следует, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются                               на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов               и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с пунктом  2 части  2 статьи  78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми                             в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно части  3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам                                  (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц                       (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;                   3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных                                   при их предоставлении.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным                              органом государственной власти субъекта Российской Федерации (абзац 3 пункта 2              статьи 78.1 БК РФ).

Постановлением администрации Смоленской области от 04.12.2018 № 813 утвержден Порядок предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий некоммерческим образовательным организациям, не являющимся казенными учреждениями, находящимся в ведении федеральных органов государственной власти,                 на финансовое обеспечение реализации образовательных программ среднего профессионального образования в рамках реализации областной государственной программы «Развитие образования в Смоленской области» (далее – Порядок).

В преамбуле постановления администрации Смоленской области   от 04.12.2018                    № 813 указано, что оно принимается в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 100 Федерального закона   «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно пункту 2 Порядка главным распорядителем средств областного бюджета, осуществляющим предоставление грантов в соответствии с настоящим Порядком, является департамент Смоленской области по образованию и науке (далее – департамент).

Вместе с тем предоставление грантов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных областным законом об областном бюджете                                     на соответствующий финансовый год и плановый период на реализацию областной государственной программы «Развитие образования в Смоленской области» на 2014 – 2020 годы, утвержденной постановлением администрации Смоленской области                             от 29.11.2013 № 984, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке департаменту, предусмотренных на цель, указанную в пункте 3 настоящего Порядка.

В силу пункта 3 Порядка гранты предоставляются в целях финансового обеспечения осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям, специальностям                 и направлениям подготовки, востребованным на региональном рынке труда,                                   и направляются на:

– расходы на оказание государственной услуги (реализацию образовательных программ среднего профессионального образования);

– расходы на стипендиальное обеспечение обучающихся;

– расходы на осуществление публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме (на социальное обеспечение детей-сирот                           и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Гранты предоставляются некоммерческим образовательным организациям,                                  не являющимся казенными учреждениями, находящимся в ведении федеральных органов государственной власти, осуществляющим свою деятельность на территории Смоленской области, которым установлены контрольные цифры приема граждан для обучения                       по образовательным программам среднего профессионального образования за счет средств областного бюджета на учебный год, начинающийся в очередном финансовом году (далее – контрольные цифры приема), в соответствии с Правилами установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения                             по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования                        за счет бюджетных ассигнований областного бюджета, утвержденными приказом начальника департамента от 27.05.2015 № 420, размещенными на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее –                       сеть «Интернет»).

Из пункта 4 Порядка следует, что гранты предоставляются на период реализации образовательных программ среднего профессионального образования в соответствии                           с утвержденными контрольными цифрами приема.

В соответствии с пунктом 6 Порядка заявка на предоставление из областного бюджета гранта (далее – заявка) по форме согласно приложению к настоящему                      Порядку представляется образовательной организацией в срок до 15 августа текущего финансового года.

Заявка на предоставление из областного бюджета гранта в соответствии                                 с утвержденными контрольными цифрами приема на 2017 год и контрольными цифрами приема на 2018 год представляется образовательной организацией в срок до 01.12.2018 включительно.

Согласно пункту 10 Порядка департамент в течение 10 рабочих дней со дня представления образовательной организацией заявки и документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, и получения всех ответов на межведомственные запросы (при наличии) рассматривает представленные документы на предмет соответствия заявителя требованиям, указанным в пунктах 4, 5 настоящего Порядка, соответствия документов требованиям, указанным в пунктах 6, 8 настоящего Порядка, а также осуществляет проверку достоверности информации, содержащейся в заявке и представленных документах, и принимает решение о предоставлении гранта или об отказе                                        в предоставлении гранта.

В течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения департаментом образовательной организации направляется уведомление                                            о предоставлении гранта или уведомление об отказе в предоставлении гранта с указанием причин такого отказа.

В случае принятия решения о предоставлении гранта в течение 3 рабочих дней                  со дня принятия указанного решения издается соответствующий приказ начальника Департамента и в течение 10 рабочих дней со дня направления образовательной организации уведомления о предоставлении гранта заключается соглашение                                         о предоставлении гранта между департаментом и образовательной организацией (далее – соглашение) с учетом типовой формы, утвержденной приказом начальника департамента бюджета и финансов Смоленской области (пункт 12 Порядка).

В соответствии с пунктом 14 Порядка Грант предоставляется на основании соглашения, в котором предусматриваются:

– размер гранта и условия его предоставления;

– целевое назначение гранта;

– сроки перечисления гранта;

– обязанность департамента проводить проверки соблюдения образовательной организацией целей, условий и порядка предоставления гранта, которые установлены настоящим Порядком и соглашением;

– согласие образовательной организации на осуществление департаментом                          и уполномоченными органами государственного финансового контроля проверок соблюдения целей, условий и порядка предоставления гранта, которые установлены настоящим Порядком и соглашением;

– обязанность ежеквартального представления образовательной организацией                     в  департамент информации о среднегодовой численности обучающихся по профессии, специальности или направлению подготовки за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета;

– запрет приобретения за счет полученных средств гранта иностранной валюты,               за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий;

– порядок и сроки представления отчетности об использовании грантов по форме, утвержденной приказом начальника департамента;

– порядок возврата гранта, использованного образовательной организацией,                      в случае установления по итогам проверок, проведенных департаментом                                        и уполномоченными органами государственного финансового контроля, факта нарушения целей, условий и порядка предоставления гранта, установленных настоящим Порядком                 и соглашением;

– порядок возврата в текущем финансовом году образовательной организацией остатков грантов, не использованных в отчетном финансовом году;

– ответственность сторон за нарушение условий соглашения.

Предоставление грантов осуществляется департаментом на основании соглашения путем перечисления средств на лицевой счет образовательной организации, открытый                     в территориальных органах Федерального казначейства, либо на расчетный счет, открытый в кредитной организации.

Следовательно, названным Порядком предусмотрена возможность предоставления из областного бюджета гранта в соответствии с утвержденными контрольными цифрами приема на 2017 и контрольными цифрами приема на 2018 год при соблюдении обязательных условий: подачи образовательной организацией соответствующей заявки                      по форме, предусмотренной приложением к Порядку, и заключения между департаментом и образовательной организацией соглашения о предоставлении гранта.

Как установлено судом, в соответствии с пунктом 6 Порядка 04.12.2018 учреждением в Департамент Смоленской области по образованию и науке представлена заявка на предоставление из областного бюджета гранта в форме субсидии на финансовое обеспечение реализации образовательных программ среднего профессио» Развитие образования в Смоленской области», в соответствии с утвержденными контрольными цифрами приема на 2018 год.

По итогам рассмотрения данной заявки между истцом и ответчиком заключено соглашение от 20.12.2018 № 1, по условиям которого учреждению из областного бюджета в 2018 году предоставлен грант в форме субсидии на финансовое обеспечение реализации образовательных программ среднего профессионального образования в размере                              3 951 923 руб.

Заявка на предоставление из областного бюджета гранта в форме субсидии                        на финансовое обеспечение реализации образовательных программ среднего профессионального образования в рамках реализации областной государственной программы «Развитие образования в Смоленской области», в соответствии                                       с утвержденными контрольными цифрами приема на 2017 год, в соответствии с пунктом 6 Порядка, учреждением подана не была.

Соответствующее соглашение о предоставлении гранта между истцом                                 и ответчиком не заключалось.

Соглашение от 20.12.2018 № 1 заключено сторонами без разногласий                                    в соответствии с заявкой истца.

Судом первой инстанции верно отмечено, что наличие препятствий для подачи учреждением заявки на предоставление из областного бюджета гранта в форме субсидии на финансовое обеспечение реализации образовательных программ среднего профессионального образования в рамках реализации областной государственной программы «Развитие образования в Смоленской области», в соответствии                                    с утвержденными контрольными цифрами приема на 2017 год, в соответствии с пунктом 6 Порядка, и для заключения соглашение о предоставлении гранта не установлены.

В силу положений статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.

Из вышеуказанной нормы следует, что основанием возникновения обязательства     из неосновательного обогащения является юридический состав, образуемый совокупностью следующих элементов: обогащение приобретателя, выразившееся                             в увеличении его имущества либо сохранении им имущества, которое по законному основанию он должен утратить; обогащение является неосновательным,                                      то есть происходит без оснований, установленных законом, иными правовыми актами      или сделкой; обогащение приобретателя имеет место за счет потерпевшего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации правила главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации                                     о неосновательном обогащении применяются к требованиям одной стороны                                       в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019 (определение                     № Определение № 47-КГ18-14) указано, что из вышеприведенных правовых норм следует, что по делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком,                               а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения                        или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату.

При этом факт осуществления департаментом финансирования грантов в пределах лимитов бюджетных обязательств установлен в решении Арбитражного суда Смоленской области от 20.03.2020 по делу № А62-7371/2019.

Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют                            те же лица.

Как установлено судом, департаментом в 2017 году финансирование затрат институту пищевых технологий и бизнеса (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)» по осуществлению реализации образовательных программ среднего профессионального образования не производилось.

В 2018 году (15.11.2018) департаменту при внесении очередных поправок                               в областной закон «Об областном бюджет на 2018 год и на плановый период 2019                             и 2020 годов» на указанные цели были выделены средства из областного бюджета в сумме 5 151 329 рублей (письмо департамента от 22.10.2018 № 9423).

Согласно поданной заявке ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» объем средств на осуществление реализации образовательных программ среднего профессионального образования в 2018 году фактически составил 3 951 923 руб. Фактический размер объема финансовых затрат рассчитывался в соответствии с пунктом 13 постановления администрации Смоленской области от 04.12.2018 № 813                                 «О предоставляемых из областного бюджета грантах в форме субсидий некоммерческим образовательным организациям, не являющимся казенными учреждениями, находящимся в ведении федеральных органов государственной власти, на финансовое обеспечение реализации образовательных программ среднего профессионального образования                          в рамках реализации областной государственной программы «Развитие образования                        в Смоленской области» на 2014 - 2020 годы».

Департамент и ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г.Разумовского (ПКУ)» 20.12.2018 заключили соглашение о предоставлении гранта из областного бюджета в форме субсидий некоммерческой организации, не являющейся казенным учреждением, находящейся                        в ведении федеральных органов государственной власти, на финансовое обеспечение реализации образовательных программ среднего профессионального образования                       в рамках реализации областной государственной программы «Развитие образования                       в Смоленской области» на 2014-2020 годы в сумме 3 951 923 руб.

Согласно материалам дела остаток средств в сумме 1 199 406 руб. департаментом возвращен в доход бюджета до 31.12.2018.

Денежные средства на предоставление гранта за 2017 год не выделялись.

Изложенные обстоятельства установлены вступившими в законную силу судебными актами по делам № А62-7371/2019, № А62-1954/2020.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что факт приобретения и сбережения ответчиком денежных средств в виде гранта за 2017 год в размере 1 721 430 руб. не доказан.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том,                     что истцом в порядке статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации не доказана совокупность юридически значимых фактов, а именно: вина ответчиков,                               причинно-следственная связь между действиями (бездействиями) ответчиков и ущербом, а также совокупность условий в целом, при наличии которых подлежат возмещению убытки.

Из материалов дела установлено, что возражая против удовлетворения исковых требований, ответчиком заявлено  о пропуске истцом срока исковой давности.

Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии со статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ, пункту 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 43) исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре.

В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.

В силу положений пункта 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску                   о защите этого права.

Таким образом, течение срока исковой давности не может начаться ранее момента нарушения права.

В силу пункта 3 постановления Пленума ВС РФ № 43 течение исковой давности                  по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том,                          кто является надлежащим ответчиком (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).

Обстоятельства, прерывающие течение срока исковой давности, отсутствуют.

Исследовав материалы дела на предмет установления пропуска истцом срока исковой давности, учитывая, что о нарушении своего права истец должен был узнать                      по окончании 2017 года, а исковое заявление направлено в Арбитражный суд Смоленской области 11.06.2021, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что срок исковой давности по требованиям истца о взыскании неосновательного обогащения истек.

Применительно к норме абзаца 2 пункта 2 статьи 199 ГК РФ разъяснено,                        что установив пропуск стороной по делу срока исковой давности, при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности, суд вправе отказать                                в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Пропуск исковой давности  в соответствии со статьей 199 ГК РФ является самостоятельным основанием для отказа в иске.

При таких обстоятельствах суд первой  инстанции  обоснованно  отказал                               в  удовлетворении исковых требований учреждения.

Вопреки положениям статьи 65 АПК РФ заявитель жалобы не представил доказательств,  подтверждающих факт того, что ответчик своими неправомерными действиями  или  бездействиями (решениями) причинил убытки (вред) учреждению в виде невыплаченной суммы гранта за 2017 год в размере 1 721 430 руб.

Каких-либо  противоправных действий  со стороны ответчика  в отношении  истца не совершалось.

Вопреки доводам жалобы, учитывая, что Порядок предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий некоммерческим образовательным организациям,                   не являющимся казенными учреждениями, находящимся в ведении федеральных органов государственной власти, на финансовое обеспечение реализации образовательных программ среднего профессионального образования в рамках реализации областной государственной программы «Развитие образования в Смоленской области» был утвержден 4 декабря 2018 года, а соглашение о предоставлении субсидий в 2017 году                         с истцом не заключалось, правовых оснований для выплаты департаментом Смоленской области по образованию и науке истцу грантов за 2017 год не имелось.

При этом нарушение самим истцом установленного Порядка предоставления субсидий (не подача заявки на 2017 год) не может ставиться в вину  лицам,  заявленным истцом в качестве ответчиков  по настоящему делу. 

Более того,  доводы апеллянта противоречат обстоятельствам, установленным вступившим в законную силу решением суда от 20.03.2020 по делу № А62-7371/2019, которым отказано в удовлетворении исковых требований Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)» к Департаменту Смоленской области по образованию и науке                        о взыскании не перечисленной за 2017 год суммы гранта в размере 1 728 778 руб. 56 коп.

Решение вынесено в связи с тем, что заявка на предоставление из областного бюджета гранта в форме субсидии на финансовое обеспечение реализации образовательных программ среднего профессионального образования в рамках реализации областной государственной программы «Развитие образования                                       в Смоленской области», в соответствии с утвержденными контрольными цифрами приема на 2017 год, в соответствии с пунктом 6 Порядка, учреждением подана не была.

 В этом же решении суда установлено, что соглашение между истцом и ответчиком о предоставлении гранта на 2017 год не заключалось.

Денежные средства департаменту на предоставление гранта за 2017 год                              не выделялись.

Суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить,                              что открытый публичный конкурс проводился департаментом Смоленской области                  по образованию и науке в соответствии со статьей 100 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях определения предельного числа обучающихся в соответствующей образовательной организации                                           по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования                 за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.

Приказ департамента Смоленской области по образованию и науке от 28.07.2017     № 651-ОД утверждал итоги проведения конкурса - контрольные цифры приема.

В соответствии с частью 5 статьи 100 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, вправе осуществлять в пределах установленных им контрольных цифр приема целевой прием в порядке, утвержденном в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона.

Таким образом, приказ департамента Смоленской области по образованию и науке от 28.07.2017 № 651-ОД не возлагал на истца обязанностей по проведению обучения студентов за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.

Доказательств  обратного в материалы дела не представлено.

Следовательно, такая обязанность могла возникнуть у истца лишь в случае заключения соглашения о предоставлении субсидий в 2017 году, определяющего конкретное количество обучающихся и размер гранта. Однако такое соглашение с истцом не заключено.

Все доводы, изложенные учреждением в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения и оценки арбитражных судов различных инстанций по делу                                         № А62-1954/2020, № А62-5082/2021.

Заявленные в апелляционной жалобе учреждения доводы не влияют                               на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку являлись обоснованием позиции налогоплательщика по делу,  не опровергают выводов суда, а направлены                        на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом                          и получивших надлежащую правовую оценку.

Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.

При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем  суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

            Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  Смоленской области от 08.10.2021 по делу № А62-5082/2021     оставить без изменения, а апелляционную жалобуФедерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа  в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.                                  В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

                  В.Н. Стаханова

                  Д.В. Большаков

                  Е.Н. Тимашкова