26 марта 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А62-3389/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 25.03.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 26.03.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Волковой Ю.А. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Давыдовой Л.С., в отсутствие представителей заявителя – индивидуального предпринимателя ФИО1 (г. Смоленск, ОГРН <***>; ИНН <***>), заинтересованного лица – администрации города Смоленска (г. Смоленск), третьих лиц: департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (г. Смоленск), индивидуального предпринимателя ФИО2 (г. Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.12.2013 по делу № А62-3389/2013 (судья Бажанова Е.Г.), установил следующее.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконными действий администрации г. Смоленска (далее – администрация), выраженных в письме от 05.04.2013№ 23-1204 об отказе в формировании земельного участка в целях проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка площадью 939 кв. м, расположенного в <...> в районе д. 54-в и обязании устранить нарушенное право.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее – департамент) и индивидуальный предприниматель ФИО2.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 25.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием у администрации оснований для отказа предпринимателю в формировании испрашиваемого земельного участка.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, предприниматель обратился в департамент с заявлением (от 21.01.2013 вх. № 1081/з) об осуществлении выбора земельного участка предполагаемой площадью 939 кв. м, расположенного в <...> в районе д. 54в и предварительном согласовании размещения на нем объекта капитального строительства – здания магазина. При этом им указано, что на испрашиваемом земельном участке расположен павильон общей площадью 14,4 кв. м, находящийся в его собственности.
Департамент в письме от 12.02.2013 № 1798/08 со ссылкой на пункт 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации и постановление администрации Смоленской области от 16.11.2012 № 885 сообщил, что земельный участок для строительства магазина может быть предоставлен исключительно на торгах.
В связи с этим предприниматель вновь обратился в департамент с заявлением (от 27.02.2013 вх. № 2918/з), в котором просил сформировать земельный участок ориентировочной площадью 939 кв. м по адресу: <...> в районе д. 54в и провести торги по продаже права на заключение договора аренды данного земельного участка с целью размещения объекта капительного строительства – магазина.
Письмом от 15.03.2013 № 3429/08 департамент ответил, что для принятия решения по существу обращения им направлен соответствующий запрос в управление архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска.
Администрация в письме от 05.04.2013 № 23-1204 сообщила, что согласно градостроительным регламентам Правил землепользования и застройки города Смоленска испрашиваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны ЖЗ – застройка многоэтажными жилыми домами от 5 этажей и выше с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры. Согласно градостроительным регламентам территориальной зоны ЖЗ объекты розничной торговли относятся к основным видам разрешенного использования при условии, что общая площадь объекта капитального строительства на соответствующем земельном участке не превышает 1000 кв. м и не менее 500 кв. м. Однако по данному земельному участку проходят инженерные коммуникации (теплосети (4 трубопровода), электросети, водопровод); находится объект мелкорозничной торговли (киоск), включенный в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска (утверждена постановлением Администрации города Смоленска от 25.12.2012 № 2317-адм). Для предприятий торговли с торговой площадью до 250 кв. м необходима площадь земельного участка 800 кв. м на каждые 100 кв. м торговой площади. В площадь земельного участка входит, помимо площади застройки, и площадь, необходимая для обслуживания данного сооружения (подъезды, подходы, озеленение, благоустройство, парковки и автостоянки, погрузо-разгрузочные площадки и другое). С учетом Правил землепользования и застройки г. Смоленска площадь испрашиваемого земельного участка недостаточна для размещения магазина общей площадью 520 кв. м и останется еще меньше за счет линий градостроительного регулирования (отступы от границ земельного участка, линия застройки, противопожарные разрывы). Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение объектов данного назначения должно осуществляться с учетом нормативов обеспеченности населения торговой площадью. В настоящее время недостатка в торговых предприятиях в городе Смоленске не имеется. Построено множество торговых объектов, к правообладателям которых вправе обратиться любой предприниматель для заключения договора аренды и организации индивидуальной предпринимательской торговой деятельности в соответствии с требованиями санитарных норм.
Вместе с тем согласно разработанной Ведомственной целевой программе «Разработка документации по планировке и межеванию застроенных подлежащих застройке территорий в городе Смоленске» на 2013 – 2015 годы (утверждена постановлением Администрации города Смоленска от 12.10.2012 №1791-адм) в 2014 году планируется разработка проекта планировки и межевания территории квартала в границах улицы Лавочкина – улицы Маршала Еременко – ГСК «Ветеран-2». Испрашиваемый земельный участок находится на указанной территории.
Администрация считает, что рассмотрение вопроса по формированию земельных участков в данном районе будет возможно после разработки и утверждения вышеназванной проектной документации.
Не согласившись с действиями администрации, выраженными в письме от 05.04.2013 № 23-1204, считая их незаконными и нарушающими его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления для строительства земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 – 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Положениями пункта 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, невозможно без проведения торгов.
Такой перечень случаев администрация Смоленской области установила в постановлении от 16.11.2012 № 885, определив, что для строительства объектов торговли предоставление в собственность или аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области – городе-герое Смоленске, осуществляется исключительно на торгах (пункт 5).
Предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка (пункт 1 стать 38 ЗК РФ).
Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта определен пунктом 4 статьи 30 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ проведение работ по формированию земельного участка в указанных целях осуществляется в несколько этапов, а именно:
– выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
– определение разрешенного использования земельного участка;
– определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения);
– принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
– публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Согласно пункту 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка для последующего проведения работ по формированию земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пунктом 4.3 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 № 243 уполномоченный орган обеспечивает формирование земельного участка для предоставления его на торгах.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с 01.04.2007 переданы администрации Смоленской области, уполномоченным органом определен департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (областной закон от 08.02.2007 № 1-з «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области – городе-герое Смоленске»).
Как усматривается из материалов дела, предприниматель обратился в департамент с заявлением от 27.02.2013 вх. № 2918/з, в котором просил сформировать земельный участок ориентировочной площадью 939 кв. м по адресу: <...> в районе д. 54в и провести торги по продаже права на заключение договора аренды данного земельного участка с целью размещения объекта капительного строительства – магазина.
Письмом от 05.04.2013 № 23-1204 администрация отказала заявителю, указав на отсутствие возможности для формирования испрашиваемого земельного участка.
При этом основаниями для отказа в выборе земельного участка для последующего проведения работ по формированию земельного участка в целях выставления на торги послужили:
– недостаточность площади испрашиваемого земельного участка для размещения заявленного объекта капитального строительства с учетом площади необходимой для обслуживания данного сооружения (подъезды, подходы, озеленение, благоустройство, парковки и автостоянки, погрузо-разгрузочные площадки и другое);
– отсутствие недостатка в торговых предприятиях на территории, где испрашивается земельный участок, с учетом нормативов обеспеченности населения торговыми площадями (Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»);
– отсутствие возможности положительного рассмотрения заявленного вопроса до разработки проекта планировки и межевания территории квартала, в границах которого находится испрашиваемый земельный участок, в связи с несформированностью земельного участка для эксплуатации многоэтажного жилого дома № 54в по улице Лавочкина в г. Смоленске.
В подтверждение необоснованности оспариваемого отказа заявителем в материалы дела представлено «Технико-экономическое обоснование проекта объекта капитального строительства – продовольственного магазина, расположенного по адресу: <...> около д. 14б, из которого следует, что испрашиваемый земельный участок занят мелкими деревьями и кустарниками, имеет подъезд, с севера расположен переулок Сычевский, с юга – неразграниченная территория, с запада – территория котельной, с востока – границы участка под многоквартирным жилым домом № 54в по ул. Лавочкина. Площадка для размещения объекта располагается на пер. Сычевский, около д. 14. Проектируемый объект – двухэтажное здание размещается на красной линии. Площадь застройки 287,9 кв. м, общая площадь 520 кв. м.
Указанное технико-экономическое заключение не содержало данных об оценке возможности размещения объекта капитального строительства при условии соблюдения норм жилищного, земельного и градостроительного законодательства относительно сохранения площадей для эксплуатации расположенных на данной территории многоэтажных жилых домов.
В связи с этим предпринимателем представлено дополнение к технико-экономическому обоснованию, которое содержит расчет придомовой территории под многоквартирными домами и вывод о возможности размещение объекта капитального строительства (т. 1, л. 143 – 144).
Между тем, как установлено судом, на территории испрашиваемого заявителем земельного участка находится принадлежащий предпринимателю торговый павильон, земельный участок (кадастровый номер 67:27:001 33 15:0033) под которым им арендуется на основании договора от 06.12.2001 № 2595.
На соседнем участке расположен торговый павильон индивидуального предпринимателя ФИО2 (договор аренды земельного участка от 27.07.2012 № 1578/з, срок договора – 11 мес., кадастровый номер 67:27:001 33 15: 40).
В январе 2012 года в связи с опубликованием в газете «Рабочий путь» информации о предстоящем представлении в аренду земельного участка площадью 91 кв. м за домом № 54в для размещения торгового павильона в администрацию и департамент поступило коллективное обращение жильцом многоквартирных домов № 54, 54а, 54б, 54в, 54е по ул. Лавочкина, которые высказали свое негативное отношение к размещению какого-либо объекта на данном земельном участке, который фактически используется жильцами в качестве придомовой территории, учитывая, что межевание земельных участков под указанными домами в 2007 году проводилось по существующим проездам и периметру жилого дома с учетом противопожарных расстояний, но без учета норм отвода к многоквартирным жилым домам.
В соответствии с позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.05.2010 № 12-П, органы публичной власти обязаны осуществлять свою деятельность в сфере земельных правоотношений с учетом сохранения возможности формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, отвечающих требованиям жилищного, земельного и градостроительного законодательства.
С целью разрешения вопроса о сохранении указанной возможности в случае формирования испрашиваемого земельного участка, арбитражным судом по ходатайству заявителя назначена судебная экспертиза.
На разрешение эксперта судом поставлен следующий вопрос: «Возможно ли размещение объекта капитального строительства – здания магазина и формирование земельного участка в целях проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для строительства в пределах испрашиваемого для этих целей земельного участка площадью 939 кв. м, расположенного в <...> в районе дома № 54в, при условии сохранения возможности при этом размещения всех элементов и объектов, предназначенных для обслуживания, эксплуатации, озеленения и благоустройства жилых домов № 54а, № 54б, № 54в по улице Лавочкина в г. Смоленске, с учетом норм жилищного, земельного, градостроительного законодательства, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 28.05.2010 № 12-П».
Согласно экспертному заключению с юго-западной стороны от испрашиваемого участка расположена котельная, южная сторона участка обращена на дворовую территорию жилого дома № 54б, с северо-восточной стороны обследуемый участок обращен к жилому дому №54в, вдоль фасада которого растут высокоствольные липы. С южной стороны от земельного участка расположены: трансформаторная подстанция № 37 и площадка мусорных контейнеров. Рельеф земельного участка имеет слабовыраженный уклон в восточном направлении. На территории между зданием котельной и домом № 54в расположен торговый павильон «Вкусная ЕДА» и частично павильон «Аист».
Переулок Сычевский служит для выезда из дворовых территорий домов № 54а, 54б, 54в, 54е, ул. Ново-Мопровская и Сычевская на улицу Лавочкина.
В связи с этим с учетом норм градостроительного и земельного законодательства эксперт пришел к выводу о невозможности формирования испрашиваемого земельного участка в целях проведения торгов по продаже права его аренды.
Данный вывод обоснован тем, что согласно генеральному плану г. Смоленска и территориальному зонированию г. Смоленска (Правила землепользования и застройки города Смоленска и «Схемеа границ территориальных зон» (приложение 2) Сычевский переулок располагается в настоящее время и в будущем на внутримикрорайонной территории. Границы микрорайона формируются улицей М. Еременко, улицей Лавочкина, перспективной улицей, проходящей южнее жилых домов № 54б и № 54г, являющейся продолжением улицы Чернышевского. При этом Сычевский переулок выполняет роль внутриквартального проезда.
С учетом положений пункта 2 статьи 29 Правил землепользования и застройки города Смоленска магазин продовольственных товаров общей площадью 520 кв. м не может располагаться в данном месте как объект, отнесенный к основным видам разрешенного использования территориальной зоны ЖЗ.
Следовательно, заявленный предпринимателем вид использования земельного участка в данном случае не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны Ж3, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок.
Данные, опровергающие указанный вывод эксперта, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, из материалов дела также следует, что постановлением администрации г. Смоленска от 12.10.2012 № 1791-адм (с изменениями, внесенными постановлением от 06.03.2013 № 384-адм) утверждена ведомственная целевая программа «Разработка документации по планировке и межеванию застроенных и подлежащих застройке территорий в городе Смоленске» на 2013 – 2015 годы. В соответствии с приложением к Программе на 2014 год планируется разработка проекта планировки и межевания территории квартала в границах ул. Лавочкина – ул.Маршала Еременко – ГСК «Ветеран-2».
Главой 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) установлено, что размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ) до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 ГрК РФ.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отклонен довод администрации о том, что до окончания разработки проекта планировки и межевания территории квартала, в котором располагается испрашиваемый земельный участок, и его утверждения, отсутствует возможность определения вариантов размещения элементов придомовой территории (площадок разного функционального назначения), необходимых для эксплуатации и обслуживания жилого дома № 11 54в по ул. Лавочкина, и их размеров.
С учетом того, что оспариваемый отказ администрации не противоречит действующему законодательству, суд первой инстанции правомерно оставил заявленные требования без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы в части несогласия с выводами экспертного заключения, отклоняются судом в силу следующего.
Апелляционная инстанция считает, что заключение эксперта ООО «Проект-бюро» подготовлено в соответствии с требованиями статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является ясным, понятным, проверяемым, противоречий в выводах не содержит.
Эксперт имеет необходимую квалификацию, предупрежден судом об уголовной ответственности и не заинтересован в исходе дела.
Таким образом, экспертное заключение ООО «Проект-бюро» обоснованно принято судом первой инстанции в качестве надлежащего доказательства по делу.
Лицами, участвующими в деле, ходатайство о проведении дополнительной или повторной судебной экспертизы в порядке статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не заявлялось.
Также не может быть принят во внимание судом довод жалобы о том, что у администрации не имелось оснований для вывода о достаточности объектов торговли на территории, где испрашивается земельный участок.
Одной из целей государственного регулирования торговой деятельности является обеспечение сохранения баланса экономических интересов соответствующих хозяйствующих субъектов и соблюдения прав и законных интересов населения (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
Согласно части 2 статьи 6 указанного закона органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Аналогичные положения содержит пункт 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Следовательно, вывод о достаточности объектов торговли на территории, где находится испрашиваемый земельный участок, сделан администрацией в пределах предоставленных ей полномочий.
Остальные доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы предпринимателем была уплачена госпошлина в размере 1000 рублей, 900 рублей подлежат возврату заявителю, как излишне уплаченные (пункт 1 информационного письма ВАС РФ от 11.05.2010 № 139).
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.12.2013 по делу № А62-3389/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (г. Смоленск, ИНН <***>, ОГРНИП <***>) из федерального бюджета 900 рублей госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, излишне уплаченной по квитанции (чек-ордер) от 27.01.2014 № 1334049428.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Е.Н. Тимашкова
Судьи Ю.А. Волкова
Е.В. Рыжова