ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-8425/2021 от 17.01.2022 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А09-3780/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 17.01.2022

Постановление изготовлено в полном объеме  24.01.2022

 Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей  Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шамыриной Е.И.,                     при участии от истца – департамента сельского хозяйства Брянской области (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 10.01.2022                        № 3-2), ФИО2 (доверенность от 10.01.2022 № 3-4), от ответчика – главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 (Брянская область, Погарский район, пгт. Погар, ОГРНИП <***>, ИНН <***>) – ФИО4 (доверенность от 18.06.2021), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 на решение Арбитражного суда Брянской области от 27.10.2021 по делу                  № А09-3780/2021 (судья Частикова О.В.),

УСТАНОВИЛ:

департамент сельского хозяйства Брянской области (далее – департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 (далее – глава К(Ф)Х ФИО3, ответчик) о взыскании 1 710 000 руб. бюджетных средств, предоставленных в качестве гранта по направлению «Поддержка начинающих фермеров».

Решением Арбитражного суда Брянской области от 27.10.2021 по делу                                 № А09-3780/2021 с главы К(Ф)Х ФИО3 в пользу департамента взысканы денежные средства, полученные в качестве субсидий в размере 1 710 000 руб., а также                      30 100 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета.

Не согласившись с данным решением, глава К(Ф)Х ФИО3 обратился                      в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать                      в удовлетворении заявленных требований. 

В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на то, что срок эксплуатации сельскохозяйственной техники, это срок ее использования для производства, хранения                  и переработки сельскохозяйственной продукции с момента государственной регистрации до утилизации.

По мнению заявителя жалобы, департамент подменил понятие «срок эксплуатации которых с года выпуска не превышает 3 лет» другим понятием «с года выпуска которых прошло не более 3 лет».

Заявитель жалобы полагает, что определить срок эксплуатации трактора                        «Беларус-1221.2» было возможно посредством показаний установленного на тракторе тахоспидометра.

Ответчик считает, что требования истца о взыскании суммы гранта не могут являться неосновательным обогащением, поскольку взыскиваемая сумма предоставлена главе К(Ф)Х ФИО3 на основании соглашения от 14.08.2020 № 7 (сделки).                          При этом соглашение от 14.08.2020 № 7 не содержит запрета на приобретение сельскохозяйственной техники и навесного оборудования, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, срок эксплуатации которых с года выпуска                            не превышает 3 лет. Аналогично, указанный запрет отсутствует в проекте ответчика                      по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства К(Ф)Х ФИО3 Погарского района Брянской области для участия в мероприятии «Поддержка начинающих фермеров».

Считает, что истцом при обращении с настоящим исковым заявлением                              в арбитражный суд выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.

Департамент в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее доводов, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную              жалобу – без удовлетворения. 

В судебном заседании   представители  сторон поддержали позиции по делу.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей  сторон, исследовав                  и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как следует из материалов дела,  в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья                    и продовольствия Брянской области» по направлениям на 2020 год, утвержденной постановлением Правительства Брянской области от 30.01.2019 № 18-п, в соответствии                 с постановлением Правительства Брянской области от 23.03.2020 № 108-п                                  «О распределении субсидий из областного бюджета по мероприятию «Стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм», а также подразделом 7.2.6.1 подраздела 7.2 раздела 7 Приложения 3 Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Брянской области в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства                             и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области», утвержденного постановлением Правительства Брянской области                    от 16.03.2020 № 79-п, 23.07.2020 состоялся конкурсный отбор крестьянских (фермерских) хозяйств на право предоставления грантов на развитие семейных ферм и отбору начинающих фермеров на право предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров, по результатам которого согласно протоколу конкурсной комиссии                                от 23.07.2020 № 1 глава К(Ф)Х ФИО3 включен в состав участников конкурсного отбора по направлению «Поддержка начинающих фермеров».

Между департаментом, ГКУ Брянской области «Погарское районное управление сельского хозяйства» и главой К(Ф)Х ФИО3 (получатель) заключено «Соглашение о предоставлении из областного бюджета гранта в форме субсидии крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей,                 на поддержку начинающих фермеров, на 2020 год»  от  14.08.2020  № 7 (далее – Соглашение), предметом которого является предоставление получателю из областного бюджета в 2020 году гранта в форме субсидии в размере 3 000 000 руб. в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с реализацией направления «Поддержка начинающих фермеров» направления «Развитие малых форм хозяйствования» мероприятия «Стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования».

В соответствии с приказом департамента от 24.08.2020 № 261 бюджетные средства гранта в размере 3 000 000 руб. перечислены главе К(Ф)Х ФИО3

В соответствии с представленными документами о целевом расходовании средств гранта, глава К(Ф)Х ФИО3 израсходовал средства гранта
на приобретение трактора «Беларус-1221.2» стоимостью 1 900 000 руб.                                         (из них бюджетные средства – 1 710 000 руб.).

Согласно отчетным документам, представленным главой К(Ф)Х ФИО3
в Департамент, год выпуска трактора «Беларус-1221.2» – 2014.

Согласно пунктам 3.1, 3.1.1 грант предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии, на цели, указанные в разделе 1 Соглашения. Целями финансового обеспечения по мероприятиям определены направления использования средств согласно пункт 7.2.6.1 Порядка.

Одним из направлений целевого использования средств является приобретение сельскохозяйственной техники и навесного оборудования, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, срок эксплуатации которых с года выпуска
не превышает 3 лет. Перечень указанной техники, грузового автомобильного транспорта
и оборудования устанавливается департаментом.

Таким образом, главой К(Ф)Х ФИО3 в нарушение условий Соглашения от 14.08.2020 № 7 допущено нецелевое использование средств гранта,
а именно приобретение трактора «Беларус-1221.2», срок эксплуатации которого с года выпуска составляет более трех лет.

Департаментом в рамках досудебного урегулирования спора главе                              К(Ф)Х ФИО3 направлена претензия от 03.03.2021 с требованием в срок                           до 15.03.2021 возвратить денежные средства, которая оставлена  без удовлетворения,                 что послужило основанием для обращения департамента с иском в арбитражный  суд.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствие с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) следует, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются                   на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов                  и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам                                   (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 – 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации – в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом                 о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете                                 и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

В силу подпунктов 2, 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Таким образом, государственному органу субъекта Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать порядок и условия предоставления субсидий за счет средств областного бюджета, а также средств, поступивших в областной бюджет из федерального бюджета на создание собственного бизнеса.

Департаментом, как ответственным исполнителем, реализовывалось мероприятие «Поддержка начинающих фермеров» постановления Правительства Брянской                        области от 16.03.2020 № 79-п «Об утверждении порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Брянской области, в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области»                         (2014 – 2020 годы) (далее – Постановление).

Порядок предоставления грантов регламентирует предоставление гранта
на поддержку начинающего фермера. Грант предоставляется крестьянским (фермерским) хозяйствам на финансовое обеспечение затрат в соответствии с решением                         региональной конкурсной комиссии главе крестьянского (фермерского) хозяйства                         для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с государственной программой,
в целях создания и развития на сельских территориях Брянской области крестьянского (фермерского) хозяйства и новых постоянных рабочих мест на сельских территориях, исходя из расчета создания не менее 2 новых постоянных рабочих мест, если сумма гранта составляет 2 000 000  руб. и более,  и не менее 1 нового постоянного рабочего места, если сумма гранта составляет менее 2 000 000 руб., в году получения гранта.

Приложением 3 к Государственной программе установлен Порядок предоставления субсидий по направлению «Поддержка начинающих фермеров».

Требования к получателям грантов по направлению «Поддержка начинающих фермеров» определены разделом 7 приложения 3 к Порядку предоставления субсидий.

В соответствии с пунктом 4 Порядка главным распорядителем бюджетных средств
на выплату грантов являлся департамент сельского хозяйства Брянской области, который осуществлял организацию работы по предоставлению гранта. Гранты на поддержку начинающих фермеров предоставлялись на основании заключаемых с ними соглашений
о предоставлении субсидий.

Целевое назначение средств гранта определяется направлениями их использования, установленными пунктом 1.1 раздела 7 приложения 3 к Порядку.

Одним из направлений целевого расходования средств гранта является приобретение специализированного транспорта, фургонов, прицепов, полуприцепов, вагонов, контейнеров для транспортировки, обеспечения сохранности при перевозке                         и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки согласно перечню техники, утвержденному приказом департамента.

Согласно пунктам 3.1, 3.1.1 грант предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии, на цели, указанные в разделе 1 настоящего Соглашения. Целями финансового обеспечения по мероприятиям определены направления использования средств согласно пункту 7.2.6.1 Порядка. Одним из направлений целевого использования средств является приобретение сельскохозяйственной техники и навесного оборудования, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, срок эксплуатации которых
с года выпуска не превышает 3 лет. Перечень указанной техники, грузового автомобильного транспорта и оборудования устанавливается департаментом.

Из материалов дела усматривается, что между департаментом,                                           ГКУ Брянской области «Погарское районное управление сельского хозяйства»                                и главой К(Ф)Х ФИО3 14.08.2020 заключено Соглашение о предоставлении                     из областного бюджета гранта в форме субсидии на поддержку начинающих фермеров, предметом которого является предоставление из областного бюджета в 2020 году гранта                   в форме субсидии в размере 3 000 000 руб. на финансовое обеспечение затрат получателя, связанных с реализацией направления «Поддержка начинающих фермеров» (пункты 1, 2 Соглашения).

В соответствии с приказом департамента от 24.08.2020  № 261 бюджетные средства гранта в размере 3 000 000 руб. перечислены главе К(Ф)Х ФИО3

В соответствии с представленными документами о целевом расходовании средств гранта глава К(Ф)Х ФИО3 израсходовал средства гранта на приобретение трактора «Беларус-1221.2» стоимостью 1 900 000  руб. (из них бюджетные средства -
1 710 000 руб.).

Для приобретения указанного трактора «Беларус-1221.2»  ФИО3                  заключил с ФИО5 договор купли-продажи от 06.11.2020 № 1.
По акту приема-передачи от 09.11.2020 трактор «Беларус-1221.2» глава К(Ф)Х                     ФИО3 принял от ФИО5, что подтверждается выпиской из лицевого счета
от 09.11.2020 № 41276270010 на сумму 1 710 000  руб.

Согласно отчетным документам, представленным  главой К(Ф)Х ФИО3    в департамент, год выпуска вышеуказанного трактора – 2014 год, что является нарушением условий Соглашения от 14.08.2020 № 7 в части нецелевого использования средств гранта на приобретение трактора «Беларус-1221.2» , срок эксплуатации которого более трех лет.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке                         статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел верному выводу о том, что ответчиком в нарушение условий соглашения  от 14.08.2020 № 7 допущено нецелевое использование средств гранта на приобретение трактора «Беларус-1221.2», срок эксплуатации которого составляет более трех лет.

Довод ответчика о том, что расчет срока эксплуатации сельскохозяйственной техники следует производить не с года выпуска, а исходя из показаний тахоспидометра, исчисляемых в моточасах, справедливо не принят во внимание судом первой инстанции, ввиду отсутствия  правового  обоснования и подтверждения надлежащими доказательствами.

Довод ответчика о том, что взыскиваемая сумма не может являться неосновательным обогащением, правомерно отклонен судом первой инстанции,                        как противоречащий пункту 32 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018)», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации  04.07.2018, согласно которому в случае нецелевого использования бюджетной субсидии получатель субсидии обязан возвратить указанную сумму как неосновательное обогащение.

С учетом изложенного суд первой инстанции  правомерно  удовлетворил исковые требования департамента о взыскании  с главы К(Ф)Х ФИО3 бюджетных средств, предоставленных в качестве субсидий в размере 1 710 000 руб.

Довод апелляционной жалобы о том, что поскольку приобретенный им за счет бюджетных средств трактор «Беларус-1221.2» 2014 года выпуска поставлен на учет ответчиком при смене собственника в 2020 году, то данный трактор находится                              в эксплуатации менее 3-х лет, отклоняется судом апелляционной инстанции,                           как основанный на ошибочном   толковании ответчиком термина «эксплуатация», который содержится в Решении Комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 № 877                     «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (далее – Технический регламент).

Так, изначально термин «эксплуатация»  нормативно определен в пункте 5 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720                                «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» (утратило силу с 10.02.2015) и в идентичной редакции воспроизведен в пункте 6 раздела II Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 № 877.

Согласно Техническому регламенту под эксплуатацией понимается стадия жизненного цикла транспортного средства, на которой осуществляется его использование по назначению, с момента его государственной регистрации до утилизации.

Вопреки доводам жалобы, датой начала эксплуатации транспортного средства является дата его первого приобретения и постановки на учет первым собственником.

Следовательно, на момент приобретения ответчиком трактор «Беларус-1221.2» (договор купли-продажи №1 от 6.11.2020) находился в эксплуатации 6 полных лет.

Довод ответчика о сроке эксплуатации трактора «Беларус-1221.2», основанный                    на количестве моточасов по показаниям тахоспидометра трактора,  также отклоняется судом апелляционной инстанции, как не имеющий правового значения, поскольку срок эксплуатации транспортного средства определяется временным периодом, на что указано в пункте 6 Технического регламента. Временной период исчисляется в полных годах,                     а не в моточасах. Специальная норма Порядка предоставления субсидий (пункт 1.2 подраздела 7.2.6.1 раздела 7. приложения 3) также устанавливает срок эксплуатации транспортных средств, допускаемых   к   приобретению   за   счет   бюджетных   средств   в   полных   годах,   и ограничивает такой срок 3 годами с года выпуска.

Счетчики времени наработки, также называемые счетчиками моточасов –                        это устройства, которые регистрируют время работы двигателей различных машин                   или механизмов. Счетчики времени наработки предназначаются для учета времени работы оборудования и учитывают количество рабочих часов.

В то же время, срок эксплуатации машин или механизмов содержит не только период непосредственной работы двигателей, а отражает весь срок использования (эксплуатации) техники, в том числе периоды ее нахождения на ремонте, хранении, начиная с года выпуска до утилизации в связи с физическим и (или) моральным износом.

Таким образом, в период эксплуатации техника подвержена износу не только непосредственно во время выполнения технологических процессов, но и в иные периоды своего жизненного цикла, поскольку приходит в негодность, теряя потребительские                      и эксплуатационные свойства вследствие естественного старения (деградация смазок                  и иных технических жидкостей техники, лакокрасочного покрытия; повреждения силовых элементов, а также элементов кузовов, вызванные процессом коррозии металла; разрушение резинотехнических элементов вследствие старения резин).

Кроме того, суд апелляционной инстанции  также считает необходимым отметить, что пунктом 4.1.11 Соглашения установлена обязанность департамента в случае получения обращения направить получателю субсидии (гранта) разъяснения по вопросам, связанным с исполнением Соглашения.

При наличии вопросов, касающихся исполнения Соглашения либо Порядка ответчик не был лишен права на обращение в департамент за разъяснениями относительно порядка освоения средств грантовой поддержки, однако за указанными разъяснениями последний не обращался.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального                   и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами,                  что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии                          с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  Брянской области от 27.10.2021 по делу № А09-3780/2021     оставить без изменения, а апелляционную жалобуглавы крестьянского (фермерского) хозяйства Беликова Михаила Анатольевича – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа                   в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.                                  В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

                  В.Н. Стаханова

                  Д.В. Большаков

                  Е.Н. Тимашкова