ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-861/10 от 01.04.2010 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тула Дело №А68-10675/09-473/22

01 апреля 2010 года

Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 01 апреля 2010 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Тимашковой Е.Н.,

судей Тиминской О.А., Еремичевой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП ФИО1 на решение Арбитражного суда Тульской области от 05 февраля 2010 года по делу №А68-10675/2009 (судья Елисеева Л.В.), принятое

по заявлению ИП ФИО1

к Департаменту Тульской области по экологии и природным ресурсам

о признании незаконным отказа Департамента и об обязании внести изменения в условия пользования недрами,

при участии:

от заявителя: ФИО1 – предприниматель (паспорт <...> от 21.04.2003), ФИО2 – представитель по доверенности от 24.11.2009 №1-6786,

от ответчика: ФИО3 – представитель по доверенности от 28.01.2010,

УСТАНОВИЛ:

дело рассмотрено после перерыва, объявленного 18.03.2010.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - ИП ФИО1, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным отказа департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам внести изменение в лицензию ТУЛ №05010 ТЭ в части предоставления права попутной добычи нижнемеловых песков, изложенного в письме от 11.06.2009 №23-01-15/1404 и в протоколе №5 экз-2009 от 29.05.2009 экспертной комиссии государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, утвержденном директором департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам ФИО4 03.06.2009, и об обязании департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам внести изменение в лицензию ТУЛ №05010 ТЭ в части предоставления права попутной добычи нижнемеловых песков в количестве 3 328 тыс.м. куб. по категории С1.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 05.02.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебным актом, предприниматель подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что обжалуемое решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Департаментом Тульской области по экологии и природным была выдана ИП ФИО1 лицензия ТУЛ №05010 ТЭ по Новомосковскому месторождению кирпичного сырья, расположенного в 3 км к югу от г.Новомосковска и в 3 км к Востоку от г.Узловая в Узловском районе Тульской области с целевым назначением и видами работ - разработка Новомосковского месторождения кирпичных суглинков (участок разведки 1960г. и 1978-79 гг. западная часть).

В ходе добычи кирпичных суглинков предпринимателем были обнаружены под суглинками залежи нижнемеловых песков.

В этой связи индивидуальным предпринимателем были проведены геологоразведочные работы и составлен отчет.

16.03.2009 по инициативе ИП ФИО1 состоялось заседание экспертной комиссии государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр по материалам отчета о доразведке участка разведки 1960г. и 1978-1979гг. (западная часть) Новомосковского месторождения кирпичных суглинков в Узловском районе Тульской области по состоянию разведанности на 01.01.2009 (протокол №2 экз-2009г.).

По результатам заседания комиссией было принято решение, в частности, об утверждении запасов попутного полезного ископаемого — нижнемеловых песков в качестве сырья для строительных целей (ГОСТ 8796-93) в количестве 3328 тыс.м3 по категории С1 (п.3.2 заключения).

Указанное решение также зафиксировано в Протоколе заседания экспертной комиссии от 16.03.2009 №2экз-2009, утвержденном директором департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам. В п.2.3 Протокола указано, что комиссия решила «утвердить запасы попутного полезного ископаемого – нижнемеловых песков в качестве сырья для строительных целей (ГОСТ 8796-93) в количестве 3 328 тыс.м3 по категории С1.

08.04.2009 ФИО1 обратился в Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам с просьбой внести изменения в лицензию ТУЛ №05010.

Письмом от 05.05.2009 Департамент сообщил заявителю о необходимости представления дополнительно сведений из государственного баланса запасов о количестве и качестве запасов песка, их балансовую принадлежность, согласование Управления Ростехнадзора по Тульской области границ горного отвода, включая нижнюю границу добычи песков и предложения о сроках корректировки технического проекта, начала добычи песка и выхода на проектную мощность.

14.05.2009 ФИО1 вновь направил в Департамент заявку с просьбой внести изменения в лицензию.

29.05.2009 был вынесен протокол №5 экз-2009 заседания экспертной комиссии государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках по вопросу ошибочного утверждения запасов попутного полезного ископаемого, найденного за рамками горного отвода - нижнемеловых песков в качестве сырья для строительных (ГОСТ 8793-93) и дорожных целей (СНиП 2.05.02-85) в количестве 3328 тыс.м3 категории С1, поскольку ФИО1 было проведено изучение запасов песка за контуром горного отвода.

По результатам заседания комиссия решила исключить п.2.3 протокола №2экз-2009 от 16.03.2009 и п.3.2 заключения №ЛА 23-11/ГЭ-2 от 16.03.2009 по материалам отчета о доразведке участка разведки 1960г. и 1978-1979гг. (западная часть) Новомосковского месторождения кирпичных суглинков в Узловском районе Тульской области по состоянию разведанности на 01.01.2009.

11.06.2009 Департаментом Тульской области по экологии и природным ресурсам было отказано ФИО1 во внесении изменений в лицензию ТУЛ №05010 ТЭ в части предоставления права попутной добычи нижнемеловых песков.

Не согласившись с вынесенным отказом, полагая, что им нарушаются его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.

Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии с положениями ст.ст.1, 2 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетически и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органом представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей природной среды.

В силу ст.4 Закона «О недрах» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения.

В соответствии со ст.11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составленной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Статьей 7 Закона «О недрах» установлено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, оборудования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

При этом, согласно указанной статьи Закона «О недрах» и п. 4 Положения о порядке предоставления права пользования, оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, утв.постановлением администрации Тульской области от 30.05.2006 №260 (далее - Положение), при предоставлении лицензии устанавливаются предварительные границы горного отвода. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемо составной части.

Согласно п.3.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утв. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 №3314-1, в лицензии определяются пространственные границы предоставляемого участка недр, в пределах которого разрешается осуществление работ, указанных в лицензии. Границы должны иметь подробное описание и координаты.

При этом в силу п.3.5 указанного Положения, горный отвод должен иметь ограничение по глубине.

В соответствии с п.3 Инструкцией по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утв. Министром природных ресурсов РФ от 07.02.1998 №56 и начальником Госгортехнадзора России от 31.12.1997 №58 (далее - Инструкция), горный отвод предоставляется пользователю недр для добычи полезных ископаемых. Документы, удостоверяющие горный отвод, определяют его пространственное положение в плане по глубине и являются неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами.

Горноотводный акт, удостоверяющий уточненные границы горного отвода, выдается на основании предоставленного пользователем недр проекта горного отвода (п. 16 Инструкции).

Как усматривается из материалов дела, ИП ФИО1 предоставлена лицензия ТУЛ №05010 ТЭ для разработки Новомосковского месторождения кирпичных суглинков (участок разведки 1960г. и 1978-79гг., западная часть), расположенного в Узловском районе Тульской области в 3 км. к югу от г.Новомосковска и в 4 км. к востоку от г.Узловая.

Согласно п.4.1 Условий пользования недрами, являющихся приложением №3 к лицензии, ФИО1 имеет право пользования недрами Новомосковского месторождения для целей, указанных в п.1 Условий, а, именно, для разработки Новомосковского месторождения кирпичных суглинков.

Таким образом, указанной лицензией ФИО1 утверждены именно запасы кирпичных суглинков.

При этом согласно п.8.4 Условий при пользовании недрами ФИО1 обязан глубину отработки ограничить нижней границей подсчета запасов.

Из системного анализа вышеуказанных положений закона, а также Условий пользования недрами, являющихся приложением к лицензии, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном случае геометризованным блоком, который был представлен заявителю в пользование, является участок недр, содержащий запасы кирпичных суглинков, и нижняя граница указанного блока ограничена именно запасами кирпичных суглинков.

Согласно ст.12 Закона «О недрах» условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Согласно ст.7 Закона «О недрах» пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.

В соответствии с п.16.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами владельцы лицензий имеют право проводить без дополнительного разрешения все виды геологического изучения недр за счет собственных средств в пределах предоставленных им участков недр в виде горных отводов.

В ходе добычи кирпичных суглинков предпринимателем были обнаружены под суглинками залежи нижнемеловых песков.

В этой связи индивидуальным предпринимателем были проведены геологоразведочные работы и составлен отчет.

В свою очередь, как следует из материалов дела, нижнемеловые пески были обнаружены ФИО1 ниже залегания кирпичных суглинков, т.е. за нижней границей подсчета запасов, следовательно, за пределами предоставленного ему горного отвода.

В соответствии с ч.2 ст.6 Закона «О недрах» геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, является одним из видов пользования недрами.

Соответственно, в указанном случае, заявитель имел право проводить геологоразведочные работы согласно Закону «О недрах» только после получения соответствующей лицензии на право проведения геологоразведочных работ.

Доказательств наличия указанной лицензии ФИО1 в материалы дела представлено не было.

Кроме того, в соответствии с п.2 Инструкции о порядке установления факта открытия месторождений полезных ископаемых, являющейся приложением к Приказу МПР России от 11.11.2004, установление факта открытия месторождения осуществляется Федеральным агентством по недропользованию или его территориальными органам.

Установление факта открытия месторождения полезных ископаемых осуществляется на основании заявки, подаваемой заявителем в Федеральное агентство по недропользовалию или его территориальные органы (п.3 Инструкции).

Заявка на установление факта открытия месторождения полезных ископаемых должна быть подала заявителем не позднее 60 дней со дня утверждения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подтверждающего промышленную значимость месторождения (п.5 Инструкции).

Согласно п.2 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных средств (в том числе привлеченных) средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения, являющемуся приложением к Приказу МПР России от 24.01.2005 №23, в соответствии с п.4 ст.10.1 Закона Российской Федерации «О недрах» право пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения и возместившим, в случае их наличия, расходы государства на поиск и оценку полезных ископаемых на данном участке недр, возникает на основании решения комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.

В соответствии с п.2 Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утв.Постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 №69 государственная экспертиза проводится в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, государственного учета запасов полезных ископаемых и участков недр, предоставляемых для добычи полезных ископаемых и для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, оценки достоверности информации о количестве и качестве разведанных запасов полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность.

Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, что представляемые геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их промышленного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи (п.3 Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых).

Заключение государственной экспертизы должно содержать выводы, в частности:

- о достоверности и правильности указанной в представленных материалах оценки количества и качества запасов полезных ископаемых в недрах, подготовленности месторождений или их отдельных частей к промышленному освоению, а также промышленного значения;

- об обоснованности переоценки запасов по результатам геологического изучения, разработки месторождений или в связи с изменением рыночной конъюнктуры;

- иные выводы и рекомендации.

Постановка запасов полезных ископаемых на государственный учет осуществляется на основании заключения государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных полезных ископаемых (п. 5 Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых).

Как установлено судом, 16.03.2009 по инициативе ИП ФИО1 состоялось заседание экспертной комиссии государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр по материалам отчета о доразведке участка разведки 1960г. и 1978-1979гг. (западная часть) Новомосковского месторождения кирпичных суглинков в Узловском районе Тульской области по состоянию разведанности на 01.01.2009 (протокол №2 экз-2009г.), по результатам которого комиссией было принято решение, в частности, об утверждении запасов попутного полезного ископаемого — нижнемеловых песков в качестве сырья для строительных целей (ГОСТ 8796-93) в количестве 3328 тыс.м3 по категории С1 (п.3.2 заключения).

Указанное решение также зафиксировано в Протоколе заседания экспертной комиссии от 16.03.2009 №2экз-2009, утвержденном директором департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам. В п.2.3 Протокола указано, что комиссия решила «утвердить запасы попутного полезного ископаемого – нижнемеловых песков в качестве сырья для строительных целей (ГОСТ 8796-93) в количестве 3 328 тыс.м3 по категории С1.

Однако 29.05.2009 был вынесен протокол №5 экз-2009 заседания экспертной комиссии государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках по вопросу ошибочного утверждения запасов попутного полезного ископаемого, найденного за рамками горного отвода - нижнемеловых песков в качестве сырья для строительных (ГОСТ 8793-93) и дорожных целей (СНиП 2.05.02-85) в количестве 3328 тыс.м3 категории С1, поскольку ФИО1 было проведено изучение запасов песка за контуром горного отвода.

По результатам заседания комиссия решила исключить п.2.3 протокола №2экз-2009 от 16.03.2009 и п.3.2 заключения №ЛА 23-11/ГЭ-2 от 16.03.2009 по материалам отчета о доразведке участка разведки 1960г. и 1978-1979гг. (западная часть) Новомосковского месторождения кирпичных суглинков в Узловском районе Тульской области по состоянию разведанности на 01.01.2009.

Кроме того, само по себе заключение экспертной комиссии может являться основанием для последующего установления факта открытия месторождения и на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых, но не для внесения изменений в лицензию.

Согласно п.10 Инструкции о порядке установления факта открытия месторождений полезных ископаемых при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых недропользователю выдается свидетельство установленного образца за подписью уполномоченного должностного лица Федерального агентства по недропользованию либо его территориального органа.

Таким образом, учитывая, что правовые основания возникновения права пользования участками недр и порядок оформления права (предоставленного предпринимателю месторождения кирпичных суглинков и разведанного месторождения строительных песков) разные, предоставление права разведки и добычи строительного песка должно быть оформлено самостоятельной совмещенной лицензией.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал отказ Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам о внесении изменений в лицензию ТУЛ №05010 ТЭ в части предоставления права попутной добычи нижнемеловых песков ФИО1 соответствующим действующему законодательству.

Исходя из изложенного, довод жалобы о незаконности отказа Департамента отклоняется апелляционным судом.

Довод жалобы о том, что у суда первой инстанции не имелось оснований для отнесения предоставленного ФИО1 горного отвода к предварительному, отклоняется апелляционным судом ввиду следующего.

На основании постановления администрации муниципального образования «Узловский район» от 13.10.2005 №1092 (т.1, л.77) и горноотводного акта от 13.10.2005 №2 индивидуальному предпринимателю ФИО1 предоставлен горный отвод для промышленной разработки Новомосковского месторождения суглинков.

В соответствии с ч.3 ст.7 Закона РФ «О недрах», п.4 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденных Министерством природных ресурсов РФ от 07.02.1998 №56 и Гостехнадзором России от 31.12.1997 №58, при предоставлении в установленном порядке лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода по согласованию с территориальными органами Ростехнадзора.

Горный отвод (предварительный) полученный в органе местного самоуправления по месту нахождения объекта и зарегистрированный в управлении Ростехнадзора является одним из обязательных условий для получения лицензии на право пользования недрами (п.4 ч.7 постановления администрации Тульской области от 30.05.2006 №260).

Такой горный отвод предоставлен ИП ФИО1 для получения лицензии на право пользования недрами (п.2.4 постановления администрации муниципального образования «Узловский район» №1092), он указан в географической системе координат, в связи с чем по своей правовой природе он является предварительным в силу п.15 Инструкции по оформлению горных отводов.

Горный отвод был предоставлен администрацией муниципального образования «Узловский район» на основании ч. 16 ст.60 Закона РФ от 06.07.1991 №1550-1 «О местном самоуправлении в РФ», при этом данная норма не предусматривает указание горного отвода как предварительного.

В соответствии с ч.1 ст.7 Закона РФ «О недрах», п.3 Инструкции по оформлению горных отводов горным отводом называется геометризированный блок недр. Документы, удостоверяющие горный отвод, определяют его пространственное положение в плане, по глубине и являются неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами.

Согласно п.3.2, 3.5 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденными постановлением Верховного совета РФ от 15.07.1992 №3314-1, в лицензии определяются пространственные границы предоставляемого участка недр, в пределах которого разрешается осуществление работ, указанных в лицензии. Горный отвод должен иметь ограничения по глубине.

Пунктом 8.4 Условий пользования недрами (т.1, л.67-72) лицензии ТУЛ №05010 ТЭ (т.1, л.65) определены нижние границы горного отвода по нижней границе подсчета запасов кирпичных суглинков. Пунктом 4.1 Условий определено право пользования недрами исключительно для добычи кирпичных суглинков, а разработка участка недр ограничена контуром утвержденных запасов (п.4.3 Условий).

Запасы Новомосковского месторождения кирпичных суглинков подсчитаны и поставлены на государственный баланс на основании протокола №18 заседания территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых при Геологическом Управлении центральных районов Министерства Геологии РСФСР от 14.06.1979.

Кроме того, необходимо отметить, что предварительный горный отвод предоставлен исключительно для промышленной разработки Новомосковского месторождения суглинков. Запасы же песка являются самостоятельным месторождением.

При указанных обстоятельствах следует признать правильным вывод суда первой инстанции о том, что геологоразведочные работы песка предпринимателем производились за пределами контура горного отвода.

Довод предпринимателя о том, что ему изначально был предоставлен уточненный горный отвод, не имеющий нижних границ, противоречит действующему законодательству.

Порядок установления уточненных границ горного отвода предусмотрен пунктами 23-32 Инструкции по оформлению горных отводов.

Согласно п.28-29 Инструкции в состав документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, входят: горноотводный акт (Приложение 1) и графические приложения, включающие копии топографического плана с ведомостью координат угловых точек, определяющих границы горного отвода, структурные карты и разрезы.

Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, составляются в трех экземплярах, подписываются руководителем органа Ростехнадзора или его заместителем и скрепляются печатью.

Кроме того, при установлении уточненных границ горного отвода органом Ростехнадзора принимается решение, которое в силу п.32 Инструкции может быть обжаловано в Ростехнадзоре или в судебном порядке.

Такие документы предпринимателем в суд представлены не были.

Отсутствие названных документов не позволяет отнести горный отвод ИП ФИО1 к уточненному.

Более того, необходимо отметить, что, по мнению суда апелляционной инстанции, независимо от горного отвода (предварительного или уточненного) заявитель не имеет право осуществлять любую деятельность за его пределами, указана ли нижняя граница в графической системе координат или ограничена нижней границей подсчета запаса суглинков.

Ссылка предпринимателя на п.8.1 Условий пользования недрами (т.1, л.70), согласно которому при пользовании недрами ФИО1 обязан разработку песков вести с соблюдением Закона РФ «О недрах» в соответствии с утвержденным техническим проектом и планом развития горных работ, отклоняется апелляционным судом ввиду следующего.

Согласно разделу 3 статус горного отвода имеет участок недр Новомосковского месторождения суглинков.

В силу п.4.1 этих же Условий ИП ФИО1 имеет право пользования недрами Новомосковского месторождения для целей, указанных в п.1, до 31.12.2015.

В соответствии с п.1 Условий целевым назначением работ является разработка Новомосковского месторождения кирпичных суглинков.

Пунктом 4.3 Условий определено, что разработка участка недр должна производиться в контурах утвержденных запасов, горного и земельного отводов, оформленных в соответствии с действующим законодательством.

Запасы суглинков утверждены ТКЗ по категориям (тыс.м3): А-5339, В-4509, С1-9257 (протокол №14.06.79г.).

С учетом сказанного месторождение суглинков является самостоятельным месторождением, а значит, предпринимателем разработка недр должна производиться в контурах этого месторождения.

Таким образом, указание в условиях на разработку песков следует признать ошибкой, поскольку исходя из анализа Условий пользования недрами, речь в данном случае может идти только о разработке суглинков.

Ссылка в жалобе о том, что нельзя признать правильным вывод суда первой инстанции о необходимости получения соответствующей лицензии на проведение геологоразведочных работ, отклоняется апелляционным судом ввиду следующего.

В соответствии со ст.6 Закона РФ «О недрах» геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, является одним из видов пользования недрами.

В силу ст.11 этого же закона пользование недрами, в том числе и в целях геологического изучения, осуществляется исключительно на основании лицензии, удостоверяющей право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

На основании ст.7 Закона РФ «О недрах» участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода.

Кроме того, работы по геологическому изучению недр, поискам, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет средств федерального бюджета и иных средств, проводятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами, экспертиза которых проводится в федеральном органе управления государственным фондом недр или его территориальном органе за счет средств пользователей недр.

Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.03.2005 №61 утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения участков недр.

Согласно п.1.3 названного Порядка предоставление в пользование участков недр в целях геологического изучения может осуществляться в отношении участков недр, включенных в: утвержденные Минприроды перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование, официально опубликованные им в установленном законодательством РФ порядке, - для участков недр, геологическое изучение которых осуществляется за счет собственных средств пользователей недр.

Таким образом, ИП ФИО1 произвел геологическое изучение недр за пределами предоставленного ему горного отвода без специального разрешения, и утвержденного проекта проведения работ, в месте, не предназначенном для геологического изучения.

В письме Федерального агентства по недропользованию Департамента по недропользованию по ЦФО от 22.12.2009 №458 (т.2, л.33) также указано, что в соответствии с п.3 ст.12 Закона РФ «О недрах» лицензия и ее неотъемлемые части должны содержать указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование. При проведении доразведки участка недр, предоставленного ему в пользование лицензией ТУЛ 05010 ТЭ, ИН ФИО1 должен был проводить работы с ограничением в плане и на глубину в границах, определенных лицензией ТУЛ 05010 ТЭ и ее неотъемлемыми частями.

Следовательно, оспариваемый предпринимателем вывод суда первой инстанции является правильным.

Довод апеллянта о том, что судом не дана оценка действиям Департамента, отказавшего во внесении изменений в лицензию по основаниям, не соответствующим требованиям ст.14 Закона РФ «О недрах» и п.10 постановления администрации Тульской области от 30.95.2006 №260, также не принимается во внимание в силу следующего.

Вышеуказанные нормативные положения предусматривают основания для отказа в выдаче лицензии или отказа в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе. Предметом спорного правоотношения явился отказ во внесении изменений в лицензию. Действующим законодательством не установлены форма отказа, а также основания для отказа во внесении изменений в лицензию.

Согласно п.7 постановления администрации Тульской области от 30.05.2006 №260 департамент осуществляет оформление и выдачу лицензии (в настоящем случае изменение и дополнение к лицензии) на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В данном случае заявитель ссылается на заключение экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

Государственная экологическая экспертиза проводится в целях реализации конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Проводится данная экспертиза на основании Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 №698.

Заявитель за проведением экологической экспертизы не обращался.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, проводится в целях создания условий для рационального комплексного использований недр, государственного учета запасов полезных ископаемых и участков недр, предоставляемых для добычи полезных ископаемых и для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, оценки достоверности информации о количестве и качестве разведанных запасов полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность и опасность. Проводится данная экспертиза на основании ст.29 Закона РФ «О недрах», постановления Правительства РФ от 11.02.2005 №69.

Таким образом, наличие заключения вышеуказанной экспертизы непосредственно не влечет у заявителя возникновения права пользования недрами.

Учитывая сказанное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Руководствуясь п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тульской области от 05.02.2010 по делу №А68-10675/09-473/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.

Председательствующий Е.Н. Тимашкова

Судьи О.А. Тиминская

Н.В. Еремичева