ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-885/06 от 05.07.2007 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
300041,
г. Тула, ул. Староникитская, д.1

web: www.20aas.arbitr.rue-mail: 20aas@ mail.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

12 июля 2007 года

Дело №А09-8079/06-22

Резолютивная часть постановления объявлена  05 июля 2007 года

Постановление изготовлено в полном объеме    июля 2007 года

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего   Стахановой В.Н.

судей                                   Игнашиной Г.Д., Тучковой О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания  судьей Стахановой В.Н.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер           20АП-1668/2007)  Брянской таможни

на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.03.2007

по делу № А09-8079/06-22 (судья Мишакин В.А.), принятое

по заявлению ЧПКП «Камчадал-Плюс», Украина

к Брянской таможне

о признании незаконными действий

при участии в судебном заседании представителей: 

от заявителя: ЧПКП «Камчадал-Плюс» - Одинцов О.В., адвокат, удостоверение №190 от 03.02.2003, ордер №07643, Кизимов О.Ю. доверенность от 22.01.2007,

от ответчика: Брянской таможни – Жигаленков А.В., главный государственный таможенный инспектор правового отдела, доверенность от 09.01.2007 №03-12/11,

установил:

Частное производственно-коммерческое предприятие «Камчадал-Плюс» (далее - ЧПКП «Камчадал-Плюс», Предприятие), Украина обратилось в арбитражный суд с заявлением к Брянской таможне о признании незаконными действий (бездействий) должностных лиц Брянской таможни, выразившихся в нарушении порядка и срока выпуска товара, находящегося на таможенной территории Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 23.03.2007 заявленные требования Обществ удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым решением, Брянская таможня обратилась  с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции.

Как установлено судом и следует из материалов дела, между ЧПКП «Камчадал-Плюс» (Украина)  и ООО «Орландо» (Россия) заключен контракт от 01.05.2004 №31/05-04, согласно которому ЧПКП «Камчадал-Плюс» купил рыбопродукцию в количестве и по ценам, указанным в приложениях к данному контракту (л.д. 34 т.1).

Согласно Приложению ООО «Орландо» поставляет Предприятию икру лососевую зернистую общим весом 7560 кг, стоимостью 2916000 руб.,  груз следует авиатранспортом из аэропорта г. Елизово (Камчатка) до г. Москвы  транзитом через   аэропорт «Шереметьево», далее автомобильным транспортом  до г. Брянска, таможенный пост «Погарский», далее автомобильным транспортом до г. Ивано-Франковска ( Украина). Условия поставки – « FCA- Москва» (л.д. 35 т.1).

ООО «Орландо» (Камчатская область, г. П-Камчатский), как отправитель товара,  подало в  Камчатскую таможню ГТД № 10705030/040806/0001306  в таможенном режиме экспорт с целью оформления вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации товара - икра лососевая зернистая соленая 1 сорта  в баночках (54000 бан.), код ТН ВЭД 1604309010,  следовавшего в адрес иностранного грузополучателя – ЧПКП «Камчадал- Плюс»  (Украина).  

Таможенный орган принял указанную ГТД и  07.08.2006 разрешил выпуск товара, о чем свидетельствует штамп  таможни на ГТД, товарно - транспортной накладной от 03.08.2006 № 20, счете - фактуре от 03.08.2006 № 20.

Транспортное средство Мерседес 20839 КА/22354КА прибыло на МАПП «Погар» Брянской таможни 31.08.2006 в 12 час. 30 мин., что подтверждается талоном контроля от 31.08.2006 №9.

Груз, принадлежащий  ЧПКП «Камчадал-Плюс» (икра лососевая зернистая в количестве 500 мест, общим весом 7560 кг.), 31.08.2006 года прошел таможенный контроль на таможенном пункте МАПП «Погар» Брянской таможни, о чем свидетельствует штамп «Вывоз разрешен» на товарно-транспортной накладной от 03.08.2006 №20 (л.д. 36 т.1).

Специалистом отдела ветеринарного надзора МАПП «Погар» при контрольном ветеринарном осмотре груза (икра лососевая зернистая в количестве 500 мест, общим весом 7560 кг.),  ввозимого в адрес  ЧПКП «Камчадал-Плюс» по товарно-транспортной накладной от 03.08.2006 №20,  установлено, что в ветеринарном свидетельстве на оборотной стороне отсутствует штамп Госветнадзора «Выпуск разрешен», в связи с чем  выпуск груза с территории Российской Федерации запрещен. Данный факт отражен в акте от 31.08.2006 №7 (л.д. 15 т.1).

На основании этого акта госветинспектором МАПП «Погар»  Управления федеральной службы по ветеринарному  и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Брянской области  в адрес ЧПКП «Камчадал-Плюс» и ООО «Орландо» направлено предписание от 31.08.2006 №11, согласно которому вывоз груза за пределы Российской Федерации запрещен до получения подтверждения о прохождении ветеринарного контроля (л.д. 16 т. 1).

Учитывая данные обстоятельства,   Брянская таможня  запретила  Предприятию вывоз с таможенной территории Российской Федерации  икры  лососевой в количестве 54000 бан., общим весом 7560 кг., проставив   штамп « Вывоз запрещен», о чем свидетельствует  запись должностного лица Брянской таможни, заверенная оттиском  личной номерной печати на товарно - транспортной накладной от 03.08.2006 № 20.

При этом данный товароставался  на территории  МАПП «Погар». 

Полагая, что действия Брянской таможни не соответствуют требованиям законодательства и нарушают его права, ЧПКП «Камчадал-Плюс» обратилось в Арбитражный суд  Брянской области с настоящим заявлением.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя требования, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Брянской таможней нарушена процедура таможенного контроля  при вывозе  икры лососевой с территории России, а также соответствующие сроки завершения таможенного оформления.

Апелляционная инстанция согласна с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России) под таможенной границей понимаются пределы таможенной территории Российской Федерации, и она совпадает с государственной границей Российской Федерации.

Статьей 11 ТК России определено, что под перемещением через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом (пункт 7). Вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации предполагает подачу таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы (пункт 9).

Согласно части 1 статьи 14 ТК России все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

Таможенная процедура убытия товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации регламентирована главой 13 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Порядок пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных установлен Законом Российской Федерации  от 1 апреля 1993 №  4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», в соответствии с  ч. 2 ст. 11  которого,   пропуск через Государственную границу производится только в установленных пунктах пропуска и представляет собой разрешение на пересечение Государственной границы въезжающими на территорию РФ или убывающими с ее территории лицами, транспортными средствами, грузами, товарами и животными.

           При этом разрешение на пересечение Государственной границы выдается после проведения в отношении товаров и транспортных средств пограничного, транспортного, таможенного и иных видов государственного контроля.

Согласно п. 1 ст. 119 Таможенного кодекса Российской Федерации убытие товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации (далее - убытие товаров и транспортных средств) допускается в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации или в иных местах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, во время работы таможенных органов (статья 407).

Указанное требование обусловлено необходимостью осуществления таможенного контроля, одной из целей которого является исключение фактов вывоза за пределы таможенной территории  России товаров, в отношении которых не соблюдены запреты и ограничения, установленные  законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, не уплачены вывозные таможенные пошлины.

Пунктом 1 ст.  120 ТК России установлено, что убытие товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации   допускается с  разрешения таможенного органа.

Согласно статье 66 ТК России таможенное оформление может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного, карантинного, фито-санитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоза с этой территории, если товары подлежат такому контролю в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, с учетом положений пункта 3 статьи 77 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 360 ТК России российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечения таможенной границы.

Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом, при их прибытии (убытии), перевозке в соответствии с процедурой внутреннего и международного таможенного транзита, а также временном хранении, утвержденной Приказом ГТК России от 18.12.2003 № 1467 (далее – Инструкция),  установлена технология проведения таможенными органами таможенных процедур и применения форм таможенного контроля,   обеспечивающих непрерывность такого контроля с момента прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации до момента их декларирования (при ввозе), а также с момента прибытия товаров в автомобильный пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации до момента их убытия с таможенной территории Российской Федерации.

Указанная Инструкция в силу пп. «б» п. 4 применяется при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, перемещаемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и вывозимых с таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом.

Согласно п.63 Инструкции после выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом, предусматривающим вывоз товаров из Российской Федерации, согласно порядку, установленному иными правовыми актами ГТК России, транспортные средства с товарами прибывают в автомобильный пункт пропуска, а перевозчик сообщает об убытии с таможенной территории Российской Федерации путем представления документов, содержащих сведения, предусмотренные статьей 73 Кодекса.

В соответствии с п. 71 Инструкции после проведения проверки уполномоченное должностное лицо принимает решение о возможности фактического вывоза товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Уполномоченное должностное лицо сверяет копии накладной с оригиналом, проставляет на двух экземплярах (на остающемся в таможенном органе и следующем далее вместе с вывозимыми товарами и транспортными средствами) оттиск штампа "Вывоз разрешен", установленный нормативными правовыми актами ГТК России, и заверяет его оттиском  личной номерной печати ( далее- ЛНП).

Документы (копии), представленные при сообщении об убытии, за исключением документов (копий), остающихся в таможенном органе для контроля и хранения, уполномоченное должностное лицо возвращает перевозчику.

Уполномоченное должностное лицо на лицевой стороне талона контроля при выезде проставляет дату и время окончания таможенного контроля, подписывает, заверяет запись оттиском ЛНП и передает талон контроля перевозчику для прохождения пограничного контроля.

Пунктом 72 Инструкции установлено, что  если товары подлежат фитосанитарному или ветеринарному контролю, уполномоченное должностное лицо передает необходимые документы перевозчику для их проведения.

Допускается направление перевозчика с документами для проведения указанных видов контроля до момента принятия таможенным органом сообщения об убытии.

Перевозчик после прохождения фитосанитарного или ветеринарного контроля прикладывает соответствующие документы (при условии их выдачи) и представляет их вместе с документами на товары с отметками указанных органов в таможенный пост.

При отсутствии указанных отметок решение о завершении таможенного оформления при убытии товаров из Российской Федерации таможенный пост не принимает.

Пунктом 1 ст. 61 ТК России установлено, что если в соответствии с настоящим Кодексом на совершение отдельных таможенных операций требуется разрешение таможенного органа, такое разрешение выдается незамедлительно, сразу после того, как уполномоченное должностное лицо таможенного органа убедится, что установленные настоящим Кодексом условия, необходимые для получения такого разрешения, выполнены, но не позднее срока проверки таможенной декларации, иных документов и проверки товаров (пункт 1 статьи 359).

Согласно пункту 1 статьи 359 ТК России  при таможенном оформлении товаров проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров должны быть завершены не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров, за исключением случаев, когда Кодексом установлены более короткие сроки.

Так как убытие товаров  и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации   допускается с  разрешения таможенного органа, то в соответствии  с вышеуказанными нормами  таможня   должна  осуществить проверку документов  не позднее трех рабочих дней  со дня предъявления  товаров и соответствующих документов.   

 Как следует из материалов дела, 31 августа 2006 года  Брянская таможня, проведя проверку соответствующих документов, разрешила Предприятию  вывоз икры лососевой общим весом 7560 кг.   за    пределы  Российской  Федерации,  о  чем  свидетельствует     штамп

«Выпуск разрешен», заверенный  оттиском личной номерной печати на товарно- транспортной накладной от  03.08.2006 № 20 и отметка  должностного лица таможни  с проставлением даты   и времени  окончания таможенного контроля  (31.08.2006  13час. 05 мин.) на  лицевой стороне  талона контроля от 31.08.2006 № 9.

Однако  после  проведения таможенного контроля  специалистом отдела ветеринарного надзора МАПП «Погар»  на талоне контроля  от 31.08.2006 № 9  проставлен штамп  ветеринарного надзора «Выпуск запрещен» (л.д. 71 т. 1).

В связи с тем, что на ветеринарном  свидетельстве отсутствовал  штамп Госветнадзора «Выпуск разрешен» должностным лицом Управления федеральной службы по ветеринарному  и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Брянской области составлен акт от 31.08.2006 № 7.

Учитывая, что должностным лицом  ветеринарного надзора   проставлен штамп «Выпуск запрещен», Брянская таможня    запретила вывоз  указанного товара  за  пределы Российской Федерации, о чем свидетельствуют отметки  должностного лица таможенного органа, заверенные личной номерной печатью  на товарно-транспортной накладной от 03.08.2006 № 20 и  талоне контроля от 31.08.2006 № 9.

Вместе с тем, в соответствии с письмом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 18.03.2005 № ФС-ЕН-2/1424 Федеральная таможенная служба  Российской Федерации (далее - ФТС России)  направила в адрес таможенных органов  для использования в работе «Перечень грузов, подлежащих пограничному государственному ветеринарному надзору», в  котором  отсутствует икра  лососевая.

Кроме того, в соответствии с Приложением 2.1 к Инструкции  о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору  грузы, утвержденной Минсельхозпродом РФ   12.04.1997 № 13-7-2/871 (в редакции  действовавшей   в момент запрещения выпуска груза, т.е. 31.08.2006) в  Перечне продуктов и сырья животного происхождения, подлежащих сопровождению ветеринарным свидетельством  формы № 2,  икра всех видов не значится.

Только 19.09.2006 Письмом ФТС России  № 01-06/32582 « О внесении изменений в Перечень грузов, подлежащих пограничному государственному ветеринарному надзору»  до таможенных органов  доведены изменения в Перечень грузов, подлежащих пограничному государственному ветеринарному надзору, согласно которому в данный Перечень  внесены изменения в части наименования товара, в частности, икра рыб – код ТН ВЭД 1604.

При этом лишь 07.12.2006  на талоне контроля  от 31.08.2006 № 9  и товарно-транспортной накладной от 03.08.2006 № 20 должностным лицом Брянской таможни  проставлена  отметка « Возврат», заверенная личной номерной печатью (л.д. 5, 10 т.2). 

Следовательно, на момент вывоза икры с территории России данный груз ветеринарному надзору не был подконтролен. 

Таким образом,  суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что таможенным органом  нарушена технология проведения  таможенных процедур и применения форм таможенного контроля, установленная разделом IXИнструкции, утвержденной приказом ГТК России от 18.12.2003 № 1467,   и  сроки завершения таможенного оформления при убытии  груза – икра лососевая  с территории Российской Федерации.

Вместе с тем,  суд апелляционной инстанции соглашается с доводом заявителя жалобы о том,  что суд первой инстанции к возникшим правоотношениям неправильно  применил  Инструкцию о действиях должностных лиц  таможенных  органов, осуществляющих  таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденную  Приказом ГТК России от 28.11.2003 № 1356,   а    также,   использовав    понятие «выпуск товаров», вместо «убытие товаров», так как  в п. 3 данной Инструкции  указано, что  ее положения не применяются  при осуществлении таможенного оформления  товаров при их убытии с таможенной территории Российской Федерации. 

Вместе с тем указанные  нарушения  сами по себе не повлияли  на правомерность принятого по существу спора решения.

При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены  оспариваемого  судебного акта.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.

По смыслу названной нормы государственные органы освобождается от уплаты государственной пошлины в случае предъявления исков в защиту государственных и (или) общественных интересов.

При этом в Налоговом кодексе Российской Федерации не содержится положений, освобождающих государственные органы от уплаты государственной пошлины по делам, по которым они выступают в качестве ответчиков, в том числе при подаче апелляционной  жалобы

Данная позиция подтверждается разъяснениями, изложенными в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации».

Поскольку государственная пошлина Брянской таможней  при подаче апелляционной жалобы по делу, по которому данный орган выступал в качестве ответчика,  уплачена не была, она подлежит взысканию.

Руководствуясь статьями п.1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Брянской области    от 23 марта  2007 года    по   делу    №А09-8079/06-22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с Брянской таможни в доход федерального бюджета 1000 (одну тысячу) рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

Председательствующий

В.Н. Стаханова

Судьи

Г.Д. Игнашина

                О.Г. Тучкова