ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула | Дело № А62-1236/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.04.2021
Постановление изготовлено в полном объеме 19.04.2021
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Ю.Н., при участии в судебном заседании заявителя – индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) (паспорт), в отсутствие заинтересованного лица – администрации города Смоленска (г. Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – управления архитектуры и градостроительства администрации города Смоленска (г. Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>), администрации Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>), извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.11.2020 по делу № А62-1236/2020 (судья Каринская И. Л.),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области к администрации города Смоленска (далее – администрация) с заявлением о признании незаконным отказа от 15.11.2019 № 24/16345-исх, в соответствии с которым заявителю отказано в выдаче разрешения на размещение нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения в виде детской площадки для создания игровых аттракционов с использованием веломобилей и электромобилей на земельном участке площадью 375 кв.м, расположенном по адресу: <...> с кадастровым кварталом 67:27:0020312, 67:27:0020317.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление архитектуры и градостроительства администрации города Смоленска, администрация Смоленской области.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 16.11.2020 заявленные требования удовлетворены, отказ администрации от 15.11.2019 № 24/16345-исх признан незаконным, на администрацию возложена обязанность в десятидневный срок с даты вступления в силу решения суда предоставить предпринимателю разрешение на использование земельного участка площадью 375 кв.м, расположенного по адресу: <...> в границах кадастровых кварталов 67:27:0020312 и 67:27:0020317, сроком на 3 года, для размещения сезонных аттракционов, без предоставления земельного участка и установления сервитутов, публичного сервитута, с учетом обеспечения безопасности людей при использовании территории площади Ленина в г. Смоленске в зимнее время для массового катания людей на коньках.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, администрация обжаловала его в апелляционном порядке.
ИП ФИО1 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Администрация и третьи лица в судебное заседание представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 10.04.2019 ИП ФИО1 обратился в администрацию города Смоленска с заявлением о выдаче разрешения на размещение объектов на земельном участке для улучшения детского досуга жителей и гостей г. Смоленска.
По результатам рассмотрения указанного заявления письмом от 16.04.2019 в выдаче такого разрешения заявителю отказано.
Администрация указала, что заявленный вид размещаемого объекта не относится к видам объектов, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 (далее – Постановление № 1300), испрашиваемый земельный участок расположен на нерегламентируемой территории, которая является территорией общего пользования, а также на то, что согласно Генеральному плану о территориальном планировании города Смоленска до 2025 года земельный участок входит в состав территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования (жилых улиц) и линейных объектов инженерной инфраструктуры.
ИП ФИО1 с отказом от 16.04.2019 не согласился, считая его незаконным и необоснованным, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 31.07.2019 по делу № А62-3358/2019, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2019, отказ администрации от 16.04.2019 № 24/5210-исх признан незаконным, на администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП ФИО1 путем повторного рассмотрения заявления от 10.04.2019 о выдаче разрешения на размещение объекта на земельном участке площадью 375 кв.м., расположенном по адресу: <...> по существу.
По результатам повторного рассмотрения заявления ИП ФИО1 от 10.04.2019 письмом от 15.11.2019 № 24/16345-исх администрация отказала заявителю в выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 375 кв.м, расположенного по адресу: <...>.
Администрация указала, что заявленный вид размещаемого объекта не относится к видам объектов, перечень которых утвержден постановлением Правительства № 1300, испрашиваемый земельный участок расположен на нерегламентируемой территории, которая является территорией общего пользования, а также на то, что согласно Генеральному плану о территориальном планировании города Смоленска до 2025 года земельный участок входит в состав территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования (жилых улиц) и линейных объектов инженерной инфраструктуры; также указано, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах пешеходной зоны центральной улицы города (территория общего пользования), в связи с чем размещение детских площадок с использованием электромобилей и веломобилей в границах такой зоны нарушает принципы организации комфортной пешеходной зоны, размещение нестационарных объектов на территории испрашиваемого земельного участка приведет к нарушению подпункта 6 пункта 3.11.2 Правил благоустройства города Смоленска, утвержденных постановлением администрации от 31.03.2014 № 568-адм (далее – Правила благоустройства города).
Не согласившись с данным отказом, ИП ФИО1 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 39.36 ЗК РФ определено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В развитие указанных норм права Постановлением № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее – Перечень).
Пунктами 24, 25 названного Перечня к таким объектам отнесены сезонные аттракционы; пункты проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а также велопарковки.
Во исполнение Постановления № 1300 администрацией Смоленской области принято постановление от 28.05.2015 № 302, которым утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно пункту 2 указанного Положения объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления муниципального образования Смоленской области, уполномоченного на распоряжение соответствующими земельными участками.
Для получения права на размещение объекта на землях государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
На основании пункта 5 Положения к заявлению прилагаются:
а) копия документа, удостоверяющего личность заявителя, или копия документа, удостоверяющего личность представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если заявление подается представителем заявителя;
б) схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории по форме согласно приложению к настоящему Положению с указанием координат характерных точек границ территории в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости на территории Смоленской области, подготовленная на основе материалов инженерно-геодезических изысканий в масштабе 1:2000-1:500 с учетом сведений государственного кадастра недвижимости;
в) кадастровая выписка о земельном участке или кадастровый паспорт земельного участка (прилагается по инициативе заявителя);
г) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных правах на земельный участок (прилагается по инициативе заявителя);
д) копия лицензии, удостоверяющей право проведения работ по геологическому изучению недр (прилагается по инициативе заявителя).
В случае если указанные в подпунктах «в»-«д» настоящего пункта документы не представлены заявителем, данные документы запрашиваются уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Пунктом 6 Положения установлено, что размещаемый объект должен соответствовать документам территориального планирования.
Согласно пункту 9 Положения решение об отказе в использовании земель или земельного участка принимается в случаях, если:
а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 5, 6 настоящего Положения;
б) в заявлении указаны предполагаемые к размещению объекты, не предусмотренные перечнем;
в) размещение объектов приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
г) размещаемые объекты не соответствуют утвержденным документам территориального планирования.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность размещения предусмотренных Правительством Российской Федерации объектов, включая сезонные аттракционы и пункты проката велосипедов, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Из материалов дела усматривается, что отказ администрации обусловлен тем, что заявленный вид размещаемого объекта не относится к видам объектов, перечень которых утвержден Постановлением № 1300, а также вхождением земельного участка в состав территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования. Также администрацией указано на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах пешеходной зоны центральной улицы города (территория общего пользования), в связи с чем размещение детских площадок с использованием электромобилей и веломобилей в границах такой зоны нарушает принципы организации комфортной пешеходной зоны, а размещение нестационарных объектов на территории испрашиваемого земельного участка приведет к нарушению подпункта 6 пункта 3.11.2 Правил благоустройства города.
В соответствии с Приложением № 1 к техническому регламенту Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» (ТР ЕАЭС 038/2016) к детским аттракционам относятся, в том числе, электромобили или педальные автомобили.
Согласно пункту 1.2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (далее – Правила дорожного движения) под велосипедом понимается транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч. Велосипедист – лицо, управляющее велосипедом.
Таким образом, к понятию велосипед относится и веломобиль, так как данное транспортное средство приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, так же может иметь электродвигатель.
Согласно пункту 1.2 и разделу 5 приложения № 1 к Правилам дорожного движения пешеходная зона – территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34, 5.33 «Пешеходная зона». Место, с которого начинается территория (участок дороги), на которой разрешено движение пешеходов, и в случаях, установленных пунктами 24.2-24.4 настоящих Правил, велосипедистов.
На основании пункта 24.3 Правил дорожного движения движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
В соответствии с пунктом 24.4 Правил дорожного движения движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.
В силу пункта 24.2 Правил дорожного движения допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по тротуару или пешеходной дорожке – в следующих случаях:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
Из анализа указанных положений следует, что Правилами дорожного движения не запрещается движение велосипедистов (в том числе лиц, управляющих веломобилем) в пределах пешеходных зон.
Согласно подпункту 6 пункта 3.11.2 Правил благоустройства города, юридические и физические лица, которые являются собственниками нестационарных объектов, обязаны создать беспрепятственное свободное движение пешеходов и доступ потребителей к объектам торговли, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения, беспрепятственный подъезд спецтранспорта (пожарного, медицинского транспорта, аварийно-спасательной техники) или доступ к объектам инженерной инфраструктуры (включая объекты энергоснабжения и освещения, колодцы, краны, гидранты).
Судом области установлено и администрацией не оспаривается, что часть испрашиваемого земельного участка относится к землям общего пользования и на протяжении ряда лет используется для размещения различных нестационарных объектов, включая игровые аттракционы с использованием веломобилей и электромобилей; в средствах массовой информации неоднократно заявлялось об использовании территории, на которой расположено место, испрашиваемое предпринимателем, как зоны активного отдыха, в том числе и с использованием веломобилей.
Учитывая изложенное, довод администрации о том, что спорный земельный участок согласно Генеральному плану о территориальном планировании города Смоленска до 2025 года входит в состав территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования (жилых улиц) и линейных объектов инженерной инфраструктуры, заложенный в обоснование оспариваемого отказа, отклоняется апелляционной коллегией.
Доводы администрации о том, что размещение заявителем нестационарных объектов на территории испрашиваемого земельного участка приведет к нарушению подпункта 6 пункта 3.11.2 Правил благоустройства города, по справедливому суждению суда, ничем не обоснованы.
Как установлено судом, положение, регламентирующее порядок размещения аттракционов (батутов), нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения, а также пунктов проката велосипедов, роликов, самокатов и другого развлекательного оборудования на территории г. Смоленска, в настоящее время не разработано.
Вместе с тем, в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава города Смоленска создание условий для организации досуга и массового отдыха жителей муниципального, городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения относится к вопросам органов местного самоуправления, в связи с чем указанный вопрос может быть урегулирован органами местного самоуправления г. Смоленска.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции по праву заключил, что мотивы оспариваемого отказа заявителю нельзя признать обоснованными, в связи с чем правомерно удовлетворил требования заявителя о признании отказа от 15.11.2019 недействительным, обязав администрацию предоставить ИП ФИО1 разрешение на использование земельного участка площадью 375 кв.м, расположенного по адресу: <...> в границах кадастровых кварталов 67:27:0020312 и 67:27:0020317, сроком на 3 года, для размещения сезонных аттракционов, без предоставления земельного участка и установления сервитутов, публичного сервитута, с учетом обеспечения безопасности людей при использовании территории площади Ленина в г. Смоленске в зимнее время для массового катания людей на коньках.
Довод апелляционной жалобы о том, что часть пешеходной зоны, в случае предоставления испрашиваемого земельного участка, будет огорожена, отклоняется судебной коллегией, поскольку из заявления предпринимателя не следует, что им на испрашиваемом земельном участке планируется установка ограждений. В заявлении предпринимателя четко определен вид нестационарных объектов, которые планируется им разместить на земельном участке – игровые детские аттракционы с использованием веломобилей и электромобилей.
Ссылка заявителя жалобы на срок размещения данных объектов (три года) при сезонности детских аттракционов не имеет правового значения, поскольку данное обстоятельство не послужило основанием для отказа. Кроме того, предельный срок для размещения поименованных в Постановлении № 1300 объектов законодательно не ограничен и сам по себе не создает каких-либо обременений земельного участка.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.11.2020 по делу № А62-1236/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Судьи | Д.В. Большаков В.Н. Стаханова Е.Н. Тимашкова |