ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
26 мая 2020 года Дело № А84-98/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 20.05.2020
Постановление изготовлено в полном объеме 26.05.2020
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Кравченко В.Е., Яковлева А.С., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г., с участием представителя от ООО «Добрыня и Ко» – ФИО1 по доверенности от 27.01.2020, в отсутствии Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.02.2020 по делу № А84-98/2020, принятое по заявлению ООО «Добрыня и Ко» об оспаривании решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Добрыня и Ко» (далее по тексту – заявитель, общество, ООО «Добрыня и Ко») обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее по тексту – Департамент), оформленного уведомлением от 10.12.2019 № ГУ-исх-15169/19, об отказе в предоставлении государственной услуги «Переоформление права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года». В качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявитель просит возложить на Департамент обязанность по оказанию государственной услуги в порядке регламента «Переоформление права постоянного пользования земельными участками, заключения договора аренды, сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам от 18 марта 2014 года», утвержденного распоряжением Департамента от 19.01.2017 №526-РДЗ в отношении земельного участка площадью 46882 кв.м, расположенного по адресу: <...>/15, кадастровый номер 91:01:011001:32, с разрешенным использованием для строительства и обслуживания складских помещений.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 27 февраля 2020 года суд удовлетворил требования общества; признал незаконным решение Департамента об отказе в переоформлении права аренды земельного участка с кадастровым номером 91:01:011001:32, расположенного по адресу: 299010, г. Севастополь, <...>/15, общей площадью 46 882 кв.м. оформленное письмом № ГУ-исх-15169/19 от 10.12.2019; обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества и направить ему проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 91:01:011001:32, расположенного по адресу: 299010, г. Севастополь, <...>/15, общей площадью 46 882 кв.м, не позднее десяти дней с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда города Севастополя по настоящему делу; также взыскал с Департамента в пользу общества расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой на указанный судебный акт, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судом первой инстанции решение принято при неправильном применении норм материального права, неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе указано на то, что заявитель использует земельный участок с нарушением разрешенного вида использования.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От общества до начала судебного разбирательства поступил отзыв на апелляционную жалобу, в судебном заседании его представить против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
От Департамента поступило заявления о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ). При этом оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 02.07.2019 общество, руководствуясь пунктом 13 статьи 3 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее – Закон №46-ЗС), Порядком переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 21.12.2015 №1250-ПП (далее - Порядок № 1250-ПП), обратилось в Департамент через государственное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополь» с заявлением о переоформлении права пользования земельным участком площадью 46882 кв.м, расположенным по адресу: г. Севастополь, <...>. Революции, 65/1-65/15, кадастровый номер 91:01:011001:32, путем заключения договора аренды этого земельного участка.
По результатам рассмотрения названного заявления решением, оформленным в виде уведомления от 10.12.2019 исх. № ГУ-исх-15169/19, Департамент отказал заявителю в переоформлении принадлежащего ему права пользования земельным участком с кадастровым номером 91:01:011001:32 на основании п.п. 6 п. 2.9 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Переоформление права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года» (далее по тексту – Регламент). В обоснование принятого решения Департамент указал на использование земельного участка не в соответствии с разрешенным видом использования данного участка.
Полагая, что указанный отказ является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности Департаментом наличия обстоятельств, предусмотренных подпунктом 6 пункта 7 Порядка № 1250-ПП и подпункта 6 пункта 2.9 Регламента.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общество в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, о чем 24.12.2014 внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ОГРН <***>).
Судом установлено, что общество является собственником недвижимого и иного имущества, указанного в приложении 1 к договору купли-продажи от 28.01.2003 № 6-03, что подтверждается договором купли-продажи № 6-03 от 28.01.2003, заключенным между закрытым акционерным обществом «Ремстройкомплект» и ООО «Добрыня и Ко», решением Хозяйственного суда города Севастополя от 28.10.2004 по делу №20-9/402, регистрационными надписями коммунального предприятия «Бюро технической инвентаризации и государственной регистрации объектов недвижимого имущества» Севастопольского городского Совета на правоустанавливающих документах (записи в реестровой книге от 14.06.2007 №№ 1900-1904), а также сведениями из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которым право собственности в отношении ангаров лит. «А», «Б», «В» и «Г», углубленного сооружения (лит. «И»), бытовых зданий (лит. «К» и «Н») зарегистрировано за заявителем.
Указанное установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Севастополя от 31.07.2018 по делу №А84-760/2018.
01.12.2008 между Севастопольским городским Советом (арендодатель) и ООО «Добрыня и Ко» (арендатор) в соответствии с решениями Севастопольского городского Совета от 17.10.2007 № 2965 и от 15.10.2008 № 5570 сроком на 25 лет заключен договор аренды земельного участка (далее – Договор), по условиям которого арендатор принял в срочное платное пользование земельный участок общей площадью 4,6882 га для строительства и обслуживания складских помещений, который находится по адресу: г. Севастополь, <...>/15 с отнесением этих земель к категории земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Условия и порядок переоформления права постоянного пользования, права аренды, права сервитута, возникших в соответствии с земельным законодательством Украины, путем предоставления земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, в аренду, в собственность, на праве сервитута юридическим и физическим лицам в соответствии с гражданским и земельным законодательством Российской Федерации установлены Порядком № 1250-ПП.
Согласно п. 2 Порядка № 1250-ПП переоформление права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя (далее соответственно - заявление, уполномоченный орган).
Пунктом 7 Порядка № 1250-ПП и пунктом 2.9. Регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа уполномоченным органом в предоставлении земельного участка, в том числе в случае, если фактическое использование земельного участка не соответствует разрешенному использованию земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом, оспариваемое решение принято в соответствии с подпунктом 6 пункта 2.9. Регламента, предусматривающим такое основание для отказа в предоставлении земельного участка, как несоответствие фактического использования земельного участка разрешенному использованию.
Разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона. До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии) (ст. 6 Закона № 46-ЗС).
В настоящее время Правила землепользования и застройки в городе Севастополе не утверждены.
Также пунктом 7 Порядка № 1250-ПП предусмотрено, что с целью получения информации относительно наличия обстоятельств, указанных в подпункте 6 настоящего пункта, уполномоченный орган обязан провести обследование указанного земельного участка в течение 20 дней с момента регистрации заявления.
06.11.2019 старшим инспектором территориального отдела контроля за использованием земельных участков по Гагаринскому и Балаклавскому району Инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Департамента ФИО2 проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 91:01:011001:32, общей площадью 46882 кв.м, вид разрешенного использования – строительство и обслуживание складских помещений, расположенного по адресу: город Севастополь, <...>. Революции, 65/1-65/15 (далее – Объект земельных отношений).
По результатам данного обследования составлен Акт обследования от 06.11.2019 № ГУ-1011013/18 №526-РДЗ, в котором проверяющий указал, в частности, что разрешенное использование земельного участка по документам: «строительство и обслуживание складских помещений», а по факту: «склады» (код 6.9), «Строительная промышленность» (код 6.6), «Передвижное жилье» (код 2.0).
Департамент пришел к выводу, что в соответствии с договором аренды земельного участка Объект земельных отношений предоставлен обществу для строительства и обслуживания складских помещений с отнесением этих земель к категории земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения, что соответствует виду разрешенного использования «строительство и обслуживание складских помещений». Вместе с тем, на момент обследования фактическое использование части вышеуказанного объекта земельных отношений, на которой расположены: некапитальный объект – сооружение, являющееся раствора-бетонным узлом, бытовые строения лит. «К» и «Н», боксы капитальные лит. «З» и «З-1», производственный цех лит. «О», соответствует виду разрешенного использования «Строительная промышленность» - код 6.6 Классификатора, по которому на земельных участках допускается размещение объектов капитального строительства, предназначенных для производства: строительных материалов (кирпичей, пиломатериалов, цемента, крепежных материалов), бытового и строительного газового и сантехнического оборудования, лифтов и подъемников, столярной продукции, сборных домов или их частей и тому подобной продукции.
В соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации все категории земель используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Пунктом 13 статьи 3 Закона № 46-ЗС установлено, что в случае, если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, находится в государственной собственности города Севастополя или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды.
Сведений о том, что договор аренды от 01.12.2008 признан в установленном порядке недействительным либо незаключенным, что он фактически не исполнялся суду не представлено.
Как ранее установлено судом, спорный земельный участок передан в аренду обществу для строительства и обслуживания складских помещений с отнесением этих земель к категории земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Украины к землям промышленности относятся земли, предоставленные для размещения и эксплуатации основных, подсобных и вспомогательных зданий и сооружений промышленных, горнодобывающих, транспортных и других предприятий, их подъездных путей, инженерных сетей, административно-бытовых зданий, других сооружений.
В период действия украинского законодательства в соответствии с предметом договора аренды и государственным классификатором Украины «Классификация видов экономической деятельности КВЕД – 2005» Строительство (секция «F») включала в себя подготовительные работы к строительству, общее и специализированное строительство зданий и сооружений, монтаж строительных конструкций, работы по обустройству домов, работы по завершению строительства и аренду строительной техники с оператором. Секция включает новое строительство, ремонт, расширение, реконструкцию зданий и инженерных сооружений, монтаж сборных зданий или конструкций на объекте, а также строительство временных объектов. Общее строительство включает возведение законченных зданий и сооружений: жилых, административных, общественных зданий, зданий специального назначения, сельскохозяйственных зданий и т.п., сведения путей, автострад, мостов, тоннелей, железных дорог, аэродромов, портов и других морских и речных объектов, ирригационных систем, санитарных систем, промышленных объектов, трубопроводов, линий электропередачи и тому подобное. Эти работы могут выполняться как для собственных нужд, так и для третьих лиц. Специализированное строительство включает возведение частей зданий или инженерных сооружений или подготовку к этим работам. Речь идет, как правило, о специализированной в одном направлении деятельности, которая является общей для различных видов зданий и сооружений и требует специальной квалификации и оборудования. Секция включает такие виды работ, как забивание свай, строительство фундаментов, бурение скважин на воду, такие работы, как бетонирование, кладка, мощение, монтаж лесов, кровельные работы и тому подобное. Монтаж металлических конструкций включается в секцию, если элементы конструкции несобственного производства. Специализированные строительные работы, как правило, выполняются субподрядчиками. Работы по обустройству домов включают установление различного рода удобств, чтобы придать зданию функциональности. Такие работы выполняются, как правило, на строительном объекте, хотя некоторая часть этих работ может выполняться в цехах. Сюда включаются сантехнические работы, установка систем отопления и кондиционирования воздуха, антенн, систем сигнализации и других электрических систем, систем автоматического тушения пожаров, лифтов и механических лестниц и тому подобное.
Как следует из договора купли-продажи коммунального имущества от 30.06.1994 в состав выкупленного ОААП «Ремстрокомплект» имущества входил растворно-бетонный узел. При этом, само по себе наличие такого объекта, имеющего, как указано в Акте обследования №ГУ-1011013/18 №526-РДЗ, некапитальный характер, не может быть отнесено к подтверждению факта нецелевого использования земельного участка, поскольку код 6.6 Классификатора, предусматривает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для производства. При этом, бытовые строения лит. «К» и «Н», боксы капитальных лит. «З» и «З-1», производственный цех лит. «О», входили в состав имущества, приобретенного заявителем у ЗАО «Ремстройкомплект» согласно договора №6-03 от 28.01.2003, право собственности на указанное имущество (в числе прочего) подтверждено решением Хозяйственного суда города Севастополя от 28.11.2004 по делу №20-9/402.
В соответствии с пунктом 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Из установленных обстоятельств следует, что вид разрешенного использования предоставленного заявителю земельного участка был определен в 2008 году по законодательству Украины, то есть до утверждения Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 Классификатора.
Постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 №228-ПП утвержден Порядок определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя (далее - Порядок № 228). Порядок № 228 регламентирует процедуру определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных па территории города Севастополя, до вступления в силу Правил землепользования и застройки города Севастополя.
Согласно пункту 4 Порядка № 228 виды разрешенного использования и категория земель в отношении земельного участка определяются исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждении плана границ земельного участка, а также путем принятия отдельного правового акта на основании заявления правообладателя земельного участка.
Доказательств приведения ранее установленного по законодательству Украины вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в частности, издание уполномоченным органом распоряжения о виде разрешенного использования земельного участка) не представлено; в сведениях кадастрового учета указано на вид разрешенного использования - «для строительства и обслуживания складским помещений», однако такого вида разрешенного использования земельного участка названный выше Классификатор не содержит.
Также, как верно отмечено судом первой инстанции, доказательства привлечения предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8. КоАП РФ, за использование земельного участка с кадастровым номером 91:01:011001:32 не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным использованием, в материалах дела отсутствуют.
В силу изложенного, решение Департамента, оформленное уведомлением от 10.12.2019 исх.№ГУ-исх-15169/19 об отказе в предоставлении государственной услуги по переоформлению возникшего у заявителя в соответствии с земельным законодательством Украины права аренды земельного участка правомерно признано судом незаконным.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в случае удовлетворения заявленных требований, должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определяя способ устранения допущенного Департаментом нарушения прав заявителя, суд первой инстанции, правомерно приняв во внимание определение Конституционного Суда РФ от 01.10.2019 № 2556-О, постановления от 18.11.2014 N 30-П, от 18.05.2015 N 10-П, от 15.02.2016 N 3-П, от 12.07.2018 N 31-П, от 23.07.2018 N 35-П, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2010 N 12926/09, N 13258/09, пришел к выводу, что в целях устранения допущенного нарушения необходимо возложить на Департамент обязанность направить ООО «Добрыня и Ко» проект договора аренды земельного участка.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 27 февраля 2020 года по делу № А84-98/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.А. Омельченко
Судьи В.Е. Кравченко
А.С. Яковлев