ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-121/20 от 28.05.2020 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

04 июня 2020 года  

                                                 Дело № А84-4467/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2020 года

            Постановление изготовлено в полном объеме  04 июня 2020 года

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                                         Градовой О.Г.,

судей                                                                         ФИО5 В.А.,

                                             ФИО1,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Хлебинской Е.Г.,

с участием в судебном заседании:

представителя общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом Купеческий» – ФИО2,

иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание  не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя  от 27 ноября 2019 года по делу №А84-4467/2019

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом Купеческий» (299011, <...>)

к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (299011, <...>)

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (299011, <...>)

о признании незаконными действий,

установил:

18.09.2019 нарочно общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Купеческий»  (ОГРН:<***>, ранее с 22.12.2003 зарегистрированное по законодательству Украины  с ИНН <***> - л.д. 35-48 т. 1, далее ООО «ТД «Купеческий» или заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконными действий, совершенных 18.06.2019 Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН: <***>, далее – ДИЗО) по отказу в предоставлении государственной услуги по предварительному согласованию предоставления из земель государственной собственности земельного участка площадью 5.418кв.м., расположенного по адресу: <...>,  с определением видов разрешенного использования: бытовое обслуживание (код 3.3), деловое управление (код 4.1), магазины (код 4.4), легкая промышленность (код 6.3) (л.д. 4-8 т.1).

Требования обоснованы тем, что на испрашиваемом земельном участке расположены принадлежащие заявителю на праве собственности объекты недвижимого имущества – производственные здания; вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка надлежало определить исходя из цели использования этих зданий; доступ к смежному земельному участку КН: 91:03:001010:79, на котором размещен объект энергетики, через испрашиваемый заявителем земельный участок невозможен, так как эти земельные участки разделены забором.

Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, действия ДИЗО признаны незаконными, на ДИЗО возложена обязанность предварительно согласовать предоставление заявителю названного земельного участка с определением видов разрешенного использования: бытовое обслуживание (код 3.3), деловое управление (код 4.1), магазины (код 4.4), легкая промышленность (код 6.3); с ДИЗО в пользу заявителя взысканы понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 3.000руб. (л.д. 158-161 т. 1).

Судебный акт мотивирован тем, что заявитель имеет исключительное право на предоставление в аренду без торгов земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности производственные здания; ДИЗО не установил и не доказал законных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе, ввиду несоответствия схемы расположения земельного участка действующему Генеральному плану города Севастополя и наличия охранной зоны объекта электросетевого хозяйства; принадлежащие заявителю здания используются для размещения, в том числе, текстильных мастерских, что соответствует виду разрешенного использования земельного участка – для легкой промышленности.

ДИЗО подана апелляционная жалоба, в  которой этот участник просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований по тем основаниям, что судебный акт принят при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и с нарушением норм материального права (л.д. 12-15 т. 2).

В апелляционной жалобе указано на то, что схема расположения испрашиваемого земельного участка не соответствует Генеральному плану города Севастополя, так как испрашиваемый земельный участок расположен в зоне общественной застройки общегородского и общерайонного значения, не предусматривающей расположение объектов легкой промышленности.

Отзывов на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании представитель ООО «ТД «Купеческий» возражала против доводов апелляционной жалобы по мотивам того, что схема расположения испрашиваемого земельного участка соответствует генеральному плану города Севастополя, заявитель имеет исключительное право на получение земельного участка в аренду, так как является собственником производственных зданий, расположенных на испрашиваемом земельном участке, испрашиваемые виды разрешенного использования земельного участка соответствуют фактическому использованию помещений названных зданий.

Представители ДИЗО и Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (ОГРН: <***>, далее - Департамент архитектуры) в судебное заседание повторно не явились.

ДИЗО просил отложить рассмотрение дела на более позднюю дату, причина невозможности явки представителя в судебное заседание или иные основания для отложения судебного заседания в ходатайстве не приведены.

О начавшемся судебном процессе в Двадцать первом арбитражном апелляционном суде (далее - суд апелляционной инстанции) неявившиеся участники извещены: ДИЗО получил копию определения о принятии апелляционной жалобы к производству,       Департамент архитектуры - получил копию определения от 17.03.2020 об отложении судебного заседания на 09.04.2020.

17.04.2020 на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда размещена информация о переносе судебного заседания на 28.05.2020, ввиду ограничений и запретов в Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 46-48 т. 2).

Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки указанных лиц, достаточность доказательств для рассмотрения дела, необоснованность уважительными причинами ходатайства ДИЗО об отложении рассмотрения дела, повторность неявки в судебное заседание представителей ДИЗО и Департамента архитектуры, суд апелляционной инстанции определил: отклонить ходатайство ДИЗО об отложении рассмотрения дела,   рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившихся лиц.

На основании статьи 268 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд истребовал дополнительные доказательства (л.д. 56-81 т. 2), исследовал доказательства в совокупности и установил следующие обстоятельства.

04.06.2019 ООО «ТД «Купеческий» через МФЦ подало в ДИЗО заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, которым просило согласовать  предоставление в аренду без торгов земельного участка площадью 5.418кв.м., расположенного по адресу: <...>, с установлением видов разрешенного использования: бытовое обслуживание (код 3.3), деловое управление (код 4.1), магазины (код 4.4), легкая промышленность (код 6.3); к заявлению приложены (в том числе) правоподтверждающие документы о праве собственности на расположенные на испрашиваемом земельном участке объекты недвижимого имущества (свидетельства о регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества и договор купли-продажи от 06.10.2004), и пояснительная записка, о чем свидетельствуют заявление и расписка в его получении (л.д. 67-68, 11-12 т. 1).

18.06.2019 письмом № ГУ-исх-6486/19 за подписью заместителя начальника Управления земельных отношений – начальника отдела оказания государственных услуг Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя ФИО3 заявителю сообщено об отказе в предоставлении государственной услуги в связи с тем, что по заключению Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя формирование земельного участка возможно при условии установления видов разрешенного использования: бытовое обслуживание (код 3.3), деловое управление (код 4.1), магазины (код 4.4), по Генеральному плану города Севастополя (утвержденному решением Севастопольского городского совета № 4114 от 13.12.2005) испрашиваемый земельный участок расположен в проектируемой зоне общественной застройки общегородского пользования и районного значения, частично в охранной зоне отдельного объекта электросетевого хозяйства –  ТП-52 (л.д. 24 т. 1).

Действительно, по заключению Департамента архитектуры от 14.06.2019 и  выкопировке Генерального плана города Севастополя (утвержденного решением Севастопольского городского совета № 4114 от 13.12.2005) испрашиваемый земельный участок расположен в проектируемой зоне общественной застройки общегородского и районного значения, Департаментом архитектуры согласовано формирование земельного участка только с видами разрешенного использования по кодам: деловое управление (код 4.1), магазины (код 4.4) и бытовое обслуживание (код 3.3) (л.д. 59-60, 105-112, 148-152  т. 1).

Из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключения кадастрового инженера – граница испрашиваемого земельного участка от точек 12-13 проходит по существующему капитальному забору, доступ к земельному участку, на котором расположен объект электросетевого хозяйства, осуществляется через земельный участок КН:91:03:001010:725 (л.д. 34, 32 т. 1).

Факт расположения на испрашиваемом земельном участке нежилых производственных зданий, принадлежащих заявителю на праве собственности, участники не оспаривают и данные обстоятельства подтверждены договором-купли продажи, документами о регистрации права собственности на эти здания как по законодательству Украины, так и по законодательству Российской Федерации.

Так, из нотариально удостоверенного договора купли-продажи (л.д. 15-25 т. 1) следует, что заявитель 06.10.2004 купил у ОАО «Рембыттехника» расположенные по адресу: <...>, здания и сооружения:

– производственное здание литера «А» площадью 1.399,90 кв.м., право собственности на которое зарегистрировано в ЕГРН, КН 91:03:001013:95 (л.д. 26 т. 1), 

– производственное здание литера «Б» площадью 3.341кв.м., право собственности на которое зарегистрировано в ЕГРН, КН 91:03:001013:704 (л.д. 31 т. 1),

–гараж-склад «Г» - 34,50 кв.м., право собственности на которое зарегистрировано в ЕГРН, КН 91:03:001013:705 (л.д. 27 т. 1), 

–гараж-склад «Е» - 86,10 кв.м., право собственности на которое зарегистрировано в ЕГРН, КН 91:03:001013:709 (л.д. 28 т. 1), 

–мастерская «Ж» - 237,30 кв.м., право собственности на которое зарегистрировано в ЕГРН, КН 91:03:001013:703 (л.д. 30 т. 1), 

–бокс «Н» - 166,80кв.м., право собственности на которое зарегистрировано в ЕГРН, КН 91:03:001013:707 (л.д. 29 т. 1),

а также сооружения (купленные в соответствии с законодательством Украины): пристройка «а», навесы «Д», «В», «И», «К», «Л», сараи «З»,  «М», «О», гараж «П» ограждения, помещение I, но по которым по законодательству Российской Федерации не осуществлена государственная регистрация права собственности.

По материалам проведенной в 2002 году органом БТИ инвентаризации названных производственных зданий (экспликация внутренних помещений) следует, что в состав производственных зданий литеры «А» и «Б» входят помещения мастерских, торговых залов, кабинеты, сан.узлы, коридоры, лестницы (л.д. 49-58 т. 1).

Из пояснений представителя заявителя и договоров аренды следует, что ООО «ТД «Купеческий» длительное время сдает в аренду помещения в названных зданиях для использования под производство, размещения цеха по промышленному производству текстильной продукции, рабочей и специальной одежды; договора аренды заключены по законодательству Украины; в соответствие с законодательством Российской Федерации оформлен только договор с ООО «Контекст-Инвест» - для использования помещений под производство, офис и склад (л.д. 69-100, 114-134 т. 1, 59-81 т. 2).

 В соответствии с частью 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (в ред. от 25.12.2018, действовавшей на 18.06.2019,  далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности, предстоящего образованию в границах территории, по которой не утвержден проект межевания, осуществляется без проведения торгов по решению уполномоченного органа о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятого по поданному правообладателем здания заявлению с приложением схемы расположения земельного участка.

Пункт 1 статьи 39.15 ЗК РФ предусматривает, что в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются (в том числе) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав и цель использования земельного участка.

Согласно подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15, пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если приложенная к заявлению схема расположения земельного участка не соответствует утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

Пункт 1 статьи 7 ЗК РФ устанавливает, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе на: земли населенных пунктов и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

Пункт 1 статьи 85 ЗК РФ предусматривает, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

При этом, пункты 6 и 7 названной статьи предусматривают :

- земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам;

- земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.

 Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, о чем указано в статях 88 и 87 ЗК РФ.

Пункт 2 статьи 7 ЗК РФ предписывает использовать земли  в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий; виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно Классификатора, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (в ред. от 04.02.2019, действовавшей на 18.06.2019, далее - Классификатор).

 - для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье) предусмотрен вид разрешенного использования – «Бытовое обслуживание» (код 3.3), входящий в состав вида «Общественное использование объектов капитального строительства» (код 3.0),

- вид разрешенного использования «Легкая промышленность» (код 6.3) предусмотрен для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для текстильной, фарфоро-фаянсовой, электронной промышленности.

Из ЕГРЮЛ следует, что основным видом деятельности заявителя по КВЭД является код 68.20 Аренда и управление собственными или арендованным недвижимым имуществом; дополнительными еще 31 вид деятельности, включая 46.39 Торговля оптовая неспециализированными пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями, 47.29 Торговля розничными прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах. Но деятельности по классу ОКВЭД 14, включающий в себя производство швейных изделий,  ЕГРЮЛ в отношении заявителя не содержит.

Как установлено, заявитель использует отдельные помещения  производственных зданий для сдачи в аренду, в том числе для использования арендаторами помещений для пошива одежды, что по Классификатору соответствует коду 3.3 «Бытовое обслуживание».

Доказательств того, что названные здания используются заявителем или предназначены для обеспечения его деятельности и (или) эксплуатации объектов легкой промышленности, включая текстильную, не представлены.

 Данные здания были приобретены заявителем у ОАО «Рембыттехника», оказывавшего бытовое обслуживание населения (ремонт бытовой техники); реконструкции этих зданий под объекты легкой промышленности не производилось; из состава помещений этих зданий (мастерские и торговые залы) следует, что они предназначены для оказания бытового обслуживания населения и торговли.

На  основании чего, суд апелляционной инстанции полагает, что у заявителя нет права на получение земельного участка с видом разрешенного использования по Классификатору «Легкая промышленность» (код 6.3), который подпадает под категорию земли промышленности.

Доводы заявителя и выводы  суда первой инстанции о праве заявителя получить земельный участок с таким видом разрешенного использования из-за сдачи заявителем помещений в производственных зданиях в аренду под мастерские по пошиву одежды не основаны на приведенных выше нормах законодательства и не соответствуют обстоятельствам дела.

Пункт 10 статьи 39.15 ЗК РФ устанавливает, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны.

Однако невозможность предоставления земельного участка с видом разрешенного использования, как это просит заявитель, не является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка с видами разрешенного использования, которые установлены для соответствующей территориальной зоны.

Подпункт 11.1 пункта 9 статьи 39.15 ЗК РФ предусматривает, что в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются (в том числе) сведения об ограничениях по использованию земельного участка, если земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, границах территории объекта культурного наследия либо зоны с особыми условиями использования территории, если сведения об указанных границах внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно общедоступным сведениям Публичной кадастровой карты по состоянию на 19.06.2019 были внесены сведения о земельных участках, расположенных  в районе ул. Коммунистическая, 10-А и 10 г. Севастополя:

- в районе доме 10А – площадью 74 кв.м., КН: 91:03:001010:77, вид разрешённого использования «Для размещения объектов»,

- в районе доме 10 – площадью 57 кв.м., КН: 91:03:001010:79,  вид разрешённого использования «Для размещения объектов».

Однако ДИЗО не доказал того факта, что в ЕГРН включены сведения о границах территории с особыми условиями использования.

Таким образом, расположение испрашиваемого земельного участка рядом с территорией, на которой расположен  объект электросетевого хозяйства –  ТП-52, не является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Кроме того, как указано выше закон устанавливает, что наличие  зоны с особыми условиями использования территории является основанием для предоставления земельного участка с определенными условиями (ограничениями) по его использованию, но не является основанием для отказа в предоставлении такого участка в пользование или собственность. 

В соответствии с пунктом 1.1  Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 № 883-ПП (в ред. от 06.12.2018, далее - Положение о ДИЗО)  Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим (в том числе) функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.

Согласно пункту 3.5, подпунктам 3.5.3 и 3.5.4 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь», утвержденного Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 19.01.2017 № 549-РДЗ (в ред. от 24.04.2019, далее - Административный регламент) государственная услуга состоит из этапов, одним из которых является этап «Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо об отказе в предварительном согласовании»  (пункт 3.5), в рамках которого Директор ДИЗО (либо иное уполномоченное лицо) рассматривает поступивший проект распоряжения, принимает решение и подписывает распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо письменный мотивированный отказ, после чего передает документы для направления (вручения) Заявителю; максимальный срок совершения таких действий - 3 рабочих дня.

 На основании установленных обстоятельства и требований закона, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что отказ ДИЗО в предварительном согласовании предоставления без торгов ООО «ТД «Купеческий»  земельного участка не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что является основанием для признания его незаконным. В этой части решение суда первой инстанции принято без нарушений норм материального права.

Однако в части восстановления нарушенного права и законных интересов заявителя решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права и его выводы не соответствуют обстоятельствам дела, так как вид разрешенного использования земельного участка устанавливает уполномоченный орган, в данном случае ДИЗО, а испрашиваемый заявителем вид разрешенного использования земельного участка для «Легкой промышленности» не соответствует ни категории земли, ни   установленным действующим Генеральным планом города Севастополя территориальным зонам. В этой части решение суда подлежит отмене, на ДИЗО следует возложить обязанность в срок, предусмотренные названным выше Административным регламентом, -  3 рабочих дня принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение в части принято с нарушением норм материального права, изложенные в нем выводы частично не соответствуют обстоятельствам дела; что является основанием для отмены судебного акта в части избранного способа восстановления нарушенного права заявителя и принятия в этой части нового решения. В остальной части решение суда следует оставить без изменений.

Руководствуясь статьями  266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 и 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

  Решение Арбитражного суда города Севастополя  от 27 ноября 2019 года по делу №А84-4467/2019 отменить в части способа восстановления нарушенного права, принять в этой части новое решение:

«Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в течение трех рабочих дней принять решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка по поданному 04.06.2019 обществом с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Купеческий» заявлению о предварительном согласовании предоставления из земель, находящихся в государственной собственности, земельного участка площадью 5.418кв.м., расположенного по адресу: <...>».

В остальной части решение Арбитражного суда города Севастополя  от 27 ноября 2019 года по делу №А84-4467/2019 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд города Севастополя.

Председательствующий                                                                          О.Г. ФИО4

Судьи                                                                                                                      В.А. ФИО5

                                                                                                                      ФИО1