ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-1227/2022 от 17.05.2022 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

24 мая 2022 года                                                                        Дело № А83-16885/2021

Резолютивная часть постановления объявлена  17.05.2022

Постановление изготовлено в полном объеме     24.05.2022

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Градовой О.Г.,  Приваловой А.В., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,

с участием представителей от общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Алчак» – ФИО1 по доверенности от 28.09.2021, от Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым – ФИО2 по доверенности от 28.04.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 15 февраля 2022 года по делу № А83-16885/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Алчак» об оспаривании решения Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Алчак» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (далее по тексту – заинтересованное лицо, Министерство) о признании незаконным решения, изложенного в уведомлении от 05.08.2021 №1032/01, об отказе в выдаче разрешения на строительство гостиничного комплекса с апартаментами по адресу: <...> в районе бывшего кафе «Фестивальное». Просит обязать Министерство в срок не позднее 30 дней с даты вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление общества о внесении изменений в разрешение на строительство, без учета оснований, указанных в обжалуемом решении.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 15 февраля  2022 года требования общества удовлетворены; признано незаконным решение Министерства об отказе в выдаче разрешения на строительство гостиничного комплекса с апартаментами по адресу: <...> в районе бывшего кафе «Фестивальное», изложенное в уведомлении от 05.08.2021 №1032/01. Суд обязал Министерство в срок не позднее 30 дней с даты вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление ООО «СЗ «Алчак» о внесении изменений в разрешение на строительство, без учета оснований, указанных в обжалуемом решении;  распределили судебные расходы, понесенные в связи уплатой государственной пошлины.

Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось с апелляционной жалобой на указанный судебный акт, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять решение об отказе в удовлетворении требований заявителя. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на отсутствие у Министерства правовых оснований для выдачи разрешения на строительство поскольку представленные проектные решения не соответствуют проекту планировки территории.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

До начала судебного разбирательства от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в  судебном заседании его представитель возражала против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ). При этом оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением Администрации города Алушта Республики Крым №1770 от 15.08.2018
обществу с ограниченной ответственностью «Кристалл» разрешено за счет собственных средств подготовить проект планировки и проект межевания территории, с целью размещения гостиничного комплекса с апартаментами на земельных участках, по адресу: <...>, в районе бывшего кафе «Фестивальное».

Постановлением Администрации города Алушты №2739 от 29.12.2018
утверждены проекты планировки и межевания территории, согласно которым планируемый к строительству объект ориентировочно включает в себя 100 апартаментов и 50 маш/мест.

На основании договора на проектирование для строительства на указанном земельном участке застройщиком - ООО «Кристалл» была подготовлена проектная документация «Строительство гостиничного комплекса с апартаментами по адресу: <...>, в районе бывшего кафе «Фестивальное».

Разработанная проектная документация и результаты инженерных изысканий получили положительное заключение экспертизы ГАУ РК «ГОССТРОЙЭКСПЕРТИЗА».

01.10.2019 на основании постановления Администрации города Алушта №2589 от 20.09.2019 между Администрацией города Алушта и ООО «Кристалл» заключен договор аренды указанного земельного участка для строительства и обслуживания гостиничного комплекса с апартаментами.

28.04.2020 ООО «Кристалл» получено разрешение на строительство №91- RU-93301000-0038-2020.

02.11.2020 между ООО «Кристалл» и ООО «Специализированный застройщик «Алчак» заключен договор субаренды земельного участка №1 и договор №2 об отчуждении исключительного права на проектную и разрешительную документацию по строительству гостиничного комплекса.

03.12.2020 ООО СЗ «Алчак» выдано разрешение на строительство, срок которого был продлен до 31 июня 2024 года.

В дальнейшем в проектную документацию были внесены изменения: проектной документацией, которая непосредственно определяет конкретные параметры объекта, с учетом изменений, предусмотрено, что гостиничный комплекс включает в себя 121 апартамент, 49 маш/мест, а общая площадь здания будет составлять 19 376, 73 кв.м.

Внесение изменений в строительную документацию также было предметом экспертного исследования, по результатам которого получено положительное заключение по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения, согласно которому внесенные изменения в проектную документацию не затрагивают предельные параметры застройки и не изменяют объемно-планировочные решения.

В связи с внесением изменений в проектную документацию, общество обратилось в Министерство с заявлением №1/1255 от 02.08.2021 о необходимости внесения изменений в разрешение на строительство.

Уведомление от 05.08.2021 №1032/01 Министерством было отказано в выдаче разрешения на строительство по тем основаниям, что изменениями в проектную документацию изменяются количество апартаментов и маш/мест, чем проектные решения не соответствуют проекту планировки территории, который содержит иные параметры в части площади и количества апартаментов, паркомест, планируемого к строительству объекта.

Полагая, что указанное решение Министерства является незаконным и нарушает его права, общество обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Министерством не доказана обоснованность доводов, изложенных в оспариваемом решении № 1032/01 от 05.08.2021 об отказе в выдаче разрешения на строительство.

Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.

Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Части 21 - 21.16 данной статьи допускает возможность внесения изменений в ранее выданное разрешение на строительство.

В соответствии с частью 7 статьи 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Учитывая положения части 7 статьи 52 ГрК РФ, основания для внесения изменений в разрешение на строительство, предусмотренные статьей 51 ГрК РФ, не являются исчерпывающими.

Как следует из материалов дела, согласно откорректированной проектной документации, получившей положительное заключение Государственной автономной организацией «Государственная строительная экспертиза» № 40011-2020, объект имеет следующие характеристики: общая площадь здания - 20993,44, площадь открытых неотапливаемых планировочных элементов здания- 3158,32, Полезная площадь здания, в том числе: 17416,46, площадь номерного фонда гостиничного комплекса (с учетом летних помещений) - 11872,01, площадь номерного фонда гостиничного комплекса (без учета летних помещений - 10 055,36, площадь летних помещений номерного фонда, гостиничного комплекса - 1816,65, паркинг на 49 м/мест - 1 038,22, Администрация - 96,46, ресторан на 50 мест - 406,92, спортзал - 190,49, детская комната - 95,13, прачечная - 73,60, общая площадь подсобных помещений индивидуального пользования - 51,87, Расчетная площадь здания - 12625,75, Общее количество апартаментов - 121, однокомнатных -55, двухкомнатных-44, трехкомнатных- 22, Строительный объём, в том числе-68791,24, выше отм. ±0,000 - 61 556,98, ниже отм. ±0,000 - 7 234,26, подземных этажей- 2, Площадь застройки - 1313,00, Количество этажей, в том числе: 15, надземных этажей- 12+1 технический.

При этом согласно заключения Государственной автономной организацией «Государственная строительная экспертиза» № 40011-2020 изменения, внесённые в проектную документацию, в разделы «Пояснительная записка», «Схема планировочной организации земельного участка», «Архитектурные решения», «Конструктивные и объемно­планировочные решения», «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности», «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов», «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства» и подразделы раздела 5: «Система электроснабжения», «Система водоснабжения», «Система водоотведения», «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха», «Сети связи», «Технологические решения» в процессе проведения оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения, соответствуют требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, включая совместимость изменений, внесенных в проектную документацию после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, с частью проектной документацией, в которую указанные изменения не вносились.

Принятые проектные решения при корректировке раздела «Пояснительная записка», «Схема планировочной организации земельного участка», «Архитектурные решения», «Конструктивные и объемно­планировочные решения», «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности», «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов», «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства» и подразделы раздела 5: «Система электроснабжения», «Система водоснабжения», «Система водоотведения», «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха», «Сети связи», «Технологические решения» соответствуют требованиям ФЗ от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

В соответствии с пунктом 4 Положения «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.

Обоснованное решение о влиянии внесенных изменений на конструктивную надежность и безопасность объекта принимает застройщик по представлению лица, осуществляющего подготовку проектной документации, которое несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов.

Согласно ст. 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

По смыслу указанной нормы, проект планировки территории (ППТ) - документ для определенной территории, устанавливающий зоны размещения существующих объектов и их параметры, а также зоны размещения объектов, строительство которых может быть разрешено.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе, выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зонпланируемого размещения объектов капитального строительства (ст. 41 ГрК РФ).

Согласно ч. 1-3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.

Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.

Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.

Документом, дающим застройщику право осуществлять строительство и подтверждающим соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории в соответствии со ст. 51 ГрК РФ - является разрешение на строительство.

Описание и обоснование внешнего и внутреннего вида объекта капитального строительства, его пространственной, планировочной и функциональной организации, поэтажные планы зданий с указанием размеров и экспликации помещений и иные характеристики объекта строительства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» отражаются в проектной документации в соответствующих разделах.

Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, документом, определяющим внутренние характеристики объекта является исключительно проект строительства объекта, а не ППТ, определяющий месторасположение планируемой застройки.

При этом, в силу п. 11 ст. 48 ГрК РФ подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика, результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории.

Исходя из вышеуказанного, суд первой инстанции обоснованно отметил, что изменения в проектную документацию, не влияющие на предельные параметры застройки, а изменяющие исключительно внутренние характеристики объекта, могут не соответствовать ППТ, который фактически не должен содержать в себе такие характеристики.

Между тем, в силу ч. 7 ст. 52 ГрК РФ допускается отклонение параметров объекта капитального строительства (высоты, количества этажей, площади, объема) от проектной документации, если необходимость отклонения выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта.

Согласно ч. 21.14 ст. 51 ГрК РФ застройщик может обратиться с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство, в том числе при изменении параметров объекта.

В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

Частью 11 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, к полномочиям заинтересованного лица при внесении изменений в разрешение на строительство относится проверка на соответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, установленным на дату выдачи предоставленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

С учетом того, что изменения вносились в проектную документацию, Министерство обязано проверить соответствие сведений, указанных в заявлении о внесении изменений, сведениям, указанных в проектной документации.

Кроме того, суд первой инстанции верно отметил, что действующим законодательством не предусмотрено прав органа, уполномоченного на внесение изменений в разрешение на строительство, оценивать принятое застройщиком решение об отклонении возводимого объекта капитального строительства от ранее принятых параметров.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое решение Министерства, изложенное в уведомлении № 1032/01 от 05.08.2021 об отказе в выдаче разрешения на строительство, незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование общества.

Суд первой инстанции также сделал вывод о том, что Министерство  обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возложения обязанности на Министерство повторно рассмотреть заявление ООО «СЗ «Алчак» о внесении изменений в разрешение на строительство, без учета оснований, указанных в обжалуемом решении.

Апелляционная коллегия поддерживает указанный способ устранения  допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя поскольку Министерство обязано проверить соответствие сведений, указанных в заявлении о внесении изменений, сведениям, указанных в проектной документации.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и
отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права,
а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств,
которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка
при правильном применении норм материального права.

Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем, отсутствуют основания для отмены судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, апелляционной инстанцией не установлено.

Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 15 февраля 2022 года по делу № А83-16885/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                          С.Ю. Кузнякова

Судьи                                                                                                             О.Г. Градова

                                                                                                                 А.В. Привалова