ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс + 7(8692) 54-74-95
www.21aas.arbitr.ru; e-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
26 августа 2016 года
Дело № А83-6199/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2016 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Приваловой А.В., судей Евдокимова И.В., Омельченко В.А., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем Кравченко А.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Максимум» - ФИО1, по доверенности б/н от 18.12.2015; в отсутствие Управления наружной рекламы и информации Администрации города Симферополя, Администрации города Симферополя Республики Крым, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Максимум» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.06.2016 по делу №А83-6199/2015 (судья Колосова А.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Максимум», заинтересованные лица: Управление наружной рекламы и информации Администрации города Симферополя, Администрация города Симферополя Республики Крым, о признании незаконными предписаний,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Ломбард Максимум» (далее – Общество, ООО «Ломбард Максимум», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконными предписаний Управления наружной рекламы и информации Администрации города Симферополя Республики Крым (далее – Управление) от 02.11.2015 №№ 1822, 1823, 1824, 1825.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица судом привлечена Администрация города Симферополя Республики Крым (далее – Администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 06.06.2016 в удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что суд первой инстанции неверно применил положения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и пришел к ошибочному выводу о том что, вывески, размещенные на фасаде здания в месте осуществления предпринимательской деятельности ООО «Ломбард Максимум», являются рекламой. По мнению заявителя, данные вывески носят информационный характер о деятельности организации и не могли рассматриваться судом первой инстанции в качестве рекламы.
Представитель Общества в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы, просила ее удовлетворить в полном объеме.
Администрация и Управление явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
От Управления поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Управление приводит свои возражения против доводов жалобы и просит оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление неявившихся лиц, необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт отмене или изменению не подлежит в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 02.11.2015 начальником Управления наружной рекламы и информации Администрации города Симферополя Республики Крым были вынесены предписания №№ 1822, 1823, 1824, 1825 в адрес ООО «Ломбард Максимум» по факту установки и эксплуатации рекламных конструкций с нарушением требований ст. 19 Федерального закона от 13.03.2016 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), Правил распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденных решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 29.12.2014 № 157 (далее – Правила № 157).
Согласно предписанию № 1822 к фасаду здания, расположенному по адресу: <...> прикреплена рекламная конструкция размером 5,0 х 0,7 м. Содержание конструкции соответствует фотофиксации – «Кредитный центр», «Все виды кредитования».
Согласно предписанию № 1823 к фасаду здания, расположенному по адресу: <...> прикреплена рекламная конструкция размером 2,5 х 0,7 м. Содержание конструкции соответствует фотофиксации – «Кредит для бизнеса», «Экспресс кредит» с изображениями телефона, планшета, ноутбука.
Согласно предписанию № 1824 к фасаду здания, расположенному по адресу: <...> прикреплена рекламная конструкция размером 2,5 х 0,7 м. Содержание конструкции соответствует фотофиксации – «Ломбард без залога» с изображениями денег и ювелирных изделий.
Согласно предписанию № 1825 к фасаду здания, расположенному по адресу: <...> прикреплена рекламная конструкция размером 2,5 х 0,8 м. Содержание конструкции соответствует фотофиксации – «Автокредит», «Ипотека» с изображениями автомобиля, дома.
Указанными предписаниями обществу предписывалось демонтировать рекламные конструкции в срок до 02.12.2015, удалить информацию, размещенную на конструкциях, в течение 3-х дней со дня получения предписаний, о выполнении предписаний сообщить по адресу: <...> каб. 8.
Не согласившись с указанными предписаниями, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Управление, выявив отсутствие у ООО «Ломбард Максимум» разрешений на размещение рекламных конструкций, в соответствии с предоставленными полномочиями правомерно вынесло оспариваемые предписания о демонтаже рекламных конструкций, поскольку размещенная Обществом информация отвечает признакам наружной рекламы, на размещение которой в соответствии с нормами действующего законодательства, необходимо получение разрешения в установленном законом порядке.
Суд апелляционной инстанции считает, что, рассматривая заявление по существу, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе. Объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В силу части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 названной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается (часть 10 статьи 19 Закона о рекламе).
Вместе с тем, согласно пунктам 2, 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе его положения не распространяются на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. В силу пункта 2 названной статьи до сведения потребителя, в том числе должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено, что при применении пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьями 9, 10 Закона «О защите прав потребителей».
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Ранее Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Информационного письма от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» указал, что основополагающее отличие вывески от рекламы заключается в том, что ее целью не является формирование или поддержание интереса к ее обладателю, его товарам, идеям, начинаниям и способствование реализации этих товаров, а информирование третьих лиц о наличии юридического лица как такового.
Однако, спорные конструкции, которые заявителю предписано демонтировать, не содержат сведений о юридическом лице, осуществляющим свою деятельность в этом помещении, не указаны наименование организации (ООО «Ломбард Максимум»), режим ее работы и иная информация, предусмотренная ст. ст. 9, 10 Закона о защите прав потребителей, а содержится информация следующего содержания: «Кредитный центр», «Все виды кредитования», «Кредит для бизнеса», «Экспресс кредит», «Ломбард без залога», «Автокредит», «Ипотека» с соответствующими изображениями. Таким образом, данные конструкции обладают всеми квалифицирующими признаками рекламы и предназначены для поддержания и формирования интереса неопределенного круга лиц к объекту рекламирования оказываемых обществом услуг.
При таких обстоятельствах довод заявителя о том, что оспариваемые предписания вынесены в отношении вывесок, подлежит отклонению, так как для разграничения информации и рекламы значение имеет предусмотренная федеральным законом обязательность размещения в целях доведения до потребителя соответствующей информации и место ее размещения, манера исполнения при размещении этой информации значения не имеет.
Изложенный правовой подход в оценке того, обладает ли вывеска рекламным характером, нашел свое подтверждение в правоприменительной практике судов кассационной инстанции (постановления Арбитражного суда Центрального округа от 19.05.2016 по делу № А83-4068/2015, от 04.07.2016 по делу №А83-3320/2015, определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2016 № 310-КГ16-7962).
Пунктом 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов.
Правилами распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденными решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 29.12.2014 № 157, регламентирован общий порядок и определены требования к установке и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, компетенция органов местного самоуправления в сфере в сфере распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации, порядок заключения договоров и выдачи разрешений на установку и эксплуатацию объектов наружной информации, которые могут устанавливаться и эксплуатироваться, а также установлен порядок осуществления контроля за соблюдением этих требований.
Согласно пункту 1.3 Правил № 157, соблюдение настоящих правил обязательно для всех юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, а также для физических лиц и индивидуальных предпринимателей при распространении рекламы, установке и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории городского округа Симферополь.
В соответствии с пунктом 4.1 Правил № 157, объекты наружной рекламы подразделяются на следующие виды: объекты наружной рекламы (рекламные конструкции), объекты городской рекламы, объекты информационного и рекламного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения.
Объектами информационного и рекламного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения являются вывески, настенные панно, кронштейны и другие объекты, установленные и эксплуатируемые на внешних стенах зданий и сооружений, на территориях в местах их нахождения в целях информирования потребителя о товарах и услугах.
К указанным объектам относятся вывески, не содержащие сведений рекламного характера. Такие вывески должны содержать сведения о наименовании (фирменном наименовании) организации-изготовителя (исполнителя, продавца), месте нахождения (адресе) организации-изготовителя (исполнителя, продавца), режиме работы организации-изготовителя (исполнителя, продавца), о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа - для индивидуального предпринимателя. Они устанавливаются изготовителем (исполнителем, продавцом) на видном месте на здании справа или слева у входа в занимаемое им здание или помещение, а также на ярмарках, лотках и в других местах осуществления им торговли, бытового или иного обслуживания вне постоянного места нахождения. Допустимые размеры объектов информации не более 0,6 кв.м. - для вывесок, содержащих сведения об одном юридическом лице (пункт 4.5.1 Правил № 157).
Подпунктом 4.5.3.3 пункта 4.5 Правил № 157 предусмотрено, что установка и эксплуатация объектов информационного и рекламного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения, за исключением конструкций, указанных в подп. 4.4.2 п. 4.4 (объекты городской информации) осуществляется на основании разрешения, оформленного в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
Заявителем не оспаривается отсутствие такого разрешения, а указывается на то, что данные конструкции не являются рекламой.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что спорные конструкции носят рекламный характер и установлены заявителем в нарушение Закона о рекламе, является правильным.
Правильными являются и выводы суда первой инстанции о допущенном нарушении законодательства об объектах культурного наследия при размещении заявителем наружной рекламы на объекте культурного наследия без согласования с органом охраны объектов культурного наследия республики Крым.
Федеральным законом от 08.03.2015 № 50-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О рекламе» и Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» статья 19 Федерального закона о рекламе была дополнена частью 3.1, согласно которой распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, их территориях допускается в случаях и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом № 73-ФЗ, с соблюдением требований к рекламе и ее распространению, установленных настоящим Федеральным законом.
Федеральным законом от 08.03.2015 №50-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О рекламе» и Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» также дополнен Федеральный закон №73-Ф3 статьей 35.1, в соответствии с которой не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в реестр, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест. Запрет или ограничение распространения наружной рекламы на объектах культурного наследия, находящихся в границах территории достопримечательного места и включенных в реестр, а также требования к ее распространению устанавливаются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, и вносятся в правила землепользования и застройки, разработанные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Требования пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении распространения на объектах культурного наследия, их территориях наружной рекламы, содержащей исключительно информацию о проведении на объектах культурного наследия, их территориях театрально-зрелищных, культурно- просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий или исключительно информацию об указанных мероприятиях с одновременным упоминанием об определенном лице как о спонсоре конкретного мероприятия при условии, если такому упоминанию отведено не более чем десять процентов рекламной площади (пространства). Требования к распространению на объектах культурного наследия, их территориях наружной рекламы указываются в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия в случае распространения наружной рекламы, предусмотренной настоящим пунктом.
Согласно списку (реестру) памятников местного и национального значения, расположенных на территории города Симферополя, здание по адресу: ул. Желябова/ ул. Долгоруковская, 3/11 в г. Симферополе относится к объекту культурного наследия (здание бывшего общества взаимного кредита, постройка ХIХ века) и подлежит государственной охране в порядке, установленном Федеральным законом № 73-ФЗ.
Частью 3 статьи 22 Закона Республики Крым от 11.09.2014 № 68-ЗРК «Об объектах культурного наследия в Республике Крым» установлено, в частности, что размещение и (или) установка рекламных конструкций, афиш, вывесок, телевизионных антенн, электрических и телефонных кабелей, вентиляционных систем, систем кондиционирования в границах территорий исторических поселений регионального значения и объектов культурного наследия, а также зон их охраны осуществляются по согласованию с органом охраны объектов культурного наследия Республики Крым. При установке рекламных конструкций, афиш, вывесок, телевизионных антенн, электрических и телефонных кабелей, вентиляционных систем, систем кондиционирования на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия необходимо соблюдать требования федерального законодательства и законодательства Республики Крым об охране объектов культурного наследия, не допускающие изменения внешнего облика объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия и оказание на них негативного воздействия.
Не допускается размещение любых видов рекламных конструкций, афиш, вывесок, телевизионных антенн, электрических и телефонных кабелей, вентиляционных систем, систем кондиционирования на архитектурно-декоративных элементах объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия.
Частью 10 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Доводы апелляционной жалобы заявителя о том, что суд не дал оценки законности приказу Рескомитета Автономной республики Крым по охране культурного наследия от 31.01.2013 № 13, на основании которого здание было включено в реестр памятников местного значения, и незаконном возложении на арендатора здания дополнительных обязанностей, апелляционный суд отклоняет, поскольку оценка законности приказа не входит в предмет доказывания по настоящему спору, а отсутствие сведений как у собственника помещений так и общества относительно включения здания в перечень объектов культурного наследия не изменяет охранный режим использования объекта культурного наследия.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, выявив отсутствие разрешения на размещение рекламных конструкций и согласования с органом охраны объектов культурного наследия Республики Крым, Управление правомерно в соответствии с предоставленными ему полномочиями вынесло оспариваемые предписания, обязывающие общество демонтировать установленные рекламные конструкции, и обоснованно отказал обществу в удовлетворении его требований.
Приводимые в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права. Приведенным доводам судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. Правовые основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 июня 2016 года по делу № А83-6199/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.В. Привалова
Судьи И.В. Евдокимов
В.А. Омельченко